Методика оценки деятельности Отто Липмана
При составлении психофизиологической характеристики деятельности и определении ПВК (профессионально важных качеств) , а так же требований к работнику целесообразно использовать методику оценки деятельности Отто Липмана, адаптированного в психотехнической лаборатории Центрального института труда ВЦСПС И. Шпильрейном.
СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ и особенности ее проведения заключаются в следующем:
Группе экспертов, состоящей из 3 – 5 специалистов данной профессии и знающих все особенности и условия труда на конкретном производстве, предоставляется опросный лист О. Липмана. В опросном листе содержится перечень качеств, необходимых для выполнения самых разных видов деятельности. Эксперты должны в процессе чтения листа соотнести каждое из перечисленных качеств с особенностями анализируемой деятельности и оценить по трем параметрам:
1. является ли данное качество для профессии необходимым, желательным или безразличным;
2. необходимо ли это качество при работе в данной профессии или специалиста всегда, иногда или вообще не нужно;
3. возможно ли развитие или усовершенствование этого качества с возрастом или путем профессионального образования в высокой степени, в слабой или развитие невозможно.
Каждый эксперт должен проводить работу по оценке самостоятельно. Без взаимных консультаций и обмена мнениями. После завершения такой работы, опросные листы собираются и, на основании экспертных оценок расставляется усредненный балл (с точностью до десятых) по каждому качеству.
Затем экспертам возвращаются бланки, которые они заполняли и выдаются такие же, но незаполненные. Экспертам сообщаются средние баллы по каждому качеству, и предлагается, с учетом этой информации, снова заполнить бланки опросных листов. При этом можно внести изменения в свои оценки или оставить прежние, если это необходимо.
Обычно такая процедура сокращает или вообще устраняет различия в оценках. Если все же, после просмотра заполненных бланков, окажется, что некоторые качества имеют различные оценки, то экспертам, чьи оценки отличаются от среднегрупповых, предлагается аргументировать свое мнение остальным. Это мнение обсуждается всей группой экспертов и находится общая точка зрения
Опросный лист О. Липмана для психофизиологической характеристики профессий и специальностей.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЗАПОЛНЯЮЩИХ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
1. Внимательно прочитайте сначала один или два раза весь опросный лист и уже затем приступайте к его заполнению.
2. На каждый вопрос необходимо давать три ответа при помощи цифр:
I. Является ли данное качество при хорошей работе в данной профессии или специальности:
Совершенно необходимым - 2
Желательным - 1
Безразличным - 0
II. Необходимо ли это качество при работе в данной профессии или специальности:
Всегда - 2
Иногда - 1
Никогда - 0
III. Возможно ли развитие и усовершенствование этого качества с возрастом или путем профессионального образования:
В высокий степени - 2
В слабой степени - 1
Совершенно невозможно - 0
Например, для профессии водителя автотранспорта на вопрос 85-й (величайшее напряжение внимания) следует ответить: 2, 1, 1, так как это качество совершенно необходимо (2), а лишь иногда, скажем, во время движения в населенном пункте и большом скоплении транспорта (1) и поддается развитию, но в слабой степени (1).
3. Желательно на некоторые вопросы в графе «Примечания» дать пояснения.
4. Не ставьте прочерк, а пишите 0, 0, 0, если данное качество не нужно совершенно.
5. Если для характеристики специальности необходимо упомянуть о качествах, не приведенных в листе, то сделайте это в конце списка вопросов.
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
Примечания |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Необходимо ли вашей профессии |
|
|
|
|
1 |
Воспринимать, быстро узнавать не бросающиеся в глаза, слабо освященные или отдаленные предметы |
|
|
|
|
2 |
Воспринимать, быстро узнавать различные тихие или разнообразные шумы. |
|
|
|
|
3 |
Воспринимать, быстро узнавать и различать ритмы. |
|
|
|
|
4 |
Воспринимать, быстро узнавать и различать запахи. |
|
|
|
|
5 |
Воспринимать, быстро узнавать и различать вкусовые ощущения. |
|
|
|
|
6 |
Быстро замечать разницу в температуре. |
|
|
|
|
7 |
Быстро замечать колебания атмосферного давления |
|
|
|
|
8 |
Быстро замечать разницу в весе |
|
|
|
|
9 |
Быстро распознавать разницу во влажности |
|
|
|
|
10 |
Замечать незначительную шероховатость с помощью осязания |
|
|
|
|
11 |
Различать степени гладкости и неровности |
|
|
|
|
12 |
Различать с помощью осязания толщину различных предметов (например, картона, металла) |
|
|
|
|
13 |
Различать с помощью осязания степень твердости или гибкости (например, картона, металла) |
|
|
|
|
14 |
Быстро узнавать или сравнивать различные степени сопротивления или давления |
|
|
|
|
15 |
Узнавать или различать основные цвета |
|
|
|
|
16 |
Узнавать и различать даже оттенки и степени цвета |
|
|
|
|
17 |
Оценивать большие промежутки времени (дней, недель, месяцев) |
|
|
|
|
18 |
Оценивать короткие промежутки времени (секунд, минут) |
|
|
|
|
19 |
Оценивать большие расстояния (километр) |
|
|
|
|
20 |
Оценивать и различать скорость и направления движения предметов |
|
|
|
|
21 |
Оценивать ускорение движения |
|
|
|
|
22 |
Оценивать замедление движения |
|
|
|
|
23 |
Оценивать пространственные соотношения предметов |
|
|
|
|
24 |
Оценивать и наблюдать на глаз небольшие расстояния (сантиметр, миллиметр) |
|
|
|
|
25 |
Оценивать и сравнивать длины и величины, особенно при различном положении сравниваемых предметов или при неодинаковом или меняющемся положении наблюдателя |
|
|
|
|
26 |
Оценивать углы, особенно прямые |
|
|
|
|
27 |
Быстро узнавать небольшие отклонения от предписанной формы (круг, прямой угол, квадрат, параллельность двух линий) |
|
|
|
|
28 |
Быстро узнавать небольшую разницу в форме, величине, расположении и т. д. (сортировка) |
|
|
|
|
29 |
Оценивать и сравнивать на ощупь небольшие расстояния |
|
|
|
|
30 |
Сравнивать расстояния, воспринятые путем зрения и осязания |
|
|
|
|
31 |
Находить зрительно воспринятую точку в пространстве (дыру) посредством невидимого глазу движения (нащупывания) |
|
|
|
|
32 |
Узнавать откуда идет звук |
|
|
|
|
33 |
Быстро узнавать небольшие отклонения в высоте тона, тембра, силе и ритме звука |
|
|
|
|
34 |
Быстро узнавать зрительные впечатления |
|
|
|
|
35 |
Быстро и правильно читать |
|
|
|
|
36 |
Быстро и правильно восполнять неполные впечатления |
|
|
|
|
37 |
Разбираться в неясном почерке |
|
|
|
|
38 |
Понимать неясное произношение |
|
|
|
|
39 |
Точно и наглядно представлять себе предметы и их части (черчение в уме, конструктивная фантазия) |
|
|
|
|
40 |
Понимать строение и работу машины |
|
|
|
|
41 |
Пространственно представлять себе нарисованные предметы, их проекцию на плоскость и разрез пространственных предметов |
|
|
|
|
42 |
Быстро и верно запечатлевать пространственные соотношения |
|
|
|
|
43 |
Уверенно запечатлевать путем немногих повторений известную связь между явлениями |
|
|
|
|
44 |
Запоминать сразу большие цитаты и целиком их повторять |
|
|
|
|
45 |
Уверенно и немедленно повторять только что прочитанное |
|
|
|
|
46 |
Уверенно и немедленно повторять только что услышанное |
|
|
|
|
47 |
Быстро вспоминать заученное на память |
|
|
|
|
48 |
Точно и продолжительно вспоминать о впечатлениях и положениях, пережитых только один раз или изредка |
|
|
|
|
49 |
Точно и продолжительно вспоминать о местах и пути, виденных только один раз или изредка |
|
|
|
|
50 |
Точно и продолжительно вспоминать о людях, виденных только один раз или изредка |
|
|
|
|
51 |
Точно и продолжительно помнить числа, слышанные или виденные один раз или изредка |
|
|
|
|
52 |
Точно и продолжительно помнить слова (фамилии), слышанные или виденные только один раз или изредка |
|
|
|
|
53 |
Точно и уверенно узнавать предметы по их форме и величине |
|
|
|
|
54 |
Правильно писать |
|
|
|
|
55 |
Выполнять грубые и сильные движения |
|
|
|
|
56 |
Точно выполнять мелкие и ловкие движения |
|
|
|
|
57 |
Иметь красивый, разборчивый почерк |
|
|
|
|
58 |
Точно соразмерять движения, особенно их силу (как, например, при работе молотом) |
|
|
|
|
59 |
Уверенно и правильно выполнять широкие движения (руки) в отношении направления и величины (прицел) |
|
|
|
|
60 |
Часто и быстро выполнять одно и то же движение в течении долгого времени, как при пилении |
|
|
|
|
61 |
Часто и быстро менять различные движения одной и той же конечности (руки, ноги) |
|
|
|
|
62 |
Приноравливать темп собственных движений к данному постоянному темпу (например, машине) |
|
|
|
|
63 |
Приноравливать темп собственных движений к данному изменяющемуся темпу |
|
|
|
|
64 |
Ускорять при особых обстоятельствах темп работы |
|
|
|
|
65 |
Соединять в группы часто повторяющуюся последовательность различных движений (общий импульс) |
|
|
|
|
66 |
Быстро отвечать на различные впечатления собственными различными движениями |
|
|
|
|
67 |
Очень быстро и уверенно выбирать между движениями возможными в определенном случае (присутствие духа) |
|
|
|
|
68 |
Быстро выполнять предписанные движения в определенной фазе работы |
|
|
|
|
69 |
Быстро отвечать на неожиданное зрительное восприятие определенными предписанными движениями |
|
|
|
|
70 |
Быстро отвечать на неожиданное слуховое восприятие определенными предписанными движениями |
|
|
|
|
71 |
Быстро отвечать на неожиданное осязательное восприятие определенными предписанными движениями |
|
|
|
|
72 |
Быстро отвечать на неожиданное нарушение равновесия определенными предписанными движениями |
|
|
|
|
73 |
Быстро узнавать и различать неожиданные перемены в ритме движения, быстро отвечать на эти перемены определенными движениями |
|
|
|
|
74 |
Одновременно выполнять различными конечностями (руками, ногами) разного рода работу |
|
|
|
|
75 |
Быстро менять действия разных конечностей |
|
|
|
|
76 |
Обладать высокой степенью упражняемости в разного рода движениях и их смене |
|
|
|
|
77 |
Сохранять долгое время непрерывное внимание к работе, заметно не уставая и не снижая внимания вследствие утомления |
|
|
|
|
78 |
Долго переносить голод, жажду, не истощаясь |
|
|
|
|
79 |
Противостоять влиянию погоды или не чувствовать этого влияния |
|
|
|
|
80 |
Подавлять сонливость |
|
|
|
|
81 |
Менять дневную и ночную работу |
|
|
|
|
82 |
Продолжительно и равномерно наблюдать за одним предметом |
|
|
|
|
83 |
Продолжительно и равномерно наблюдать за несколькими предметами посредством одного и того же органа чувств, например, за различными машинами или различными частями одной и той же работы (осмотрительность) |
|
|
|
|
84 |
Одновременно следить различными органами чувств (глаз и ухо), быстро отвечать на раздражение одного органа, не понижая внимания и ощущения другого |
|
|
|
|
85 |
Концентрировать внимание на определенные повторяющиеся периоды рабочего процесса |
|
|
|
|
86 |
Уметь очень напрягать внимание в определенные периоды |
|
|
|
|
87 |
Быстро менять направление внимания,, быть готовым воспринимать все новые ощущения |
|
|
|
|
88 |
Не ослаблять внимание под влиянием испуга или неожиданного впечатления |
|
|
|
|
89 |
Не ослаблять внимание в присутствии лиц другого пола |
|
|
|
|
90 |
Делать наблюдения без сознательного и произвольного направления на низ внимания |
|
|
|
|
91 |
Переносить неприятные впечатления (дурной запах, шум, грязь и т. д.) |
|
|
|
|
92 |
Переносить мелкие неприятные ощущения (холодная вода, ожог, царапина, электрический ток) без потрясений |
|
|
|
|
93 |
Переносить однообразную работу |
|
|
|
|
94 |
Работать не по схеме, самостоятельно |
|
|
|
|
95 |
Тщательно выполнять привычную работу |
|
|
|
|
96 |
Изобретать неизвестные приемы для облегчения или ускорения предписанной работы |
|
|
|
|
97 |
Часто менять работу, не теряя лишнего времени на приноравливание к новой работе |
|
|
|
|
98 |
Быстро приспосабливаться к новым и непривычным требованиям |
|
|
|
|
99 |
Соревноваться |
|
|
|
|
100 |
Совместно и дружно работать в общем помещении |
|
|
|
|
101 |
Долго пребывать в одиночку и переносить отсутствие возможности общения с людьми |
|
|
|
|
102 |
Согласовывать свою работу с другими (товарищество) |
|
|
|
|
103 |
Подчинятся военной дисциплине |
|
|
|
|
104 |
Работать больше головой, чем мускулами, напрягать ум, внимание и т. д. |
|
|
|
|
105 |
Самостоятельно думать и распоряжаться, целесообразно распределять отдельные фазы работы по месту и времени |
|
|
|
|
106 |
Быстро принимать решение при изменении положения |
|
|
|
|
107 |
Совершать так же опасную работу |
|
|
|
|
108 |
Обладать постоянством, не капризничать, быть независимым от настроений |
|
|
|
|
109 |
Быть осторожным |
|
|
|
|
110 |
Соблюдать порядок и чистоту, быть старательным |
|
|
|
|
111 |
Обладать терпением, способностью медленно и верно двигаться к цели |
|
|
|
|
112 |
Уметь приказывать |
|
|
|
|
113 |
Быть энергичным, способным оживлять работу и побуждать к ней, сообщать другим свою волю |
|
|
|
|
114 |
Уметь обращаться с подчиненными, быть с ними справедливым |
|
|
|
|
115 |
Обладать тактичностью, умением обращаться с людьми различного общественного положения, характера и т. д. |
|
|
|
|
116 |
Уметь повиноваться, в точности выполнять предписания |
|
|
|
|
117 |
Быть добросовестным и исполнительным, иметь чувство долга |
|
|
|
|
118 |
Не давать мешать себе даже лицам начальствующим или опасным |
|
|
|
|
119 |
Обладать ответственностью, уметь занимать ответственную должность |
|
|
|
|
120 |
Быть абсолютно честным, не соблазнятся доверенными чужими вещами или деньгами |
|
|
|
|
121 |
Уметь молчать |
|
|
|
|
122 |
Иметь всегда ровный, приятный характер |
|
|
|
|
123 |
Самостоятельно организовывать и целесообразно распределять работу между различными лицами |
|
|
|
|
124 |
Самостоятельно комбинировать, разбираться в фазах производственных процессов и отдельных частях производства в их взаимных отношениях |
|
|
|
|
125 |
Критически относится к своей работе |
|
|
|
|
126 |
Критически относится к чужой работе |
|
|
|
|
127 |
Быстро замечать и поправлять ошибочные впечатления |
|
|
|
|
128 |
Быстро и уверенно вести письменный счет |
|
|
|
|
129 |
Быстро и уверенно вести счет в уме |
|
|
|
|
130 |
Уметь выражаться письменно |
|
|
|
|
131 |
Уметь выражаться устно |
|
|
|
|
132 |
Уметь чертить |
|
|
|
|
133 |
Уметь рисовать |
|
|
|
|
134 |
Иметь хороший стиль |
|
|
|
|
135 |
Обладать выразительной мимикой |
|
|
|
|
136 |
Коротко и ясно спрашивать |
|
|
|
|
137 |
Коротко и ясно отмечать |
|
|
|
|
138 |
Раскрывать что нибудь многословно в разных видах |
|
|
|
|
139 |
Подробно описывать предмет или приспособление |
|
|
|
|
140 |
Влиять на людей |
|
|
|
|
141 |
Понимать абстракцию |
|
|
|
|
142 |
Иметь малую внушаемость, не поддаваться влиянию |
|
|
|
|
143 |
Уметь подражать чужой деятельности |
|
|
|
|
144 |
Уметь копировать чертежи |
|
|
|
|
146 |
Уметь копировать рисунки |
|
|
|
|
147 |
Уметь рисовать с натуры |
|
|
|
|
148 |
Уметь самостоятельно набрасывать чертежи (эскизы) |
|
|
|
|
149 |
Уметь набрасывать чертежи по моделям |
|
|
|
|
150 |
Выявлять красивые или бросающиеся в глаза пространственные соотношения (чувство симметрии и т. д.) |
|
|
|
|
151 |
Распределять цвета со вкусом или так, чтобы они бросались в глаза |
|
|
|
|