Учись Учиться

Статья
Экология
29 October 2011

СОМАТИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С 1 ГОДА ДО 7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ АЭРОТЕХОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ)

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • экология
  • характеристика экологии
  • наука
  • заболеваемость детей
  • болезни

Тулякова О. В.

Вятский государственный гуманитарный университет

Заболеваемость детей дошкольного возраста является одним из информативных показателей уровня загрязнения среды. В ряде работ показана [1; 4; 5] особая роль аэротехногенного загрязнения обусловленного выхлопными газами автотранспорта в повышении общей заболеваемости, частоты аллергических заболеваний, болезней респираторной, мочевыделительной, нервной, гепатобилиарной, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Вопрос о механизмах, лежащих в основе негативного влияния аэрозагрязнения на здоровье детей остается открытым и требует дальнейшего изучения, т. к. на каждой селитебной территории действует уникальный набор неблагоприятных технофакторов, что отражается в специфическом изменении изучаемых показателей. Ранее нами было показано негативное влияние аэротехногенного загрязнения на параметры физического развития (состояние сердечно-сосудистой системы, величина антропо- и физиометрических показателей и динамика их прироста) 857 детей 7-8 лет [2]. Цель настоящего исследования – изучение влияния аэротехногенного загрязнения на заболеваемость детей в период с 1 года до 7 лет, в том числе с учетом гендерных различий. Методы исследования. Для проведения исследования территория г. Кирова была поделена на два района – экологически благоприятный (ЭБР) и неблагоприятный (ЭНБР). Вывод о разделении районов сделан на основании собственных вычислений по результатам исследований экологов г. Кирова [2], включавших изучение загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации, анализ почв и растительности на содержание тяжелых металлов, химический анализ снегового покрова, анализ интенсивности автотранспортной нагрузки (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика экологически благоприятного и неблагоприятного районов г. Кирова

Показатели

ЭНБР

(n=6)

ЭБР

(n=10)

Индекс чистоты атмосферы в модели Ле Бланка-Де Слувера (усл. ед.)

4,0±0,1

8,2±2,8

Индекс чистоты атмосферы в нормализованной модели (усл. ед.)

5,0±0,1

13,5±0,5*

Суммарный показатель загрязнения почв (баллы)

25,0±0,1

16,5±2,8*

Индекс общей токсичности тяжелых металлов в пересчете на биологический эквивалент свинца (усл. ед.)

5,51±1,34

2,61±0,1*

Содержание в снеге сульфатов (мг/л)

11,2±0,6

4,38±0,1*

Содержание в снеге соединений азота (мг/л)

0,68±0,1

0,46±0,03

Индекс общей автотранспортной нагрузки на атмосферу (усл. ед.)

191,7±20,1

75,0±0,1*

Индекс общей автотранспортной нагрузки с учетом рельефа (усл. ед.)

298,3±34,2

104,0±10,6*

Индекс общей автотранспортной нагрузки с учетом числа перекрестков (усл. ед.)

400,0±38,7

130,0±13,3*

Примечание: * – различия достоверны, р<0,05

В период с 1 года до 7 лет ретроспективно изучена заболеваемость 810 детей 7-8 лет, из которых 375 (201 мальчика и 174 девочки) проживало в ЭБР, а 435 (243 мальчика и 192 девочки) – в ЭНБР. Сбор данных проводился путем выкопировки из медицинских карт (из учетной формы № 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка»). Отдельные нозологии были отнесены к тому или иному классу в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ – 10). По каждому классу болезней вычислялось число обращений за указанный период (за год на 1000 детей) и процент детей, страдающих данным заболеванием. Результаты исследования подвергнуты статистической обработке с использованием Microsoft Excel. В тексте результаты выражены в виде M±m, где М – среднее арифметическое, m – ошибка среднего арифметического; различия оценивали по критерию Стьюдента и считали достоверными при p<0,05 (далее обозначается «*»). Результаты собственных исследований. В ходе исследования установлено, что у детей группы сравнения, по сравнению с контролем в период с 1 года до 7 лет выше общая заболеваемость (по числу обращений на 1000 детей). Также в этот период у детей группы сравнения, по сравнению с контролем чаще встречаются следующие классы болезней: класс IV – болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, класс V и VI – психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, класс X – болезни органов дыхания (табл. 2).


