ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ГОРОДА КИРОВА ЗА 2003-2007 ГОД
Научный руководитель - Д.А. Вершинин,
Научный руководитель - О.В. Тулякова, канд. биол. наук, доцент кафедры экологии
Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров, Россия
В России в атмосферный воздух ежегодно поступает свыше 30 млн т вредных веществ промышленных предприятий и около 20 млн т в результате деятельности автотранспорта, что в расчете на одного жителя дает нагрузку в 400 кг. Наиболее интенсивное загрязнение атмосферного воздуха характерно для крупных и средних промышленных городов.
Вещества, поступающие в городскую среду от источников загрязнения и одновременно содержащиеся в объектах окружающей среды, представлены в виде спектров переменного состава в зависимости от источника загрязнения. Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха остаются пыль, окислы азота, окись углерода, формальдегид, углеводороды, сернистый газ [4].
Одним из источников загрязнения окружающей среды в современном городе является автомобильный транспорт. Во многих работах автотранспорт указывается как приоритетный и самый мощный источник загрязнения атмосферы [1; 4], даже в промышленных городах при наличии в них крупных промышленных предприятий с большим объемом выбросов.
Вклад автотранспорта в общий выброс учитываемых вредных веществ составляет в нашей стране в среднем 47%. Доля выбросов автомобильного транспорта в Москве [3] и Санкт-Петербурге, Приморском крае, Тюменской, Курской, Новосибирской и других областях превышает 90% всех валовых выбросов. При этом в Алтайском и Красноярском краях, Свердловской, Кемеровской, Курганской, Брянской, Новосибирской, Волгоградской и Липецкой областях количество проб с содержанием окислов азота и окиси углерода в атмосферном воздухе выше ПДК достигает 32–60% [4].
Автотранспорт является важнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха свинцом, формальдегидом, 3,4-бензпиреном, бензолом, толуолом [1]. Средние удельные выбросы загрязняющих веществ при движении автомобиля со скоростью 31,7 км/ч составляют: оксид углерода (II) – 752 г/час (23,7 г/км), углеводороды – 29,4 г/час (0,93 г/км), оксиды азота – 33 г/час (1,05 г/км), свинец – 1,11 г/час (0,035 г/км) [2].
Целью нашей работы явилось выявление современной динамики и определения вклада передвижных и стационарных источников в загрязнение воздуха г. Кирова. Для реализации цели нами проанализированы статистические данные региональных докладов «О состоянии окружающей природной среды Кировской области» за 2003-2007 годы.
Установлено, что валовый выброс загрязняющих веществ по городу Кирову с 2003 по 2007 год был не равномерным. Максимальное количество загрязняющих веществ наблюдается в 2007 году (80,84 тысяч т), а минимальное в 2005 году (61,14 тысяч т). Это связано с тем, что в 2005 году наблюдается наименьший выброс загрязняющих веществ от передвижных источников за исследуемые годы и довольно низкий выброс загрязняющих веществ от стационарных источников.
Анализ выбросов стационарных источников с 2003 года по 2007 год показал, что наименьший выброс загрязняющих веществ наблюдается в 2003 г. (23,68 тысяч т) и в 2005 г. (24,32 тысяч т), наибольший выброс наблюдается в 2006 г. (27,63 тысяч т). При оценке удельного выброса (т/м2), установлено (рис. 1), что удельный выброс от стационарных источников за 2001 - 2007 гг. был неравномерным, скачкообразным: максимум приходится на 2002 год (44,7 т/км2), минимум приходится на 2003 год (33,67 т/м2).
Рис. 1. Удельный выброс загрязняющих веществ от стационарных источников (т/км2 )
Анализ выбросов передвижных источников (всех видов автомобильного транспорта) с 2003 по 2007 год показал, что загрязняющие вещества поступали в атмосферу неравномерно (рис. 2): наименьшее количество выбросов загрязняющих веществ наблюдается в 2005 году (96,38 тысяч т), а наибольшее – в 2006 году (158,52 тысяч т). Валовый выброс загрязняющих веществ от передвижных источников с 2003 по 2007 год увеличивался (исключение составляет 2005 год, выброс загрязняющих веществ в котором составил 36,82 тысяч т). Вероятно, это связано с тем, что количество единиц автотранспорта с 2003 года по 2007 год увеличилось на 55 тысяч единиц и с каждым годом постоянно возрастает.
Рис. 2. Кол-во выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от всех видов автомобильного транспорта (тысяч т)
Сравнение валового выброса от передвижных и стационарных источников показало, что в целом, валовое количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города Кирова (с 2003 года по 2007 год) от передвижных источников примерно в два раза больше, чем от стационарных (рис. 3).
Рис.3. Валовый выброс загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников (тысяч т)
Анализ состава выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников за исследуемый период (рис. 4) показал, что за этот период уменьшился выброс твердых веществ и сернистого ангидрида, увеличился выброс оксида углерода, оксида азота и углеводородов. Так же наблюдается увеличение загрязнения атмосферного воздуха отдельными веществами примерно в два раза, а именно: оксидом азота и оксидом углерода. Причем в 2006 году наблюдается резкое увеличение выбросов этих веществ в атмосферу (по сравнению с 2003 годом). Выбросы оксида углерода увеличились на 36,485 тысяч т, а выбросы оксида азота на 17,029 тысяч т. Так же в 2006 году увеличились выбросы углеводородов на 6,302 тысяч т.
Рис. 4. Состав выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (тысяч т).
Количество загрязняющих веществ (в тысяч т) от стационарных и передвижных источников различно. Установлено, что передвижные источники выбрасывают в атмосферу больше, чем стационарные источники количество оксида углерода и оксида азота.
Наибольшее количество выбросов от передвижных и стационарных источников за исследуемые годы приходится на оксид углерода (465,295 тысяч т от передвижных источников и 211,266 тысяч т от стационарных источников). Лидирующим источником по загрязнению атмосферы твердыми веществами, сернистым ангидридом и ЛОС являются стационарные источники.
Выводы. Исходя из статистических данных о состоянии атмосферного воздуха за исследуемые годы, можно сделать вывод о том, что в целом наблюдается тенденция к увеличению загрязнения атмосферного воздуха в городе Кирове. Это связано в первую очередь с непрерывным ростом количества единиц автотранспорта, с довольно большим сроком эксплуатации около 50% единиц автотранспорта, с увеличением выбросов стационарных и передвижных источников.
За последние 5 лет увеличился уровень загрязнения воздуха отдельными взвешенными веществами, оксидом углерода, оксидом азота. Наметилась тенденция к снижению уровня загрязнения сернистым ангидридом и различными твердыми веществами. В целом можно говорить о том, что выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников примерно в два раза меньше чем выбросы от передвижных источников, но стационарные источники являются лидирующими в выбросах твердых веществ, сернистого ангидрида и ЛОС.
Литература:
1. Беляев, Е. Н. Опыт ведения социально–гигиенического мониторинга на современном этапе [Текст] / Е. Н. Беляев, С. Г. Домнин, К. Н. Щербаков // Гигиена и санитария. – 2003. – № 6. – С. 10–13.
2. Бретшнайдер, Б. Охрана воздушного бассейна от загрязнений: технология и контроль [Текст] / Б. Бретшнайдер, И. Курфюрст. – Л.: Химия, 1989. – 287 с.
3. Иваненко, А. В. Выбросы автотранспорта, качество атмосферного воздуха и здоровье населения Москвы [Текст] / А. В. Иваненко, И. Ф. Волкова, А. П. Корниенко // Гигиена и санитария. – 2007. – № 6. – С. 20–22.
4. Онищенко, Г. Г. Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи [Текст] / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. – 2003. – №