7. Методика «Объем внимания» (по К.К. Платонову)
Цель
Изучение индивидуальных особенностей объема внимания и точности восприятия простейших объектов.
Диапазон применения: начиная со старшего дошкольного возраста.
Оборудование
1. Набор из 15 карточек (см. Приложение № 4). На каждой карточке нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. В каждой сетке - несколько точек (от двух до восьми), расположенных в случайном порядке.
2. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках.
Процедура эксперимента
До начала эксперимента испытуемый получает бланк. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам на очень короткое время карточки. На каждой карточке несколько точек, по-разному расположенных. (Для примера показать любую карточку). Ваша задача – запомнить, сколько точек на карточке и как они расположены. После того как будет показана первая карточка, Вы на бланке в первой квадратной сетке отметьте расположение точек. Если запомнили количество точек, но не помните расположения некоторых из них, то ставьте крестики около сетки. Например, Вы помните, что точек восьми, и помните расположение шести из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки и два крестика рядом с сеткой. После показа второй карточки точки будете ставить во второй сетке и т.д. Вопросы есть? Приготовьтесь. Внимание!» После команды «Внимание!» экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому на короткое время (около 0,1 с) каждую из 15 карточек. Порядок предъявления карточек случайный.
Обработка и анализ результатов
1. По каждой карточке определяется, правильно ли названо количество точек. Если правильно, то соответствующая квадратная сетка в бланке помечается знаком «+», если неправильно - знаком «-».
2. Показателем объема внимания данного испытуемого является число точек на карточке, при котором начинаются ошибки в указании их количества. Например, испытуемый правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с шестью точками правильно воспроизвел только одну. В этом случае его объем внимания равен 5 единицам.
3. Показатель точности восприятия пространственного расположения точек получают следующим образом:
а) по каждой карточке подсчитывается процент правильно размещенных точек;
б) затем по всей серии - среднее арифметическое процентов.
Вывод
Делая вывод, надо указать следующее:
1. Объем внимания данного испытуемого составляет столько-то единиц.
2. Объем внимания ниже, выше или соответствует возрастным нормам.
3.Узкий, средний или широкий объем внимания у данного испытуемого сочетается с высокой, низкой или средней точностью восприятия.