ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА.
ЦЕЛЬ: 1.Выявление степени выраженности свойств темперамента.
2.Определение типа темперамента, представляющего собой различные сочетания закономерно связанные между собой отдельных свойств темперамента.
Изучаемое свойство темперамента |
Жизненные (внешние) проявления свойств темперамента |
Эмоциональная возбудимость |
Об эмоциональной возбудимости судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции (положительно или отрицательно) и с какой скоростью она возникает. Эмоциональная возбудимость тем выше, чем: а) быстрее и выразительнее (изменение выражения лица, жестикуляции и пр.) реагирует на поддержку теплым словом, дисциплинарное воздействие; б) легче вызвать улыбку, смех, оживление какой-либо шуткой; в) быстрее и ярче выражает чувство радости и удовлетворения, когда удается овладеть каким-либо учебным навыком. |
Темп реакции |
Под темпом реакции понимается скорость протекания различных психических процессов и реакций (движение, речь, находчивость, быстрота ума и т.п.). Темп реакции тем выше, чем: а) быстрее и энергичнее движение; б) быстрее, оживленнее говорит; в) быстрее отвечает на вопросы, вспоминает что-то. |
Активность |
Активность-свойство темперамента, о котором мы судим по тому, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении целей, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д. Активность тем выше, чем: а) наиболее энергичен при преодолении трудностей и препятствий на пути к достижению цели; б) дольше сохраняет бодрость и не «опускает руки», в трудных условиях; в) больше склонность доводить начатое дело до конца. |
Реактивность |
Реактивность как свойство темперамента проявляется в степени непроизвольной реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критические замечания, угрозы, резкий и неожиданный звук и т. п.). О человеке с высокой реактивностью говорят: «Вначале сделает, а только потом отрежет ». а) больше готов отвечать, не подумав, на любой вопрос и потому часто отвечает невпопад; б) легче и чаще в досаде и раздражении «выходит из себя», проявляет вспыльчивость, вступает в конфликт; в) быстрее, увлекшись чьим-либо рассказом, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, проявляет нетерпеливость. |
Экстравертиро-ванность-интровертиро-ванность |
Экстраверсия-направленность личности вовне: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в данный момент. Интроверсия - направленность личности вовнутрь: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в прошлом или мысли о будущем. Другими словами, воздействие окружающей в данный момент обстановки, внешние впечатления, все то, что происходит в данный момент и в данном месте, в большей степени, определяют поведение экстраверта. Поведение же интроверта в большей степени зависит от его внутреннего мира: чувств, мыслей, образов о том, что с ним было и что будет; человек как бы погружен в себя, в прошлое и будущее. Экстравертированность тем выше, чем: а) с большим интересом следит за тем, что происходит вокруг него в данную минуту; меньше склонен погружаться в воспоминания, «уходить» вовнутрь себя; б) больше любит выполнять работу «живую» (с кем-то о чем-то договориться, кому-то что-то показать, объяснить и т.п.); в) легче запоминает лица людей, детали и подробности чьей-либо биографии, различные дела, случаи, происходящие в коллективе; хуже – смысл чего-либо (теории, формул и т.п.). |
Ригидность- пластичность |
Ригидность - пластичность - свойство темперамента, проявляющееся в том, настолько легко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность). Ригидность проявляется тем больше, чем: а) с большим трудом привыкает к новым людям (например, после того, как впервые пришел в класс, в новый для него коллектив) и с большим трудом отвыкает от прежних друзей, товарищей по учебе (долго вспоминает, рассказывает о них); б) медленнее отвыкает от прежних жизненных условий, окружающих предметов; с большим трудом расстается со своими вещами (письмами, фотографиями, привычной одеждой), не любит менять расположение мебели в квартире, предметов на своем рабочем месте и т.п.; в) труднее и медленнее происходит переключение с одних действий на другие, труднее «сдвинуть» с места, но после того, как привык к новому действию, новой работе, способен к длительному ее выполнению, даже если эта работа ему не интересна (люди - «паровозики»); г) труднее вырабатываются двигательные навыки; д)медленнее и труднее происходит переключение с одних эмоций и чувств на другие. |
Тревожность |
Тревожность как свойство темперамента - это склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие, и испытывать при этом неопределенный страх и беспокойство, не направленные на какой-либо определенный предмет или явление. Тревожность тем выше, чем: а) больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле; б) выше стремление избегать различных жизненных ошибок, даже незначительных; отсюда, например, склонность неоднократно перепроверять результаты своих действий (может вернуться домой с половины дороги, проверить, выключены ли свет, газ, закрыты ли дверь и т.п.); в) хуже переносит различные ожидания: в очередях, транспорте и т.п.; г) больше неуверен в себе и в своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен; отсюда, например, склонность заблаговременно выполнять учебные задания, повышенная ответственность и даже известное «занудство» при общественных поручениях и т.п. |
Общительность |
Общительность как свойство темперамента – это относительно независимое от содержания и ситуации общения психическое свойство, которое определяет в нем (в общении) динамическую сторону активности человека: частоту установления контактов с людьми, легкость их протекания, широту круга знакомств и т.д. Человек тем общительнее по темпераменту, чем: а) легче и быстрее знакомиться с новыми людьми; б) больше предпочитает говорить сам, чем слушать других; в) больше друзей и приятелей, с которыми он регулярно общается. |
Резистентность |
Под резистентностью психической деятельности понимается степень сопротивления утомлению, тем или иным неблагоприятным условиям труда (например, стрессу), работоспособность. Резистентность тем выше, чем: а)выше степень сопротивляемости утомлению, выше работоспособность в течение учебного дня; б) меньше поддается отвлекающим от занятий факторам; в) меньше сказываются на деятельность колебания настроения; г) больше сопротивляемость стрессу (психическому напряжению). |
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Оценка каждого свойства темперамента производится по 5 – бальной шкале: чем ярче выражено то или иное свойство, тем более высоким баллом оно оценивается:
«5» - данное свойство выражено очень ярко и очень часто проявляется в самых разнообразных ситуациях;
«4» - выражено менее ярко, проявляется довольно часто, иногда наблюдаются проявления противоположного свойства;
«3» - нет основания говорить о преобладании данного или противоположного ему свойства: например, экстравертированности или интровертированности, общительности или замкнутости и т.п.;
«2» - проявляется довольно часто противоположное свойство;
«1» - ярко выражено противоположное свойство, оно очень часто проявляется в самых разнообразных жизненных обстоятельствах.
__________________________________
1 2 3 4 5
Низкий уровень Высокий уровень
эмоциональной эмоциональной
возбудимости возбудимости
Низкий темп реакций Высокий темп реакций
Низкий уровень Высокий уровень
активности активности
Низкая реактивность Высокая реактивность
Интровертированность Экставертированность
Пластичность Ригидность
Низкий уровень Высокий уровень
тревожности тревожности
Необщительность Общительность
(замкнутость) (разговорчивость)
Низкая Высокая
резистентность резистентность
В качестве примера возьмем «общительность». Допустим, изучаемый школьник по пункту «а» оценен нами баллом «4», т.е. по результатам наблюдения, довольно легко и быстро знакомится с новыми людьми; по пункту «б» его оценка равна «5» баллам, по пункту «в» - «3» балла. Вычисляем с точностью до десятой среднеарифметическую оценку:
4+5+3=12 12:3=4,0
Помещаем полученное число на шкалу:
х