4. Методика «Черно-красные таблицы»
Цель
Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.
Диапазон применения
Описываемая методика может быть использована при исследовании внимания школьников (начиная с подросткового возраста) и взрослых испытуемых. При обследовании младших школьников целесообразнее использовать упрощенный вариант этой методики с цифрами от 1 до 13 черного и от 1 до 12 красного цветов.
Оборудование
Секундомер, указка и таблица Горбова-Шульте размером 28х28 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цветов. Высота цифр –
Образец таблицы
7 |
4. |
10 |
6. |
22 |
24 |
12. |
|
1 |
7. |
6 |
2. |
10. |
17 |
13. |
19 |
8 |
2. |
16. |
19. |
|
13 |
11 |
12. |
8. |
4 |
11 |
1. |
20 |
15. |
21 |
23. |
3 |
|
4. |
9 |
3 |
1. |
9. |
9 |
6 |
17. |
5. |
18 |
12 |
24. |
|
8 |
2 |
12 |
11. |
5 |
14. |
25 |
13 |
9. |
20. |
1 |
7. |
|
6. |
10 |
5. |
7 |
3. |
21. |
3. |
23 |
8. |
15 |
14 |
18. |
|
|
|
|
|
|
16 |
5 |
11. |
2 |
22. |
4 |
10. |
|
|
|
|
|
|
«.» – показывает красные числа
Процедура эксперимента
Эксперимент проводится индивидуально, включает в себя три серии. В первой серии испытуемый получает задание называть и одновременно показывать черные числа в порядке возрастания от 1 до 25. Во второй серии он должен называть красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). В третьей серии испытуемый попеременно находит черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядке. Например, 1 черный, 24 красный, 2 черный, 23 красный и т.д. В инструкции указывается, что задание необходимо выполнять быстро и без ошибок. Экспериментатор фиксирует в протоколе время и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка - ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке и наоборот; замена цифры - замена ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.
Образец протокола
№ серии |
Время выполнения |
Ошибки |
1 |
t1 = |
|
2 |
t2 = |
|
3 |
t3 = |
|
Обработка результатов
I вариант
1. Вычисляем время переключения внимания по формуле t3 - (t1 + t2).
2. Для того, чтобы сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью протекает переключение у данного испытуемого, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.
Возраст |
t1 |
t2 |
t3 |
t переключения внимания |
ошибки |
||||
М |
δ |
М |
δ |
М |
δ |
М |
δ |
||
7-8 (n=95) |
32 |
21 |
33 |
25 |
148 |
92 |
83 |
87 |
2.1 |
9-10 (n=100) |
26 |
17 |
26 |
18 |
113 |
57 |
62 |
46 |
1.9 |
11-12 (n=75) |
43 |
25 |
45 |
29 |
112 |
57 |
62 |
46 |
1.9 |
13-14 (n=78) |
46 |
16 |
53 |
20 |
204 |
85 |
104 |
73 |
1.9 |
15-16 (n=77) |
43 |
16 |
48 |
15 |
179 |
71 |
86 |
54 |
1.2 |
17-18 (n=89) |
40 |
15 |
41 |
16 |
184 |
67 |
102 |
57 |
1.3 |
> 18 (n=69) |
60 |
19 |
64 |
22 |
228 |
77 |
106 |
67 |
2.2 |
М – среднее значение
Вывод
В выводе необходимо указать скорость переключения внимания данного испытуемого: примерно равна, выше или ниже возрастной нормы.
II вариант
При обработке результатов полученные данные первоначально переводятся в первичные показатели успешности. При этом пользуются следующими формулами:
t1+t2
1. Для объема внимания tоб = ----------- , где
2
tоб – объем внимания,
t1 - время работы в 1-й серии,
t2 - время работы во 2-й серии.
2. Для распределения внимания tр = t3, где
tр –распределение внимания,
t3 – время работы в 3-й серии.
3. Для переключения внимания tn = t3 – (t1+t2), где
tn – переключение внимания.
Оценка результатов
Для оценки полученных результатов пользуются специальными шкалами (см. таблицу).
Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на один балл.
Показатель |
Оценка в баллах |
||||
1 балл низкий |
2 балла ниже среднего |
3 балла средний |
4 балла выше среднего |
5 баллов высокий |
|
Объем внимания |
61 и более |
51-60 |
38-50 |
30-37 |
29 и менее |
Распределение внимания |
321 и более |
261-320 |
171-260 |
131-170 |
130 и менее |
Переключение внимания |
201 и более |
161-200 |
91-160 |
51-90 |
50 и менее |