Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Курсовая работа
«Психологическое сопровождение выбора профессии у старших школьников»
Выполнил (а)
студент (ка) IIкурса, группы ФП–21
Семашко Татьяна Олеговна
__________________________/подпись/
Научный руководитель:
Корчатина Галина Ивановна __________________________/подпись/
КИРОВ 2010
Содержание
Введение………………………………………………...………………...1
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования……………4
1.1. Профессиональное самоопределение старших школьников...
1.2 Психологическое сопровождение выбора…………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических предпосылок и мотивации старшеклассников………………..…………..13
2.1.Описание методов экспериментального исследования……….…...13
2.2. Проведение экспериментальных исследований…………………...20
Заключение …………………………………………………………………45
Библиография……………………………………………………………….46
Приложение
Введение
Переход школы на профильное обучение поставил учащихся старших классов перед первым в их жизни серьезным выбором- определить направление будущего обучения и тем самым, во многом и будущую профессию. Так что же толкает нынешнего школьника в профессиональном самоопределении?
Выделим некоторые из этих решений:
1.родители
2.сам выпускник
3.обстоятельства
Зачастую в профессиональном самоопределении не малую роль играют родители, которые за долго до рождения ребенка берут на себя право в выборе за ним его будущей профессии. Тем самым давят на ребенка своим авторитетом. В дальнейшем выпускника ждет два пути:
1)следовать совету родителей и получать то образование, которое ему «навязали», или
2) отказаться от совета родителей и выбирать свой жизненный путь самостоятельно по своему желанию.
Готовность старшеклассника к самостоятельному принятию решения зависит от его знания предметного содержания трех составляющих выбора профессии: «ХОЧУ», «МОГУ» И «НАДО». «Хочу» включает запросы, профессиональные интересы и склонности учащегося. «Могу» - физиологические и психические возможности. «Надо» - востребовать данной профессии на рынке труда, пути и средства достижения цели. В идеале все они должны быть согласованны или хотя бы не противоречить друг другу.
Так же в большинстве случаев на выбор профессии влияют обстоятельства из-за которых выпускник принимает то или иное решение о профессиональном обучении. Эти обстоятельства могут противоречить или наоборот поддерживать желание самого выпускника в выборе. Этими обстоятельствами могут быть:
1)Желание обеспечить себе благополучную жизнь и
2)климат в стране. Готовность и возможность государства дать профессиональное образование.
1
В современной психологии внимание исследователей концентрируется на
проблеме выбора профессии учащихся, которая всегда стояла перед
старшеклассниками. А сейчас она становится особо актуальной в связи с
изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых
профессий школьники практически не имеют информации, да и
традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Объектом исследования выступает профессиональное самоопределение.
Предметом исследования является влияние профориентационных занятий
на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель: необходимо определить психологические предпосылки и мотивации старших школьников в выборе профессии.
Из цели исследования вытекают задачи:
1) провести теоретический анализ и обобщение научно- литературных источников по теме « Психологические предпосылки и мотивации старших школьников в выборе профессии.;
2) Провести исследование;
Гипотеза: Место жительства влияет на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Методы исследования: анализ и обобщение научно- методической литературы; наблюдение; стандартные и адаптированные методики: методика«Карта интересов», опросник «ДДО» (Е.А.Климова), методика
«Определение типа будущей профессии», Анкетный опрос «Определение мотивации»; количественный и качественный анализ
эмпирических данных, Опросник для изучения мотивов будущей профессии.
2
Методологической основой является: трехфакторная теория
профориентационной работы Ф. Парсонса; концепция особенностей
личности Б.М. Теплова; теория психологического сопровождения выбора
профессии Л.М. Митиной; программа профессионального самоопределения
Г.В. Резапкиной.
База исследования - муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лабытнанги, Ямало - Ненецкий
автономный округ, 9 «А» ,10 «А», 10 «Б».
Структура исследования включает: введение, 2 главы, заключение,
библиографию, приложение.
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.2. Психологическое сопровождение выбора профессии
Процесс профессиональной подготовки является процессом не только
социальным, экономическим, но и психологическим. В частности, один из
таких психологических аспектов- роль интересов в профессиональной
ориентации.
Есть два способа выбирать профессию. Один- метод «проб и ошибок»,
когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не
только средства к достойному существованию, но и радость от самого
процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если
повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить
прежде самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления,
памяти, внимания, свойства нервной системы - словом, все то, что делает
каждого человека единственным и неповторимым.
Современные условия жизни общества требуют смены стратегии
профессиональной адаптации на стратегию профессионального развития.
Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный
самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения,
за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать.
Но для того, чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям
на стадии выбора профессии необходима психологическая помощь,
психологическое сопровождение.
4
Рассмотрим некоторые основные подходы к рассматриваемой проблемы.
Мы различаем две основные формы психологической работы с оптантом или,
говоря более привычным языком, профконсультации: адаптивную и
развивающую. Наиболее распространенными видами адаптивной являются
диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая профконсультации.
Диагностическая профконсультация базируется на трехфакторной теории
профориентации Ф. Парсонса (21), основные положения которой он сформулировал еще в 1908 году. Он предложил выделять три фазы профориентационной работы с оптантом: первая включает изучение
психических и личностных особенностей, вторая предполагает изучение
требований профессии и формулирование их в психологических терминах и
третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие
решения о рекомендуемой профессии. Таким образом, предполагается, что
существует жесткая взаимосвязь между особенностями требованиями. Сам
выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между
требованиями профессии и индивидуальностью.
Вместе с тем утверждает Л.М.Митина, существенный просчет допускают
приверженцы диагностического подхода, когда берутся решать судьбу
человека, выбитая за него, кем ему быть, исключая тем самым с процесса
принятие решения самого оптанта. Неправомерно принимать решение на
основе одних только результатов диагностического обследования без учета
изменений в мире профессий и перспективы развития личности.
Привлекательность такой схемы в ее внешней простоте и, вроде бы,
логичности.