Таблица 2

Заболеваемость детей (M±m) в экологически неблагоприятном и благоприятном районах г. Кирова

№

Класса по МКБ

Классы болезней детей

Показа-тели

Дети из ЭБР

(n=375)

Дети из ЭНБР

(n=435)

Мальчики из ЭБР

(n=243)

Мальчики из ЭНБР

(n=201)

Девочки из ЭБР

(n=192)

Девочки из ЭНБР

(n=174)

 

Общая заболеваемость

Об/1000

2217,0±56,0

2474,0±67,0*

2316,0±79,0

2625,0±97,0*

2091,0±79,0

2300,0±90, 0

VIII

Болезни уха и сосцевидного отростка

%

31,72±2,23

29,60±2,36

32,51±3,0

30,85±3,26

30,73±3,33

28,16±3,41

Об/1000

93,1±9,1

80,9±8,5

91,9±11,9

82,9±11,6

94,6±14,5

78,5±12,5

XII

Болезни кожи и подкожной клетчатки

%

36,32±2,31

36,00±2,48

40,33±3,15

37,81±3,42

31,25±3,35

33,91±3,59

Об/1000

105,0±9,7

90,7±7,5

126,9±15,4

92,9±10,2

77,3±9,6

88,1±11,1

IV

Болезни эндокринной системы, нарушения питания, обмена веществ

%

1,84±0,64

5,33±1,16*

1,23±0,71

6,97±1,80

2,60±1,15

3,45±1,38

Об/1000

5,7±2,5

17,3±5,2*

6,2±4,0

24,9±8,8

1,23±0,71

6,97±1,80*

X

Болезни органов дыхания

%

98,16±0,64

98,93±0,53

98,35±0,82

99,50±0,50

97,92±1,03

98,28±0,99

Об/1000

1541,0±47,0

1712,0±54,0*

1621,0±65,0

1828,0±80,0*

1440,0±65,0

1579,0±71,0

V, IV, XVIII (R47–R48)

Психические расстройства и расстройства поведения. Болезни нервной системы. Дизартрия и дислексия

%

21,38±1,97

30,67±2,38*

25,93±2,81

37,31±3,41*

15,63±2,62

22,99±3,19

Об/1000

51,3±5,6

95,1±9,9*

64,5±8,4

115,3±14,3*

34,7±6,5*

71,8±13,2*

Примечание: * - различия с ЭБР достоверны, р<0,05.


Анализ гендерных особенностей заболеваемости показал, что у мальчиков под действием аэротехногенного загрязнения в месте проживания, наблюдаются такие же особенности заболеваемости, как и в общем массиве детей (табл. 2). Так, у мальчиков группы сравнения, по сравнению с контролем выше общая заболеваемость и чаще встречаются три класса болезней из четырех, характерных для общего массива: класс V и VI – психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, дизартрия и дислексия, а также класс X – болезни органов дыхания. Статистически значимых различий по классу IV – болезни эндокринной системы, наблюдаемых в общем массиве, у мальчиков не выявлено. В заболеваемости девочек также наблюдаются закономерности, характерные для общего массива детей (табл. 2).: у девочек группы сравнения, по сравнению с контролем чаще встречаются три класса болезней из четырех, характерных для общего массива. Это класс IV – болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, класс V и VI – психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, дизартрия и дислексия. Достоверных различий по классу X – болезни органов дыхания, наблюдаемых в общем массиве, не выявлено. В целом заболеваемость общего массива дошкольников из экологически неблагоприятного района выше, чем у детей из ЭБР, что подтверждает данные литературы [1; 4]. Заболеваемость детей из ЭНБР повышена по трем классам болезней, все из которых, согласно данным литературы, относятся к экологически зависимым, это болезни эндокринной системы [5], нервно-психические заболевания и заболевания органов дыхания [4]. В проявлении заболеваемости у детей 1–6 лет наблюдаются гендерные различия: мальчики в экологически неблагоприятных условиях, по сравнению с контролем имеют более высокую общую заболеваемость и чаще страдают болезнями органов дыхания, в которые, как известно, основной вклад вносят простудные инфекции. Девочки в экологически неблагоприятных условиях, по сравнению с контролем чаще имеют заболевания эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Подобный гендерный анализ заболеваемости дошкольников в литературе не выявлен, следовательно, данные половые различия установлены нами впервые. Гендерные различия имеют большое значение для профилактики данных заболеваний и уяснения механизмов патогенетических процессов в популяции. Такой класс болезней, как психические расстройства, расстройства поведения, болезни нервной системы, дизартрия и дислексия, одинаково чаще встречается у мальчиков и девочек из ЭНБР по сравнению с их сверстниками из ЭБР. Вероятно, это следствие регистрируемых при рождении перинатальных патологий и родовых травм ЦНС и наблюдаемой в течение первого года жизни повышенной заболеваемости нервной системы, которая была выявлена нами ранее [3]. Нами показано, что аэротехногенное загрязнение не повышает частоту болезней системы крови, кровообращения, органов пищеварения, костно-мышечной системы и кожи, что не согласуется с данными ряда авторов [1; 4].

