Педиатрия, 2007, №5, С. 64-68
В. Е. Дерябин, Т. К. Федотова, А. К. Горбачева
Экологические и информационные стрессы современного мегаполиса в значительной степени подрывают адаптивный потенциал населяющих его жителей всех возрастных категорий. В частности, старт онтогенеза новорожденных москвичей в начале III тысячелетия происходит в довольно неблагоприятных условиях. Беременность, предшествующая рождению современных детей, проходит на фоне токсикозов и угрозы выкидыша, роды часто оперативные. Более половины детей на первом году жизни состоят на учете у невропатолога с диагнозом перинатальной энцефалопатии (ПЭП) чаще гипоксического генеза с симптомами мышечной дистонии, мышечного гипертонуса, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. По достижении возраста 1 года большинство детей, как правило, снимается с диспансерного учета, но последствия этих нарушений напоминают о себе и в более поздних возрастах и находят свое отражение в диагнозах минимальной мозговой дисфункции, задержки речевого развития, общем недоразвитии речи, быстрой утомляемости после физических и умственных нагрузок, нарушениях сна и др. Нарушения мышечного тонуса в грудном возрасте, возможно, вносят свой вклад в формирование многочисленных ортопедических нарушений современных детей. Обстоятельства раннего онтогенеза сказываются не только на снижении адаптивного потенциала растущего организма, но также и на его соматическом статусе. Для новорожденных и детей раннего возраста такие взаимосвязи прослежены в ряде работ и суммированы в обзорах [1-4]. В задачу нестоящего исследования входило оценить вклад некоторых обстоятельств раннего онтогенеза ребенка в его соматический статус впоследствии, т. е. оценить импринт особенностей раннего развития на специфику соматического развития вплоть до пубертатного возраста.
Исследование выполнено на материалах обследования московских детей в возрасте от 3 до 15 лет общей численностью более 3000 человек из школ и детских садов Южного, Восточного и Западного административных округов Москвы, проведенного в 2005-2006 гг.
В дополнение к подробному антропометрическому обследованию по методике В. В. Бунака [5] для каждого ребенка методом анкетирования родителей и выкопировкой из индивидуальных медицинских карт собирался целый ряд показателей, характеризующих его нишу развития: данные медицинского анамнеза, характеристика социального и биологического статуса родителей, некоторые бытовые и экологические характеристики. Среди показателей, характеризующих пренатальное и раннее постнатальное развитие, рассматривались течение беременности и родов, курение во время беременности, порядок беременности и родов, характер заболеваемости на 1-м году жизни, характер вскармливания на 1-м году жизни, показатели моторного развития и зубного возраста на 1-м году жизни ребенка.
Большая часть признаков в нашем случае имеет альтернативную (бинарную или дихотомическую) форму вариации. Таковы признаки течения беременности и родов (нормальное физиологическое или осложненное течение), факт курения матерью на протяжении беременности, характер вскармливания (грудное или искусственное и смешанное с рождения), наличие либо отсутствие различных заболеваний в течение 1-го года жизни ребенка и др. Биометрически обоснованной мерой их коррелированности с размерами тела ребенка, достигнутыми к моменту обследования, является точечно-бисериальный показатель связи, который представляет частный случай обычного коэффициента корреляции. Для получения более наглядной картины связей бинарных признаков с размерами тела для каждого варианта дихотомического показателя находили средние арифметические величины антропометрических показателей, которые сравнивали с применением t-критерия Стьюдента с принятием стандартной вероятности ошибки первого рода 0,05. Как правило, такие сравнения выявляли неслучайность различий в тех случаях, когда точечно-бисериальный коэффициент корреляции устанавливал неслучайную связь. Для других признаков характерна количественная форма изменчивости. Такими
Показателями являются уровень соматической зрелости новорожденного (длина и масса тела), возраст освоенности моторных функций (сидения, стояния, хождения) появления первого молочного зуба. Здесь для изучения связей с размерами тела ребенка может применяться коэффициент корреляции.
Чтобы получить представление о взаимных связях признаков, характеризующих обстоятельства раннего онтогенеза, предварительно проводили их факторный анализ. Выделенные факторы должны были дать целостное представление о естественной, основанной на их взаимных корреляциях, группировке этих показателей и образуемых ими комплексов.
Неизбежной сложностью при сборе ретроспективных материалов при помощи анкетирования являются пробелы в данных, нарушающие их комплектность. Это обстоятельство часто уменьшает общие численности наблюдений, пригодных для анализа в каждой годовой группе мальчиков и девочек, что, в свою очередь, делает проблематичным обнаружение корреляций, часто имеющих весьма небольшую величину, как неслучайных. Для устранения подобного эффекта в настоящем исследовании осуществляли объединение годовых групп на 3 возрастных интервалах: 3-7 лет, 8-11 лет, 12-15 лет. Первые два из них примерно соответствуют периоду первого и второго детства, третий — подростковому периоду. Объединению подвергали предварительно стандартизованные величины размеров тела, когда индивидуальное значение каждого из них (X) выражалось как отклонение от средней арифметической (М) в долях среднего квадратического отклонения (S), полученных в каждой конкретной возрастной группе, то есть Z = (X-M)/S. В результате значения Z для любой годовой группы мальчиков и девочек имели нулевые средние и единичные средние квадратические отклонения, что позволяло их объединять на более широких возрастных интервалах. Для этих нормированных значений проводили необходимые вычисления с использованием биометрических приемов, описанных выше.
Факторные анализы признаков, характеризующих начальные стадии онтогенеза, позволили выделить по 4 независимых комплекса признаков (ортогональных фактора), имеющих одинаковый содержательный смысл для двух полов на возрастном интервале 3-11 лет. Для интервала 12-15 лет эта процедура не проводилась в виду небольшой численности данных.
Первый выделенный фактор имеет значительные по величине нагрузки на возраст освоения ребенком моторных показателей (функций сидения, стояния, хождения). Большие свои значения он принимает у детей с поздней реализацией моторного развития, малые - у детей, развивавшихся ускоренно. Он отражает, таким образом, ретардированность моторного развития. Следует заметить, что для мальчиков 3-7 лет этот фактор также связан с фактом курения матери во время беременности и немного ассоциирован с заболеваемостью рахитом на 1-м году жизни. Не исключено, что курение во время беременности является одной из причин, способствующих ретардированности двигательного развития ребенка в грудном периоде. Характерно, что другой показатель биологической зрелости - возраст появления первого молочного зуба - ни в одном из рассмотрений сколько-нибудь значительной нагрузки на фактор моторной зрелости не имеет. Это обстоятельство еще раз демонстрирует хорошо известную автономность критерия зубной зрелости [6]. Аналогичный результат был выявлен нами ранее для выборок московских детей 70-х годов [2, 7].
Второй фактор обладает высокими нагрузками на размеры тела новорожденного ребенка. У мальчиков 3-7 лет он также заметно связан с нормальным физиологическим течением родов, немного ассоциирован с нормальным течением беременности, более ранним появлением 1-го молочного зуба, более редкой встречаемостью анемии и более частым проявлением аллергических реакций в течение 1-го года жизни. Таким образом, несколько более крупные мальчики рождались при нормальном течении беременности и родов. Они также характеризовались несколько большей зубной зрелостью, меньшей частотой анемии, но более частыми аллергическими реакциями. Второй фактор у девочек 3-7 лет также ассоциирован с порядком родов и курением матери во время беременности. Это означает, что менее крупные новорожденные девочки являлись первородками и рождались у курящих матерей.
Третий фактор описывает согласованную встречаемость различных заболеваний на 1-м году жизни ребенка. В возрасте 3-7 лет он имеет неслучайные положительные нагрузки на частоту невропатологии, аллергии, рахита, повторяющихся ОРЗ и др. Проявление этих болезней у мальчиков 3-7 лет и детей 8-15 лет ассоциировано также с характером кормления. У девочек 8-15 лет третий фактор ассоциирован также со встречаемостью хронических заболеваний у их родителей.
Четвертый фактор имеет высокие нагрузки на порядковые номера беременностей и родов. У мальчиков 3-7 лет, появившихся на свет в результате первых беременностей и родов и имеющих малые значения этого фактора, на 1-м году жизни раньше появлялся 1-й молочный зуб и реже использовалось искусственное или смешанное вскармливание. Аналогичным образом, у девочек этого возраста несколько реже встречался в грудном периоде рахит. Напротив, у мальчиков 8-11 лет, появившихся на свет в результате вторых беременностей и родов, немного реже на 1-м году жизни встречались ОРЗ.
Наибольшим количеством неслучайных связей с антропометрическими признаками у детей 3-15 лет характеризуются размеры тела, наблюдавшиеся у них при рождении. Таким образом, уровень соматической зрелости новорожденного вносит существенный вклад в соматический статус ребенка впоследствии. Для массы тела при рождении такие корреляции наблюдаются в 57%, для длины тела - в 47,4%. Общий уровень тесноты этих связей невелик и выражается преимущественно значениями коэффициентов корреляции 0,2-0,3 с положительным знаком. Этим связям соответствует эффект сохранения в различных периодах детства и подростковом возрасте в среднем несколько большего уровня размеров тела у тех детей, которые появились на свет более крупными.
Следует также отметить, что обсуждаемые корреляции имеют отчетливую и логичную динамику, заметно уменьшаясь по своей величине с возрастом. Так, у детей 3-7 лет они обнаруживают свою неслучайность в 89-95% проведенных проверок. К возрасту 8-11 лет эта частота уменьшается до 46-53%, тогда как на интервале 12-15 лет она падает до 0-32%. Этот эффект вполне естественен и связан с постепенным уменьшением действия факторов, определявших ход пренатального развития ребенка, и нарастанием многих дополнительных воздействий, влияющих на рост и развитие детей и подростков. Он достаточно хорошо известен для тотальных размеров тела по более ранним исследованиям [8, 9].