5
Бихевиористская (воспитательная) концепция профконсультации основана
на представлениях о более или менее однозначной обусловленности
поведения человека набором внешних воздействий. По м нению сторонников
воспитательной концепции любого человека можно обучить профессии,
следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы
профессионального обучения. От суда и главная цель консультации- изучить
индивидуальные особенности оптанта и организовать наиболее оптимальные
условия для обучения. Эта концепция выглядит более привлекательно,
поскольку в большей степени учитывает огромные возможности развития
способностей. Но она полностью игнорирует данные, полученные в теории и
практике дифференциальной психофизиологии.
Психоаналитическая консультация строится на принципах выявления
подсознательных импульсов человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени. Главным принципом такой консультации является отказ от каких- либо приемов
самовоспитания и саморазвития. Главное - принять себя, таким как есть,
безоговорочно и спокойно.
Классическими типами другой формы профконсультации являются
гуманистическая и развивающая (активизирующая). Гуманистическая
профконсультация строится на общих для гуманистической психологии
принципах создания особой ситуации взаимодействия оптанта и консультанта (центрированный на клиенте подход), включающий полное «принятие» консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения. При всей привлекательности такая схема не прижилась на практике.
6
Во - первых, потому, что профконсультация такого типа требует для своего проведения значительного времени, во- вторых, в ходе такой
консультации чаще всего теряется ее предмет, основной целью становится
работа с личностью, что само по себе чрезвычайно важно, но не имеет
прямого выхода на выбор профессии. Тем не менее, некоторые принципы
гуманистической психологии включаются в консультирование.
Развивающая (активизирующая) профконсультация лишена главного
недостатка адаптивной - она не исключает активности самого субъекта из
процесса решения жизненно важной задачи а рассматривается как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней (21, с. 10).
Психологическое сопровождение- это целостный процесс изучения,
формирования и коррекции профессионального становления с учетом
своеобразия и психологических особенностей каждой стадии, а также право нести ответственность за свою профессиональную жизнь.
Психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из
фундаментальных для психологии развития является категория возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.)- Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.
7
Психологическая работа с оптантом призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащегося и объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути (21, с. 12).
Выбор профессии должен быть сознательным, свободным, и решение о
выборе профессии должно приниматься самим учащимся; точнее говоря, для
учащегося это решение должно выступить как самостоятельно принятое, а не
как навязанное со стороны. Стремление к самостоятельности - одна из
особенностей подросткового и юношеского возрастов, и с этим нельзя не
считаться, этого требует педагогический такт. Однако подлинная
самостоятельность не исключает того, что учащийся учитывает дельные
советы более знающих и опытных людей. Учебные задачи, например, на
уроках математики, русского языка, тоже должны решаться самостоятельно,
но это не исключает, а предполагает активную роль учителя, педагога. Задача
выбора жизненного (а значит профессионального) пути много сложнее любой учебной задачи. Во- первых, потому, что для правильного решения ее надо учесть много данных, причем таких, о которых учащийся часто и не
подозревает. Во- вторых, потому, что придя к решению, негде «подсмотреть
ответ, как это можно сделать в отношении любой самой запутанной учебной
задачи. В правильности выбора профессии убеждаются через месяцы и годы.
А это дорогая цена за поспешное решение. В - третьих, учащиеся
недооценивают серьезность задачи выбора профессии (13, с. 143).
8
Все эти обстоятельства говорят о том, что без помощи, без консультации более знающих и опытных лиц старший школьник не может осуществить выбор ни сознательно, ни свободно, ни самостоятельно. Почему? Потому что сознательным выбор может быть только тогда, когда подросток знает многие
возможные варианты выбора (знает о многих профессиях), имеет
представление о том, каких личных качеств, способностей требует та или иная профессия, каков спрос в обществе на эти профессии, какие возможности профессионального и социального роста они обеспечивают человеку. Как правило, все эти обстоятельства ученику мало известны. Значит, выбор может лишь казаться ему сознательным, не будучи таковым в действительности (12, с.13).
Подлинно свободным выбор профессии будет лишь в случае, когда
решение принимается со знанием всех существенных ограничений. Иногда свободу выбора понимают примитивно, по принципу «вольному- воля» или «хочешь - валяй». Это неправильно. Например, девушка захотела стать учительницей. А почему бы и нет? Профессия уважаемая. И бывшая ученица поступила в институт, учиться, даже хорошо сдает зачеты и экзамены, но ее тяготит общение с детьми, не увлекает практика в школе, не удовлетворяет работа по формированию знаний, представляясь ей «нудной», а направляясь после звонка в класс, она со вздохом говорит: «Ну, пора идти в свой обезьянник». Нарастает поток тягостных переживаний, и, наконец, уже с дипломом вуза она уходит от педагогического труда, устраивается корректором в издательстве. Через некоторое время оказывается, что и там работа ей «не по душе».
9
Она очень любит вышивать, шить и особенно конструировать одежду, но эта профессиональная область казалось ей раньше не очень уважаемой, она как бы стеснялась сделать этот выбор; теперь после
долгих лет блужданий она, наконец, поняла свою ошибку, исправила ее и
именно здесь «нашла себя».
В вышеприведенном примере выбор профессии, казалось бы, сделан после
окончания школы свободно: «захотела- выбрала». Но это лишь кажущаяся
свобода, так как человек оказался в полной зависимости от обстоятельств,
которые он не пытался предвидеть, учесть, поэтому и вынужден был бросить
начатое дело, зачеркнуть годы жизни и т. д. Какая же это свобода, если она
порождает ряд вынужденных поступков! (25, с.75).
Подлинно свободный выбор- это выбор со знанием дела, ибо свобода- это
осознанная необходимость. Из сказанного следует заметить, что для
обеспечения свободного выбора профессии старшему школьнику совершенно
необходима консультация, расширяющая его знания о тех условиях, которые
нужно учитывать при решении вопроса о выборе профессии.
Что значит правильно выбрать профессию? Может быть, это значит, что
выпускник школы должен посвятить себя той профессии, на которую
большой спрос, то есть наиболее «дефицитной»? Выбор профессии нужно
обязательно согласовывать объективной потребностью общества, но этого
недостаточно. Если учитывать только один этот фактор, решение может быть
не наилучшим.
10
Может быть, правильно выбрать профессию- это значит посвятить себя
тому делу, к которому наиболее способен? Но, во - первых пока человек не
работал, нельзя уверенно ответить на вопрос, к чему он наиболее способен.
Во - вторых, у человека бывают способности к очень многим родственным
профессиям, причем о большинстве из них он и не подозревает (как впрочем и
учитель, и родитель), так как профессий и специальностей не десятки и даже
не сотни, а тысячи.
Кроме того, если бы фактор способностей сам по себе был идеально учтен,
но упущен из виду фактор спроса, о чем говорилось раньше, то это ставит
человека опять- таки в невыгодное положение. (37, с 45).
Может быть, наконец, правильно выбрать профессию - это значит выбрать
ее «по интересу», выбрать то, что нравится? Следует заметить, что очень часто человеку нравится то, к чему он наиболее способен. Таким образом,
учитывая склонности, мы с большей вероятностью, как бы автоматически
учитываем и способности. Более того, активный интерес есть важное условие
развития способностей. Если у человека воспитан активный интерес к какому - либо делу, то этот человек становится как бы талантливей и талантливей. Но, во- первых, человек может интересоваться чем- то пассивно, может
интересоваться и тем, к чему наименее способен (например, подражая
товарищам становится псевдотеатралом или псевдожурналистом и т.д.).
Наличие этих интересов очень сильно зависит от осведомленности о том или
ином круге профессий, а отсутствие этой осведомленности есть одно из
слабых мест школьников (и учителей). Таким образом, если определенный
интерес к профессии выбирается «по интересу», то такой выбор нельзя с
уверенностью назвать правильным.
11
Итак, мы рассмотрели три условия, которые надо учитывать при решении
вопроса о выборе профессии; их кратко можно назвать так: 1) «требуется»; 2)
«способен»; 3) «склонен» (интересуется) или еще короче (как бы от лица
ученика): «нужно», «могу», «хочу».
Учет каждого из этих условий порознь не гарантирует правильности
выбора профессии. Следует заметить, что нужно принимать во внимание все
эти три условия одновременно.
Школьная профконсультация направлена на постепенное формирование у
подростков внутренней готовности к самоопределению, которая включает
информационную составляющую (более основательное знание мира
профессий), когнитивную (знание путей и способов подготовки к профессии), морально- волевую (постепенная подготовка подростка к выбору, к поступку) и др. Данный тип профконсультирования также не направлен на принятие окончательного решения. Важным элементом работы профконсультанта в школе является помощь подростку в самопознании, в нахождении смыслов не только будущей, но и настоящей его жизни, как одного из условий более осознанного самоопределения. При этом могут использоваться не только традиционные методы психологии (тесты, интервью и т.п.), но и рассмотрение судеб великих людей, которые можно было бы взять за образец, например, различные мемуары и воспоминания, где люди, сумевшие прожить свою жизнь достойно, делятся своими впечатлениями и советами для подростков. К сожалению, такого рода профконсультация пока еще остается мечтой для многих психологов- практиков, ведь в этом случае они бы выступили в качестве Учителя (в высшем смысле этого слова) (13, с 148).
12
13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических предпосылок и мотивации старшеклассников.
2.1. Описание методов экспериментального исследования
Для проверки гипотезы нами были использованы следующие методики:
1. Методика «Карта интересов»
2. Опросник «ДДО» (Е.А. Климова)
Методика «Карта интересов» может применяться для обследования, как
подростков, так и взрослых. Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, состоящий из 50(78) вопросов, с которыми испытуемый соглашается или нет, с целью узнать, как распределяются его интересы. Во время проведения исследования экспериментатор должен дополнительно следить за эмоциональными реакциями испытуемых на различные утверждения.
Инструкция: «У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Дайте ответ следующим образом: если нравится то, о чем говориться в утверждении, то поставьте рядом с этим утверждением знак «+», если не нравится - «-» ; если сомневаетесь - поставьте «О».
14
Номер вопроса Сумма баллов
1 11 21 31 41
2 12 22 32 42
3 13 23 33 43
4 14 24 34 44
5 15 25 35 45
6 16 26 36 46
7 17 27 37 47
8 18 28 38 48
9 19 29 39 49
10 20 30 40 50
1.Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2.Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3.Выяснять устройство электроприборов.
4.Читать научно- популярные технические журналы.
5.Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6.Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7.Оюсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8.Наблюдать за работой медсестры, врача.
9.Создавать уют и порядок в доме.
10.Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11.Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12.Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
15
13.Ремонтировать бытовые электроприборы.
14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15.Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17.Участвовать в общественной жизни школы, города.
18.Объяснять одноклассникам учебный материал.
19.Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20.Соблюдатьб режим, вести здоровый образ жизни.
21.Проводить опыты по физике.
22.Ухаживать за животными, растениями.
23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25.Коллекционировать камни, минералы.
26.Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28.Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
29.Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30.Учавствовать в военных играх, походах.
31.Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32.Замечать и объяснять природные явления.
33.Собирать и ремонтировать компьютеры.
34.Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35.Учавствовать в географических, геологических экспедициях.
36.Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37.Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
16
38.Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39.Искать и находить способы зарабатывания денег.
40.Заниматься физической культурой и спортом.
41.Учавствовать в физико- математических олимпиадах.
42.Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43.Разбираться в принципах работы электроприборов.
44.Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46.Учавствовать в спектаклях, концертах.
47.Изучать политику и экономику других стран.
48.Изучать принципы поведения людей, строение человеческого организма.
49.Вкладывать заработные деньги в домашний бюджет.
50.Учавствовать в спортивных соревнованиях.
17
Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка для ответов количество знаков «+» и «-» (см. Приложение ).
Десять горизонтальных строк с номерами вопросов в бланке- это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1- физика и математика;
2- химия и биология;
3- радиотехника и электроника;
4- механика и конструирование;
5- география и геология;
6- литература и искусство;
7- история и политика;
8- педагогика и медицина;
9- предпринимательство и домоводство;
10-спорт и военное дело
Подсчитайте число плюсов в каждой строчке таблицы. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это- необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие- способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной строчке не превышает двух баллов, значит профессиональные интересы слабо выражены.
Таким образом, получается тринадцать колонок в бланке - это тринадцать направлений профессиональной деятельности (физика и математика; химия; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география-геология; биология; филология; история и политика; педагогика и воспитание; медицина; домоводство; искусство; спорт и военное дело). 18
По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли у тебя желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают
стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два - практическую деятельность в этой области. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков.
Для оценки профессиональной направленности на основе анализа
предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности
используется ДДО «дифференциально- диагностический опросник» (Е.А.
Климова). В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек- природа», «человек- техника», «человек- челочек», «человек-знаковая система», «человек- художественный образ».
Инструкция испытуемому: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов».
При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов
необходимо подсчитать сумму плюсов (см. Приложение ).
Анализируя полученные данные следует иметь в виду, что вопросы
подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они
относятся к профессиям «человек- природа» (П), во втором- «человек-
техника «Т», в третьем- «человек- человек» (Ч), в четвертом- «человек-
знаковая система», (3), в пятом- «человек- художественный образ» (X).
19
Эти буквенные обозначения вписываются экспериментатором в верхнюю строку листа ответов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.
20
2.2.Проведение экспериментальных исследований.
Класс 9А.
Ф.И. уч-ся Карта интересов ДДО Область деятельности Способности Выбор профиля обучения
1.Левон А.
Ч-Т, Ч-З Определённые интересы отсутствуют
Спорт, автодело Технологический
2.Александр Г. домоводство, спорт
Ч-Т, Ч-Х Естественно-научная Информатика, рисование Гуманитарный, художественно-эстетический, естественно-научный
3.Анна К. медицина, домоводство Ч-Ч Искусство нет Химико-биологический, гуманитарный
4.Марина К. - Ч-Ч, Ч-Т, Ч-З Общественно-научная Общество, право Гуманитарный, общественно-научный
5.Александр Л. - Ч-Ч, Ч-З
Естественно-научная Спорт, автодело, информатика естественно-научный, технологический
6.Василий М. радиотехника и электроника, механика и конструирование, спорт Ч-Т - - Индустриаль
но-технологичес
кий
7.Дмитрий Н. География, искусство, спорт Ч-Т
Определённые интересы отсутствуют
Не продолжит учёбу в 10 классе -
8.Таня Р. медицина, домоводство Ч-Х, Ч-З Естественно-научная Математика, физика естественно-научный
9.Катя Р. медицина, физика, математика Ч-Ч, Ч-З - - Гуманитарный, естественно-научный, физико-математический
10.Ира с. Педагогика, медицина, домоводство Ч-Ч Общественно-научная История, предпринимательство Гуманитарный, общественно-научный
11.Анастасия С. медицина, домоводство Ч-П Определённые интересы отсутствуют
нет Естественно-научный, гуманитарный
12.Даша Т. География, биология, педагогика
Ч-П,Ч-Ч Естественно-научная, гуманитарная Психология, биология Учёба в лицее.
Гуманитарный
13.Кирилл Т. биология
Ч-Т, Ч-П Естественно-научная биология Естественно-научный
14.Вильмир Х. Радиотехника
Ч-Т Определённые интересы отсутствуют
Спорт, информатика Технологичес-
кий
15.Оксана Ч. География и геология, педагогика, домоводство Ч-З, Ч-Ч Общественно-научная Общество, физика, информатика, предпринимательство Естественно-научный, ощественно-научный, гуманитарный
16.Аллександр Г. Механика и конструирование, физика, математика, радиотехника Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч
Естественно-научная - Физико-математический
17.Анастасия Н. - Ч-З, Ч-Х Естественно-научная Общественно-научная География, информатика, физика Физико-математический
18.Александр П. Радиотехника и электроника, механика и конструирование Ч-Т Естественно-научная Информатика, спорт, автодело Индустриаль
но-технологичес
кий
19.Кувват А. История, биология, домоводство
Ч-Т Естественно-научная Общественно-научная Механика, медицина естественно-научный, ощественно-научный
20.Наташа В. - Ч-Ч Естественно-научная Биология, география, химия Гуманитарный, естественно-научный
21.Дима В. Домоводство, радиотехника и электроника Ч-Ч Искусство нет Химико-биологический, гуманитарный
23
Класс 9Б
Ф.И. уч-ся Карта интересов ДДО Область деятельности Способности Выбор профиля обучения
1.Радион А. Биология Ч-Х, Ч-П Естественно-научная Биология Естественно-научный
2.Анастасия Б. домоводство, педагогика, медицина, физика
Ч-П, Ч-Х, Ч-Ч Естественно-научная Информатика, рисование Гуманитарный, художественно-эстетический, естественно-научный, физико-математический
3.Николай З. радиотехника и электроника, механика и конструирование, биология Ч-Т, Ч-Х Общественно-научная, естественно-научная Спорт, автодело, информатика Индустриально-технологический, естественно-научный
4.Владимир К. радиотехника и электроника, домоводство Ч-П, Ч-Т Определённые интересы отсутствуют автодело Гуманитарный, технологический
5.Максим К. механика и конструирование, спорт Ч-Ч, Ч-З
Естественно-научная Спорт, автодело, информатика Индустриально-технологический
6.Рахматил К. механика и конструирование, спорт Ч-З, Ч-Ч Определённые интересы отсутствуют Спорт, автодело, информатика Индустриально-технологический
7.Игорь К. механика и конструирование, спорт Ч-Т, Ч-З
Естественно-научная
Спорт, автодело, информатика Индустриально-технологический
8.Алеся Л. медицина, домоводство Ч-Х, Ч-Ч Естественно-научная Информатика, рисование Естественно-научный, гуманитарный
9.Еркеназ М. медицина, физика, математика Ч-Х, Ч-П Естественно-научная Математика, физика, биология Гуманитарный, естественно-научный, физико-математический
10.Анастасия П.. механика и конструирование Ч-Ч - Автодело, информатика Индустриально-технологический, гуманитарный
11.Галина Р. медицина, домоводство, история Ч-Х, Ч-П Естественно-научная, гуманитарная История, предпринимательство Естественно-научный, гуманитарный,
общественно-научный
12.Илья С. Радиотехника Ч-Т,Ч-З Естественно-научная Спорт Естественно-научный, индустриально-технологический
13.Андрей С. механика и конструирование, спорт Ч-П Определённые интересы отсутствуют
Спорт, информатика Технологический
14.Мария С. Домоводство, искусство
Ч-Х Естественно-научная Психология, искусство, физика Гуманитарный, художественно-эстетический, физико-математический
15.Владимир Т. Механика и конструирование Ч-Т Общественно-научная Общество, информатика, предпринимательство Общественно-научный, гуманитарный, технологический
16.Александр Т. физика, математика, радиотехника Ч-П, Ч-Ч
Общественно-научная География, информатика, физика, общество Физико-математический, индустриально-технологический, общественно-научный
17.Алёна У. Домоводство, педагогика, искусство Ч-П, Ч-Х Естественно-научная Психология, искусство, информатика, физика Физико-математический, гуманитарный
18.Артём Х. Биология, механика и конструирование Ч-П Естественно-научная География, информатика, физика, общество, биология Естественно-научный, индустриально-технологический
19.Оля Ш. Домоводство, педагогика, искусство Ч-Т, Ч-Ч Естественно-научная Психология, искусство, информатика, физика Физико-математический, гуманитарный
20.Вадим Я. Радиотехника и электроника, механика и конструирование Ч-Т Естественно-научная Информатика, спорт, автодело индустриально-технологический, физико-математический
Данные результаты сопоставлены с таб. «Соответствие результатов диагностики профилям обучения».
26
Методика « Дифференциально- диагностический опросник( ДДО)»
Тест опросник
1а-ухаживать за животными 1б-обслуживать машины, приборы
2а- помогать больным 2б- составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3а- следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, открыток 3б- следить за состоянием, развитием растений
4а- обрабатывать материалы 4б- доводить товары до потребителей, рекламировать, продавать
5а- обсуждать научно- популярные книги, статьи 5б- обсуждать художественные пьесы, концерты
6а- выращивать животных 6б- тренировать товарищей в выполнении каких- либо действий
7а- копировать рисунки, изображения( или настраивать музыкальные инструменты) 7б- управлять каким- либо грузовым средством
8а- сообщать, разъяснять людям нужные им сведения 8б- оформлять выставки, витрины
9а- ремонтировать вещи, изделия, жилище 9б- быть корректорам, исправлять ошибки в текстах
10а- лечить животных 10б- выполнять вычисления, расчеты
11а- выводить новые сорта растений 11б- конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий
12а- разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б- разбираться в чертежах, схемах, таблицах
13а- наблюдать, изучать работу кружков худ.самодеятельностями 13б- наблюдать, изучать жизнь микробов
14а- обслуживать, налаживать мед. приборы, аппараты 14б- оказывать людям мед. Помощь при ранениях, ушибах, ожогах
15а- художественно описывать, изображать события 15б- составлять точные описания- отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях
16а- делать лабораторные анализы в больницах 16б- принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а- красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б- осуществлять монтаж и сборку машин, приборов
18а- организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, тур. походы 18б- играть на сцене, принимать участие в концертах
19а- изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания 19б- заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а- вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. 20б- Работать на компьютере
Бланк к методике ДДО 28
Ф.И._____________________________класс______
1(Ч-П) 2(Ч-Т) 3(Ч-Ч) 4(Ч-З) 5(Ч-Х)
1а 1б 2а 2б 3а
3б 4а 4б 5а 5б
6а 6б 7а
7б 8а 8б
9а 9б
10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б
Человек-Человек- Могу заинтересовать профессии, труд в которых направлен на человека. Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством людьми, профессии типа « Человек-Человек». Человеку, выбирающему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность, общительность. Профессии этого типа требуют от человека умений устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в особенностях, подготовки, к какой- либо области производства, науки, техники, искусства.
Примеры таких профессии: работник медицины, юрист, работник культуры, педагог, тренер, журналист, работник сферы обслуживания и т.д.
Человек- Знаковая Система- Могут заинтересовать группы профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков, на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов. Человеку, выбирающему профессию типа «Человек- Знаковая Система», необходимы устойчивое внимание, хорошая память, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, способность к логическому мышлению.
Примеры профессий этого типа: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь- машинистка, ученый- теоретик.
29
Человек- Природа- Могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы: животный мир, растения, микроорганизмы. Человеку, выбирающему эту профессию, необходимы любовь к животным и растениям, хорошее воображение, наблюдательность, физическая выносливость, высокая работоспособность.
Примеры профессии этого типа: агроном, биолог, биохимик, механизатор, садовод, животновод, птицевод, зоотехник, ветеринар, ботаник и т.п.
Человек- Художественный образ- Могут заинтересовать профессии, направленные на художественные объекты или условия их создания. Сюда относятся специалисты, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно- художественной, акстерско- сценической деятельностью. Профессии этого типа требуют развитого художественного вкуса, воображения, фантазии, эмоциональности, наблюдательности, способности к художественному творчеству.
Примеры профессий этого типа: художник- оформитель, музыкант, фотограф, ювелир, ретушер, хореограф, маляр, вышивальщица, расписчик дерева, керамика, архитектор, садовод- декоратор и др.
30
«Определение типа будущей профессии»
Ф.И.______________________________________Класс_____
Прочитайте данные высказывания, если они вам подходят то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет- «-«.Если сомневаетесь, зачеркните цифру
Легко знакомлюсь с людьми 1
Охотно и подолгу могу что- нибудь мастерить 1
Люблю ходить в театры, музеи, на выставки 1
Охотно и постоянно ухаживаю за растениями и животными 1
Охотно и подолгу могу что- нибудь вычислять, чертить 1
С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами 1
С удовольствием ухаживаю за растениями и животными 1
Обычно делаю мало ошибок в письменных работах 1
Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших 2
Люди считают, что у меня художественные способности 2
Охотно читаю о растениях, животных 1
Принимаю участие в спектаклях, концертах 1
Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин 1
Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы 2
Легко улаживаю разногласия между людьми 2
Считаю, что у меня есть способности к работе с техникой 2
Людям нравится мое художественное творчество 2
У меня есть способности к работе с растениями и животными 2
Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме 2
Я почти никогда ни с кем не ссорюсь 1
Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди 1
Без особого труда усваиваю иностранные языки 1
Мне часто случается помогать даже незнакомым людям 2
Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги 1
Могу влиять на ход развития растений и животных 2
Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов 1
Мне обычно удается убедить людей в своей правоте 1
Охотно наблюдаю за растениями и животными 1
Охотно читаю научно- популярную литературу, публицистику 1
Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п. 1
Результаты П Т З Х Ч
32
Анкетный опрос.
Цель: определение мотивации обучения у учащихся 10-х классов.
Методика: анкетный опрос
Получены следующие результаты:
Класс
Пол Мотивы
Познават. Коммун. Эмоцион. Самораз. Достиж. Внешние
10 «А»
Мальчики
Девочки
10 «Б»
Мальчики
Девочки
Утверждения 10 «А» 10 «Б»
Я пошёл учиться в 10 класс Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Этого хотят мои родители 1 - 1 1
Чтобы поступить в ВУЗ
6
4
3
4
Мне всё равно где учиться - - 1 -
Потому, что друзья учатся в школе
1
-
1
-
Хочу стать хорошим специалистом
3
4
1
3
Потому, что некуда пойти учиться, а на работу не берут
-
-
-
-
33
Вывод: у большинства учащихся 10 «А» класса преобладающим в мотивации обучения является мотив ДОСТИЖЕНИЯ и в школе они учатся для того, чтобы поступить в ВУЗ, и стать хорошим специалистом. У мальчиков 10 «Б» класса преобладает ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ мотив, у девочек мотив ДОСТИЖЕНИЯ. В школе они продолжили учиться для того, чтобы поступить в ВУЗ.
Более точное описание результатов по каждому учащемуся имеется в приложение.
34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ф.И. уч-ся 10 а Мотивы Утверждения
1.Виталий Н. достижения 2
2. Михаил А. Коммуникативный (3,5) 2,5
3.Олег К. Познавательный (6,3) 2
4.Борис К.. Коммуникативный (6) 1,2
5. Вова Ш. Познавательный (3,5) 2,5
6. Катя К. Внешний (2,4,5) 2,5
7. Света К. Коммуникативный (3,4,5) 2,5
8. Сергей Р. Внешний (2,5) 2,4
9. Максим Б. Достижения (4) 2,5
10. Мария Г. Достижения (1) 2,5
11. Ксения Ш. Достижения (6) 2,5
Мотивы:
1. Познавательные
2. Коммуникативные
3. Эмоциональные
4. Саморазвития
5. Достижения
6. Внешние
Утверждения (Я пошёл учиться в 10 класс):
1. так как этого хотят мои родители
2. чтобы поступить в ВУЗ
3. так как мне всё равно где учиться
4. Потому, что все друзья продолжили обучение в школе
5. поскольку хочу стать хорошим специалистом
6. потому, что некуда пойти учиться, а на работу не берут
35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ф.И. уч-ся 10 а Мотивы Утверждения
1. Павел Б. Эмоциональный (5,6) 2
2. Артур Д. Эмоциональный (1,6) 1,2
3. Сергей С. Познавательный (4) 3,4
4.Ксения Ш. Саморазвития (2,5) 2,5
5.Яна М. Саморазвития (5,1,2,3) 2,5
6. Стас С. Саморазвития (1,5) 2,5
7. Юля Л. Внешние (1,5) 2,5
8. Катя Ш. Саморазвития (1,2,5,6) 1,2
Мотивы:
1. Познавательные
2. Коммуникативные
3. Эмоциональные
4. Саморазвития
5. Достижения
6. Внешние
Утверждения (Я пошёл учиться в 10 класс):
1. так как этого хотят мои родители
2. чтобы поступить в ВУЗ
3. так как мне всё равно где учиться
4. Потому, что все друзья продолжили обучение в школе
5. поскольку хочу стать хорошим специалистом
6. потому, что некуда пойти учиться, а на работу не берут
36
Анкетный опрос.
Цель: определение мотивации обучения у учащихся 10-х классов.
Методика: анкетный опрос
Получены следующие результаты:
Класс
Пол Мотивы
Познават. Коммун. Эмоцион. Самораз. Достиж. Внешние
10 «А»
Мальчики
Девочки
10 «Б»
Мальчики 2 - 1 4 2 -
Девочки 1 1 - 4 2 2
Утверждения 10 «А» 10 «Б»
Я пошёл учиться в 10 класс Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Этого хотят мои родители - 3
Чтобы поступить в ВУЗ
3
4
Мне всё равно где учиться - -
Потому, что друзья учатся в школе
1
1
Хочу стать хорошим специалистом
4
5
Потому, что некуда пойти учиться, а на работу не берут
-
-
37
Вывод: у большинства учащихся 10 «А» класса преобладающим в мотивации обучения является мотив ДОСТИЖЕНИЯ и в школе они учатся для того, чтобы поступить в ВУЗ, и стать хорошим специалистом. У мальчиков и девочек 10 «Б» класса преобладает мотив САМОРАЗВИТИЯ. В школе они продолжили учиться для того, чтобы поступить в ВУЗ и стать хорошими специалистами.
Более точное описание результатов по каждому учащемуся имеется в приложение.
38
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ф.И. уч-ся 10 б Мотивы Утверждения
1.Анастасия П. Саморазвития (6) 2,5
2.Анна М. отсутствуют 1,5
3.Даша С. Саморазвития (5,6) 1,5
4.Максим И. Саморазвития (1) 2,5
5.Мария М. Саморазвития (5) 2,5
6. Элина Г. Достижения (4,2) 2,5
7.Екатерина К. Саморазвития 1,4
8.Гайк С. Саморазвития, эмоциональные 2
9.Алексей У. Саморазвития, познавательные 4,5
10.Андрей К. Достижения 2,5
11.Анна К. Саморазвития (1) 2,5
Мотивы:
1.Познавательные
2.Коммуникативные
3.Эмоциональные
4.Саморазвития
5.Достижения
6.Внешние
Утверждения (Я пошёл учиться в 10 класс):
1.так как этого хотят мои родители
2.чтобы поступить в ВУЗ
3.так как мне всё равно где учиться
4.Потому, что все друзья продолжили обучение в школе
5.поскольку хочу стать хорошим специалистом
6.потому, что некуда пойти учиться, а на работу не берут
39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ф.И. уч-ся 10 а Мотивы Утверждения
1. Эмоциональный (5,6) 2
2. Эмоциональный (1,6) 1,2
3. Познавательный (4) 3,4
4. Саморазвития (2,5) 2,5
5. Саморазвития (5,1,2,3) 2,5
6. Саморазвития (1,5) 2,5
7. Внешние (1,5) 2,5
8.
9.
10.
11.
12. Саморазвития (1,2,5,6) 1,2
Мотивы:
1. Познавательные
2. Коммуникативные
3. Эмоциональные
4. Саморазвития
5. Достижения
6. Внешние
Утверждения (Я пошёл учиться в 10 класс):
1. так как этого хотят мои родители
2. чтобы поступить в ВУЗ
3. так как мне всё равно где учиться
4. Потому, что все друзья продолжили обучение в школе
5. поскольку хочу стать хорошим специалистом
6. потому, что некуда пойти учиться, а на работу не берут
40
Диагностика «Профессиональная мотивация учащегося»
Цель диагностики. Изучение мотивов профессиональной деятельности.
Оснащение. Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности (форма А) и лист для ответов (форм Б).
Порядок работы. Изучение может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздаются бланки для ответов и зачитывают инструкцию:
«Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружочком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный бал по серии вопросов.»
Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:
1 – мотивы собственного труда;
2 – мотивы социальной значимости труда;
3 – мотивы самоутверждения в труде;
4 - мотивы профессионального мастерства.
После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков:
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6;
2.1 … 2.6 и т.д.
Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а в третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.
41
Форма А
Опросник для изучения ведущих мотивов
профессиональной деятельности
1. Мне нравится:
а) Выполнять какую-либо работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром.
б) Учиться всему новому, для того чтобы достигнуть поставленных в жизни целей.
в) Делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.
2. Я думаю, что:
а) Надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни.
б) Своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же.
в) Можно заниматься чем угодно. Если это приближает к достижению поставленных целей.
3. Я люблю:
а) Узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем.
б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено.
в) Делать любое дело как можно лучше, так как это приносит пользу окружающим.
4. Я считаю, что:
а) Главное в любой работе – это то, что она приносит пользу окружающим.
б) В жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем.
в) В жизни главное – это постоянно учиться всему новому.
5. Мне приятно:
а) Когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу.
б) Когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе.
в) Выполнять любую работу, потому что работать приятно.
42
6. Меня привлекает:
а) Процесс приобретения новых знаний.
б) Выполнение любой работы на пределе моих возможностей.
в) Процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим.
7. Я уверен в том, что:
а) Любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна.
б) Любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу.
в) Любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить.
8. Мне нравится:
а) Быть мастером своего дела.
б) Делать что-то самому, без помощи взрослых.
в) Постоянно учиться чему-то новому.
9. Мне интересно:
а) Учиться.
б) Делать все, что заметно окружающим.
в) Работать.
10. Я думаю, что:
а) Было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим.
б) В любой работе важен результат.
в) Необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется.
11. Мне хочется:
а) Заниматься только тем, что мне приятно.
б) Любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо.
в) Чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем.
12. Мне интересно:
а) Когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать не многие.
б) Когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше.
в) Делать те вещи, которые обращают на себя внимание.
43
13. Я люблю:
а) Делать то, что всеми очень ценится.
б) Делать любое дело, если мне не мешают.
в) Когда мне есть чем заняться.
14. Мне хочется:
а) Выполнять любую работу, так как мне интересен результат.
Б) Выполнять ту работу, которая приносит пользу.
В) Выполнять ту работу, которая мне нравится.
15. Я считаю, что:
а) В любой работе самое интересное – это её процесс.
б) В любой работе самое интересное – это её результат.
в) В любой работе самое интересное – это то, насколько она важна для других людей.
16. Мне приятно:
а) Учиться всему, что мне потом пригодится в жизни.
б) Учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно.
в) Учиться, поскольку нравится сам процесс учения.
17. Меня привлекает:
а) Перспектива, которая откроется мне после окончания учёбы.
б) То, что после учебы я стану нужным человеком.
в) В учебе то, что она полезна для меня.
18. Я уверен в том, что:
а) То, чему я научусь, всегда мне пригодится.
б) Мне всегда будет нравиться учиться.
в) После учебы я стану нужным человеком.
19. Мне нравится:
а) Когда результаты моей работы видны окружающим.
б) Когда я выполняю свою работу мастерски.
в) Когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать не многие.
20. Мне интересно:
а) Когда я качественно выполняю порученное мне дело.
б) Делать все то, что заметно для окружающих.
в) Если все знают, что я делаю на своей работе.
44
Форма Б
Протокол занятия
Фамилия, имя, отчество ………………………………………………………….
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6
1а 4б 9в 10б 7а 8б
2в 5в 13в 14а 14б 11а
13а 13б 15а 15б 15в 14в
2.1 2.2 2.3 3.4 2.5 2.6
1б 4в 9а 10в 7б 8в
3а 6а 16в 12б 17б 17в
16а 16б 18б 17а 18в 18а
3.1 3.2 3.3 3.4
1в 5а 7в 8а
2а 6б 12а 19в
3б 11б 19б 20а
4.1 4.2 4.3 4.4
2б 4а 9б 10а
3в 5б 12б 19а
1в 6в 20в 20б
45
Заключение
Мне нравится фраза В.П. Зинченко о том, что школа — «то место, куда ребенка приводят за руку, а выйти от¬туда он должен сам». Но очень часто к самостоятель¬ному выходу из школы и построению своего дальней¬шего жизненного пути выпускник не готов. Профильная подготовка, на наш взгляд, основана, прежде всего, на выборе и ответственности каждого ученика и его родителей. В общем, потоке обучения, в котором ребенок движется в тече¬ние всех лет нахождения в школе, он, как правило, пас¬сивен. Но наступает момент, когда он должен выбрать¬ся из этого потока и принять решение относительно своего будущего. Он выбирает то, что отвечает его личностным и профессиональным интересам, особенно¬стям и способностям. И в то же время он отказывается оттого, что на данный момент не важно для него. Спе¬циализация — выход на индивидуальную траекторию обучения: «не так, как все, а так, как мне нужно для моего будущего» Но для успешной реализации этого подхода необходима серьезная работа по профессио¬нальному самоопределению школьников в рамках предпрофильной подготовки.
Определим параметры профессиональной зрелости:
первый параметр – автономность;
Второй параметр — информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями.
Третий параметр— это умение принимать решение.
Четвертый параметр- умение планировать свою профессиональную жизнь.
Пятый параметр — эмоциональное отношение к выбору
По результатам проведения теоретического анализа и обобщение научно- литературных источников по теме « Психологические предпосылки и мотивации старших школьников в выборе профессии», а так же по результатам психологических исследований можно сделать вывод о том, что большинство старшеклассников мотивируют выбор своей профессии будущими достижениями , саморазвитием, познанием чего то нового и интересного.
46
Библиография
1 Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. –М, Изд. Центр «Академия», 2008-320с.
2 Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. - М, 1985. - 153с.
3 Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное
самоопределение молодежи. - Киев: Наукова Думка, 1988. - 137с.
4 Гуревича Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии / Научно- методическое пособие/, 2003. - 147с.
5 Дубровина И.В., Борисова Е.М., Прихожан A.M. Модель развития психологической службы системы образования / Детский практический психолог/. 1994, январь, с. 6- 13.
6 Жуковская В.И. Психологические основы профориентации /
Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии./- Минск,
1980.-73с.
7 Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности- М: Изд-АКАДЕМИЯ, 2008-7с.
8 Игры - обучение, тренинг, досуг./ Под ред.В.В.Петрусинского.- М.: Новая книга, 1994. - 130с.
9 Каменский А.Н.,Пряжников А.С. Имитационные игры в
профессиональной ориентации.- Ташкент, 1988. — 183с.
10 Калугин Н.И. Профориентация учащихся.- М, 1983. - 84с.
11 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.
М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 157с.
12 Климов Е.А. Психолого- педагогические проблемы
профессиональной консультации.- М.:3нание,1983, № 2. - 47с.
13 Климов Е.А. Психология профессионала.- М.: Воронеж, 1996. -
117с.
47
14 Коган Л.Н. Человек и его судьба.- М.: Мысль, 1988. - 170с.
15 Козлов Н.И., Прутченков А.С. Школа делового успеха.- М.:
Творческое объединение психологов, 1992. — 67с.
16 Кон И.С. Открытие Я.- М.:Политиздат, 1978. - 117с.
17 Кон И.С. Психология старшеклассника.- М, 1982. - 97с.
18 Кон И.С. Психология юношеского возраста- М, 1979. - 123с.
19 Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф. Кудряшова.-
Петрозаводск, 1992. - 249с.
20 Любимова Г.Ю., Паутов Л.В., Проскурин С.К. О современных
проблемах отечественного профессиоведения / Вестник Московского
Университета. Психология. 1996. №1,- 3-12с.
21 Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора
профессии, / Научно- методическое пособие., 2003. - 105с.
22 Немов Р.С. Психология образования.- М, 1994. - 490с.
23 Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.:
Просвещение, 1996.-352с.
24 Программа проведения профконсультационной работы со
старшеклассниками/ Е.М. Борисовой, Г.П. Логиновой,- М.,1993. - 154с.
25 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических
понятий.- М.: Высшая школа, 1984. - 373с.
26 Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии,- М, 1995. —
134с.
27 Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию.- М, 1991. — 78с.
28 Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в
культурно- исторической перспективе. 1996, №4. - 54с.
29 Пряжников Н.С. Подростковая прфконсультация: в поисках
новых ориентиров / Журнал практического психолога/, 1996, №1. - 83с.
48
30 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения: Учеб.- метод, пособие.- М, 2002. — 214с.
31 Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное
самоопределение,- М, 1996. - 187с.
32 Психологический словарь.- М.: Педагогика, 1983. - 373с.
33 Рабочая книга школьного психолога / Под.ред. И.В.
Дубровиной.- М, 1991. - 243с.
34 Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» Программа
профессионального самоопределения для подростков- М, 2004. - 125с.
35 Рогов Е.И. Настольная книга практического образования.- М,
1996.-529с.
36 Ростунов А.Т. Профессиональные намерения старшеклассников
и факторы, влияющие на их формирование. - Минск, 1979. - 119с.
37 Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов B.C., Бухалов В.И.
Профессиональная ориентация учащихся. - М, 1988. - 157с.
38 Сазанов А.Д. Профориентация молодежи.- М.,1989. - 83с.
39 Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании.- М,
1992. - 89с.
40 Федоришин Б.А. Психологические и методические основы
профориентационной работы с учащимися.- Киев, 1979. - 115с.
41 Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю.-
М, 1985.-38с.
42 Хамитов Э.Ш. Педагогическая профориентация в школе и вузе.-
Уфа, 1988-119с.
44 Пряжников Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация.- М: Изд.Центр «Академия», 2006-496с.