Литература

1. Даутов, Ф. Ф. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на аллергическую заболеваемость детей в крупном промышленном городе [Текст] / Ф. Ф. Даутов, Р. Ф. Хакимова, П. З. Юсупова // Гигиена и санитария. – 2007. – № 2. – С. 10–12.

2. Тулякова О. В. Влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие детей // Бюллетень «Здоровье населения и среда обитания» – 2011, №1 (214), С. 19-23.

3. Тулякова О. В., Четверикова Е. В., Циркин В. И. Особенности соматической и неврологической заболеваемости детей в зависимости от экологической обстановки в месте проживания// Современные наукоёмкие технологии. – № 8. – 2007. – С. 97-98.

4. Чеботарев, П. А. Оценка состояния здоровья детского населения, проживающего в городах с различным загрязнением атмосферного воздуха [Текст] / П. А. Чеботарев // Гигиена и санитария. – 2007. – № 6. – С. 76–78.

5. Чубирко, М. И. Характеристика риска для здоровья населения, обусловленного химическим загрязнением воздушной среды [Текст] / М. И. Чубирко, Н. М. Пичужкина, Л. А. Масайлова // Здоровье населения и среда обитания. – 2006. – № 2. – С. 5–8.

 

СОМАТИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С 1 ГОДА ДО 7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ АЭРОТЕХОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ)

Тулякова О. В.

Ретроспективно изучено влияния аэротехногенного загрязнения обусловленного выхлопными газами автотранспорта на заболеваемость 810 детей в период с 1 года до 7 лет. Установлено, что у детей группы сравнения статистически значимо выше, чем в контроле общая заболеваемость и заболеваемость эндокринной, нервной, респираторной системы. Мальчики в условиях аэротехногенного загрязнения имеют более высокую по сравнению с контролем общую заболеваемость и чаще страдают болезнями органов дыхания, девочки – чаще имеют заболевания эндокринной системы.

INFLUENCE OF THE AIR POLLUTION ON THE PECULIARITIES OF SOMATICAL MORBIDITY OF THE CHILDREN

Tulyakova O. V.

Are investigated the special features of the morbidity of 857 children, who live in the ecologically favorable and unfavorable regions of Kirov city. It is established that the pollution of the atmosphere increases the risk of the development of the diseases of the organs of respiration, nervous and endocrine system. Most vulnerable are children of up to seven years, especially boys.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Tags:
  • экология
  • характеристика экологии
  • наука
  • заболеваемость детей
  • болезни
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Судебные прения 08 May 2012
Рецензия на эссе на тему « На полпути к научающейся организации» 12 January 2011
Изучение работы электрокардиографа 13 January 2014
Омутнинский металлургический завод 12 January 2014
Тема 14. Управление персоналом.. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ 03 May 2011
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И СТРУКТУРА НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕГИОНАХ С РАЗЛИЧНОЙ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ 29 October 2011
Тема 15. Управление трудовыми ресурсами. Структура и динамика рабочей силы организации 03 May 2011
Психолого-педагогическая характеристика школьника. 11 January 2011
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 October 2011
Экология человека 11 March 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Визуальные фильтры 09 May 2011
Проблемы саморегуляции и адаптации 04 March 2012
Урок химии в 10 классе, Тема: "Бензол" 12 January 2011
Методический анализ темы «Этапы решения задач на ЭВМ» 09 January 2011
Тема 10. Сеансовый уровень OSI 14 January 2011
Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" 25 February 2012
Информатика. Лекция 6 13 January 2011
Эссе на тему ”Как я провел практику” 09 January 2011
Функционирование фирмы и организационные формы бизнеса в современной рыночной экономике 10 May 2012
Тема 13. Стеки протоколов 14 January 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока