Учись Учиться

Педагогика
Психодиагностика
02 February 2011

Методика В.М. Когана

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Методика В.М. Когана
  • психодиагностика

 

3. Методика В.М. Когана

Цель

Диагностика  устойчивости, переключения, распределения и объема внимания.

Возрастной диапазон применения методики 7 – 14 лет.

Оборудование

Набор карточек размером 4х4 см с нарисованными или выполненными аппликационным способом из цветной бумаги фигурами разной геометрической формы и разного цвета (цвета: синий, красный, желтый, коричневый, зеленый, фиолетовый, оранжевый; формы: овал, шестиугольник, треугольник, трапеция, квадрат, круг, ромб);  таблица для совмещения карточек по форме и цвету (верхний ряд - изображение форм, левый - аппликация цве­тов); секундомер, бланк протокола по форме.

Образец протокола

Этапы работы

Время (по десяткам)

ошибки

1

2

3

4

49

Прямая реакция

Сорт. по цвету

Сорт. по форме

Совмещение

Показатели: общее время _____; общее кол-во ошибок_________

коэффициент «Д»____________; коэффициент «К» ___________

кривая ошибок: ______________; тип кривой ошибок _________

Процедура эксперимента

Исследование индивидуальное. На каждом из этапов экспери­ментатором регистрируется время за каждый десяток карточек (для изучения особенностей работоспособности) или только за весь этап в столбце  - «на 49 карточек». Обязательно отмечается ко­личество ошибок и их характер.

Данная методика в литературе носит ряд названий: «совмеще­ние признаков», «усложненной дифференцировки», методика В.М. Кога­на. Методика предложена В.М. Коганом в 1967 году. В отличие от клас­сических приемов, предусматривающих использование испытуемым только самых элементарных навыков, автоматизированных операций, метод усложненной дифференцировки В.М. Когана предполагает поэтапную рационализацию способа действия, интериоризацию его, что является одним из важных условий и признаков сформированности произвольного внимания. Применение данной методики позво­ляет экспериментатору увеличить количество предъявляемых приз­наков и тем самым усложнить деятельность испытуемого. Методикой исследуются такие компоненты произвольного внимания, как переключаемость, распределяемость, устойчивость и объем внимания. Ре­зультаты исследования позволяют дать общую характеристику объема восприятия. В процессе выполнения ребенком задания выявля­ется зависимость между сложностью работы и темпом деятельнос­ти.

Задание состоит из четырех этапов. На каждом из них испытуемый должен пересчитать вслух 49 карточек с разноцветными фигурами разной формы.

1-й этап - простой пересчет карточек (простая реакция).

Испытуемый считает вслух, а экспериментатор фикси­рует ошибки в счете, пересчитывании, время.

2-й этап - сортировка по цвету с одновременным пересчетом   (трудности этого этапа свидетельствуют о наруше­нии концентрации внимания). Испытуемый сортирует по кучкам карточки и одновременно считает вслух. Экспериментатор фиксирует на бланке протокола ошиб­ки в порядковом счете, пересчитывании и ошибки по сортировке карточек, время.

3-й этап - сортировка карточек по форме с одновременным перес­четом (отвлечение от нерелевантного признака – цвета). Возникающие трудности на этом этапе; увеличение времени и ошибки свидетельствуют о недостатках переключения внимания). Испытуемый сортирует карточки на семь разных групп, одновременно пересчитывая карточки. Экспериментатор фиксирует ошибки в пере­счете, ошибки в сортировке, время.

4-й этап - совмещение признаков, т.е. раскладка карточек по таблице в соответствии с ее местом с одновременным пересчетом (трудности на этом этапе свидетельствуют о недостаточности распределяемости произвольного внима­ния). Ошибки также фиксируются раздельно, фиксируется время.

Время, затраченное на этап, обозначается как B1, В2, ВЗ, В4,напри­мер B1=52 с.

По временным показателям рассчитываются коэффициент «Д» (показа­тель «Д») и коэффициент «К» (показатель «К»). Показатель «Д» — дефицит внимания, определяется как разница между временем, затраченным на четвертом этапе работы, и суммой временных затрат второго и третьего этапов. Он определяется по формуле:

Д=В4 - (В2 +ВЗ).

Показатель «Д» указывает на способность к совмещению приз­наков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях распределения, указывает на способность к совмещению признаков. Показатель введен Б.М. Коганом.

Показатель «К», определяемый формулой К  = Д / В4, предложен для совершенствования статистических расчетов Т.Д. Молодецких и А.Я. Ивановой в 1982 году и назван ими «коэффициент врабатываемости испытуемого». Чем лучше врабатываемость испытуемого, тем легче он усваивает принцип работы. Этими же авторами введен анализ кривых распределения ошибок по методике B.M. Koгана:

а) «истощающийся» тип, при котором кривые распределения оши­бок носят характер неуклонно нарастающей вверх линии от мини­мального числа ошибок на втором этапе до максимального на четвертом эта­пе, что свидетельствует об истощаемости, повышенной утомля­емости и плохой способности сохранять устойчивое внимание;

б) «ригидно-возбудимый» тип - кривая, обращенная вершиной вверх, свидетельствует о значительном колебании внимания, о трудностях пе­реключения: работоспособность снижается на втором этапе, затем к концу зада­ния (четвертый этап) работоспособность вновь повышается, но не достигает перво­начального уровня;

в) «заторможенный» тип - количество ошибок, максимальное на первом этапе ме­тодики, достигает минимума в конце работы, что говорит о значительном затруднении в организации целенаправленного внимания;

г) «нормальный тип»  - кривая с малым количеством ошибок на втором, третьем, четвертом эта­пах (не более 1 - 2), характерная для детей без нарушения.

Стандартизация методики проведена на учащихся школ г.  Кирова в 1999 – 2000 годах. Объем выборки 326 человек.

Временные показатели (в сек) выполнения заданий

по методике В.М. Когана

Возраст

детей

В 1

В 2

В 3

В  4

Д

К

О

М

d

М

d

М

d

М

d

М

М

М

7-8  ( n=91)

58

25

100

41

152

48

278

96

45

0.13

3.8

9-10 (n=78)

39

12

61

18

92

26

186

47

39

0.19

1.8

11-12(n=75)

36

8

57

17

80

22

159

40

26

0.13

1.8

13-14 (n=82)

32

7

51

11

73

22

141

34

32

0.11

1.7

М – среднее значение

    Tags:
  • Методика В.М. Когана
  • психодиагностика
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: Исследование системы гемостаза на примере тромбоэластографа TEG® 5000 30 October 2013
Технология хранения и транспортирования товаров 26 March 2012
Проблема использования средств информационных технологий 12 January 2011
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ (заочное отделение) 08 May 2011
Кредитно – денежная политика 13 January 2011
АНАЛИЗ ПОЛОВОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВУШЕК В УСЛОВИЯХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 24 September 2011
Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии 14 March 2012
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ 09 January 2011
Гендерная психология 26 March 2012
Срочная адаптация центральной гемодинамики и кровообращения головного мозга детей дошкольного возраста к умственной нагрузке 28 February 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Воспитание культуры речевого общения у детей 5-6 лет посредством словесных игр и упражнений 09 May 2012
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ 29 October 2011
Методика «Объем внимания» (по Шульте) 02 February 2011
АНАЛИЗ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА 29 October 2011
Определение умственной работоспособности (внимательности) (1-й субтест методики П.Я. Кеэса «Тест школьной зрелости») 02 February 2011
Оценка технического оснащения кинотеатров как компонента киноиндустрии 13 March 2012
Лекция 10. Монографии, диссертации, авторефераты как источники научной информации 14 January 2011
Гендерная психология 26 March 2012
Уголовно-исполнительное право 17 January 2014
Определить розничную цену импортного автомобиля с учетом акциза и НДС 28 February 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока