Проблемы саморегуляции и адаптации
Разработка проблемы саморегуляции и адаптации является чрезвычайно актуальной для педагогики и психологии высшей школы. Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов путем формирования их активности и самостоятельности. Психологическую основу самостоятельности составляет сформированная система саморегуляции, так как только в том случае, если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального совершенствования. С переходом большинства профессиональных учебных заведений на новые модели обучения, в связи с изменениями учебных планов и введением новых курсов, возникает необходимость также и в постоянном приспособлении, адаптации к быстроменяющимся условиям.
Цель исследования – изучить особенности адаптации у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Объект исследования – процесс саморегуляции и адаптации личности.
Предметом исследования являются особенности адаптации у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме саморегуляции и адаптации
2) организовать эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей адаптации у студентов с разным уровнем саморегуляции
3) проанализировать полученные данные .
Гипотеза исследования – особенности адаптации у студентов с низким, средним и высоким уровнем саморегуляции отличаются.
В эмпирической части данного исследования приняли участие 28 студентов (преимущественно женского пола) факультета психологии ВятГГУ и 29 студентов – инженеров (преимущественно мужского пола) КАТа.
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы по изучаемой проблематике. В исследованиях проблемы саморегуляции мы опирались преимущественно на работы Конопкина и Моросановой, которые определяют саморегуляцию как системно-организованный процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности. В изучении процесса адаптации мы руководствовались взглядами А.Г. Маклакова, который рассматривает адаптацию как свойство живой саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Что касается взаимосвязи адаптации и саморегуляции, то на основании анализа научной литературы был сделан вывод, что адаптация преимущественно понимается как приспособление человека к внешней среде, тогда как саморегуляция – это овладение внутренней средой. Следовательно, от уровня саморегуляции человека зависит успешность его приспособления к окружающему миру.
2) психодиагностические методы. Диагностические методики:
1. Опросник "Стиль саморегуляции поведения".
Автор – В.И.Моросанова.
Цель – диагностика уровня развития индивидуальной саморегуляции.
2. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность”.
Авторы – А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин.
Цель – изучение адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик.
3) методы математической и статистической обработки данных.
Статистический анализ результатов эмпирического исследования проводился с помощью H-критерия Крускала-Уоллиса и U-критерия Манна-Уитни на базе компьютерной программы SPSS. H-критерий Крускала-Уоллиса использовался для оценки различий по особенностям адаптации одновременно между тремя группами испытуемых и выявления степени изменения данного признака в группах. U-критерий Манна-Уитни позволил оценить достоверность различий попарно между данными группами.
Поставленные для выполнения цели задачи были реализованы. Был проведен теоретический анализ литературы по проблеме саморегуляции и адаптации, организовано и проведено эмпирическое исследование, проанализированы полученные данные .
Итак, были получены следующие результаты.
Студенты с низким уровнем саморегуляции испытывают трудности при взаимодействии с другими людьми (преимущественно в плане контроля своего психического состояния), они более зависимы от ситуации и мнения окружающих. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей (по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем саморегуляции). Эти респонденты обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны. У них слабо развиты умения строить отношения с другими людьми. Студенты с низким уровнем саморегуляции не стремятся соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.
Студенты со средним уровнем саморегуляции имеют более высокий ЛАП, обладают достаточным уровнем нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, но могут вести себя агрессивно в случае ущемления их интересов; при желании могут достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими. Студенты со средним уровнем саморегуляции адекватно воспринимают морально-нравственные нормы поведения и в целом стараются им соответствовать.
Студенты с высоким уровнем саморегуляции адекватно реагируют на изменение ситуации, достаточно быстро адаптируются к новым условиям деятельности. Могут обладать признаками различных акцентуаций, но успешно их компенсируют. При срывах возможны проявления агрессивности, но в целом функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется. Обладают повышенным уровнем нервно-психической устойчивости, высокой адекватной самооценкой, характеризуются способностью эффективно взаимодействовать с окружающими. Студенты с высоким уровнем саморегуляции адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения.
В целом можно констатировать, что в ходе эмпирического исследования гипотеза данной работы была подтверждена (различия особенностей адаптации у студентов с низким, средним и высоким уровнем саморегуляции были выявлены), однако для проверки правильности наших предположений необходимо провести аналогичное исследование на большей выборке испытуемых.