Среди признаков, характеризующих обстоятельства беременности, обнаруживается небольшое, но заметное влияние факта курения будущей матерью на соматический статус ребенка впоследствии. Для девочек 3-7 лет обнаруживается ассоциированность немного больших уровней обхватов груди и талии, а также жировой складки под лопаткой с курением матери во время беременности. Средний уровень различий составляет заметную величину в 0,6-0,7 внутригрупповых средних квадратических отклонений этих признаков. Для наглядности можно сказать, что по длине тела подобные различия составили бы 4-5 см. Наиболее вероятно, что эти различия связаны в основном с несколько большим увеличением жирового компонента на корпусе у тех детей, матери которых курили во время беременности. Физиологические механизмы этого эффекта неясны, возможно, это отложенная реакция жировой ткани на внутриутробный стресс. В целом обсуждаемые связи проявились в 7,9% проверок. К сожалению, небольшое количество наблюдений по этому признаку у детей 8-15 лет не позволило проследить аналогичный эффект для этого интервала.
Из признаков, характеризующих роды, наиболее заметно (в 12,3% проверок) с размерами тела девочек 3-11 лет связан порядок родов. Здесь обнаруживаются отрицательные связи с очень небольшими коэффициентами корреляции 0,1-0,2. Этому соответствуют немного большие значения скелетных и обхватных размеров тела у перворожденных детей. Вместе с тем, вполне возможно, что в основе этих корреляций может лежать не только фактор порядка родов, но также и количество детей в семье, возраст родителей и др. Во всяком случае, влияние на процессы роста и развития ребенка общего количества детей в семье хорошо известно [4, 10, 11].
Для других признаков, характеризующих протекание беременности и родов, сколько-нибудь значительного количества связей с размерами тела у детей 3-15 лет нами не обнаружено, несмотря на то, что в обзорах литературы [2] имеются указания на существование, например, связей соматического статуса детей с наличием осложнений течения родов. Так, в нашем исследовании [2] было показано, что различные осложнения родов могут быть неслучайно связаны с некоторым уменьшением уже в периоде раннего детства размеров тела, отражающих развитие скелетного и мышечного соматических компонентов и с некоторым повышением жировой составляющей.
Характер вскармливания ребенка на 1-м году жизни в нашем исследовании обнаруживает небольшие связи с размерами тела у детей 3-7 лет. Их направление оказывается различным для мальчиков и девочек. В первом случае грудное вскармливание ассоциировано со средними уровнями длины корпуса, обхватов бедер и бедра, превышающими на 0,2-0,3 внутригрупповой их «сигмы» аналогичные размеры мальчиков, имевших искусственное или смешанное питание. Для девочек картина оказывается противоположной: грудное вскармливание ассоциировано с меньшими на 0,2-0,3 внутригруппового среднего квадратического отклонения средними значениями длины ноги, ширины плеч и обхвата плеча. Не исключено, что эффект искусственного или смешанного вскармливания, обнаруженный нами в настоящем исследовании для девочек 3-7 лет, сходен с явлением инфантильной нутритивной акцелерации, нередко встречающейся у современных детей-искусственников [12]. Суть его состоит в стимуляции роста детей на 1-м году жизни, приводящей впоследствии к нарушению естественной гармоничности развития. В частности, в нашей работе [2] также было найдено, что искусственное вскармливание, возможно, кратковременно стимулирует несколько большую интенсивность роста мальчиков в конце грудного периода и начале раннего детства (в 1-1,5 года). Однако в дальнейшем дети, получавшие естественное грудное вскармливание, имеют тенденцию к достижению больших размеров тела, что проявляется уже в возрасте 3 года. Для девочек сходный эффект не выявлялся, что могло быть связано с недостаточным количеством наблюдений.
Для показателей двигательной зрелости (возраста освоения функций сидения, стояния, хождения) неслучайные связи с размерами тела у детей были обнаружены в 5,3% проверок. При этом Уз этих связей были найдены у детей 3-7 лет. Величина соответствующих коэффициентов кореляции равна 0,1-0,2. Для связей возраста освоения в грудном периоде показателей двигательной активности с такими размерами тела, как ширина таза у мальчиков 3-7 лет, обхваты бедер, бедра и предплечья у девочек этого же возраста, характерен отрицательный знак. Этому соответствует небольшое в среднем увеличение этих признаков у тех дошкольников, которые осваивали двигательные навыки в грудном периоде несколько раньше. Отсутствие таких же связей с развитием жирового компонента можно рассматривать как свидетельство скоррелированности поперечного мышечного развития у дошкольников с акцелерированностью их моторного развития на 1-м году жизни. Неслучайные связи возраста освоения в грудном периоде показателей двигательной активности с обхватом головы, наблюдаемые у девочек 3-7 лет и у детей обоего пола 8-11 лет, имеют положительный знак. Этому соответствует ассоциированность ретардации моторного созревания, наблюдавшейся на 1-м году жизни, с немного в среднем увеличенным уже в детских периодах уровне этого признака. Аналогичный характер имеет связь моторной зрелости и с длиной ноги, проявляющаяся у девочек 8-11 лет. Напомним, что развитие моторики в грудном периоде в немалой степени связано с поощрением родителями двигательной активности ребенка, укрепляющим массажем и др. [13], т. е. адекватными условиями для проявления генетического потенциала организма.
Для времени появления 1-го молочного зуба обнаружено всего лишь две неслучайные связи с размерами тела. Они найдены для ширины плеч и обхвата головы, имеют отрицательный знак и наблюдаются у девочек 5-7 лет. Им соответствует немного увеличенный средний уровень этих размеров тела у тех дошкольниц, которые в грудном возрасте имели более позднее прорезывание 1-го зуба.
Эти результаты сходны с теми, которые получены в более ранней нашей работе [2], когда дошкольники с ускоренно формировавшейся в грудном возрасте двигательной активностью имели несколько увеличенные значения размеров тела, зависящих от скелетного компонента, в сочетании с уменьшенным подкожным жироотложением.
Для заболеваний, перенесенных обследованными детьми на 1-м году жизни, наибольшее количество связей (в 9,6% случаев из 114 проверок) с размерами тела дает анемия. Эти корреляции обнаруживаются с обхватами бедер, бедра и голени, жировыми складками под лопаткой, на плече и животе у мальчиков 3-7 лет и с длинами тела, ноги, голени, шириной плеч и обхватом головы у мальчиков 12-15 лет и имеют отрицательный знак. Этому соответствует уменьшение уровней перечисленных признаков у детей, перенесших в грудном периоде анемию. Для интервала 3-7 лет такое уменьшение составляет в среднем 0,4-0,5 величины их внутригрупповых средних квадратических отклонений. Для мальчиков 12-15 лет величина аналогичных различий составляет уже 1,3-1,6 внутригрупповой «сигмы». Таким образом, заболевание анемией, перенесенной ребенком в грудном периоде, может накладывать отпечаток не только на соматический статус дошкольника, но проявиться даже в пубертате.
Другим заболеванием, перенесенным на 1-м году жизни и обнаружившим неслучайные связи с размерами тела у детей 3-15 лет, являются респираторные заболевания. Эти корреляции обнаружены в 6,1% случаев из 114 проведенных проверок. Все такие связи обнаруживаются только для мальчиков. Они проявляются с массой тела, обхватами бедра, плеча и предплечья, жировыми складками на плече и животе. Их теснота весьма невелика и выражается коэффициентами корреляции 0,1-0,2. Мальчики, перенесшие в грудном периоде респираторные заболевания, в возрасте 3-15 лет отличаются несколько меньшими средними уровнями перечисленных признаков, отражающих в основном поперечное развитие тела, то есть некоторой лептосомностью. Средний уровень таких различий составляет 0,3-0,6 значений внутригрупповых средних квадратических отклонений этих признаков. Нам трудно сказать, в какой мере лептосомность мальчиков 3-15 лет является следствием респираторных заболеваний на 1-м году жизни. Вполне возможно, что речь здесь идет о несколько большей склонности к этим заболеваниям у тех детей, которые впоследствии имеют некоторую лептосомию.
На третьем уровне по количеству связей (3,5% случаев) с размерами тела детей стоит наличие у них невропатологии в грудном периоде. Здесь следует отметить положительные связи с жировыми складками на животе и голени на возрастном интервале 8-11 лет. Дети, имевшие эти нарушения на 1-м году жизни, уже в периоде второго детства отличаются несколько более высоким (в среднем на 0,3-0,4 внутригрупповой «сигмы») жироотложением.
Для наличия аллергии в грудном возрасте у девочек 3-7 лет обнаруживаются небольшие отрицательные неслучайные связи с жировыми складками, измеренными под лопаткой, на плече и голени. Им соответствует небольшое уменьшение, составляющее в среднем 0,3 величины внутригруппового среднего квадратического отклонения, этих показателей жироотложения у детей с наблюдавшимися на 1-м году жизни проявлениями аллергии.
Таким образом, в настоящем исследовании обнаружен целый ряд связей обстоятельств пренатального и грудного периода с размерами тела детей, обследованных в периодах первого и второго детства и даже в пубертате. Эти связи оказываются довольно слабыми, выражаясь коэффициентами корреляции с величиной преимущественно 0,2-0,3 и проявляются весьма нечасто. Так, неслучайные связи были обнаружены только в 8,8% проверок из общего их числа, составлявшего 2146. Такой результат хорошо соответствует аналогичным итогам, обычно получаемым при изучении так называемых межсистемных связей, когда исследуются корреляции между соматическими, функциональными, психологическими и иными неморфологическими признаками [14].
Среди наиболее важных итогов работы следует отметить негативные последствия курения матерью во время беременности - некоторую ретардированность моторного развития мальчиков 3-7 лет и уменьшение скелетных размеров тела в сочетании с повышенным жироотложением у девочек 3-7 лет. Безусловный положительный эффект нормального физиологического течения беременности и родов, в частности, более высокий уровень соматической зрелости новорожденных мальчиков (большую длину и массу тела). Положительный эффект грудного вскармливания по крайней мере до 6 месяцев: пониженную заболеваемость на 1-м году жизни у детей-грудников и некоторую акцелерированность соматического развития у мальчиков-дошкольников, находившихся на естественном вскармливании, возможно, более раннее прорезывание зубов. Напомним, что стратегии кормления являются важнейшей движущей силой эпохальной динамики соматического статуса младенцев [4]. Мировая педиатрия все чаще говорит о безальтернативности грудного вскармливания для поддержания нормального функционального статуса ребенка грудного возраста и благоприятной долгосрочной перспективы его развития [15, 16]. Заболевание анемией в грудном периоде связано с некоторой ретардацией соматического развития у детей 3-7 и даже 12-15 лет, а повторяющиеся ОРЗ на 1-м году жизни связаны с некоторой лептосомностью соматического статуса у мальчиков 3-15 лет. Раннее моторное развитие грудных детей имеет следствием повышенное поперечное развитие мышечного компонента у детей дошкольного возраста, что является важным элементом адаптивных ресурсов организма. Уровень соматической зрелости новорожденного вносит существенный вклад, хотя и несколько уменьшаемый с возрастом, в соматическое развитие ребенка на всем интервале 3-15 лет. Результаты работы позволяют также говорить о неодинаковой чувствительности организма мальчиков и девочек к воздействию разных биологических факторов, что отмечается в литературе [17, 18], возможно, о несколько большей стрессоустойчивости девочек. Итоги работы еще раз подтверждают значение начальных стадий индивидуального роста и развития для всего последующего онтогенеза и необходимость пристального внимания со стороны педиатров, гигиенистов, антропологов к развитию детей младенческого возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурбо Т. Л. Биосоциальная обусловленность показателей физического развития детей 4-7 лет (по результатам множественного регрессионного анализа)// Научный альманах кафедры антропологии. - Вып. 5.
- М., Энциклопедия российских деревень, 2006. - С. 68-82.
2. Дерябин В. Е.,Кране В. М„Федотова Т. К. Ростовые процессы у детей от рождения до 7 лет: внутригрупповые и межгрупповые аспекты. - Рукопись, депонированная в ВИНИТИ №234-В2005 от 17.02.2005.
- 287 с.
3. Крикун Е. Н. Изменчивость морфофункциональных показателей организма человека под влиянием неблагоприятных эколого-биологических факторов: Автореф. докт. мед. наук. - М., 2006. - 39 с.
4. Tanner J. M. Growth from birth to two: a critical review. Acta Med. Auxol. 1994; 26: 51.
5. Бунак B. B. Антропометрия. - M., Учпедгиз, 1941. 368 с.
6. Мажуга П. М.,Хрисанфова Е. Н. Проблемы биологии человека. - Киев: Наукова думка, 1980. - 327 с.
7. Дерябин В. Е., Федотова Т. К., Панасюк Т. В. Ростовые процессы, стабильность и перестройки распределений размеров тела у детей дошкольного возраста. - Рукопись, депонированная в ВИНИТИ №1810-В2004 от 14.10.2004. - М., 2004. - 229 с.
8. Властовский ВТ. Акцелерация роста и развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 279 с.
9. Tanner J. M. Growth at adolescence. - Oxford: Blackwell Scientific Publ., 1962. - 212 p.
10. Година Е. З. Динамика процессов роста и развития у человека: пространственно-временные аспекты: Автореф. докт. биол. наук. - М., 2001. - 50 с.
11. Таннер Дж. Рост и конституция человека. Биология человека. - М.: Мир, 1979. - С. 366-3471.
12. Воронцов И. М. Антропология детства и проблемы социальной детерминированности. // Биомедицинские и биосоциальные проблемы интегративной антропологии. - СПб., 1996. - С. 17.
13. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. -9-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 940 с.
14. Дерябин В. Е. Курс лекций по общей соматологии. 4.2. - Рукопись, депонированная в ВИНИТИ №1220-В2006 от 10.10.2006. - 201 с.
15. El-Nofely АА., Massoud A. R., Masry SA. Body physique of infants at the age of six months in relation to the type of feeding. Acta Med. Auxol. 1998; 30, 3: 141-151.
16. Simondon K. Prolonged breast feeding is not the cause of impared growth. Fiche. Aactual. Sci. Inst. Rech. Dev. 2001; 139: 1-2.
17. Albert-Fidanza A., Parizkova J., Frutini D.
Changes in anthropometric variables and fat pattern during pregnancy and their relationship with newborn values. Acta Medica Auxol. 1998; 30, 1: 19-30.
18. Fleta Z. S.,Lario MA.,Lario EA. et al. Estudio
Antropometrico nutritional an recien nacidos a termino. Valoration del pliegne adipose submandibular. J. An. Esp. Pediat. 1999; 50, 4: 384-386.
Гигиена и санитария, 2008, №2, С. 78-80
М. С. Авдеева, О. В. Тулякова, О. А. Юрчук, В. И. Циртн
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Вятский государственный гуманитарный университет, Киров
Известна важная роль двигательной активности в формировании двигательных систем мозга, гармоничности физического развития и сохранении здоровья ребенка [11]. Двигательные качества и навыки — это фундаментальные понятия возрастной физиологии, физиологии спорта и физиологии образовательной деятельности [1].
В отличие от проблем, касающихся высших психических функций, вопрос об уровне развития двигательных качеств младших школьников, не занимающихся активно спортом, изучен недостаточно [12].
Весьма чувствительный индикатор экологического неблагополучия — состояние детского организма [16]. Вопрос о влиянии экологически неблагоприятных факторов на развитие ребенка особенно актуален в условиях современного образования [14]. Ряд исследований посвящен влиянию данных факторов на психическое, физическое и половое развитие младших школьников, однако в литературе не встречаются работы, касающиеся изучения двигательных качеств и навыков школьников в зависимости от загрязнения среды обитания.
Так, при наличии загрязнений в атмосферном воздухе замедляется скорость биологического созревания школьников, наблюдается дисгармоничность физического развития [9], причем чаще она регистрируется у девочек [2].
Многие авторы считают, что наибольший вклад в загрязнение городской атмосферы вносит работа автотранспорта [8, 10].
Например, при исследовании первоклассников Кирова установлено, что длительное проживание в районе с интенсивным загрязнением атмосферы выхлопными газами автотранспорта снижает массу тела, окружность грудной клетки, массоростовой индекс, индекс Кеттеле и индекс Рорера [15].
В исследовании девочек 8—17 лет Кирова установлено, что проживание в экологически неблагоприятном районе снижает скорость роста окружности грудной клетки и костей таза, но ускоряет рост ног и туловища в длину и замедляет скорость развития молочной железы, лобкового оволосения и становление менструальной функции, т. е. тормозит процесс полового созревания [17].
Все вышесказанное послужило основой для постановки цели исследования — изучения уровня развития основных двигательных качеств и навыков первоклассников в зависимости от наличия неблагоприятных экологических факторов в месте проживания.
С октября 2001 г. по май 2002 г. оценивали физическую подготовленность и физическую работоспособность и определяли уровень развития двигательных навыков у 875 детей (470 мальчиков и 405 девочек), поступивших в 1-й класс в 2001 г. и обучающихся в 11 школах Кирова, из которых 4 находились в экологически неблагоприятном районе города, а 7 — в экологически благоприятном районе. Основными загрязнителями среды в экологически неблагоприятном районе являлись выхлопные газы автотранспорта, интенсивность движения которого в экологически неблагоприятном районе была выше, чем в благоприятном [13, 15].
Таблица 1
Показатели, характеризующие развитие двигательных качеств первоклассников, проживающих в экологически благоприятном и неблагоприятном районах Кирова (М ± т)
Показатель
|
-
Все дети
|
Дети из экологически благоприятного района
|
Дети из экологически неблаго приятного района
|
|
Мальчики
|
|
|
Количество детей
|
480
|
312
|
158
|
Бег 30 м, с
|
7,00 ± 0,03
|
6,91 ± 0,03
|
7,16 ± 0,06*
|
Челночный бег 3 ■ 10 м, с
|
10,31 ±0,18
|
10,40 ± 0,28
|
10,21 ± 0,04
|
Наклон вперед, см
|
2,96 ± 0,16
|
2,82 ± 0,20
|
3,21 ± 0,26
|
Подтягивание, раз
|
1,72 ± 0,07
|
1,63 + 0,08
|
1,88 ±0,13
|
Прыжок в длину с места, см
|
128,28 ± 0,80
|
127,74 ± 0,96
|
129,2 ± 1,43
|
Проба Ромберга, с
|
19,46 ±0,12
|
19,47 ± 0,13
|
19,45 ± 0,22
|
Проба Воячека, раз
|
7,37 ± 0,05
|
7,38 ± 0,06
|
7,35 ± 0,08
|
МПК, мл/мин/кг
|
53,34 ± 0,13
|
53,21 ± 0,19
|
53,58 ± 0,14
|
|
Девочки
|
|
|
Количество детей
|
405
|
257
|
148
|
Бег 30 м, с
|
7,41 ± 0,02
|
7,39 ± 0,04
|
7,62 ± 0,02*
|
Челночный бег 3 • 10 м, с
|
10,23 ± 0,02
|
10,19 ± 0,02
|
10,36 ± 0,05*
|
Наклон вперед, см
|
6,85 ± 0,20
|
7,25 ± 0,23
|
6,26 ± 0,36*
|
Подтягивание, раз
|
7,01 ± 0,18
|
6,97 ± 0,23
|
7,07 ± 0,27
|
Прыжок в длину с места, см
|
116,6 ±0,78
|
117,0 ±0,99
|
116,0 ± 1,21
|
Проба Ромберга, с
|
19,71 ± 0,12
|
19,81 ± 0,12
|
19,57 ± 0,25
|
Проба Воячека, раз
|
7,47 + 0,03
|
7,52 ± 0,04
|
7,40 ± 0,07
|
МПК, мл/мин/кг
|
39,97 ±0,11
|
40,10 ± 0,15
|
39,66 ± 0,15*
|
Примечание. Здесь и в табл. 2: *- различия с детьми из экологически благоприятного района достоверны (р < 0,05).
|
Уровень развития двигательных качеств оценивали на основании возрастно-половых нормативов школьной программы [12]. Пробу Воячека, характеризующую статокинетическую устойчивость и адаптированную пробу Ромберга, характеризующую статокинетическую координацию, проводили по А. П. Дембо [4]. Двигательные навыки с учетом возрастного развития детей, выделенные на основании требований учебной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ [12], оценивали по специально разработанной нами 5-балльной шкале. Уровень физической работоспособности оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК), используя метод косвенного расчета МПК по мощности работы и частоте сердечных сокращений при выполнении степ-теста [3, 5].
Установлено (табл. 1, 2), что мальчики из экологически неблагоприятного района отличаются от сверстников из экологически благоприятного тем, что у них достоверно (р < 0,05; здесь и далее различия достоверны) больше время бега на 30 м (7,16 с против 6,91 с), ниже уровень развития навыка правильной осанки (4,56 баллов против 4,9 баллов), навыка в ходьбе (4,81 баллов против 4,98 баллов), в беге (4,76 баллов против 4,97 баллов) и выполнения мячом "восьмерки" вокруг ног (4,43 баллов против 4,5 баллов).
Это означает, что наличие экологически неблагоприятных факторов у мальчиков проявилось в снижении быстроты, в основе которой лежит анаэробная производительность, а также в снижении способности к выработке ряда двигательных навыков, требующих координации движений.
У девочек из экологически неблагоприятного района в сравнении со сверстницами из экологически благоприятного района (см. табл. 1,2), больше время бега на 30 м (7,62 с против 7,39 с), челночного бега 3 • 10 м (10,36 с против 10,19 с), ниже результат при выполнении наклона в положении сидя на полу (6,26 см против 7,25 см), а также уровень развития навыка правильной осанки (4,86 баллов против 4,98 баллов), навыка в ходьбе (4,83 баллов против 5 баллов) и беге (4,82 баллов против 4,99 баллов), навыка прыжка через скакалку (4,45 баллов против 4,67 баллов) и выполнения мячом "восьмерки" вокруг ног (4,32 баллов против 4,51 баллов). У них также ниже МПК (39,66 мл/мин/кг против 40,1 мл/мин/кг).
Следовательно, у девочек наличие экологически неблагоприятных факторов в месте проживания проявилось в снижении быстроты (анаэробной производительности), координационных способностей, гибкости, физической работоспособности (аэробной производительности), а также в снижении уровня развития ряда двигательных навыков, требующих координации движений. Это указывает на то, что экологически неблагоприятные факторы тормозят (особенно у девочек) развитие двигательных систем мозга.
Показатель (в баллах)
|
Все дети
|
Дети из экологически благоприятного района
|
Дети из экологически неблагоприятного района
|
мальчики
|
Количество детей
|
480
|
312
|
158
|
Навык правильной осанки
|
4,77 ± 0,02
|
4,90 + 0,02
|
4,56 ± 0,05*
|
Навык в ходьбе
|
4,92 ± 0,02
|
4,98 ± 0,01
|
4,81 ± 0,03*
|
Навык в беге
|
4,89 ± 0,01
|
4,97 ± 0,01
|
4,76 ± 0,04*
|
Навык прыжка в длину с места
|
4,60 ± 0,03
|
4,59 ± 0,04
|
4,61 ± 0,05
|
Навык прыжка через скакалку
|
4,09 ± 0,03
|
4,13 + 0,04
|
4,01 + 0,06
|
Навык выполнения "восьмерки" мячом
|
4,53 ± 0,03
|
4,56 ± 0,03
|
4,43 ± 0,05*
|
Навык в ходьбе на лыжах
|
4,15 ± 0,03
|
4,14 ±0,04
|
4,15 ± 0,04
|
Навык метания малого мяча
|
4,72 ± 0,02
|
4,69 ± 0,03
|
4,78 + 0,03*
|
|
Девочки
|
|
|
Количество детей
|
405
|
257
|
148
|
Навык правильной осанки
|
4,93 ± 0,02
|
4,98 ± 0,01
|
4,86 ± 0,03*
|
Навык в ходьбе
|
4,93 ± 0,02
|
5,00 ± 0,00
|
4,83 ± 0,04*
|
Навык в беге
|
4,92 ± 0,02
|
4,99 ± 0,01.
|
4,82 ± 0,04*
|
Навык прыжка в длину с места
|
4,69 ± 0,03
|
4,70 ± 0,03
|
4,68 ± 0,05
|
Навык прыжка через скакалку
|
4,58 ± 0,03
|
4,67 ± 0,04
|
4,45 ± 0,06*
|
Навык выполнения "восьмерки" мячом
|
4,46 ± 0,03
|
4,51 ± 0,03
|
4,32 ± 0,05*
|
Навык в ходьбе на лыжах
|
4,20 ± 0,02
|
4,20 ± 0,03
|
4,21 + 0,04
|
Навык метания малого мяча
|
4,59 ± 0,03
|
4,54 ± 0,03
|
4,66 + 0,04*
|
Показатель (в баллах)
|
Все дети
|
Дети из экологически благоприятного района
|
Дети из экологически неблагоприятного района
|
Все это позволяет заключить, что экологически неблагоприятные факторы (выхлопные газы автотранспорта) негативно влияют на организм ребенка (особенно девочек) и скорее всего тормозят развитие двигательных систем мозга, ответственных за выработку навыков, при реализации которых требуются координационные способности, а также тормозят биохимические процессы, лежащие а основе аэробного и анаэробного ресинтеза АТФ.
Мы разделяет мнение исследователей [6, 7, 17], что экологически неблагоприятные факторы изменяют продукцию гормонов, в том числе надпочечниками, половыми железами и щитовидной железой, что в конечном итоге приводит к торможению процессов роста и развития ребенка.
Вероятно, гормональная система девочек особенно чувствительна к этим изменениям в системе гуморальной регуляции деятельности мозга и внутренних органов.
Выводы. 1. Экологически неблагоприятные факторы, связанные с интенсивным движением автотранспорта, снижают у мальчиков быстроту, а у девочек быстроту, гибкость, координационные способности и аэробную производительность (МПК, мл/мин/кг).
2. Экологически неблагоприятные факторы снижают уровень формирования двигательных навыков, в том числе навыка правильной осанки, навыков в ходьбе и беге, выполнения "восьмерки" мячом вокруг ног. Кроме того, у девочек снижается уровень формирования навыка прыжка через скакалку.
Литература
1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.
2. Грицинская В. Л. // Гиг. и сан. - 2002. - № 3. - С. 48-49.
3. Гуминский А. А., Леонтьева Н. В., Мартова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учебное пособие. — М., 1990.
4. Дембо А. Г. Практические занятия по врачебному контролю. — М, 1976. — С. 72.
5. Дубровский В. А. Валеология. Здоровый образ жизни.
- М, 1999.
6. Измеров Н. Ф., Волкова 3. А. // Вестн. АМН СССР.
- 1990. — № 7. — С. 26-28.
7. Кайсина И. Г. Половое и физическое развитие девочек и его зависимость от сезона года и техногенных факторов: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Киров, 2003.
8. Карелин А. О., Кузнецов А. А., Масычев В. Н. // Всероссийская научная конф. с международным участием. - СПб., 1999. - С. 179.
9. Кучма В. Р. И Гиг. и сан. - 2002. — № 6. — С. 51— 53.
10. Лебедева К. Л. Физическое и половое развитие девочек в зависимости от социальных и экологических факторов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Архангельск, 2003.
11. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей. — Минск, 2004.
12. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1—11 классов. — М., 1996. — С. 106-205.
13. Окружающая природная среда Кировской области / Под ред. Т. Я. Ашихминой и др. — Киров, 1996.
14. Толстогузов С. Н., Лепунова О. Л., Ковязина М. В., Плотникова С. В. // Экологические образования: актуальные проблемы. — 1999. — № 1. — С. 258— 259.
15. Тулякова О. В. Развитие детей и успешность их образовательной деятельности в зависимости от пола, типа темперамента, функциональной асимметрии мозга и других факторов: Авореф. дис.... канд. биол. наук. — Киров, 2004. — С. 160.
16. Экология и здоровье детей / Под ред. М. Я. Студе-никина. — М., 1998.
17. Jurchuk О. A., Tuljakova О. V., Tsirkin V. I., Trukhina S. I. II Eur. J. Natural History. - 2006. — N 3. — P. 81-82.
Поступила 26.12.06^
Summary. Physical fitness, physical capacity, motor skill development were studied in 875 first-form pupils (470 boys and 405 girls) living in the ecologically poor and good districts of the town of Kirov.
The ecologically poor factors associated with heavy traffic were found to be associated with reduced rapidity in boys and rapidity, flexibility, coordination capacities, and aerobic performance in girls. These factors also lowered the formation of motor skills, including the skills of light steps, walking, running, and ball figure-of-eight performance around the legs. In addition, the formation of skipping skills was decreased in girls.