Тема 9. Процесс принятия управленческих решений
1. Общее понятие
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает в себя много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами разных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организованный.
Принятие решений в организации характеризуется как:
- Сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
- Поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
- Выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
- Часть общего процесса управления;
- Неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
- Важно для выполнения всех других функций управления.
- Процесс взаимодействия членов организации;
Рисунок 1. Уровни управленческих решений
2. Классификация управленческих решений
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР). Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
Таблица 1 – Классификация управленческих решений
Карданская Н. Л. |
Гольдштейн Г. Я. |
1. По объективно-субъективному признаку.
Решения, принимаемые государством: охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан; Решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект; относятся в первую очередь решения, принимаемые на началах общественного самоуправления
|
1. по объекту решения
ориентированные на цели или средства; основополагающие; структурные ситуационные; |
2. по надежности исходной информации по надежности исходной информации на основе надежной информации; рисковые; ненадежные;
|
2. По содержанию Экономические: действуют в сфере управления различными хозяйственными объектами и принимаются по вопросами плана, финансов, техники, снабжения и др. Политические; Научно-технические.
|
3. в связи с иерархией планирования оперативные стратегические; тактические; оперативные |
4. по частоте повторяемости случайные, повторяющиеся, рутинные |
|
3. По степени охвата и регулирования общественных отношений Всеобщие; Особенные; Единичные
|
5. по производственному охвату узкоспециализированные для всей фирмы, узкоспециализированные |
6. по срокам действия последствий:
долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные |
4. По форме Письменные решения: позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление; Устные управленческие решения: могут качаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение; Кодированные решения: наносятся на специальные документы, табуляграммы, различные магнитные носители. |
7. по числу решений в процессе их принятия статические, динамические, одноступенчатые; многоступенчатые
|
8. по учету изменения данных
жесткие; гибкие |
|
5. По времени действия Длительного действия; Среднесрочные; Краткосрочные; Разовые.
|
9. по независимости автономные; дополняющие друг друга; |
10. по сложности сложные простые; сложные |
3. Модели процесса принятия решений в организации
Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений, которые имеют отношение к анализируемой проблеме.
Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.
Модель решения проблем в организации – это, прежде всего, представление ее механизма управления проблемами.
Основные концептуальные модели управления
1. Модель «организация-машина». Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами. Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления.
2. Модель «естественной» организации. Она предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не является отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.
3. Организация-община. В соответствии с это моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.
4. Социотехническая модель. Согласно этой модели, особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.
6. Институциональная модель. Она предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций – традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.
7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг с другом противоположные цели и институции.
В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях, можно выделить четыре модели принятия решений.
Рисунок 2 – Модели принятия решения в зависимости от восприятия и интерпретации на различный уровнях
Рациональная модель предполагает выбор такоц альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всесторонее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательнгый подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяютя в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь де разновидности: личности ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для менеджера и организации областях. Анализ данных так же упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации.
Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.