Учись Учиться

Педагогика
Педкопилка
09 May 2011

Модуль. Характер политического курса после Отечественной войны 1812 г. Военные поселения: история, историография, источники

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • политический курс
  • политический курс Отечественной войны
  • военные поселения
  • историография
  • история

Модуль

«Характер политического курса после Отечественной войны 1812 г.

Военные поселения: история, историография, источники»

Учебный курс – История России. Первая половина ХIХ в. (4 семестр, 54 часа; 18 лекций, 9 семинаров)

Название МП[1] – Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи в первой четверти ХIХ в.

Структура МП: М-1 – М-2 – М-3 – М-4[2]

Название и номер модуля: М-3 – Характер политического курса после Отечественной войны 1812 г. Военные поселения: история, историография, источники[3]

Структура модуля № 3 (состав УЭ), необходимых для усвоения различными обучающимися:

1 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ8

2 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ 8

3 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ5 – УЭ6 – УЭ7 – УЭ8

Предполагаемое время, отводимое на освоение материала модуля, – 4 часа (3 аудиторных в форме семинарского занятия, 1 – самостоятельная работа).

Необходимая для работы по модулю обязательная и дополнительная литература:

1. Военные поселения и граф А. А. Аракчеев в свидетельствах современников.

– А. И. Михайловский-Данилевский (1790–1848). Из воспоминаний. – См.: Аракчеев: свидетельства современников. – М., 2000. – С. 42–47.

– Ф. Ф. Вигель (1786–1856). Записки. – См.: Аракчеев: свидетельства современников. – М., 2000. – С. 47–51.

– Е. Ф. фон Брадке (1796–1861). Автобиографические записки. – См.: Аракчеев: свидетельства современников. – М., 2000. – С. 106–126.

– Ф. А. Пенкин. Воспоминания о военно-учительском институте. – См.: Аракчеев: свидетельства современников. – М., 2000. – С. 148–153.

2. А.Б. Зубов. Размышления над причинами революции в России. На грани веков. Царствование Павла I и царствование Александра Благословенного. – Новый мир. 2005. № 7.  

Содержание модуля

№ УЭ

Содержание материала

Методическое руководство по освоению материала модуля

УЭ 0

В результате освоения модуля Вам необходимо:

1 уровень

– знать причины возвышения                        А.А. Аракчеева в период царствований Павла I и Александра I, специфику его взаимоотношений с императором Александром Павловичем;

– знать этапы формирования военных поселений, хронологические рамки существования данного явления;

– уметь характеризовать сущность военных поселений в контексте целей их учреждения;

– характеризовать историографическую традицию изучения военных поселений.

2 уровень

– то же, что 1 уровень + выявлять объективные и субъективные причины формирования феномена военных поселений – как одного из наиболее спорных явлений отечественной истории первой половины ХIХ века;

3 уровень

– то же, что 2 уровень + посредством сопоставления оценивать данные разных источников личного происхождения по истории военных поселений; оценивать степень достоверности свидетельств современников с учетом различий в их статусе, мировоззрении, лояльности ко двору и пр.

Прочитайте цель Вашей работы над модулем, выберите уровень освоения Вами материалов модуля, обратите внимание на то, какие учебные элементы Вам для этого необходимо освоить.

УЭ 1

Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень готовности к освоению материала модуля:

А) традиционный вариант (вопросы)

1. Назовите важнейшие причины, которыми объясняют невероятную привязанность императора Александра I к А. А. Аракчееву?

2. Определите хронологические рамки существования военных поселений.

3. В чем состояла главная цель учреждения военных поселений?

4.   Какова была общая численность военных поселян к концу царствования Александра I?

5. Когда и где произошло крупнейшее восстание военных поселян в первой четверти ХIХ в.?

Б) методический прием мозгового штурма

А) Работайте в парах, поочередно отвечая на вопросы и дополняя друг друга.

Б) работайте индивидуально в формате мозгового штурма: в течение 3-5 минут запишите в форме кратких утвердительных тезисов все, что знаете об Аракчееве, военных поселениях. Затем представьте результаты своей работы в парах.      Внесите дополнения в свои перечни.

УЭ 2

Ваша цель состоит в том, чтобы выяснить основные этапы формирования замысла о военных поселениях – в контексте событий внешней и внутренней политики России в начале ХIХ в. и с учетом личностных характеристик императора Александра I.

Для этого прочитайте фрагмент VIII статьи современного историка, профессора МГИМО А. Б. Зубова на стр. 15-19 данного модуля. 

Выделите в тексте основные события отечественной и зарубежной истории, которые повлияли на формирование замысла о военных поселениях.

Используя прием логической и хронологической цепочки  […]  →  […]  →   […] → […] →, восстановите последовательность этих событий.

На основании перечня событий, а также обстоятельств взаимо-отношений Александра I и Аракчеева выделите основные этапы воплощения этого замысла.

С помощью небольшой таблицы разграничьте объективные и субъективные причины принятия данного внутриполи-тического решения:

Объективные причины

Субъективные причины

–

–

–

–

–

–

УЭ 3

Ваша цель состоит в том, чтобы выявить сущность исторического феномена военных поселений.

Для этого прочитайте фрагмент IХ статьи современного историка, профессора МГИМО А. Зубова на стр. 19-23 данного модуля. Обратитесь также к соответствующему разделу учебника под ред. В. А. Федорова (см. с. 66-67). 

Используйте в качестве приема структурирования и оформления информации любой из знакомых вам (по выбору) графических организаторов: кластер, «рыбья кость», классифицирующая лестница, прямой угол.

УЭ 4

Ваша цель состоит в том, чтобы зафиксировать специфику оценок, даваемых военным поселениям историками разных поколений (дореволюционная, советская, постсоветская  историография).

Для этого вновь обратитесь к предложенному Вам тексту статьи.

Составьте тематическую таблицу по следующему образцу, предварительно обсудив в парах, по каким критериям можно сравнивать позиции историков: в первый столбик занесите выбранные вами критерии, в остальные столбцы – выпишите соответствующие данному автору (в периоде развития историографии) наиболее показательные цитаты-характеристики.

Крите-

рии характеристики

Дореволю

ционная

историо

графия 

Советская

наука 

Постсо-ветские

историки 

 

УЭ 5

Ваша цель состоит в том, чтобы на основании сопоставления информации, содержащейся в источниках личного происхождения, выявить основные черты личности А. А. Аракчеева – главноуправляющего военными поселениями Российской империи.

Для реализации этой цели обратитесь к следующим источникам (см. стр. 5-14 данного модуля):

А. И. Михайловский-Данилевский (1790–1848). Из воспоминаний;

Ф. Ф. Вигель (1786–1856). Записки;

Е. Ф. фон Брадке (1796–1861). Автобиографические записки;

Ф. А. Пенкин. Воспоминания о военно-учительском институте.  

Работая индивидуально, составьте «двойной дневник»: в первую колонку выписывайте цитаты, во вторую колонку – свои комментарии.

Количество цитат и объединение их в тематические блоки (а не по персоналиям авторов воспоминаний!) должно следовать нижеприведенному образцу:

Цитаты

Коммен-тарии

Первый блок = 6 цитат.

Тема: особенности личности Аракчеева, которые опреде-ляли степень его влияния на внутриполитический курс императора

Второй блок = 6 цитат

Тема: негативные характе-ристики, приводимые авторами воспоминаний

Третий блок = 6 цитат

Тема: положительные характе-ристики, приводимые авторами воспоминаний

 

УЭ 6

Ваша цель состоит в том, чтобы сопоставить оценки военных поселений, содержащиеся в исторической литературе и в источниках личного происхождения.

Также необходимо выяснить, какие акценты в характеристике данного феномена принципиально отличают подход профессионального историка и подход современника, фиксирующего свои воспоминания в записках и мемуарах.

Для этого обратитесь к текстовым приложениям учебного модуля.

Проанализируйте материалы тематической таблицы по историографии вопроса и информацию «двойного дневника» по источниковой базе изучения военных поселений.

Обсудите в парах, что объединяет, а что различает эти источники информации. Результаты обсуждения зафиксируйте в таблице:

Общее

Особенное

УЭ 7

Ваша цель состоит в том, чтобы, обобщив полученную историографическую и источниковедческую информацию, сделать следующие выводы:

А) можно ли оценивать военные поселения как проявление консервативной направленности александровской политики после завершения антинаполеоновских войн (как это принято в советской историографии)?

Б) возможно ли интерпретировать изучаемый феномен в контексте либеральной идеи реформирования русского общества сверху?

Выберите из двух предложенных наиболее близкую Вам позицию и аргументируйте ее в формате небольшого эссе.

Если Вы не согласны ни с той, ни с другой точкой зрения, сформулируйте свой оценочный взгляд (в контексте мировоззренческих констант исторического процесса) и подтвердите его соответствующими фактами.

УЭ 8

Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень освоения материала модуля.

А) I. Военные поселения как особая организация вооруженных сил, при которой строевая служба совмещалась с ведением хозяйства, существовали в России:

А) с 1810 по 1831 гг.

Б) с 1816 по 1855 г.

В) с 1806 по 1819 гг.

Г) с 1810 по 1857 гг.

II. В статус военных поселян переводились:

А) государственные крестьяне

Б) помещичьи крестьяне

В) удельные крестьяне

Г) экономические крестьяне

III. Кто из историков, разрабатывающих проблему военных поселений в историографии, относится к современному поколению исследователей:

А) С. Г. Пушкарев

Б) В. А. Томсинов

В) Г. В. Вернадский

Г) Н. М. Романов

IV. На территории какой губернии впервые были созданы военные поселения:

А) Полтавская

Б) Харьковская

В) Могилевская

Г) Витебская  

А) выберите правильный ответ в предложенных тестовых заданиях;

Результаты работы по учебным элементам модуля, освоенным Вами, поместите в портфолио.

V. Кому принадлежит следующая оценка личности А. А. Аракчеева: он отличался «нечеловеческой преданностью, механической исправностью, точностью хронометра. Такие люди – клад для царей»?

А) В. Г. Белинский

Б)  В. К. Кюхельбекер

В) Н. В. Станкевич

Г)  А. И. Герцен 



[1] Применяемые аббревиатуры: МП – модульная программа (= макромодуль); УЭ – учебный элемент (структурная единица обучающего модуля);

[2] В программе учебной дисциплины «История России» мы выделяем следующие макромодули:

1) Социально-экономическое и государственно-политическое развитие развитие Российской империи в первой четверти ХIХ в.

2) Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи во второй четверти ХIХ в.

3) Цели и направления внешней политики Российской империи в первой половине ХIХ в.

На примере макромодуля № 1 «Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи в первой четверти ХIХ в.» покажем, как осуществлялись структурирование учебного материала и организация учебно-познавательной деятельности студентов по модулям.

Макромодуль 1 (или модульная программа) включает в себя следующие модули (соответствующие темам первого раздела УМК, совпадающие с темами семинарских занятий)

1. Социально-экономическое развитие в первой половине ХIХ века.

2. М. М. Сперанский в политической системе Российской империи начала ХIХ века

3. Изменение политического курса после Отечественной войны 1812 г. Военные поселения: история, историография, источники.

4. Декабризм как мировоззренческий и эстетический феномен.

В структуре макромодуля № 2 (модульной программы) «Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи во второй четверти ХIХ в.» можно выделить следующие обучающие модули: М-1 – Промышленный переворот в России. Политика правительства в сфере экономики и финансов. М-2 – Внутренняя политика Николая I. Реорганизация системы государственной власти и управления. М-3 – Социальная политика второй четверти ХIХ в.: крестьянский вопрос. М-4 – Политика Николая I в сфере просвещения, печати, церкви, художественной культуры.

В структуре макромодуля (модульной программы) № 3 (внешняя политика первой половины ХIХ века) выделяются несколько модулей:   М-1 – Цели и направления внешней политики России в 1801-1855 гг.; М-2 – Русско-французские отношения в первой четверти ХIХ в.: коалиционные войны, Отечественная война, заграничные походы русской армии; М-3 – Восточный вопрос во внешней политике Российской империи первой половины ХIХ в.; М-4 – Средняя Азия и Дальний Восток во внешней политике России первой половины ХIХ в. 

[3] Основные вопросы для освоения М-3:

1.  Личность графа А. А. Аракчеева в оценках современников. 2.  История учреждения военных поселений.

3. Сущность феномена военных поселений в оценках дореволюционных и советских историков.

    Tags:
  • политический курс
  • политический курс Отечественной войны
  • военные поселения
  • историография
  • история
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

ВЛИЯНИЕ ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ МАТЕРИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ РОЖДЕНИИ, В 1 ГОД И В 7-8 ЛЕТ 29 October 2011
Этапы решения задач на компьютере. Информационная модель. 28 February 2012
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов 03 March 2012
Методика В.М. Когана 02 February 2011
Разработка внеклассного мероприятия «Час занимательной физики с демонстрацией экспериментов» по предмету и его анализ проводившегося у 8а класса 09 January 2011
Определить розничную цену импортного автомобиля с учетом акциза и НДС 28 February 2012
МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ 29 October 2011
«Россия в международном движении капитала» 08 May 2011
Технологии разработки и использования баз данных 17 February 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

«Студенты в науке: опыт работы, проблематика, перспективы» 29 October 2011
Анализ урока "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" 09 January 2011
Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 13 February 2012
Контрольная по русскому языку. Задания 14 January 2014
Тест Право 29 October 2011
СВЯЗЬ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ 07 April 2012
Тема 6. Стили управления, Понятие стиля управления. Виды 06 March 2011
Тест по Праву 29 October 2011
Методика В.М. Когана 02 February 2011
Круглый стол "Студенческие научные общества - проблемы и перспективы" 29 October 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока