Учись Учиться

Доклад
Психология
14 March 2012

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
  • ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Факторы
  • влияющие на физическое развитие детей
  • биологическим факторам
  • реализации генотипа в фенотипе
  • онтогенетической адаптации
  • физическое развитие новорожденных и младенцев
  • состояние респираторной системы

ВЛИЯНИЕ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1.4.1. Факторы, влияющие на физическое развитие детей

Физическое развитие детей и подростков, согласно E. А. Поварго и соавт. (2007), отра­жает уровень здоровья популяции и является на­дежным информационным показателем санитар­но-эпидемиологического благополучия населения. Уровень и динамика физического развития тес­но связаны с социально-экономическими и гигие­ническими условиями жизни детей и подростков [226]. В то же время авторы ряда работ при оценке физическо­го развития детей указывают на ведущую роль ге­нетического фактора, что подтверждается разли­чиями средних антропометрических параметров представителей разных этнических групп [109].

Немаловажная роль в формировании физического развития принадлежит и другим биологическим факторам, например, характеру течения беременности и родов. В работе В. Е. Дерябина и соавт. (2007) данные закономерности подтверждены с помощью корреляционного анализа.

У мальчиков размеры тела при рождении заметно связаны с нор­мальным физиологическим течением родов и ассоциированы с нормальным течением бере­менности (более крупные мальчики рождались при нормальном течении беременности и родов). У девочек размеры тела ассоциированы с по­рядком родов и курением матери во время бере­менности, т. е. менее крупные девочки являлись первородками и рождались у курящих матерей [86].

Таким образом, физическое раз­витие детей – важный результирующий показатель реализации генотипа в фенотипе в конкретных экологических условиях [88].

Воздействие техногенных факто­ров способствует значительным изменениям процес­сов онтогенетической адаптации и морфологического развития ребенка [246].

Имеющиеся данные литературы [44; 46; 128; 149; 161; 177; 312] указыва­ют на то, что наличие АЗ повышает вероятность формирования астенического типа телосложения, снижает скорость роста и развития организма, ухудшает функциональное состояние кардиореспираторной и прочих систем.

Вместе с тем механизм дей­ствия антропогенных загрязнителей на физическое раз­витие детей в настоящее время остается недостаточно изученным. В литературе высказано предположение, что неблагоприятные техногенные факторы оказывают свое негативное влияние на физическое развитие за счет нарушения взаимоотношений в системе «гипофиз – кора надпочечников» [122; 273].

В отдельных работах не выявлено отрицательного воздействия АЗ на детский орга­низм [331], статистически достоверных различий в показателях здо­ровья и физического развития между группами детей, про­живающих в промышленно-жилой зоне и в «здоровой» зоне не обнаружено.

 

Ниже рассмотрено влияние техногенных факторов на физическое развитие детей в разные периоды онтогенеза: при рождении, в дошкольном возрасте и в школьный период.

 

1.4.2. Влияние аэротехногенного загрязнения на темпы физического развития

В литературе нет единого мнения по вопросу влияния загрязнения среды на темпы физического развития. Опи­сано как стимулирующее (в основном при малых дозах), так и угнетающее воздействие поллютантов [147].

Ряд авторов утверждают, что при наличии загрязнений в атмосферном воздухе снижается скорость физического развития дошкольников [134; 149; 243; 259] и подростков [128; 166; 312] и замедляется биологическое созревание [33; 132].

Так, для практически здоровых детей-школьни­ков из разных по степени задымленности промыш­ленных городов Украины выявлено некоторое ухуд­шение показателей роста, окружности груди и массы тела [296]. На основе рентгенографической оценки развития костной системы (рентгенограммы левой кисти и запястья) 5000 детей из Чехии, Словакии и Германии установлено, что в городах с высокой концен­трацией промышленных выбросов у детей статистичес­ки значимо замедляются сроки созревания костей [296].

У 23% детей, родившихся в эко­логически неблагополучных районах и проживавших там не менее пяти лет, отмечена задержка фи­зического развития [273]. Большое количество детей с задержкой физического разви­тия проживает в экологически неблагоприятных районах Свердловской области [266].

В исследовании детей г. Москвы установлено, что младенцы из загрязненного района достоверно отставали в увеличении средней массы тела и роста от детей условно чистого района [64].

Другие авторы, напротив, полагают, что особенности состояния окружающей среды, сказываясь на темпах ди­намики возрастных изменений, вызывают ускорение росто­вых процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста [273]. Например, для подростков, проживающих в промышлен­ных центрах цветной металлургии, показано, что в допубертатном периоде экологический стресс ока­зывается временно акцелерирующим фактором [296]. Возможно, мы имеем здесь дело с отложенным пос­ледействием умеренно патогенных факторов среды на фоне мгновенного ингибирующего действия выраженно патогенных стресс-факторов.

1.4.3. Влияние аэротехногенного загрязнения

на гармоничность физического развития

К неблагоприятным условиям внешней среды особенно чувствительны такие составляющие физического развития, как гармоничность и соматотип [33; 273; 312]. При длительном воздействии негативных факторов в растущем, развивающемся организме ребенка возможны донозологические изменения, проявляющиеся в первую очередь дис­гармоничностью физического развития [109].

Так, у 23,8% детей, живущих или обучающихся вблизи автодорог, вследствие загрязнения воздуха выхлопными газами автотранспорта наблюдается задержка и дисгармоничность физического развития [161; 177]. В работе Е. В. Михайловой (2005) доля детей с дисгармоничным развитием в загрязненном районе достигает 52,0%, что достоверно превышает их количество в контрольном районе. Причем дисгармоничное развитие под действием АЗ чаще регистрируется у девочек [70].

В группе детей, проживаю­щих в относительно благоприятных экологических условиях, удельный вес школьников с гармонич­ным физическим развитием выше, чем среди детей из экологически неблагоприятной зоны, где наиболее высока доля школьников с мезогармоничным раз­витием [88].

Среди детского населения 4–7 лет, проживающего в экологически неблагоприятных районах г. Кирова, обнаружено 24,0–33,0% детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием, что в 1,5 раза больше, чем в контрольном районе [33; 48; 199]. В г. Кирово-Чепецке (Кировская область), имеющем развитую химическую промышленность процент детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием составляет 34,0–49,5%.

В исследовании А. Н. Узуновой и соавт. (2008) 39% школьников проживающих на экологически небла­гополучной по содержанию солей тяжелых метал­лов территории (г. Карабаш, центр медеплавильного производства), имеют дисгармоничное физическое развитие [291].

 

1.4.4. Влияние аэротехногенного загрязнения среды на развитие антропометрических показателей

1.4.4.1. Влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие новорожденных и младенцев. Наиболее экочувствительной частью детской попу­ляции являются новорожденные [296]. Анализ смертности детского населения, согласно А. И. Потапову (2008), показы­вает, что самый высокий уровень этого показателя отмечается в возрасте до 1 года [233].

Формирование под действием экологически неблагоприятных факторов различного рода патологий беременности и осложнений родового периода повышает риск ухудшения здоровья у развивающегося плода [64] и ухудшения физического развития детей как при рождении, так и в последующие этапы онтогенеза.

При изучении физического развития новорожденных у женщин, занятых на вредных производствах, замечены более низкие антропометрические показатели детей при рождении.

Обследование но­ворожденных у работниц химического производства, имеющих профессиональный контакт с продуктами органического синтеза (аммиак и сера, бензин, син­тетическое волокно), выявило значительное от­ставание детей в массе тела при рождении, особенно в случае постоянно­го профессионального контакта беременных с бен­зином [296]. Заметных различий по росту, обхватам головы и груди не выявлено.

У работ­ниц основных профессий нефтехимических произ­водств г. Екатеринбурга [296] выявлено повышение частоты слу­чаев рождения маловесных детей с трофическими расстройства­ми и одновременно макросомиков с признаками не­зрелости. Таким образом, антропогенный стресс усиливает полиморфизм популяции.

Показатели физического развития новорожден­ных у женщин, работающих с источниками ионизи­рующего излучения, не обнаруживают заметных раз­личий с контрольной группой и в среднем не выходят за пределы физиологической нормы [296]. Отмечает­ся лишь некоторая тенденция к гипотрофии (масса тела меньше 2,8 кг) у новорожденных некоторых групп – мальчиков от вторых родов и девочек от первых. Отсутствие выраженных достоверных раз­личий с контрольной группой не уменьшает, по мнению авторов работы, ценности показателей фи­зического статуса новорожденных как индикатора экологического напряжения.

Анализ литературы показывает, что большинство авторов, изучающих физическое развитие новорожденных, акцентируют внимание на массе тела, которая, как известно из многочисленных исследований, ниже в тех городах и районах, где имеется повышенное аэротехногенное загрязнение [5; 13; 36; 68; 70; 120; 129; 240; 247; 248; 259; 343; 348; 392]. Длиннотным и обхватным размерам новорожденных посвящено гораздо меньшее число исследований [36; 64; 296].

В работе В. Ф. Богоявленской (2000) проведено математическое моделирование связей антропометрических показателей новорожденных промышленного региона с уровнями загрязнения окружающей среды [36]. В результате моделирования установлено, что наиболее чувствительными к загрязнению окружающей среды являются показатели окружности груди и массы тела новорожденных. Выявлена корреляционная зависимость росто-массовых показателей от уровня загрязнения атмосферного воздуха r = 0,6–0,8 [36].

По данным Т. К. Федотовой (2006), в районах с сильным аэрогенным загрязнением воздуха (промышленная пыль, соединения хрома, меди, никеля, свинца, кадмия) в г. Оренбурге от­мечена ретардация новорожденных по показателям длины, массы тела и окружности го­ловы [296].

В исследовании Г. В. Голованевой (2007) антропометрические показатели новорожденных и детей первого года жизни, рожденных и проживающих в экологически разных районах, находились в пределах нормы, но дети промышленно загрязненного района достоверно отставали в увеличении средней массы тела и роста от детей условно чистого района. Так, если при рождении средняя масса и длина тела в условно чистом районе были незначительно выше, то к концу первого года жизни масса детей этой группы стала достоверно больше (на 218 г), т. е. дети из загрязненного района достоверно отставали в увеличении средней массы тела и роста от детей условно чистого района [64].

При этом негативное влияние на состояние организма не ограни­чивается только моментом воздействия, но сказывается на его дальнейшем росте. Наблюдения за физическим развитием позволяют устанавливать изменения в его характере и закономер­ностях и на этой основе научно обосновывать профилак­тические мероприятия [162; 273].

Например, нарушения, возникающие в грудном возрасте, в том числе нарушения мышечного тонуса, впоследствии вносят свой вклад в формиро­вание многочисленных ортопедических наруше­ний у детей [86]. Обстоятельства раннего онтогенеза сказываются не только на снижении адаптивного потенциала растущего организма, но также и на его соматическом статусе. Для ново­рожденных и детей раннего возраста такие взаи­мосвязи прослежены в ряде работ и суммированы в обзорах [71; 85; 151; 418].

1.4.4.2. Влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие детей дошкольного возраста. В ряде исследований показано, что дети, проживающие в условиях загрязнения атмосферного воздуха, имеют более низкие антропометрические показатели, чем дети контрольной группы [4; 148; 195], что можно объяснить проявлением защитно-компенсаторных реакций организма, направленных на его оптимальное приспособление к окружающей среде [195].

Угнетающее воздействие длительного химического загрязнения атмосферного воздуха на процессы развития детей в дошкольный период особенно выражено у мальчиков и проявляется снижением частот средних и увеличением частот низких размеров длины и массы тела [147].

Из всех показателей физического развития наибольшая вариа­тивность характерна для массы тела – у детей чаще наблюдаются как низкие, так и повышенные ее градации, что соответствует представлениям об усилении полиморфизма популяции под действием антропогенного стресса [33; 296].

Е. В. Михайловой (2005) при изучении соматометрических показателей 793 детей г. Чебоксары в возрасте 4–6 лет установлено, что у дошкольников из промышленного района снижена длина и масса тела, так как у них досто­верно чаще (примерно в 2,5 раза) регистрировались значения данных показателей ниже среднего. Процент детей с низкими показателями в загрязненном районе составил около 20%, в контрольном – около 8% [195].

Исследование 4970 детей 4–7 лет проведенное Е. Н. Котышевой и соавт. (2007), в г. Магнитогорске – центре черной металлургии, подтверждает данные Е. В. Михайловой (2005), уточняя половые особенности. У мальчиков загрязненного района достоверно чаще наблюдалась низкая и очень низкая длина тела, т. е. 1–3-й центильный коридор (25,84 и 13,42%*) и масса тела (23,6 и 13,97%*), достоверные различия отмечались у мальчиков по средним показателям (4-й центильный коридор) длины и массы тела. У девочек выявлены различия между районами только для крайне низких градаций массы тела (1-й центильный коридор), 2,59% в загрязненном районе и 1,05% в контрольном, для признака длины тела расхождений между районами не установлено [148].

В исследовании [199] детей 4–6 лет разных районов г. Кирова и г. Кирово-Чепецка (город с сильным АЗ) получены достоверные различия и уточнены половые особенности в реакции физического развития на длительное химическое аэрогенное загрязнение среды.

Установлено, что у мальчиков 4 лет, проживающих в г. Кирово-Чепецке, ниже по сравнению с детьми контрольного района масса тела (16,94 ± 0,50 кг и 19,02 ± 0,76* кг). У детей 5 лет, проживающих в загрязненном районе г. Кирова, выше по сравнению с детьми контрольного района масса тела (21,59 ± 0,61 кг и 19,09 ± 10,42* кг среди мальчиков; 20,13 ± 0,59 кг и 18,50 ± 10,43 кг* среди девочек). У мальчиков 6 лет, проживающих в загрязненном районе г. Кирова, меньше по сравнению с детьми контрольного района длина тела (113,25 ± 11,35 см и 118,16 ± 1,02* см) и окружность грудной клетки (57,72 ± 0,96 см и 60,26 ± 10,73* см) [199].

Наибольшее число достоверных различий выявлено для мальчиков, следовательно, показатели их физического развития (масса, длина тела и ОГК) являются более уязвимым к действию неблагоприятных факторов. При этом в работе [199] выявлено противоречие – высокое, по сравнению с контролем, значение массы тела у детей из неблагоприятного района в 5 лет, несмотря на ее низкое значение в этом же районе в 4 и 6 лет. Данное расхождение частично согласуется с представлениями об усилении полиморфизма популяции под действием антропогенного стресса [296].

Исследование Т. К. Федотовой (2006) также содержит анализ половых особенностей. Сравнение двух групп мальчиков-дошкольников, проживающих в условиях экологического загрязнения, выявило достоверное уменьшение 6 антропометрических признаков: длины плеча, обхватов талии, голени и пред­плечья, жировых складок на груди и бедре; сравнение двух групп девочек-дошкольниц выявило достоверное уменьшение в зоне большего экологического загрязнения массы тела и особенно ее «обезжиренно­го» значения, ширины таза, длины предплечья и об­хвата головы [296].

Анализ литературы показывает, что для девочек из более загрязненных районов харак­терна астенизация телосложения [62; 70; 290; 296; 330]. Явление уменьшения поперечных размеров тела от­мечали у московских школьниц в 90-х гг. XX в. [53; 330], у девочек 3–7 лет г. Красноярска [70], у девочек-подро­стков г. Челябинска [290]. Его часто объясняют ухудшением для основной массы населения социально-экономичес­ких условий в сочетании с популяризацией лептосомного стандарта телосложения [62].

Антропогенные факторы действуют на физическое развитие по-разному, увеличивая одни показатели и уменьшая другие, либо способствуют полиморфизму популяции. Так, на урбанизиро­ванном юге Тюменской области резко возрастает ко­личество астеноидных и дигестивных типов, т. е. значительно возрастает полиморфизм популяции, од­новременно усиливается долихоморфия всего детс­кого контингента [296].

Для мальчиков, живущих в зоне экологического загрязнения, характерна достоверно большая средняя величина длины плеча и проявляется тенденция к большей обезжиренной массе тела. Напротив, для обхватов груди, талии, голени и предплечья, показателя об­щей величины обхватов конечностей и жировых складок проявляются гораздо меньшие средние уровни по сравнению с детьми контрольной группы [296].

1.4.4.3. Влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие детей школьного возраста. Загрязнение населенных пунктов тяжелыми металлами приводит к снижению массы и длины тела в детском возрасте [4]. При анализе состояния здоровья детей школьного возраста Новокузнецка, у каждого 10-го ребенка, проживающего на загрязненной территории, выяв­лены отклонения в физическом развитии, тогда как в контрольной группе – лишь у каждого 13-го [274].

У первоклассников г. Кирова, проживающих в условиях с высоким уровнем загрязнения атмосфе­ры, жировая ткань распределяется неравномерно, а рост костной и мышечной идет более медленны­ми темпами, чем у детей из экологически благопо­лучных местностей [48]. Вследствие замедления процессов роста у детей 7 лет, проживающих в загрязненном районе г. Кирова и в г. Кирово-Чепецке, установлены относительно низкие соматометрические показатели физического развития по сравнению с контрольным районом: в загрязненном районе г. Кирова у мальчиков по длине тела и окружности грудной клетки, у девочек по окружности грудной клетки, в г. Кирово-Чепецке у мальчиков и девочек по всем соматометрическим показателям [199].

По данным [273], у 23% детей, проживающих в эко­логически неблагополучных районах, отмечена дисгармонизация фи­зического развития.

Обследование дошкольников и школь­ников промышленных городов с крупными пред­приятиями металлургии, коксохимии и строительной инду­стрии выявило у них астенизацию ростовых процессов [273].

При исследовании популяции подростков, проживающих на экологически небла­гополучной по содержанию солей тяжелых метал­лов территории, выявлено 24,9% детей с уменьшением массы тела и окружно­сти груди при нормальных показателях роста [291], т. е. детей со склонностью к астеническому типу телосложения.

У девочек данной территории наблюдается [291] большая частота микросоматотипа гармоничного физического раз­вития и дисгармоничного физического развития преимущественно за счет дефицита массы тела (52,85% от всех дисгармонично развитых девочек).

 

1.5. ВЛИЯНИЕ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

НА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1.5.1. Влияние аэротехногенного загрязнения на функциональное состояние респираторной системы. Влияние атмосферных загрязнений на функциональное состояние дыхательной системы проявляется, прежде всего, в снижении дыхательных функций легких [29; 273], из которых осо­бое значение придается жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ).

В ряде исследований показано снижение под действием аэрогенного загрязнения ЖЕЛ, ФЖЕЛ и индекса Тиффно [33; 132], установлена сильная корреляционная связь между уровнем загрязненности атмосферного воздуха и величиной ЖЕЛ (r = 0,83) [199]. В других работах выявлены более высокие показатели ЖЕЛ, например в исследовании [246] ЖЕЛ городских мальчиков выше, чем сельских.

У школьников Восточной Германии 11–14 лет отмечена корреляция улучшения функции внешнего дыхания со снижением загрязнения воздуха, подсчитано, что повышение ЖЕЛ на 4,7% соответствовало снижению загрязнения воздуха взвешенными частицами, на 50 мкг/м3 и SO2 – на 100 мкг/м3 [370].

При обследовании первоклассников г. Кирова обнаружены половые особенности влияния загрязнения воздуха на ЖЕЛ: оказалось, что у девочек из загрязненного района величины ЖЕЛ ниже, чем у девочек из чистого района (0,91 ± 0,02 л и 1,08 ± 0,03 л*), а у мальчиков различия ЖЕЛ носят недостоверный характер, р > 0,05 (1,09 ± 0,03 л и 1,2 ± 0,04 л) [48; 199].

Помимо низких показателей ЖЕЛ и ФЖЕЛ у детей из загрязненных районов выявлено затруднение бронхопроводимости как ре­зультат бронхоспазма [273]. Различные нарушения функции внешнего дыха­ния коррелируют с длительностью проживания детей в про­мышленной зоне [132; 323], сохраняются долго и восстанавливаются медленно [273; 323].

Час­тота дыхания у детей загрязненных районов выше, чем у детей «чистой» зоны, что свидетельствует о раздражении дыхательного центра [273]. Однако при сравнении сельских и городских детей, которые, проживают в условиях более чистого атмосферного воздуха, согласно А. Р. Сабирьянову и соавт. (2006) не наблюдается различий по частоте дыхания (согласно частоте дыхательных дви­жений в минуту). Тем не менее, в этом же исследовании у городских детей выявляется значительно более высокая пиковая скорость выдоха (л/мин), что может определяться силой дыхательной мускулатуры и проходимостью бронхов за счет их более выраженного просвета. Последнее обстоятельство может быть след­ствием адаптации бронхиального дерева к неблагополуч­ной экологической обстановке в крупных промышлен­ных городах. Отчасти подтвержде­нием этого являются более высокие показатели ЖЕЛ городских мальчиков [246].

1.5.2. Влияние аэротехногенного загрязнения на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Функцио­нальное состояние кардиореспираторной системы и ее резервные возможности играют важную роль в адаптации дет­ского организма к физическим нагрузкам, обеспе­чивая сохранение здоровья в условиях меняющих­ся факторов внешней среды [297]. Параметры работы сердечно-сосудистой системы очень чувст­вительны и раньше других физиологических харак­теристик реагируют на процессы адаптации орга­низма ребенка [102].

Изучая влияние техногенных факторов, отдельные авторы показали, что у детей из экологически неблагоприятного района снижены функ­циональные резервы сердечно-сосудистой системы и системы крови [273; 288; 323], снижены функциональные возможности кардиореспираторной системы, в том числе наблюдается замедление процессов совершенствования и оптимизации функций сердечно-сосудистой системы (ССС) [80], нарушение функционального состояния системы кардиорегуляции [138].

Так, в группе детей, проживающих в условиях загрязнения среды, с возрастом уменьшается доля детей с высокой активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы и механизмов центральной регуляции и увеличивается доля детей с высокой активностью симпатического отдела и низкой степенью напряжения центральных механизмов регуляции, в то время как в экологически благоприятном районе наблюдается обратная тенденция [138].

Минимальные изменения по­казателей деятельности сердечно-сосудистой системы у де­тей отмечаются при уровне загрязнений, приближающемся к 3 ПДК, в то время как изменения уровня распространенности болезней органов кро­вообращения при данном уровне загрязнения отсутствуют [273].

У большинства детей и подростков, про­живающих в городе с высоким загрязнением атмосферного воздуха, в условиях покоя выявляется неадекватная (дистонического типа) реакция артериального давления (АД) на нагрузку, тенденция к тахикардии и артериальной гипо- и гипертензии, снижение показателей функциональных проб с нагрузкой (степ-тест), эритроцитоз без увеличения уровня гемоглобина [273].

При анализе распространенности морфофункциональных отклонений среди 3560 детей, проживающих на территории, прилегающей к крупной промышленной площадке, установлена большая ее величина по сравнению со среднегородскими значениями: пониженное артериальное давление 30,1 и 18,7% соответственно, нарушения ритма у 53,0 и 15,0%, признаки функциональной кардиопатии у 39,7 и 13,15% [229].

У 14–16% детей младшего возраста в условиях покоя имеет место артериальная гипотония, а у 23% старших детей – признаки гипертензии [273]. В регионах с высокой степенью загрязнения атмосферы у детей наблюдается увеличение минутного объема крови, главным образом, за счет учащения частоты сердечных сокращений (ЧСС), снижение показателя лабильности кожно-сосудистой реакции [132].

У детей, про­живающих в районах с аэрогенным загрязнением, в условиях покоя выявляется высокая ЧСС и повышенная лабильность пульса [132; 273].

Напротив, в работе А. Р. Сабирьянова (2006) у городских мальчиков по сравнению с сельскими, напротив, отмечаются более низкие показатели ЧСС, сопровождаемые более высокой амплитудой пульсации пальца кисти [246].

Это может быть связа­но с низким тонусом периферических сосудов и высоким уровнем терминального кровотока. Данное обстоятель­ство в первую очередь свидетельствует о степени симпатоадреналовых влияний в регуляции кровообращения у мальчиков. В частности, более высокий уровень периферического кровообращения у детей может быть тес­но связан с активностью метаболических процессов.

В работе [246] у сельских детей выявляются более высокие показатели АД, как САД, так и ДАД, что может сви­детельствовать о степени напряжения в системе регуля­ции показателя с преобладанием симпатоадреналовых ме­ханизмов поддержания сосудистого тонуса и являться следствием внутрисистемной компенсации особенностей развития сердечно-сосудистой системы [246].

При изучении данных вариабельности сердечного ритма высокая утомляемость по результатам анализа показателя индекса централизации выявлена в школах, расположенных на территории с неблагополучной санитарной ситуацией [119]. Она отмечалась преимущественно у старших и младших школьников. В этих же школах у учащихся наблюдалось возбуждение центров регуляции энергометаболического обмена и выявлена сравнительно большая доля детей со стабильным сердечным ритмом.

1.5.3. Влияние аэротехногенного загрязнения на физическую работоспособность и выносливость. Экологически неблагоприятные факторы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха снижают аэробную производительность и физическую работоспособность детей, выражаемую в величине максимального потребления кислорода (МПК) [3; 33; 132; 199; 273].

В работе А. Р. Сабирьянова и соавт. (2006) показано, что сельские дети превосхо­дят по уровню физической работоспособности своих городских свер­стников [246].

В исследовании О. Ю. Мошановой и соавт. (2002) по результатам множественного корреляционного анализа установлена сильная связь между показателями физической работоспособности, МПК и уровнем загрязненности атмосферного воздуха (r = 0,91; r = 0,88 соответственно) [199].

В работе М. С. Авдеевой и соавт. (2008) показано более низкое МПК у девочек из экологически неблагоприятного района по сравнению с контролем (39,66 мл/мин/кг против 40,1 мл/мин/кг*) [3].

 МПК является интегральным показателем аэробной мощности, характеризующим основное качество физической работоспособности – общую выносливость, т. е. способность выполнения длительных физических нагрузок [199]. Поэтому его снижение в загрязненных районах говорит о ухудшении физической работоспособности.

Так, в районе г. Кирова с интенсивным загрязнением атмосферного воздуха по сравнению с контрольным районом отмечается более низкое значение МПК и более низкий уровень физической работоспособности, так как здесь ниже процент детей с повышенным уровнем физической работоспособности (соответственно, 3,8–8,7% и 7,7–11,2%*) и выше процент детей с пониженным уровнем физической работоспособности (13,5–15,5%, и 5,5–11,5%*) [199].

При обследовании 1006 детей г. Кирова в возрасте 7 лет [48] обнаружены половые различия влияния аэрогенного загрязнения на физиометрические показатели физического развития.

У мальчиков, про­живающих в загрязненном районе г. Кирова, по сравнению с мальчиками контрольного района отмечается более низкий уровень физической работоспособности (42,5 ± 1,2 кгм/мин и 46,4 ± 1,4 кгм/мин*), МПК (1303,4 ± 5,6 мл/мин и 1321,0 ± 5,3 мл/мин*).

Количество мальчиков с повышенным уровнем физической работоспособности составляет в загрязненном районе 3,8%, в контрольном районе – 7,7%, с пониженным уровнем – соответственно 15,5 и 11,5%. Количество девочек с повышенным уровнем физической работоспособности составляет в загрязненном районе 8,7%, в контрольном районе 11,2%, с пониженным уровнем – соответственно 13 и 5,5%.

В литературе встречаются единичные исследования, посвященные вопросу влияния АЗ на силу отдельных групп мышц. В частности, в работе [48] по результатам динамометрии установлено, что у мальчиков, про­живающих в загрязненном районе, по сравнению с мальчиками контрольного района мышечная сила кисти снижена. Двигательные качества (Марина

1.5.4. Влияние аэротехногенного загрязнения на развитие двигательных качеств и навыков. Данный вопрос мало изучен. В литературе основная роль формирования двигательных качеств и навыков отводится педагогическим воздействиям.

 

Развитие двигательных качеств коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфологическим и функциональным созреванием ЦНС, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем (Аганянц Е.К. и соавт., 1999). Наиболее благоприятный период развития физических способностей человека приходится на школьный возраст, так как именно в это время в организме происходят значительные морфофункциональные изменения (Волков Л.В., 1981). Но темпы естественного прогрессирования физических качеств в различные периоды онтогенеза не одинаковы. Наибольшие приросты показателей отмечаются, когда целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений приходится на так называемые сенситивные периоды развития физических качеств (Гужаловский А.А., 1984).

Возрастная динамика развития основных физических качеств детей раскрыта в работах многих авторов (Травин Ю. Г., 1981; Волков Л.В., 1981; Вильчинская Э.С., 1983; Гуревич И.А., 1985).

Исследования В.И. Ляха (1991) показали, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития координационных способностей.

А.М. Шлемин (1983) доказал необходимость равномерного развития всех физических качеств, акцентируя внимание в семь лет на быстроту одиночных движений, гибкость, ловкость, статическую силу мышц туловища.

Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов (1989) считают необходимым условием развития физических качеств комплексность воздействия. Принцип комплексности требует специального воздействия на все основные физические качества. Необходимость такого воздействия диктуется определенной взаимосвязью развития физических качеств. Длительные перерывы в целенаправленном развитии физических качеств приводят к снижению уровня их развития.

В работе М. С. Авдеевой и соавт. (2008) показано, что экологически неблагоприятные факторы, связанные с интенсивным движением ав­тотранспорта, снижают у мальчиков быстроту, а у девочек – быстроту, гибкость и координационные способности.

Кроме того, данные факторы снижают у всех детей уровень формирования двигательных на­выков, в том числе навыка правильной осанки, на­выков в ходьбе и беге, выполнения «восьмерки» мя­чом вокруг ног и уровень формирования навыка прыжка через ска­калку (у девочек) [3].

Авторы считают, что неблагоприятные факторы (выхлопные газы авто­транспорта) тормозят раз­витие двигательных систем мозга, ответственных за выработку навыков, при реализации которых тре­буются координационные способности, и тормозят биохимические процессы, лежащие в ос­нове аэробного и анаэробного ресинтеза АТФ [2; 3].

1.5.5. Влияние аэротехногенного загрязнения на состояние кардиреспираторной системы. Механизмы, определяющие нарушение деятельности кардиреспираторной системы под влиянием АЗ, до конца не выяснены. Выраженные нарушения адаптационных возможностей и)

большая степень рассогласованности функций сердечно-со­судистой и дыхательной систем могут возникать вследствие дисфункции гипоталамических структур мозга [273].

Анализ результатов физиометрических исследований свидетельствует о неблагоприятном влиянии аэротехногенных загрязнителей окружающей среды на функциональное состояние кардиореспираторной системы детей.

Известно, что кардиореспираторная система определяет физическую работоспособность, так как физические нагрузки имеют аэробный характер и зависят от функционирования системы транспорта кислорода [199].

Выявленная зависимость между морфофункциональными показателями состояния здоровья и степенью аэротехногенной нагрузки позволяет рассматривать показатели физического развития в качестве диагностических критериев при оценке влияния атмосферного загрязнения на здоровье детского населения [33].

 

    Tags:
  • АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
  • ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Факторы
  • влияющие на физическое развитие детей
  • биологическим факторам
  • реализации генотипа в фенотипе
  • онтогенетической адаптации
  • физическое развитие новорожденных и младенцев
  • состояние респираторной системы
Rating:
( 1 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

АНАЛИЗ МАТЕРИНСТВА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14 February 2012
Информатика. Лекция 5 13 January 2011
Информатика. Лекция 4 13 January 2011
«Студенты в науке: опыт работы, проблематика, перспективы» 29 October 2011
Дипломатические отношения Российской Федерации и Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии на рубеже XX и XXI веков 29 October 2011
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ 10 May 2012
Тема 4. Изъятие земельных участков Вопрос 1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд 02 March 2011
Лекция 4. Структура и содержание научно-исследовательской работы 29 October 2011
Требования к конспекту урока (занятия) 05 June 2012
Конспект урока Импульс тела 03 December 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Тест Отечественная история 29 October 2011
О преимуществах торговой системы Всемирной торговой организации 12 January 2011
Этапы решения задач на компьютере. Информационная модель. 28 February 2012
Стратегия проекта и механизмы достижения цели 08 May 2012
Интернет как источник для познания и общения 09 January 2011
Задачи по математике 28 February 2012
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ ПОПУЛЯЦИОННОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 29 October 2011
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов 03 March 2012
Тема 11. Планирование. Изучение стратегических альтернатив 27 April 2011
Вопрос о выявлении связи эмпатии и самооценки 14 February 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока