Учись Учиться

Доклад
Психология
12 February 2012

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА
  • Метод семантического радикала
  • МЕТОД РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК
  • способы исследования психических явлений
  • основанные на установлении семантических

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Психосемантические методы — это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем, значений и смыслов.

Указанные категории и обозначаемые ими психические явле­ния являются предметом исследования бурно развивающейся в последние десятилетия отрасли психологической науки, именуе­мой психосемантикой. С основными достижениями в этой обла­сти можно ознакомиться в работах В. Ф. Петренко [277, 278].

 МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Метод семантического дифференциала (СД) (от греч.semanticos — 'обозначающий' и лат. differentia — 'разность') пред­ложен в 1957 г. американским психологом-когнитивистом, авто­ром известной теории конгруэнтности Ч. Осгудом [466] и явля­ется комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. Метод позволяет строить субъективные семантические пространства, на основании которых можно судить об эмоциональном отношении личности к различным объектам (предметам, событиям, людям, явлениям и пр.), о ее социальных установках, личностных смыслах, ценностных ориентациях, са­мооценке.

Процедура СД состоит в оценивании измеряемых объектов (по­нятия, персонажи, символы) по ряду двуполюсных шкал. Каждая шкала представляет собой континуум какого-либо признака, зада­ваемого путем присвоения полюсам его противоположных выра­жений. Одно считается предельно положительным, а другое — пре­дельно отрицательным. Чаще всего это осуществляется с помощью прилагательных: плохой — хороший, маленький — большой, красивый — безобразный, яркий — тусклый, приятный — неприятный и т. д. Но полюса могут задаваться и невербально через графичес­кие оппозиции, фотографии, художественные изображения и даже физические предметы. Центр шкалы соответствует отсутствию (или балансу) выраженности признака как в положительном, так и в отрицательном направлениях (ни то, ни се) и ему присваивается нулевое значение. Обе ветви шкалы градуируются. Обычно приме­няют 3-, 5-, 7- балльные шкалы.

Оценивая объект-стимул, испытуемый демонстрирует, во-пер­вых, свое понимание этого объекта, т. е. свое толкование его зна­чения: а это есть смысл данного объекта для данного субъекта. Во-вторых, демонстрирует степень отношения к данному объек­ту. Считается, что чем значимее для испытуемого объект, тем он пристрастнее и тем выше (по абсолютной величине) его оценка.

Чем больше использовано шкал, тем многограннее субъектив­ное отражение объекта. Для наглядности эти шкалы размещают друг под другом, а оценки испытуемого на каждой из них объеди­няются прямыми отрезками, что в совокупности обычно дает некоторую ломаную линию, именуемую «семантическим профи­лем». Каждая шкала может рассматриваться как ось субъектив­ного семантического пространства (СП), а выданные испытуе­мым оценки — как точки его СП. Положение каждой точки определяется двумя показателями: качественным — направлен­ностью (положительная или отрицательная) и количественным — интенсивностью (абсолютная величина балла).

Сравнение отдельных оценок или семантических профилей, полученных у одного испытуемого, но по разным объектам, дает основание к становлению семантической близости или удален­ности этих объектов в СП субъекта. Иначе говоря, получаем пред­ставление о субъективном восприятии подобия или различия между объектами — понятиями. Степень такого подобия или раз­личия можно выразить и количественно, исходя из модели СП:

Дx,y=Öåd2 xi, yi

где х, у — сравниваемые объекты; Д — семантическое расстоя­ние между объектами; d — разность между оценками объектов по каждому признаку.

Таким образом, можно сравнивать между собой данные разных субъектов, но по одному и тому же объекту или прослеживать динамику отношений субъекта к одному и тому же объекту в зависи­мости от влияния различных факторов (например, времени, со­циальных условий, здоровья и проч.). При этом в роли субъекта могут выступать как отдельные лица, так и группы людей.

15.2. МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА

Метод семантического радикала (от лат. radicalis — 'коренной') предложен А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой в 1959 г. Суть за­ключается в выявлении ассоциативных связей, в первую очередь, смысловых. За критерий семантической близости объектов при­нимается перенос условно-рефлекторной реакции с одного объек­та на другой, семантически с ним связанный.

