Доклад на тему: С.К. Маковский «На Парнасе Серебряного века».

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Вятский государственный гуманитарный университет


Доклад на тему:
С.К. Маковский «На Парнасе Серебряного века».


Работу выполнила студентка
филологического факультета г.Р-42
Арафаилова Марина
Преподаватель: Шершнева Галина
Николаевна.


Киров 2010


В истории отечественного искусства период конца 19-первой четверти 20

столетия, получивший название Серебряного века, обозначил собою яркий

пласт духовной культуры. На сегодняшний день концерты, фестивали,

выставки художественных материалов рассматриваемого периода стали

неотъемлемой частью культурного пространства современности. Последние

десятилетия отмечены устойчивым интересом к разнообразным явлениям

художественного творчества Серебряного века. Доказательством тому

служит широкая волна публикаций литературоведов, философов,

искусствоведов, музыковедов.

Книга известного русского художника Сергея Константиновича

Маковского «На Парнасе Серебряного века» представляет собой сборник

статей, а точнее, литературных портретов (Вл.Соловьёв, К.Случевский,

З.Гиппиус, Ин.Анненский, Ал.Блок, Ив.Коневской, Н.Гумилёв,

В.Комаровский, С.Волконский, Мс.Добужинский, Ал.Трубников,

Д.Стеллецкий, Н.Евреинов, В.Поль). По словам самого автора, « заглавие

этой книги указывает на поэтов, писателей, художников, музыкантов,

выразивших своим творчеством русский культурный подъём в

предреволюционную эпоху; из них многие закончили на Западе свой

творческий путь и утвердили в мировом сознании значение не только

Серебряного века, но и всей нашей художественной культуры.

В мои «портреты» Серебряного века вошли только некоторые из этих верных

национальному долгу русских людей. Эта книга- книга личных

воспоминаний и критических разборов. Она сложилась не по заранее

обдуманному плану, а в связи с тем или иным поводом за долгие годы

моего писательства на чужбине; я не гадал соединять под одной обложкой

то, что мне вспомнилось о моих «современниках». Так непохожи многие из

них друг на друга, что в оценке их, думалось мне, я впадал подчас в

непримиримые противоречия. Но вот, когда я перечёл эти воспоминания

страница за страницей, я увидел тот общий вывод, что их объединяет. Это-

религиозная настроенность, искание Бога, и как бы ей противоположная

и очень русская крайность- анархическое самоутверждение. Разумеется, не

одни русские «ищут Бога», прислушиваясь к голосу разума, неподчинённого

никакому авторитету, но Церковь на Западе была несравненно

последовательнее сдерживающим началом; русское православие менее

связывало богомудрствующую мысль…

…Томление духа, стремление к «запредельному», пронизало наш век,

«Серебряный век». Памяти его представителей (из них некоторые были и

ближайшими моими сотрудниками по «Аполлону») я и посвящаю эту книгу,

в надежде дописать когда-нибудь недостающие ей страницы, с помощью той

же Музы-предводительницы девяти сестёр- Мнемозины…

Серебряный век, мятежный, богоищущий, бредивший красотой, и ныне


не забыт. Голоса его выразителей до сих пор звучат, хотя и по-иному, чем

звучали тогда, после почти полувековой вражды в России к тому, что

увлекало нас в предреволюционные годы, пусть противоречиво и часто

болезненно - упадочно. И это- лучшее указание, что традиция продолжается.

Она и оплодотворит новую- не марксистскую, не бездуховно-рабскую-

Россию». Так полагал С.Маковский.

Из его удивительной книги я выбрала два очерка : о З.Гиппиус и Н.Гумилёве.

С биографией и произведениями этих поэтов я хорошо знакома. Но,

прочитав данные очерки, открыла для себя немало интересных фактов,

ранее мне неизвестных. Сергей Константинович пишет о них, опираясь на

свои внутренние впечатления. Он лично был знаком с поэтами.

В очерке о Николае Гумилёве автор отмечает, что « Николай Степанович в

юношестве был тонок, строен, ходил в элегантном университетском

сюртуке, с очень высоким, тёмно- синим воротником, и причёсан на пробор

тщательно. Но лицо его благообразием не отличалось : бесформенно- мягкий

нос, толстоватые бледные губы и немного косящий взгляд. Портил его и

недостаток речи : Николай Степанович плохо произносил некоторые буквы,

как-то особенно заметно шепелявил». Автор познакомился с ним в

Петербурге, на выставке « Салон». Эта выставка была устроена

С.К.Маковским и была посвящена живописи, графике, скульптуре и

архитектуре.

Сейчас читают