ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В наши дни решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор и применение. Компьютерные локальные, региональные, межрегиональные и, наконец, глобальные спутниковые системы связи создают особую инфраструктуру современной цивилизации. Пользоваться этой информационной инфраструктурой и обогащать ее будут завтра сегодняшние дошкольники. Именно поэтому дошкольник должен уже сегодня уметь пользоваться компьютером как средством своей деятельности.
Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно- образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до средней школы и вуза. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, В связи с этим возникла необходимость в «приобщении» детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем,, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным.
1. Медицинские исследования по проблеме использования компьютера в системе дошкольного образования и воспитания
Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю, А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб на зрительный диском-
форт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.
Степень утомления на занятиях с ЭВМ определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.
Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития, Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.). Интенсивно развивается костно- мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.
С этой целью в НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР и НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР были проведены наблюдения за состоянием здоровья и работоспособности детей шести лет одного из детских садов Москвы, в учебно-воспитательном процессе которого использовался компьютерно-игровой комплекс (КИК) «Электроник». В состав КИК входит ЭВМ БК 0010 с видеотерминалам цветного изображения. Занятия проходят в специально оборудованном компьютерном зале. Содержание программного обеспечения занятий разработано НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Анализ используемых игровых программ показал, что все они соответствовали возрастным возможностям детей.
Для оценки влияния игровых занятий с использованием КИК до и после этих занятий у детей определялись функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной системы (ЦНС) и умственная работоспособность. В процессе игровой деятельности проводились хро- нометражные наблюдения за поведением дошкольников, в том числе и за характером изменения позы. Дополнительным контролем служили исследования умственной работоспособности в течение всего дня пребывания в детском саду. Результаты показали: доля непосредственного общения дошкольников с экраном дисплея во время занятий высока и составляет 78-82%. Для определения допустимой одноразовой длительности оценивалось влияние 5-, 10- и 15-минутных занятий с компьютером. Продолжительность игровых занятий в 5 минут не вызывала неблагоприятных изменений в организме детей: функциональное состояние ЦНС и зрительного анализатора практически не изменялось. При 10 -минутной игре внешние признай» утомления (двигательное беспокойство, отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры на последней минуте. Однако были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5% случаев) и отмечено ухудшение показателей состояния аккомодационного аппарата глаза (в 20% случаев), что особенно нежелательно для детей этого возраста. Таким образом, 10-минутная продолжительность игровых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая четкое рассматривание предметов на близком расстоянии. Это может привести к развитию близорукости.
При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10 — 12-й минутах появлялось двигательное беспокойство, которое нарастало и усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных возможностей зрительного анализатора и ЦНС.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.
Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в функциональном состоянии отмечались преимущественно в понедельник и пятницу. Так, к концу недели снижался уровень умственной работоспособности дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина отмечалась и в понедельник. Таким образом, в качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером в группе детей шестого — седьмого года жизни могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг. Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься на ЭВМ лишь один — два раза и неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись.
Выраженное утомление диагностировалось и в том случае, если занятия с компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период, отведенный для прогулки.
Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще, чем в группах, где не было занятий с ВДТ. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.
Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.
При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.
Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий.
Признавая, что компьютер новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учеб- но-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.
Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволил констатировать:
1. Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств, кожу при занятиях, регламентированных временными методическими рекомендациями «Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров...», не установлено.
2. Выявлены некоторые, сдвиги адаптационных возможностей организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне АВО после игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е. психоэмоциональное напряжение (ожидание неизвестного) после игры снимается. Отсюда следует, что возможно, главным стрессовым фактором является элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который Цри постоянных занятиях исчезает.
3. Выявлено положительное влияние на восстановление адаптационных возможностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.
Таким образом, полученные медицинские данные позволяют сделать следующие выводы:
• занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для детей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);
• нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 10 минут (это снизит элемент напряженности у детей);
• при работе с видеотерминалами перспективно использование физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов (типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.
Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно- игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:
1. Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.
2. Психологическая готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитательно-образовательной работы.
3. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.
4. Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
5. Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что компьютерные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательной работы.
Примерный комплекс упражнений для глаз
Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими разработками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, доступны детям. Однако мы считаем, что для повышения интереса к упражнениям и качественного выполнения их желательно проводить в игровой форме.
«Поиграем с матрешками»
Упражнения выполняются стоя, у каждого ребенка в руках матрешка.
1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам в гости, какой красивый у нее платочек (2-3 сек).
Посмотрите, какая у меня матрешка (2-3 сек). А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2-3 сек)». — Повторить 4 раза.
2. «Матрешки у нас веселые, любят, бегать, прыгать. Вы за ними внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». — Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». — Повторить 4 раза.
4. «Моя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». — Повторить 4 раза.
Эти приведенные рекомендации используются при обучении работе на компьютерах дошкольников.
2. Применение компьютера в практической деятельности педагога
В первую очередь необходимо отметить следующее, непосредственно для педагога использование компьютера — это, несомненно, определенная ступень развития самого педагога. Компьютер, подключенный к Интернету, а Интернет — это крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть, состоящая из более чем 10500 сетей, к которым подключены около 2 млн. компьютеров и насчитывающая более 15 млн. пользователей в 50 странах — является источником, информации по различным направлениям. Это нормативно-правовые и методические документы, статьи, книги; опыт работы людей и коллективов, представителей различных профессий и т. д. Компьютер позволяет сохранять необходимую информацию — методические разработки, прочую документацию, которая в любой момент может быть подвергнута изменениям, извлечена и использована. Компьютер для педагога — это удобное средство для работы.
Какие же подходы к применению компьютера в дошкольном возрасте наметились в настоящее время? Их три.
Первый предполагает изучение компьютера и его возможностей, формирование первых навыков программирования на доступном для детей языке ЛОГО. Хотя программирование, по мнению многих, задача школы.
Второе направление применение компьютера как средства обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении чтению, письму, математике и другим предметам.
Третье направление — использование компьютера как средства познавательного развития ребенка.
Каждое из перечисленных выше направлений имеет конкретные задачи, содержание и методы осуществления, аргументированные экспериментальными данными. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном возрасте — использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики детского сада.
Первые опыты применения компьютера в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.
Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
В-третьих, это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей.
В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты).
В-шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он их исправит.
Результаты комплексных междисциплинарных исследований послужили научной основой для создания Ассоциацией «Компьютер и детство» (КИД) при участии НИИ дошкольного воспитания АПН, позднее центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца, более 200 компьютерных программ. Условно их можно разделить на три группы:
1. обучающие программы, способствующие усвоению детьми букв, развитию навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.;
2. развивающие программы, способствующие познавательному развитию дошкольников и побуждающие детей к самостоятельным творческим играм;
3. диагностические игры, применяемые для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д. В основном используются специалистами для решения специфических задач, в том числе в дошкольной коррекционной педагогике.
Применительно к нашему разговору речь идет о 2-ой группе программ, используемых в качестве средства познавательного развития ребенка. По экологии разработана Серия прогреты «Мир природы».
Основное содержание занятий по данной теме направлено на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о взаимосвязи растений и животных с внешней средой. Задания построены таким образом, что для их выполнения детям необходимо рассматривать объекты природы во все новых и постоянно меняющихся связях и отношениях.
В качестве средств обучения используются условные обозначения и модели, которые в обобщенном и схематизированном виде отражают взаимосвязь живой и неживой природы. Это способствует развитию не только представлений об окружающем мире, но и умственному развитию детей. Необходимо повторить, что основа жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте это игра. По мнению Выгодского Л.С.: «Детская игра — вот та сфера, в которой фантазия находит свое наиболее полное обнаружение, и где она всецело протекает в своих берегах», «детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре». В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.
Творческая игра важнейшая форма индивидуальной игры дошкольника, В нее начинают играть дети с 2-3-летнего возраста, и продолжается она в дошкольные годы, а если есть условия, то и в младшем школьном возрасте. Такая игра определяется как игра без партнера, игра, где ребенок одновременно и актер, и сценарист, и режиссер. Для самого ребенка роли безразличны. Его захватывает возможность практического воплощения в деятельности своих знаний (о жизни взрослых и детей, о море, животных, событиях, интересных ребенку). Такая игра, как и сюжетно-ролевая, характеризуется наличием мнимой или воображаемой ситуации, игровыми действиями. Используя возможность по-своему строить сюжет игры, ребенок может полностью выразить свою фантазию.
Главный вопрос, который волнует ученых педагогов и родителей это насколько полезны ребенку компьютерные игры, каковы возможные последствия увлечением этими играми. Наряду со многими положительными моментами есть и немало отрицательных. Однако в последнее время появилось новое поколение компьютерных игр, разрабатываемых совместно программистами, педагогами и психологами, учитывающими возрастные особенности детей, закономерности их развития, воспитания и обучения.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям могут быть предложены игры «Мир вокруг нас», «Космос», «Климат», «Урожай», «Построй город», «Карта» и «Лото растений».
Игра «Мир вокруг нас» наиболее простая, ориентирована на детей младшего возраста или на детей, только начинающих знакомство с компьютером. В ней ребенку надо определить место животных, предметов и людей в окружающей обстановке. Для этого малышу надо распределить предложенные изображения между двумя картинками, на которых представлены различные природные системы. Игра «Мир вокруг нас» может быть использована перед тем, как дети перейдут к моделям взаимосвязей в экосистемах. В ней на основании имеющегося у детей опыта и в наглядной форме демонстрируется связь параметров в экосистеме, поэтому игра служит как бы предпосылкой для перехода к новому типу занятий.
В игре «Космос» ребенок должен собрать вещи, необходимые для путешествия на планеты Горы, Пустыня, Океан и Льды. Для того, чтобы правильно подобрать необходимые предметы, он должен понимать, что характерно для климата каждой из планет. Эта игра может быть использована также для отработки и диагностики полученных знаний.
В игре «Климат» девочка и мальчик совершают кругосветное путешествие, останавливаясь в разных климатических зонах. Задача ребенка определить, какое животное живет в том или ином климате и какой символ солнца, снега соответствует каждой зоне. Игра «Климат», в которой в наглядной форме демонстрируется эта разница, может быть применена и непосредственно на занятиях для наглядного показа тех отличий в условиях жизни, которые существуют в различных зонах Земли.
В играх «Климат» и «Космос» дети получают знания о последовательности смены природных зон Земли, знакомятся с природой различных климатических поясов и зон Земли.
В игре «Построй город» ребенку нужно разместить различные здания, учтивая рельеф местности, на компьютерной карте. При сооружении зданий ему нужно учитывать извержение вулкана, землетрясение и наводнение. Игра «Построй город» может быть рекомендована для работы в старшей группе ближе к концу года, после обучения детей анализу связей и выявлению закономерностей в экосистемах. Таким образом, данная игра используется для упражнения и для демонстрации действия природных взаимосвязей, влияющих на жизнь в определенных экологических системах, о которых говорилось на предыдущих занятиях.
В игре «Карта» ребенок учится находить условные обозначения различных природных объектов, соотнося реальные их изображения с заместителями разной степени обобщенности. Знание этих обозначений поможет ребенку совершить путешествие. Игра «Карта» может быть использована в начале занятий со старшей группой, после первого и второго занятия, на которых дети обучаются читать знаковые обозначения различных явлений природы и окружающего мира. В этой игре развивается и сформированное на занятиях умение анализировать знаковые обозначения предметов, а также закладывается основа для дальнейшего перехода от иконических к условным схемам, поэтому она может применяться не только для упражнения, но частично и для формирования необходимых для дальнейшего обучения знаний.
Эту игру рекомендуется применять по частям, при первом предъявлении, проходя маршрут на основе более конкретных обозначений, а после четвертого занятия, когда дети не только усвоят иконические модели, но перейдут к более сложным моделям взаимосвязей в экосистемах, может быть рекомендована и вторая часть игры с отработкой более условных схем, перед тем, как они будут введены в сложные модели на занятиях.
В игре «Лото растение» ребенок должен выбрать из предложенных изображений цветов и плодов деревьев и кустарников тот, который подходит к изображенному в центре экрана растению. Игра «Лото растений» может применяться также на занятиях в старшей группе, помогая усвоению знаний о растительном мире Земли.
Интересной для дошкольников и младших школьников несомненно будет и игра «Урожай». Чтобы вырастить и собрать урожай, посадить озимые, сделать запасы зерна на весну на случай гибели озимых, надо умело управлять явлениями природы (дождь, снег, солнце), влияющими на урожай. В этой игре все явления и события, происходящие на экране, взаимосвязаны и моделируют взаимозависимость природных процессов. Понимание сути такой взаимосвязи, умение управлять ситуацией в зависимости от сочетания различных факторов способствуют экологическому воспитанию и образованию детей, начиная уже с дошкольного возраста.
Какие же еще программные средства по экологии сегодня можно использовать в работе?
1. «Толик в деревне», «Толик на озере» — позволяет познакомиться со многими животными; в игровой, ненавязчивой форме узнать много нового об окружающей среде; найти и поиграть в 12 независимых мини-игр.
2. «Познавательные приключения животных» знакомит детей в игровой форме в виде путешествий с жизнью растений и животных различных климатических зон.
3. «Энциклопедия природы» — это замечательная мультимедийная энциклопедия, которая поможет совершить увлекательнейшие путешествия в мир живой природы; более 50 видеороликов, 70 анимаций, 700 фотографий и иллюстраций. Материал можно использовать фрагментарно дан занятий по экологии по различным темам.
Рекомендации по использованию компьютера:
1. Итак, становится очевидным, что компьютер как средство деятельности является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды;
2. компьютерные средства могут быть использованы в работе с детьми старшего школьного возраста при безусловном соблюдении физио- лого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм рекомендаций;
3. категорически запрещается использовать в работе с детьми «коммерческие» компьютерные игры с агрессивным, «жестким» содержанием в целях тренинга быстроты реакции, с напряженным темпом развертывания событий на экране;
4. рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка;
5. необходимо вводить новые информационные технологии в систему дидактики детского сада.
Применение новых информационных технологий в практике воспитателя служат целям обогащения когнитивной (познавательной) основы личности ребенка, что является важным условием и поддержкой развития его одаренности; является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях; обеспечивает доступ к передовым методам воспитания детей широкой педагогической общественности благодаря разветвленной коммуникационной сети, объединяющей детские сады, центры детского творчества и другие дошкольные учреждения, оснащенные средствами НИТ.
Литература:
1. Гяушкова Е.К.. Леонова Л.А. н др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. Информатика и образование. — 1990. — №6. — С. 102-104.
2. Глушкова Е.К., Леонова Л. А. и др. Компьютер в детском саду /Дошкольное воспитание. — 1990. — №10. — С.44-49.
3. Горвиц ЮМ. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Линка-Пресс, 1998.
т быть следующей.
ф