Так, при предъявлении ряда понятий (например, гитара, сак­софон, баян) некоторого семантического класса (музыкальные инструменты), сопровождаемых отрицательным подкреплением (скажем, электроударом), дальнейшее экспонирование подобных стимулов вызывает оборонительную реакцию. Предъявление поня­тий, не связанных с этим классом (например, дерево, солнце, на­ука), оставляет испытуемого индифферентным. Экспонирование понятий, семантически слабее, косвенно связанных с подкреп­ляемыми (например, концерт, ария, балет), вызывает ориентировочную реакцию. На этой основе строится семантическое поле объектов, связанных с подкрепляемыми. По характеру реакции (оборонительная — ориентировочная) и ее силе выделяются центр и периферия СП. При психической патологии субъекта (напри­мер, умственная отсталость) перенос реакции может производить­ся не по семантическим связям, а по каким-либо другим (напри­мер, по фонетическому созвучию: скрипка — скрепка, дом — дым, соната — сонет, кларнет — корнет и т. п.).

Метод применяется при исследовании неосознаваемых про­цессов при категоризации, для изучения развития значений и смыслов в онтогенезе, динамики формирования понятий, в па­топсихологии.

15.3. МЕТОД РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК

Это способ исследования индивидуально-личностных конст­руктов. Под последними имеются в виду создаваемые субъектом классификационно-оценочные образы-эталоны, способствующие пониманию воспринимаемых объектов. Идея личностных конструктов предложена одним из крупнейших представителей когнитивной психологии Дж. Келли [154], им же разработан в 1955 г. и рассматриваемый метод, получивший широкое распро­странение [385].

Аналогично методу семантического дифференциала метод Дж. Келли базируется на биполярных шкалах. Тем самым уста­навливается, что личностный конструкт есть то, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отлич­ны от третьего объекта» [385, с. 35]. Выбор конструктов и их значений ограничен так называемым «диапазоном применимости», т. е. каждый конструкт применим только к определенному ограниченному репертуару объектов. Сущность метода заклю­чается в «реконструкции индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявлении уни­кальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности)» [350,с.58].

Newspan lang=NewRUcenter/spanNew new=
    Tags:
  • ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА
  • Метод семантического радикала
  • МЕТОД РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК
  • способы исследования психических явлений
  • основанные на установлении семантических
Rating:
( 3 Ratings )
Экономика. Инвестиции. IPO.
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока
Экономика. Инвестиции. IPO.

Недавно добавили

Структура управления развитием организации 11 January 2011
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 29 October 2011
Лекция 8. Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями. 14 January 2011
Компьютерные обучающие программы 04 November 2013
Эпидемиология, лечение и профилактика туберкулёза в Кировской области 29 October 2011
Система власти Японии 09 January 2011
Конспект урока по теме: «Сила упругости. Закон Гука.» 11 January 2011
Методика изучения иррациональных уравнений и неравенств в школьном курсе математике 09 January 2011
Алферов и его открытие 09 January 2011
Омутнинский металлургический завод 12 January 2014

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Макиавеллизм и профессиональное выгорание у сотрудников уголовно – исполнительной системы 28 February 2012
Этапы решения задач на компьютере. Информационная модель. 28 February 2012
Использование кристаллоскопии для выявления острого лейкоза у мышей линии AKR 29 October 2013
Определение силы нервной системы при помощи теппинг – теста 05 March 2012
Тема 12. Мотивация. Сущность. Процессуальные теории мотивации 27 April 2011
Собственность и экономические интересы как основа современного рынка 10 May 2012
Понятие и этапы жизненного цикла организации 08 May 2012
Аннотация к статье: В. Загашвили «Отношения России с лидерами мировой экономики» 08 May 2011
Идеи устойчивого развития в образовании дошкольников: проект ЮНЕСКО «Мы и природа» 05 March 2012
Межпредметные связи в задачах по физике 01 November 2013
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока