2.2. Карьера
Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Типы и этапы карьеры
Типы карьеры:
1. Профессиональная карьера – рост знаний, умений, навыков. Может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта).
2. Внутриорганизационная карьера – связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- · вертикальной карьеры – должностной рост;
- · горизонтальной карьеры – продвижение внутри организации;
- · центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Этапы карьеры:
Этап карьеры |
Возрастной период |
Краткая характеристика |
Особенности мотивации |
Предварительный |
До 25 лет |
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности |
Безопасность, социальное признание |
Становление |
До 30 лет |
Освоение работы, развитие профессиональных навыков |
Социальное признание, независимость |
Продвижение |
До 45 лет |
Профессиональное развитие |
Социальное признание, самореализация |
Завершение |
После 60 лет |
Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены |
Удержание социального признания |
Пенсионный |
После 65 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Писк самовыражения в новой сфере деятельности |
Карьерограмма
Карьерограмма – инструмент управления карьерой, представляющий собой графическое писание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры.
Например: Карьерограмма менеджера по кадрам высшего звена правления
Сроки занятия должностей (лет) |
Квалификационная учеба |
|
Самостоятельное бучение |
5-6 |
Защита докторской диссертации Обучение в аспирантуре |
4-5 |
Защита кандидатской диссертации Обучение в аспирантуре |
3-4 |
Обучение на специальном факультете переподготовки руководящих кадров при ВУЗе Самостоятельное обучение |
2-3 |
Обучение в институте повышения квалификации Самостоятельное обучение |
5-6 |
Высшее учебное заведение |
3. Компенсация труда
Как Питон, что ствол обвивает, в обе стороны действен закон:
Стоя сильна лишь Волком, а Волк лишь Стаей силен.
Р. Киплинг. Закон джунглей.
Рекомендуемые в России формы дополнительной компенсации
1. Медицинское страхование – заключение прямых договоров с лучшими медицинскими учреждениями города для тотального медицинского обслуживания работников компании. И не только работников, но и членов их семей, обслуживание у лучших специалистов и на лучшем оборудовании с полным или частичным покрытием расходов организацией.
2. Стоматологическое страхование – прямые договора компании с местными стоматологическими светилами
Система трудовой мотивации и компенсационные механизмы его удовлетворения
3. Сбережения на случай исключительных медицинских обстоятельств – при выходе на пенсию данная сумма присоединяется к сумме накопленной пенсии.
4. Программа защиты дохода:
- · оплата больничных (многие компании предоставляют от одного до семи дней в год отсутствия по болезни без обоснования врача);
Название метода |
Краткое описание метода |
Результат |
Источниковедческий |
Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личное заявление, автобиография, документы, документы об образовании, характеристика |
Логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера |
Интервьюирование |
Беседа с работником в режиме «вопрос – ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке |
Вопросник с ответами |
Анкетирование |
Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа |
Анкета «Вакансия» |
Социологический опрос |
Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека и построение диаграммы качеств личности |
Анкета социологической оценки, диаграмма качеств |
Наблюдение |
Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня |
Отчет о наблюдении |
Тестирование |
Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой |
Психологический портрет |
Экспертные оценки |
Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника |
Модель рабочего места |
Критический инцидент |
Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения |
Отчет об инциденте и поведении человека |
Деловая игра |
Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям и оценка способности работы в малой группе |
Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей |
- · краткосрочная и долгосрочная нетрудоспособность (законодательством РФ определены период сохранения заработной платы в этом случае в полном объеме, компания может увеличить эти периоды, включив данную гарантию в общий пакет льгот);
- · страхование жизни (компания может застраховать работников бесплатно).
5. Пенсионные накопительные схемы – с определенного периода работы компания докладывает к пенсионным отчислениям некоторую сумму.
6. Возможность приобретения акций для акционерных компаний.
7. Медицинское обслуживание при выходе на пенсию как штатных работников.
8. Дополнительные выходные дни (личные дни).
9. Помощь в обучении, дополнительном образовании.
10. Различные программ содействия работникам вне работы, а также членам их семей:
- · помощь в усыновлении детей;
- · помощь родителям в воспитании детей;
- · помощь работникам в уходе за престарелыми родителями;
- · расширенный период сохранения рабочего места за работником в случае необходимости ухода за членами семьи (отпуск по беременности и родам);
- · помощь в сохранении семьи;
- · расширенный период отсутствия в связи со смертью близких с покрытием расходов компанией;
- · гибкие графики работы и возможность работать дома;
- · скидки на приобретение товаров в определенных магазинах.
4. Методы оценки персонала
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
М. Цицерон
Название метода |
Краткое описание метода |
Результат |
Анализ конкретных ситуаций |
Передача работнику конкретной производственной ситуации с зданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада |
Доклад с альтернативами решения ситуации |
Ранжирование |
Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядки возрастания или убывания рангов |
Ранжированный список работников (кандидатов) |
Программированный контроль |
Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов |
Карта программированного контроля, оценка знаний и умений |
Экзамен (зачет, защита бизнес-плана) |
Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку и выступление перед экзаменационной комиссией |
Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план |
Самоотчет (выступление) |
Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств |
Письменный отчет |
Комплексная оценка труда |
Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов |
Таблица оценки труда |
Аттестация персонала |
Комплексный метод оценки персонала для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности и последующего анализа ответов для определения потенциала человека |
Анкета «Аттестация», протокол аттестационной комиссии, приказ директора |