Влияние факторов перинатального анамнеза на физическое развитие первоклассников

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

О. В. Тулякова, М. С. Авдеева

ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», Киров

Физиологичное протекание внутриутробного развития является важной предпосылкой формирования здоровья ребенка.

В ряде исследований показано, что беременность, предшествующая рождению современных детей, проходит на фоне токсикозов и угрозы выкидыша, роды часто оперативные [2].

Более половины таких детей на первом году жизни состоят на учете у невропато­лога с диагнозом перинатальной энцефалопатии, чаще гипоксического генеза, с симптомами мышечной дистонии, мышечного гипертонуса, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

По достижении возраста 1 года большинство де­тей, как правило, снимается с диспансерного уче­та, но последствия этих нарушений напоминают о себе и в более поздних возрастах и находят свое от­ражение в диагнозах минимальной мозговой дис­функции, задержки речевого развития, общем не­доразвитии речи, быстрой утомляемости после физических и умственных нагрузок, нарушениях сна и др.

Нарушения мышечного тонуса в грудном возрасте, возможно, вносят свой вклад в формиро­вание многочисленных ортопедических наруше­ний современных детей [2].

Обстоятельства раннего онтогенеза сказываются не только на снижении адаптивного потенциала растущего организма, но также и на его соматическом статусе. Для ново­рожденных и детей раннего возраста такие взаи­мосвязи прослежены в ряде работ и суммированы в обзорах [1, 2, 7].

Также в исследованиях показано, что при длительном воздействии негативных факторов на организм ребенка возможны донозологические изменения, проявляющиеся в первую очередь дис­гармоничностью физического развития [5].

Особую актуальность в связи с этим приобретают ис­следования морфофункционального состояния детей млад­шего школьного возраста, у которых онтогенетическая адап­тация наслаивается на процессы психоэмоционального и функционального приспособления к учебным нагрузкам [10].

В работе, включавшей обс­ледование 3000 московских детей в возрасте от 3 до 15 лет, еще раз подтверждено значение на­чальных стадий индивидуального роста и разви­тия для всего последующего онтогенеза и необхо­димость пристального внимания со стороны педи­атров, гигиенистов, антропологов к развитию де­тей младенческого возраста [7]. В данном исследовании об­наружен целый ряд связей обстоятельств пренатального и грудного периода с размерами тела де­тей, обследованных в периодах первого и второго детства и даже в пубертате.

В ряде исследований показано, что осложнения перинатального периода негативно влияют на морфофенотип и адаптацию новорожденных [3], здоровье детей раннего возраста [4, 8] и школьников 7-12 лет [6], а также на половое развитие девочек и подростков [9, 13].

Так показано [8], что уровень здоровья детей до двух лет достоверно изменяется в зависимости от количества факторов перинатальной патологии их матерей. Показано, что внутриутробная гипоксия плода, а также внутриутробные микротравматические повреждения головного мозга, субклинические формы натальной травмы головного мозга и шейного отдела позвоночника могут являться причиной нарушения механизмов регуляции кислородзависимых систем энергообеспечения, нарушения церебрального или спинального кровообращения.

Это приводит к снижению стрессорной устойчивости организма ребенка и ограничению компенсаторно-приспособительных возможностей, к формированию астено-вегетативного и астено-невротического симптомокомплексов, к сенсомоторным и речевым нарушениям, расстройствам восприятия [12].

Оценка полового развития 10–11‑летних девочек, показала, что наличие в анамнезе неблагоприятного течения перинатального периода отразилось в торможении начальных этапов полового созревания [13].

Среди отдаленных последствий плацентарной недостаточности инфекционного генеза развивается сложная гинекологическая патология у девочек и подростков, являющаяся одним из факторов снижения репродуктивного потенциала [9].

В то же время в литературе встречается недостаточно данных об отдаленных влияниях неблагоприятного течения перинатального периода на физическое развитие детей, в том числе детей раннего школьного возраста.

Цель нашего исследования – изучить влияние негативных факторов перинатального анамнеза на физическое развитие первоклассников.

Материалы и методы исследования. Исследовались особенности протекания перинатального развития у 919 первоклассников 17-ти школ г. Кирова.

Данные, касающиеся течения беременности и родов матери, собирались ретроспективно, путем выкопировки из медицинских карт (из учетной формы № 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка»).

Исследование перинатального анамнеза включало в себя анализ более 50 показателей, в т. ч. возраст родителей, наличие вредных привычек, влияние производственных и психологических факторов на организм матери во время беременности.

Учитывались интегральные показатели перинатального анамнеза, такие, как осложненный акушерский анамнез и осложненное течение беременности. Каждый из показателей включал наличие целого ряда патологий (табл. 1).

Таблица 1

Показатели и патологии перинатального анамнеза, учитывающиеся в исследовании

Показатели перинатального анамнеза

Патологии

Осложненный акушерский анамнез

Наличие абортов, выкидышей, рождение мертвых детей до данной беременности, юные первородящие – до 18 лет и возрастные первородящие – после 30 лет, 4-е и последующие роды

Осложненное течение беременности

Токсикоз 1-й и/или 2-й половины беременности, анемия, угроза прерывания беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекции

У этих же первоклассников лонгитудинально в течение календарного года проводили исследование физического развития: 1 замер – в начале первого класса (октябрь), 2 замер – в средине (январь), 3 – в конце первого класса (май), 4 – в начале второго класса (сентябрь).

При этом по стандартным методикам оценивали величину абсолютных (рост, вес, окружность и экскурсия грудной клетки) и относительных (массо-ростовой индекс, индекс Рорера, индекс Пинье, индекс Кеттле) антропометрических показателей, физиометрических показателей (жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти, величина пробы Штанге) и динамику прироста абсолютных показателей.

Соматотип и гармоничность физического развития определяли с помощью центильных таблиц, составленных для детей г. Кирова.

Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали однократно в феврале-марте по принятым методикам. Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы замеряли частоту сердечных сокращений и показатели артериального давления, на основании чего рассчитывали ряд дополнительных показателей: пульсовое давление, среднее давление, коэффициент экономичности кровообращения, коэффициент выносливости. Физическую работоспособность оценивали по максимальному потреблению кислорода степэргометрическим методом.

Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке. Вычисляли среднее арифметическое (М), стандартную ошибку среднего (m), что выражали в тексте и таблицах в виде М±m. Различия оценивали по критерию Стьюдента (t) и считали их достоверными при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. При анализе протекания перинатального периода нами установлено, что у 6,96% (64 ребенка, 38 мальчиков и 26 девочек) внутриутробное развитие и роды протекали без осложнений, у 13,06% (120 детей) матери имели поздний гестоз, у 18,28% (168 детей) матери имели во время беременности анемию, у 15,78% (145 детей) – фетоплацентарную недостаточность (ФПН).

Следовательно в популяции детей г. Кирова значителен процент лиц, имеющих различные отклонения перинатального анамнеза и только у 6,96% перинатальный период протекает без патологий.

Далее для анализа влияния факторов перинатального анамнеза на физическое развитие первоклассников, из каждой группы наиболее распространенных патологий перинатального периода (поздний гестоз, анемия матери во время беременности, ФПН) методом случайной выборки формировали массивы по 64 ребенка каждый, для сравнения с контролем (64 ребенка, внутриутробное развитие и роды которых протекали без осложнений). При этом по возможности в группу сравнения отбирались дети, имевшие только одну исследуемую патологию. Группы сравнения соответствовали контрольной по количеству мальчиков и девочек.

В результате изучения физического развития группы сравнения и контроля установлено, что у детей, матери которых имели гестоз второй половины беременности, по сравнению с детьми, внутриутробное развитие которых протекало без осложнений, выше ежемесячная скорость прироста длины тела с января по май (0,57±0,04 см/мес. против 0,40±0,04 см/мес.*), но ниже ежемесячная скорость прироста длины тела с мая по октябрь (0,29±0,03 см/мес. против 0,42±0,03 см/мес.*) и ежемесячная прибавка жизненной емкости легких с мая по октябрь (0,02±0,00 л/мес. против 0,03±0,00 л/мес.).

Также у этих детей, по сравнению с контролем ниже окружность грудной клетки в начале 1-го класса (59,96±0,34 см против 61,06±0,42 см*) и индекс Рорера в конце 1-го класса (11,67±0,14 кг/м3 против 12,15±0,17 кг/м3*), выше пульсовое давление (40,70±1,15 мм рт. ст. против 37,37±1,08 мм рт. ст.*) и ниже коэффициент выносливости (21,96±0,68 против 23,99±0,77*).

Таким образом, гестоз второй половины беременности, оказывает негативное влияние на такие антропометрические показатели, как индекс Рорера и окружность грудной клетки, а также снижает скорость прироста длины тела с мая по октябрь. Как известно, индекс Рорера отражает отношение веса тела к его длине и в известной мере характеризует плотность тела, а его снижение может свидетельствовать об тенденции к астенизации.

Влияние позднего гестоза на физиологические показатели проявляется в повышении пульсового давления и снижении коэффициента выносливости, что говорит об усилении деятельности сердечно-сосудистой системы.

Первоклассники, матери которых перенесли во время беременности анемию, по сравнению с детьми контрольной группы имеют более низкие значения ежемесячной скорости роста длины тела с мая по октябрь (0,34±0,03 см/мес. против 0,42±0,03 см/мес.*), ежемесячной скорости роста массы тела с мая по октябрь (0,26±0,03 кг/мес. против 0,36±0,04 кг/мес.*), но более высокое значение ежемесячной прибавки окружности грудной клетки с мая по октябрь (0,15±0,01 см/мес. против 0,11±0,01 см/мес.*).

Различий по прочим показателям физического развития не выявлено, следовательно, анемия матери не оказывает негативного влияния на антропометрические и физиологические показатели физического развития первоклассников, но оказывает влияние на темпы ростовых процессов (снижает скорость роста массы и длины тела и увеличивает прибавку окружности грудной с мая по октябрь).

Дети, матери которых перенесли ФПН, по сравнению с детьми контрольной группы, в первом классе имели более низкие значения ежемесячной скорости роста длины тела с мая по октябрь (0,33±0,03 см/мес. против 0,42±0,03 см/мес.*), ежемесячной прибавки окружности грудной клетки с октября по май (0,09±0,02 см/мес. против 0,16±0,02 см/мес.*), жизненной емкости легких в конце 1-го класса (56,16±1,01 л против 60,37±1,22 л*).

Среди них меньше процент детей с гармоничным развитием (64,86±7,85% против 88,57±5,38%*), но больше – с дисгармоничным (32,43±7,70% против 11,43±5,38%*).

Таким образом, первоклассники, матери которых перенесли ФПН, не отличались от детей контрольной группы по величине антропометрических показателей, но имели более низкие значения скорости ростовых процессов (длинны тела и окружности грудной клетки) и более высокую вероятность дисгармоничного развития.

Также у детей с наличием ФПН в анамнезе наблюдается снижение величины ЖЕЛ, но не выявлено прочих различий физиологических показателей с детьми контрольной группы.

Выводы. В результате исследования влияния особенностей протекания перинатального периода на физическое развитие 919 первоклассников г. Кирова установлено следующее.

1. Из изученных патологий беременности наиболее негативные последствия имеет поздний гестоз, который снижает абсолютные и относительные антропометрические показатели первоклассников (соответственно окружность грудной клетки и индекс Рорера) и влияет на показатели сердечно-сосудистой системы (повышает пульсовое давление и снижает коэффициент выносливости).

2. Наличие у матери ФПН снижает вероятность гармоничного физического развития ребенка в 7-8 лет, скорость роста длины тела, окружности грудной клетки и величину ЖЕЛ.

3. Наличие у матери анемии во время беременности снижает скорость роста массы и длины тела ребенка в первом классе.

4. Наиболее уязвимыми к патологиям перинатального периода и сохраняющимися длительное время (до 7-8 лет) в декомпенсированном состоянии относятся такие показатели физического развития как состояние респираторной системы, скорость ростовых процессов и гармоничность физического развития.

Вопрос о механизмах этих влияний и последствий требует дальнейшего изучения.

Список литературы

1. Гурбо Т. Л. Биосоциальная обусловленность по­казателей физического развития детей 4-7 лет (по ре­зультатам множественного регрессионного анализа)// Научный альманах кафедры антропологии. - Вып. 5.- М., Энциклопедия российских деревень, 2006. - С. 68-82.

2. Дерябин В. Е., Федотова Т. К., Горбачева А. К., Влияние некоторых биологических факторов на соматический статус детей 3-5 лет //Педиатрия, 2007, №5, С. 64-68.

3. Джамали М. И., Яйленко А. А., Иванян А. Н., Грибко Т. В. Морфофенотип и адаптация новорожденных в зависимости от степени нарушения кровотока в системе «мать-плацента-плод»// Вопросы практической педиатрии. 2008. Т. 3. № 6. С. 33-37.

4. Доскин В. А., Макарова З. С. Многофакторная оценка состояния здоровья детей раннего возраста//Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2006, №6, С. 30-37.

5. Ефимова Н. В., Галсанжав О. Характеристика физического развития детей младшего школьного возраста Иркутской области и Монголии //Здравоохранение Российской федерации, 2007, №1, С.39-41.

6. Калмыкова В. С., Федько Н. А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста //Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010. Т. 18. № 2. С. 30-33.

7. Крикун Е. Н. Изменчивость морфофункциональных показателей организма человека под влиянием неблагоприятных эколого-биологических факторов: Автореф. докт. мед. наук. - М., 2006. - 39 с.

8. Меренкова В. С., Николаева Е. И. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни //Психология образования в поликультурном пространстве. . Т. 3. . С. 53-60.

9. Мирлас Е. М., Зарицкая Э. Н., Шульженко Е. В. Состояние плода и перинатальные исходы у матерей с хронической плацентарной недостаточностью//Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2008. № 30. С. 68-72.

10. Сабирьянов А. Р., Сабирьянова Е. С., Возницкая О. Э., Современные особенности морфофункционального состояния сельских и городских детей младшего школьного возраста //Педиатрия, 2006, №5, С.105-107.

11. Тулякова О. В., Хлыбова С. В., Циркин В. И. Влияние патологии массы тела при рождении на особенности физического развития и заболеваемости детей в первые семь лет жизни// Медицинский альманах – №5, 2008. – С. 153-157.

12. Четверикова Е. В., Тулякова О. В., Циркин В. И., Жукова Е. А., Трухина С. И. Пре - и постнатальные факторы риска низкой эффективности образовательной деятельности первоклассников города Кирова //Здоровье ребенка – здоровье нации. Сборник научных работ. Под ред. Я. Ю.Иллека – Киров: ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава - 2006. - С. 45-46.

13. Юрчук О. А., Тулякова О. В., Четверикова Е. В., Патурова И. Г., Жукова Е. А., Циркин В. И., Трухина С. И. Влияние техногенных факторов на физическое, психическое и половое развитие//Здоровье ребенка – здоровье нации. Сборник научных работ. Под ред. Я. Ю. Иллека – Киров: ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава – 2006. – С. 29-30.

Недавно добавили

04 March 2012