Советы журналистам, освещающим экологические проблемы
Джим Детжен, президент Американского общества экологических журналистов
Занимайтесь самообразованием, если Вам не хватает знаний об окружающей среде (ее проблемах и их решениях). Читайте по этой теме, беседуйте с другими авторами и исследователями.
Занимайтесь образованием читателей, не становясь при этом на позиции чистого защитника окружающей среды. Не всем нравится такая позиция. Читатели вправе утверждать, что журналист-эколог тоже несет ответственность по защите и сохранению окружающей среды.
Будьте "сторожевым псом". Узнавайте, кто виноват в данной экологической ситуации, что должно было быть сделано и оказалось не сделанным, почему, какие государственные учреждения должны следить за ситуацией, какие меры принимаются и какие еще должны быть приняты.
Показывайте альтернативные пути решения проблем. Оказывайте давление на отвечающих за экологическую политику людей, с тем чтобы узнать, какие они рассматривали альтернативы. Какова социальная и экономическая цена каждого варианта решения проблемы, и что произойдет, если не принимать мер?
Беседуйте со специалистами и учеными, правительственными чиновниками и активистами экологического движения. Разнообразные точки зрения, мнения и толкования могут помочь при принятии решений. У каждой из этих групп могут быть собственные интересы. Более того, эксперты зачастую преувеличивают значение своей роли, а ученые слишком уверены в результатах своих исследований.
Оставайтесь скептиком. Ученые и специалисты обычно гордятся своими открытиями и выводами. Не забывайте спрашивать: "А Ваша работа подвергалась проверке?"
Настаивайте на простом объяснении. Взыскательный журналист с минимумом технических знаний в состоянии добиться от специалистов рассказа на достаточно простом языке и даже оказывать определенное сопротивление попыткам собеседника уклониться от вопроса или манипулировать журналистом.
Найдите компетентные и надежные источники. Они вероятно будут включать в себя специалистов из частных и общественных агенств по охране природы, ученых в местном университете, экспертов в национальных, региональных и местных органах здравоохранения, в промышленности.
Гуманизируйте, персонифицируйте свои статьи, приблизьте их к местным условиям. Помните, что Вы пишите не только для ученых и правительственных чиновников, но и для простых читателей. Без объяснения на человеческом и личностном уровне читателю трудно объяснить, что означают для него приводимые в статье цифры, статистические данные и научные концепции, почему он должен читать Вашу статью.
Попытайтесь найти и объяснить читателю местное значение экологической информации, иначе ему трудно понять важность сообщения из, скажем, другой страны.
По возможности, иллюстрируйте Ваш материал для повышения его понимания читателем. Схемы, таблицы, фотографии и диаграммы могут лучше объяснить проблему, чем тысяча слов.
Пишите просто, ясно и доступно, избегайте снисходительного тона. Обычно помогает, если Вы представите себе конкретного читателя Вашей статьи.
Переложите формальный технический жаргон и ученый язык научных выступлений, так как они обычно плохо написаны и организованы, предназначены для узкой аудитории. Объясняйте технические термины в тексте статьи.
Купите экологические справочники и подпишитесь на экологические издания. Попросите включить Вас в рассылочные списки экологических организаций в Вашей стране, регионе, а также международных организаций, занимающихся глобальными вопросами экологии.
Осторожно используйте такие обиходные фразы как "стандарты здравоохранения", приемлемый уровень риска" и тд. Выясните, какие конкретно это стандарты, насколько приемлемы уровни риска и почему.