Учись Учиться

Конспект урока
Физика 10 класс. Конспект урока
03 December 2011

Конспект урока Вес тела. Невесомость

User Rating: 4 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Inactive
 
    Tags:
  • конспект урока
  • физика
  • 10 класс
  • вес тела
  • невесомость
  • перегрузка

Автор Кислицын Николай Сергеевич

Магистр физико-математического факультета

Вятского государственного гуманитарного университета.

2011

Сегодня на уроке нам надо раз и навсегда усвоить, что такое вес тела, так что бы никогда его не путать с другими силами или физическими величинами.

Может кто-нибудь скажет, что такое вес тела?

Вес тела – сила, с которой это тело действует на горизонтальную опору или растягивает подвес.

А что такое масса тела?

Масса – физическая величина, характеризующая инертные свойства тела.

Так вот многие постоянно путают вес тела с массой и не понимают, в чем их различие, говоря, например, «Вес этого тела 3 кг».

Кто может назвать принципиальные отличия массы и веса?

Во-первых, вес тела – это сила, а масса это скалярная физическая величина.

Во-вторых, так как вес это сила, то и единица измерения у него в Ньютонах, а у массы в кг..

В-третьих, вес характеризует действие тела на опору или подвес, а масса - инертные свойства тела.

Запишите в тетради в две колонки.


Вес

1) векторная величина

2) [Н]

3) Характеризует взаимодействие тела с опорой

Масса

1) Скалярная величина

2) [кг].

3) Характеризует инертные свойства тела


Что это за инертные свойства, кто скажет или приведет пример?

Например, чем больше масса машины, несущейся с огромной скоростью, тем сложнее её остановить.

Теперь нам надо разобраться, в чем принципиальная разница между силой тяжести, силой реакции опоры и весом тела.

Кто-нибудь выйдите к доске. На доске нарисовано тело, лежащее на опоре, но что бы точнее указать к чему будут приложены силы, я специально оставил пустое место между телом и опорой.

Итак, изобразите силы, действующие на тело.

Правильно. Сначала сила тяжести, а затем сила реакции опоры. Как изобразить вес? Правильно, вес приложен к опоре и направлен вниз.



Напишите Второй закон Ньютона для сил, действующих на тело. Ma=N+Mg.


А теперь внимание, давайте разберемся, почему в задачах подобных нашему рисунку, во втором законе Ньютона мы не пишем P, ведь на рисунке мы его изобразили?

Потому что сила P приложена не к телу, а к опоре, а в законе мы указываем силы, приложенные к рассматриваемому телу,

Выразите из нашей формулы N. Мы рассматриваем случай, когда тело неподвижно, поэтому чему равна сумма сил. 0=N+Mg, значит N=Mg. Чему ещё равно N, как вы думаете?

По третьему закону Ньютона |P|=|N| по модулю. Природа P и N одинакова – это сила упругости.

И если в задаче дан вес тела, то вы с уверенностью можете писать, что N=P.

Значит P=mg – при условии, что тело неподвижно

А теперь проверим, как вы усвоили предыдущий материал и сегодняшний. Кто хочет выйти к доске и подписать силу, изображенную стрелочкой, на каждом рисунке.

Что является причиной силы тяжести? Гравитационное поле Земли

Что является причиной силы реакции опоры? Сила упругости опоры

Что является причиной веса тела? Сила упругости тела.

Перегрузка и невесомость

Как называется прибор, который у меня в руках?

Динамометр. Подвесим к нему груз, что показывает динамометр?

Силу, с которой тело действует на пружину, т. е. вес тела. Теперь, смотрите, что происходит, когда я поднимаю динамометр резко вверх?

Сила действия на пружину динамометра возрастает, т. е. увеличивается вес тела. Т. е. вес тела увеличивается при ускоренном движении опоры тела или как в нашем случае подвеса против направления силы тяжести, вверх. Это называется перегрузка. Т. е. когда вес тела усиливается в несколько раз.

Докажем это.

Давайте зарисуем.



Запишем Второй закон Ньютона Для нашего тела Ma=N-mg, по Третьему закону Ньютона N=P, P=m(G+A). Значит P>mg, т. е. вес тела увеличился.

Вывод: Если тело движется с ускорением вверх, то его вес больше веса покоящегося тела.

Интересное. Слипстри́м (англ. slipstream — буквально «скользкая струя») — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по трековым трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость, а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.

Задача №1.

Рассчитать вес летчика массой m, выводящего самолёт из пикирования со скоростью v, и радиусом окружности r?

Учащиеся самостоятельно выполняют эту задачу, один у доски проговаривая каждый шаг.

ОY: - mg + N = ma | N | = | P |

P = m (g + a) a = v2/R

Вывод: вес лётчика увеличится.

Домашнее задание.

Учащийся сам выполняет эту задачу у доски, проговаривая каждый шаг.

Оy: mg – N = ma

N = m (g – a)

Вывод: Если тело движется по выпуклой окружности вниз, то его вес уменьшается по сравнению с весом покоящегося тела.

 

    Tags:
  • конспект урока
  • физика
  • 10 класс
  • вес тела
  • невесомость
  • перегрузка
Rating:
( 3 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Изучение электрической проводимости кожи человека в биологически активных точках 05 June 2012
Руководство по Electronic Workbench 13 February 2012
Беседа "Уважение к старшим и друзьям" 11 January 2011
МАССИВЫ 08 May 2011
Математические модели физического обоснования гимнастических упражнений 29 October 2011
ПОПУЛЯЦИОННАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ ЯМАЛЬСКОГО РЕГИОНА 29 October 2011
Информатика. Лекция 6 13 January 2011
Инфляция - подробно интересно 11 January 2014
Тема 6. Физический уровень OSI 14 January 2011
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ 29 October 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Системы счисления 29 October 2011
Собственность и экономические интересы как основа современного рынка 10 May 2012
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ) 05 March 2012
Методика диагностики личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления А. 26 February 2012
Технология хранения и транспортирования товаров 26 March 2012
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Тема 2. Сетевые средства и службы 14 January 2011
Лекция 2. Постановка гипотезы 29 October 2011
Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Средства АИС предприятия 17 February 2012
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 13 March 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока