в сельских школах Кировской области
Некрасова Г.Н., Крысова В.А.,
Вятский государственный гуманитарный университет
В настоящее время говорится много об использовании современных информационных технологий в образовании. В основном речь идет об ин-форматизации городских школ, оставляя сельские школы без внимания, в которых компьютерная техника пока все еще мало доступна.
Сегодня необходимость освоения школьниками компьютерной тех-ники определяется не только требованиями современного информационно-го общества, но и новым Государственным стандартом общего образова-ния.
Одна из важных задач современного образования – сделать сельско-го школьника более уверенным в себе, в своих знаниях, научить свободно ориентироваться в большом потоке информации и пользоваться современ-ными информационными технологиями.
С 2001 года Министерством образования РФ начат крупномасштаб-ный эксперимент по компьютеризации школьной образовательной среды. Согласно программе развития «Компьютеризация сельских школ и созда-ние единой образовательной среды», компьютеры, количество которых за-висит от численности учащихся, поступают в сельские школы. А это явля-ется свидетельством тому, что техническая сторона данной проблемы ре-шается.
На данном этапе реализации программы более остро стоит вопрос о подготовке учителя в области методики использования средств инфор-мационных технологий. В последнее время учителя обращаются в методи-ческие центры, институты усовершенствования учителей с просьбой нау-чить использовать новые информационные технологии в учебном процес-се. При этом одна часть учителей в сельской школе не владеют компьюте-ром, другие обладают базовыми знаниями работы на компьютере, но не знают, как их применить на уроке. Данный факт подтвержден результата-ми нашего анкетирования, проведенного в августе-ноябре 2005 г., среди учителей сельских школ и педагогов дополнительного образования Киров-ской области. В опросе приняли участие около 50 педагогов из Орловско-го, Афанасьевского, Уржумского, Богородского, Санчурского, Фаленского, Зуевского, Оричевского, Котельнического и Слободского районов.
По результатам анкетирования выяснилось, что учителя сельских школ используют мультимедийную продукцию, но по разному, в зависи-мости от условий школы. Например, учителя Оричевского района приме-няют программные средства в основном для подготовки к урокам, исполь-зуя их в качестве справочного материала и для подготовки дидактических материалов. В Богородском районе учителя созданную ими медиатеку вы-дают учащимся для самостоятельной работы на дом, так как в школе нет достаточного количества компьютеров. Учащиеся используют программ-ные средства для написания рефератов, для подготовки к экзаменам, для создания небольших презентаций.
Как отмечают сельские учителя для введения медиауроков, необхо-димо:
- переломить сложившийся многолетний стереотип проведения уро-ков;
- показать преимущества медиауроков;
- разработать методические рекомендации по проведению медиауро-ков;
- проводить с учителями семинары для знакомства с программными средствами и для обмена опытом, чтобы учителя не боялись проводит уро-ки такого типа;
- необходимо сделать акцент не на фронтальную работу как это реали-зуется на уроках информатики, а на групповую, имея один комплект ком-пьютерной техники в предметном кабинете, где были бы установлены про-граммы и собиралась необходимая информация по определенному предме-ту.
Таким образом, в анкетах учителей еще раз прозвучала потребность дополнительной подготовки в области использования информационных технологий для того, чтобы грамотно применять компьютер в предметной подготовке школьников.
Анализ литературы показал, что в основном работы ученых посвя-щены общим вопросам методики обучения в сельских школах, связанных с их спецификой. Эти вопросы рассмотрены в работах ученых Г.Н. Суворо-вой, В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой.
В условиях информатизации школьной образовательной среды уче-ные рассматривают и вопросы, связанные с особенностями информатиза-ции сельских школ, но в основном на примере начальной сельской школы. Это отражено в работах Е.Д. Филиппович, Ю.Г. Молокова. В данных рабо-тах также отражено, что основной проблемой на сегодняшний день являет-ся отсутствие методики использования информационных технологий при изучении различных школьных предметов, связанных со спецификой сель-ских школ.
Г.Н. Некрасова в своей монографии пишет, что необходима специа-лизированная подготовка учителей в области использования информаци-онных технологий, чтобы научить современного школьника эффективному использованию компьютера. Это можно реализовать на уроках техноло-гии, которые организованы по-новому, где средства информационных тех-нологий используются для поиска необходимой информации, для более качественного и быстрого выполнения трудоемких операций, для выпол-нения рутинной работы, для получения виртуальной консультации и для выполнения других задач практического характера. На таких уроках соче-тается традиционная методика трудового обучения с компьютерными тех-нологиями обучения и решается комплекс педагогических задач по техно-логической и информационной подготовке школьников.
Учитывая методические возможности компьютерной техники и про-граммных средств, особенности и преимущества мультимедиа-уроков пе-ред обычными уроками трудового обучения, следует предположить, что представленные возможности компьютера могут в сельской школе:
- способствовать формированию мотивов и желания учиться;
- предоставить каждому школьнику условия для усвоения в полном объеме знаний и умений;
- активизировать практическую деятельность за счет индивидуали-зации и дифференциации процесса обучения;
- способствовать формированию компьютерной грамотности за счет интеграции информационной и технологической подготовки;
- формировать у школьников знания и представления о современ-ном производстве, основанном на автоматизации и информатизации тех-нологических процессов.
Таким образом решение проблемы – информатизация технологиче-ской подготовки в сельской школе – является актуальной задачей педаго-гической науки и практики. Разработка методики применения информаци-онных технологий на уроках технологии позволит за счет индивидуализа-ции и дифференциации процесса обучения повысить уровень и качество образования сельских школьников. Значительным результатом нашего ис-следования по теме «Реализация дифференцированного обучения на уро-ках технологии в условиях сельских школ» будет описание программных средств, их методических возможностей в технологической подготовке школьников, что позволит учителям технологии сориентироваться в мно-гообразии программных средств, сделать выбор с учетом целей и задач урока и возрастных особенностей учащихся.