Лекция 7. Изучение научного стиля письма

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Научный стиль языка (речи), как и любой другой, обладает рядом особенностей, стилеобразующих факторов, отличающих его от других функциональных аспектов языка (речи). Такие качества, как точность, ясность, логичность, не являются спецификой только научной речи. Однако здесь они являются требованием самой сферы применения стиля, без них научное произведение не сможет существовать.

Точность предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и означающим. Ясность (умение писать понятно, доступно) - при написании работы следует учитывать целевую аудиторию, её профессиональную подготовленность к восприятию научного текста. Логичность - это последовательное расположение всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними.

В научном стиле речи принято выделять подстили: естественно-научный, научно-технический, научно-гуманитарный[2]

По сфере функционирования и стилевым особенностям научный стиль дробится на ещё большее количество разновидностей, которые удобно представить в таблице:

Научный стиль речи

(функционально-стилевая классификация)

Собственно научный

Научно-информативный

Научно-справочный

Учебно-научный

Научно-популярный

Жанры

Монография

Статья

Доклад

Реферат

Аннотация

Патентное описание

Словарь

Справочник

Каталог

Учебник

Словарь

Методическое пособие

Лекция…

Очерк

Книга

Лекция

Статья…

Как мы видим, научный стиль по структуре своей неоднороден. Поэтому в зависимости от сферы функционирования, формы представления (устной или письменной), жанра будет зависеть и отбор языковых средств.

Язык и стиль письменной научной речи сложились под влиянием так называемого акаде­мического этикета, суть которого заключается в интер­претации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.

На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. И для выражения этих фактов, явлений используется особый пласт лексики - термины.

С точки зрения морфологии в научной речи следует отметить наличие боль­шого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.).

В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, способные с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий.

Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой "по" (например, "повыше", "побыстрее"), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами - айш-, - ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений (например, "мельчайшие частицы вещества").

Особенностью письменной научной речи является отсутствие экспрессии (об этом уже было сказано выше). Отсюда доминирующая форма оценки — констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное "следующие" заменяет местоимение "такие" и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.

Глагол и глагольные формы в тексте научных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы обычно пишут "рассматриваемая проблема", а не "рассмотренная проблема". Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, доказательства в описании устройства приборов и машин.

Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношения описываемого действия к моменту высказывания.

Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко — сослагательное и почти не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, "В данной статье рассмат­риваются...). В научной речи распространены указательные мес­тоимения "этот", "тот", "такой".

Остановимся теперь на синтаксисе научной письменной речи. Для текста работы, требующей сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтакси­ческими связями.

В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения. Очень часто в тексте работ возникает необходимость в определенной последовательности перечислить явления (процессы). В таких случаях обычно используются сложные бессоюзные предложения, в первой части которых содержатся слова с обобщающим значением, а в последующих частях по пунктам конкретизируется содержание первой части.

Объективность изложения — основная стилевая черта научной речи. Она вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения.

Стиль письменной научной речи — это безличный моно­лог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнитель­но редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единствен­ного числа. Авторское "я" как бы отступает на второй план.

В настоящее время является общепризнанным, когда ав­тор работы выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как фор­мального коллектива придает больший объективизм изложе­нию. Выражение авторства через "мы" позво­ляет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это впол­не объяснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творче­ства, комплексный подход к решению проблем. Местоимение "мы" и его производные как нельзя лучше передают эти тенденции. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обуслови­ло целый ряд новых значений и производных от них оборо­тов, в частности, с притяжательным местоимением типа "по нашему мнению".

Звучащая научная речь в значительной степени испытывает влияние книжно-письменного её варианта, так как большинство устных научных выступлений читается по заготовленному заранее письменному тексту.

Задание

2. Анализ научного текста.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы морфологические особенности научного стиля письма?

2. Каковы синтаксические особенности научного стиля письма?

3. Назовите основную черту научного стиля.

4. Какие подстили принято выделять в научном стиле? В чем их отличие между собой?

5. Где, на Ваш взгляд, может быть употреблен научный стиль письма?

Литература:

1. Добреньков В. И., Осипова Н. Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие [Текст]/В. И.Добреньков, Н. Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009.-276 с.

2. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления [Текст]/И. Н.Кузнецов. М.,2006.-460 с.-С.245-257

3. Культура русской речи [Текст]/Виноградов С. И. [и др.]; отв. ред. Л. К.Граудина, Е. Н.Ширяев. М.:Норма,2008.-560 с.

4. Сметанина З. В. Риторика [Текст]/З. В.Сметанина. Киров,2007.-74 с. - С.60

5. Стилистика русского языка[Текст]/Бондалетов В. Н. [и др.]; под. ред Н. М.Шанского. Л.,1989.-223с.-С.155-169.

Лекция 8. Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями.

Основные понятия:

Подбирать литературу по теме исследование - занятие не самое простое. И нельзя здесь даже дать каких-то конкретных советов: кому-то удобнее набрать в «поисковике» (информационно-поисковые системы Yandex, Google и др.) тему или отдельные слова из неё и выбрать из результата запроса, кто-то предпочитает «общаться» с библиотечными каталогами, другой спросит у компетентного в этом вопросе взрослого (учёного, учителя) и т. д. Способов - множество. Самое главное, чтобы они оказались эффективными.

В настоящее время все источники информации (в дальнейшем будем их называть «документы») учёные подразделяют по разным параметрам. Рассмотрим основные.

I. Виды документов по знаковой природе:

1) Письменные:

A) опубликованные (доводятся до всеобщего сведения путём тиражирования): книжные, журнальные, газетные, листовые, буклет, карточные, открытки, плакаты, комплекты.

B) неопубликованные (материалы, которые остаются в рукописях или тиражируются в небольшом количестве; материалы, представляющие особую ценность: научно-технические отчёты, диссертации, переводы, проекты, лабораторные журналы…): нотные, картографические (карты, атласы, глобусы), изобразительные, аудиовизуальные.

II. Виды документов с точки зрения периодики:

1) Сериальные

A) периодические

ü журналы: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, литературно-художественные, реферативные

ü газеты: общеполитические, специализированные

ü календарь

B) продолжающиеся (выходят через неопределённые промежутки времени, по мере накопления материала: «Труды…», «Учёные записки…», «Вестник…», «Известия…» и др.)

C) бюллетени (содержат краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации): нормативный, справочный, рекламный, бюллетень-хроника, бюллетень-таблица, статистический.

2) Непериодические (книги): монографии, диссертации, справочные пособия…

III. Виды документов с точки зрения целевого назначения

Научные документы содержат результаты теоретических или экспериментальных исследований, раскрывают пути и характер научных изысканий, описывают методику и ход ведения исследований, прослеживают историю важнейших открытий, а также научно - подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы… Ориентированы на учёных, специалистов в данной области.

Выделяют собственно научные и научно-квалификационные работы.

Собственно научные:

1) полное собрание сочинений классиков науки и техники;

2) избранные труды выдающихся учёных;

3) монографии;

4) коллективные монографии;

5) материалы съездов, конференций, симпозиумов;

6) депонированные рукописи (суть депонирования заключается в передаче на хранение рекомендованных научным советом учреждений и организаций рукописей в специальные информационные органы);

7) отчёты о результатах законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;

8) переводы научно-технической литературы.

Научно-квалификационные:

1) диссертация;

2) автореферат.

В широком смысле слова к научно-популярным источникам может быть отнесено большое количество произведений печати. В узком- это совокупность произведений печати, в которых популяризируются научные знания, теории, законы. По своему целевому назначению эти документы предназначены для читателей, не являющихся специалистами в данной области. Поэтому изложение материала в них ведётся ясным и доступным языком, без сложных терминов и теоретических конструкций, с большим количеством пояснительно- иллюстративного материала.

Официальные документы - это издания, публикуемые от имени государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений и предприятий.

С точки зрения сферы своего действия официальные документы подразделяются на следующие типы:

1) документы, действующие на федеральном уровне;

2) документы, действующие на уровне субъектов РФ;

3) документы, действующие в пределах отрасли;

4) документы, действующие в пределах отдельной организации.

Среди официальных изданий особое место принадлежит правовым документам (Конституция РФ, федеральные законы, законы отдельных субъектов РФ)

Справочные документы предназначены для получения кратких фактических данных по определённому вопросу. Справочные издания существуют в виде типографских изданий, но в последние годы они выпускаются и в электронном виде (CD, интернет-варианты). Справочные документы аккумулируют сведения по определённой системе. С точки зрения порядка расположение материала все справочные документы делятся на словари и справочники. Для словаря характерен алфавитный способ расположения материала, а для справочника - систематический (тематический).

Группы справочных документов:

1) универсальные и отраслевые справочники;

2) производственно-технические справочники;

3) толковые словари;

4) терминологические словари;

5) многоязычные словари;

6) нормативные справочники;

7) биографические справочники;

8) путеводители…

Учебные документы обслуживают образование и воспитание. Характер построения текста в учебных документах основывается на положениях дидактики.

Основные виды учебных документов:

1) учебник (систематизированное изложение учебной дисциплины);

2) учебное пособие (издание, дополняющее или частично заменяющее учебник);

3) сборник задач и упражнений (в том числе наглядные пособия, хрестоматия, практикумы, практические руководства, учебные программы, учебно-методические пособия…)

Производственные и нормативно-производственные документы Отличает сугубо прикладной характер содержания, для которого присуще сочетание инструктивно-нормативных и справочных данных. Эти издания очень разнообразны по жанрам (регламентирующие производственный процесс, промышленные каталоги, нормативно-производственные издания, государственные стандарты…)

На подготовительном этапе при знакомстве с источниками научной информации (электронными, «бумажными») полезно вести рабочие записи, которые помогут в дальнейшей работе, а некоторые из них станут теоретической частью исследования.

Предлагают выделять несколько видов, «жанров» таких записей: План, опорный конспект, схемы, аннотации, резюме, выписки. Их отличительная черта - краткость и «ёмкость» информации. При изучении книги необходимо обратить внимание на год издания (насколько «свежая» информация здесь представлена), авторов (это поможет выделить наиболее авторитетных учёных в данной области исследования, поможет понять основные научные школы, предметом которых является изучение той или иной проблемы). Следует обратить внимание также на издательство, что тоже будет являться полезной информацией (наиболее авторитетными являются научные издания МГУ, МПГУ, Академии наук и других крупных научных центров).

С развитием технологий стали использоваться электронные, «небумажные» источники информации.

К электронным источникам информации следует отнести радио - и телевещание, Интернет, а также иную информацию, распространяемую в электронном виде (в том числе на различных компьютерных носителях).

Наибольшей популярностью у исполнителей письменных работ сегодня пользуется "русский" Интернет («рунет»): в массовом сознании он уже давно воспринимается не иначе, как бездонный источник бесплатной информации. Но эффективному поиску информации в Сети пока мешают сложности технического, технологического, орга­низационного и финансового характера.

Иногда для исследования требуется информация, передаваемая по телевидению или радио. Найти её поможет расписание (телепередач или волновое), а за­фиксировать содержание — обычный плеер или видеомагнито­фон. После записи оригинала его содержание остается лишь творчески переработать традиционным методом и включить (с соответствующей ссылкой на источник) в со­держание письменной работы.

К сказанному можно добавить, что подобный метод ра­боты с информацией обладает тремя оче­видными преимуществами.

1. Предполагает изучение заве­домо известной по тематике информации в спланированное время.

2. Предоставляет в распоряжение исполнителя ад­ресную и достоверную информацию.

3. Не требует больших материальных затрат (поскольку ТВ - и радиоприемники, в отличие от ком­пьютеров с выходом в Интернет, имеются почти у каждого).

При работе с оптическими дисками, web-документами необходимо быть очень внимательным и аккуратным исследователем. Всегда следует записывать/сохранять их название и вид, место нахождения/приобретения (Интернет, публичные библиотеки, личные библиотеки). Полезно иметь копию такого документа, которую можно будет предъявить заинтересовавшимся работой. Нелишне убедиться в защите содержания знаком авторского права, что свидетельствует о качестве.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Добреньков В. И., Осипова Н. Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие [Текст]/В. И.Добреньков, Н. Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009.-276 с.

2.Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления [Текст]/И. Н.Кузнецов. М.,2006.-460 с.- С.135-137

3.Усачёв И. В., Ильясов И. И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования: Проведение информационного этапа научно-исследовательской работы [Текст] / И. В.Усачёв, И. И. Ильясов. М.,1980

4. Документы на небумажных носителях: создание, хранение, использование [Текст],2008

5.Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки [Текст]/ А. И. Земсков. М.,2007

Вопросы для повторения

1. В чем отличие официальных документов от неофициальных? Подумайте об особенностях работы с каждым видом документов.

2. Какими источниками, на Ваш взгляд, чаще пользуются при написании научной работы?

3. Что такое «рунет»?

4. Выделите особенности информации, получаемой из сети интернет, её плюсы и минусы?

5. Можно ли считать полноценной научную работу, которая целиком будет опираться на Интернет-источники?

Задания для самоконтроля

1. Найти в сети Интернет материалы по теме проводимого исследования.

2. Оформить материалы сети интернет в соответствии с требованиями ГОСТа.

Лекция 9. Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление ссылок на литературные источники.

Основные понятия:

Каталог — систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами.

Типы библиотечных каталогов:

Алфавитный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке.

Тематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке.

Предметный каталог — перечень библиотечных ис­точников, систематизированных в предметном (т. е. зна­чительно более дифференцированном по сравнению с те­матическим каталогом) порядке.

Хронологический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания чаще (всего периодического

Архивный каталог — перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже — хронологическом) порядке.

Библиографический каталог — перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описа­тельные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке.

Генеральный систематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного, и иных, уже нами рассмотренных.

Специальный каталог — перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений.

Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Существует несколько способов связи основного текста работы с описанием источника. В зарубежной практике чаще всего для этой цели служат порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер заключается в квадратные скобки. Если в основном тесте нужно указать страницу источника, она также заключается в квадратные скобки (например: [18, с.15] означает «18-й источник и 15-я страница в нём»).

По месту расположения относительно основного текста научной работы библиографические ссылки бывают:

1) внутритекстовые;

2) подстрочные;

3) затекстовые.

Внутритекстовые ссылки являются частью основного текста. В этом случае указываются лишь выходные данные и страницы, с которых заимствуется текст ( например: В заключении своей монографии А. З. Манфред пишет: «…то был человек неповторимой, удивительной судьбы, навсегда запечатлевшийся в памяти поколений»(Манфред А. З. Наполеон Бонапарт 3-е изд. М.,1980.-С.762).

Подстрочные ссылки используются, когда внутри текста употребление их затруднительно или нежелательно, чтобы не усложнять процесса чтения, но в то же время облегчить поиск источника, на который ссылается автор. Для связи с текстом используются арабские цифры1, реже*. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.

Затекстовые Сноски оформляются так же, как подстрочные (с помощью цифр и *), но сами ссылки приводятся за текстом в виде библиографического списка.

Библиографический список располагается в конце научной работы и отражает использованные в работе или рекомендуемые документы. В качестве заглавия используются стандартные названия «Список литературы», «Рекомендуемая литература», «Библиографический список».

Способы построения библиографических списков:

Алфавитный- наиболее простой способ организации библиографического описания. При расположении источников учитывается не только алфавитное расположение букв первого порядка, а учитываются также первые буквы отдельных слов. При этом рассматриваются все слова, в том числе и предлоги, союзы.

Хронологический предполагает расположение документов в зависимости от хронологии выхода работ. Работы, опубликованные в одном году, располагаются в алфавитном порядке.

Нумерационный Список включает документы в порядке первых отсылок к ним в основном тексте работы.

Тематический принцип применяется тогда, когда необходимо отразить большое количество документов (по темам глав, по рубрикам, по алфавиту фамилий авторов, заглавий…)

Принцип «По виду изданий» используется учёными для систематизации тематически однородной литературы. Примерная схема построения списка литературы по видам изданий выглядит следующим образом:

1. Официальные документы, нормативные акты.

2. Словари, энциклопедии, учебная литература.

3. Книги, монографии, статьи

4. Диссертации и авторефераты.

5. Научные труды автора работы

Библиографический список состоит из унифицированных по составу и последовательности сведений о документе или его части, полностью идентифицирующих его. Элементы библиографического описания объединяются в области, разделённые между собой знаками.

Оформление библиографической записи регламентируется основными положениями ГОСТа 7.1-2003

Задание:

1. Подобрать литературу по теме своего исследования.

2. Оформить список литературы в соответствии с представленными сведениями.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему библиотечные фонды следует подразделять на каталоги?

2. Назовите виды библиотечных каталогов?

3. Какие виды ссылок и сносок Вы знаете, и как они оформляются?

4. Как выглядит схема построения библиографического списка?

5. Какой из способов оформления библиографического списка наиболее популярен? Объясните почему.

Литература

1.Аннотированный каталог научной литературы, изданный при финансовой поддержке РГНФ (1994-2004) [Текст]

2.Добреньков В. И., Осипова Н. Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие [Текст]/В. И.Добреньков, Н. Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009.-276 с.

3.Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления [Текст]/И. Н.Кузнецов. М.,2006.-460 с.- С.142-145 ,С.347-351

4.Методические рекомендации по библиографическому описанию

Документов [Текст]/сост. Е. М. Бологова.-2-е изд., испр. и доп.-Киров,2007.- 35 c.

Недавно добавили