МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Задачи изучения классного коллектива.
В ходе педагогической практики студенту предстоит проводить работу в прикрепленном классе, выполняя обязанности учителя и классного руководителя. Успех зависит от того, насколько полно и глубоко он узнает коллектив класса: его состав, организационную структуру, традиции, содержание деятельности, нормы, ценности, сплоченность и другие стороны жизни коллектива, а в конечном итоге определит уровень его развития.
Коллектив класса является главным инструментом, с помощью которого педагог может оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Поэтому важно знать и особенности внутриколлективных отношений в классе, выяснив, кто из ребят является лидером, на какие микрогруппы разбивается коллектив, каковы взаимоотношения между этими микрогруппами, каково отношение каждого школьника к коллективу в целом и, наоборот, как коллектив относится к нему, иначе говоря, каков психологический климат в классе.
Предлагаемые ниже методики помогут студенту-практиканту получить ответы на поставленные вопросы.
Методика изучения коллектива
Для получения знаний о классе студент может использовать разнообразные приемы: систематическое наблюдение, изучение личных дел учащихся, анализ их работ, беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, самими учащимися, анкетирование, эксперимент. Все эти сведения должны быть отражены в дневнике наблюдения, на основе которого и составляется характеристика коллектива учащихся класса, В психолого-педагогической характеристике классный коллектив должен быть представлен, как социальный организм, выполняющий важнейшую функцию — обучение и воспитание ребенка,
Программа изучения классного коллектива
I. Общие сведения о классе и история его формирования
(количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников; когда сформировался класс, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей).
II. Содержание и характер коллективной деятельности
1, Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости, наличие контроля за успеваемостью отдельных учащихся, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание).
2, Жизнь коллектива вне учебных занятий — интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту; формы проявления этих интересов; участие класса в общественной жизни школы.
3, Общественно-полезный труд и его место в жизни коллектива: виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в процессе, труда.
4, Органы самоуправления в классе, их влияние на жизнь коллектива.
III. Личность классного руководителя и его влияние на коллектив
(образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов); отношение хозяйства к классному руководителю, его авторитет среди учащихся,
IV. Особенности межличностных отношений в классе.
Групповая структура класса, определение статуса учащихся в классном коллективе (методика 1). Микрогруппы в классе Референтная группа класса и ее влияние на жизнь коллектива (мето-дика2). Мотивы выбора в системе межличностных отношений (методика 3).
V. Уровень развития коллектива.
Ценностно-ориентационное единство коллектива (методика 4). Опосредованность межличного восприятия целями и задачами основной совместной деятельности (методика 5).
VI. Психологический климат коллектива.
Проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, уважения (методики 6, 7).
VII. Психолого-педагогические выводы.
(на основе всех методов изучения коллектива) должны заключаться в прогнозировании пути развития данного коллектива и в рекомендациях по дальнейшему руководству им.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
Методика 1
Изучение групповой структуры класса и определение статуса учащихся в классном коллективе.
Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.
Эксперимент проводится так: учащимся класса раздают небольшие листки бумаги. В верхнем углу каждый пишет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1, 2, 3. Затем практикант зачитывает вопросы, на которые должны ответить учащиеся. Например: 1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел выполнять общественное поручение? 3. С кем из ребят класса ты бы хотел проводить свободное время? Вопросы могут быть разные по содержанию, но одно условие должно соблюдаться обязательно: количество выборов ограничивается тремя одноклассниками. Заполненные листочки студент собирает и обрабатывает. 1.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
На основе ответов учащихся оформляется матрица № 1. Она составляется следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке (как правило, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали — их порядковые номера. Знаком + (плюс) обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый. Если необходимо учесть очередность выборов, то выборы обозначают цифрами 1, 2, 3 (кого выбрал испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь). Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это обозначает, что с данным одноклассником у него взаимный выбор. Этот выбор на таблице-матрице обводится кружком +. Затем подсчитывается общее количество выборов, в том числе и взаимных, полученных каждым учащимся.
На основе полученных данных определяется статус ребенка в данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности ребенка в группе.
Учащиеся, получившие наибольшее количество выборов (в нашем примере 5 и более) — относятся к I группе, — это «звезды»; ко II группе «предпочитаемых» относятся дети, получившие 3-4 выбора (в нашем примере №№ 2, 3, 7, 8); к III группе «принятых» относятся ребята, получившие 1-2 выбора (у нас: №№ 4, 5, 6); и к IV группе — «пренебрегаемых» или «изолированных» относятся школьники, не получившие ни одного выбора (в нашем примере таких нет).
1. См. Практикум по общей психологии (Под ред. А. И. Щербакова) М
Просвещение, 1979, тема 5.
Таблица 1.
Образец матрицы № 1
Выбор обозначается знаком +, взаимный выбор — знаком+-.
№ п/п |
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Алексеев |
|
+- |
|
+- |
|
|
|
+- |
2 |
Андреев |
+- |
|
|
+- |
|
|
|
+- |
3 |
Антонов |
+ |
|
|
|
|
+- |
+- |
|
4 |
Бурсиан |
+- |
+- |
|
|
|
|
|
+ |
5 |
Павлов |
+ |
|
+ |
|
|
|
+- |
|
6 |
Смирнов |
|
+ |
+- |
|
|
|
+- |
|
7 |
Сочава |
|
|
+- |
|
+- |
+- |
|
|
8 |
Чалов |
+- |
+- |
|
|
+ |
|
|
|
Кол-во полученных выборов |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Кол-во взаимных выборов |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
В каждой строке должно быть не более и не менее 3 выборов
Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в I и II группах занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся III и особенно IV группы имеют неблагоприятное положение среди сверстников.
На основе полученных количественных показателей определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе, коэффициент взаимности и индекс изолированности, являющиеся существенными показателями характера межличностных отношений.
УБВ определяется по соотношению числа членов группы, находящихся в благополучных статусных категориях (I и II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и IV группы).
УБВ высокий — при I+II>III + IV;
средний — при l+II= lll+IV;
низкий — при l + II<III+IV.
Высчитаем УБВ в рассматриваемом нами примере (табл. 1; рис. 1).
I группа — 1 учащийся
II группа — 4 учащихся
III группа — 2 учащихся
IV группа — 0 учащихся
УБВ=1+4>2+0
УБВ — высокий
Важным показателем уровня благополучия взаимоотношений (УБВ) является индекс «изолированности», т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (должен быть не больше 15 процентов).
Коэффициент взаимности является показателем сплоченности группы и удовлетворенности в общении.