Принципы управления
1. Принцип целенаправленности предполагает четкую постановку целей перед каждым подразделением и работником, соотнесение целей с необходимыми ресурсами.
2. Принцип планомерности предусматривает составление программы действий и ее реализацию, что проявляется в нормализации условий работы, ее распределении между исполнителями, координации действий исполнителей, организации учета и контроля выполнения работ.
3. Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления и способность к восприятию компетентной консультации специалистов.
4. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов.
5. Принцип стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.
6. Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим.
Методы управления – это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений.
1. Экономические методы предполагают материальную мотивацию работников, ориентирование их на выполнение заданий (или достижение показателей) и экономическое вознаграждение за результаты работы. Используются поощрения за определенное количество и качество труда или штрафные меры за их недостаточный уровень. Эти методы тесно связаны с составлением плана работы, установлением стандартов и контролем их выполнения. В процессе применения особую значимость приобретают:
балансовый метод – использование таблиц, обычно включающих две составляющие: имеющиеся в наличии ресурсы и их распределение, между которыми должно поддерживаться обязательное соответствие
нормативный метод – использование норм (максимально допустимая величина расхода ресурсов) и нормативов (относительная величина, характеризующая количественную связь между показателями, например ставка налога на прибыль, уровень рентабельности) и соответствие их определенным величинам
аналитический метод – расщепление изучаемого объекта (например, трудового коллектива) на составляющие элементы, изучение их во взаимосвязи, выявление наиболее существенных элементов и подготовка рекомендаций по улучшению функционирования объекта
хозрасчет – метод хозяйствования, предполагающий, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль от результатов деятельности.
2. Административные методы основаны на властной мотивации, т.е. подчинение закону, старшему по должности, правопорядку и т.д., и предполагают четкое определение прав и обязанностей, несоблюдение которых влечет за собой применение санкций (замечания, выговор, увольнение). Для данных методов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Основываются на следующих приемах:
организационное нормирование – установление параметров закупаемых изделий, чертежных и технических стандартов, организационной структуры, календарных норм, правил внутреннего распорядка и т.д.
организационное планирование – получение количественных результатов работы, качественных показателей, соблюдение лимитов ресурсов, выполнение организационно-технических мероприятий и т.д., а также способы достижения поставленных целей
организационный инструктаж – инструктирование специалистов, сообщение им требований, нормативов, способов выполнения работ и т.д.
организационный инструктаж – инструктирование специалистов, сообщение им требований, нормативов, способов выполнения работ и т.д.
организационное распорядительство – своевременная выдача распоряжений
организационный контроль за выполнением распоряжений
3. Социально-психологические методы основаны на воздействии на сознание работников, их социальные, этические, религиозные и другие интересы. Эти методы регулируют межличностные отношения и непосредственно влияют на развитие трудового коллектива. Основные направления:
социальное проектирование – разработка рекомендаций в отношении поведения работников и групп
исследование коллективов
консультативная деятельность – оказание помощи руководителям, обучение персонала.
Три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:
1) знания в области теории и умения в сфере практики управления
2) способность к коммуникациям и умении работать с людьми
3) компетентность в области специализации предприятия
Основные роли менеджера
1) Стратегическая. Менеджер ставит цели организации, разрабатывает стратегии, составляет долгосрочные планы т.д.
2) Экспертно-инновационная. Менеджер создает условия для перестройки системы управления, организации в целом на основе анализа изменений окружающей среды и т.д.
3) Административная. Имеет следующие функции:
контрольная – оценка промежуточных и конечных результатов деятельности организации и отдельных звеньев
организационная – создание необходимых условий деятельности: распределение полномочий, задач, ресурсов и т.д.
направляющая – координация работы персонала
кадровая – организация подбора, обучения, передвижения персонала
стимулирующая – убеждение и воодушевление исполнителей, поощрение и наказание
4) Коммуникационная. Менеджер проводит совещания, ведет прием посетителей, занимается деловой перепиской и т.д.
5) Социальная. Менеджер создает в организации благоприятный морально-психологический климат, поддерживает традиции и т.д.
Логическая схема управления
Исходным пунктом является предвидение. Предвидеть – означает вычислить будущее.
Рис. 3. Логическая схема управления
Программирование представляет собой разработку программы действий. Для того чтобы провести в соответствие программу и ресурсы (недвижимость, оборудование, денежный капитал и другие средства), составляют предварительные бюджеты.
Исполнение – система конкретных действий, направленных на реализацию программы. Для каждого подразделения устанавливаются долгосрочные и краткосрочные программы. Для сведения к минимуму количества отклонений от программы необходим контроль, цель которого выявление ошибок в исполнении и устранения их. Результаты контроля анализируются. Анализ включает выявление наиболее важных элементов, определяющих состояние системы, и подготовку рекомендаций по улучшению ее функционирования. Результатом анализа являются предложения по корректировке программы в соответствии с изменениями окружающей среды, корректировке процесса исполнения или отказ от предвидения, если оно оказалось неверным.
Уровни управления.
Уровень управления – часть организации, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше или нижерасположенными частями (рис.2).
Задачи руководителей высшего звена управления (директор предприятия, зам. директора по кадрам, президент компании, вице-президент) состоят в формулировке миссии организации, политики, ценностей, основных стандартов деятельности, формировании структуры предприятия, системы управления, в представительстве предприятия на переговорах с государственными органами и другими организациями. Функции высших руководителей чрезвычайно трудны и многоплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика.
Рис.4 Управляющая и управляемая системы организации
1.Стратегические решения
2.Оперативные решения
3.Распоряжения
4.Исполнительские работы
Рис.5 Распределение видов деятельности по уровням менеджмента
Руководители среднего звена (начальник отдела кадров, службы сбыта, отдела капитального строительства) назначаются и освобождаются от должности первым руководителем или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества подразделений. Они управляют деятельностью руководителей низового звена: устанавливают задания, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению дисциплины, санитарных норм, решают кадровые вопросы, поощряют и наказывают своих подчиненных. Данная прослойка менеджеров создает «эффект одеяла» между высшим и низовыми уровнями, так как является наиболее бюрократизированной и тормозит внедрение новых форм и методов работы.
Руководители низового звена (бригадир, начальник участка, руководитель группы новой техники) работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия, обеспечивают условия для выполнения качественно и в срок производственных зданий, контролируют соблюдение графика работ, рациональное использование оборудования, ресурсов дисциплины, ТБ, содействуют рационализаторству, внедрению новых методов работы. Они имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность.
Помимо официальных руководители организации имеют неофициальные обязанности по отношению к подчиненным, состоящие в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании помощи.
Кадры управления.
Работники, составляющие аппарат управления, именуются кадрами управления и подразделяются на три основные группы.
Руководители – менеджеры, возглавляющие предприятие или структурное подразделение, имеют высшее образование и практический опыт работы, направляют работу организации (подразделения), принимают управленческие решения и полностью несут ответственность за результаты.
Специалисты – сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, имеют высшее или средние специальное образование, разрабатывают различные варианты решений и отвечают за качество выполняемых работ. Это инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы и т.д.
Технические исполнители – люди, обслуживающие процесс управления – секретари, машинисты, лаборанты, курьеры и т.д., имеют специальную профессионально-техническую подготовку, выполняют вспомогательные функции и в основном технические операции, которые характеризуются большой частотой повторения, более просты по исполнению и не требуют высокой квалификации работников (размножение документов, доставка почты, разноска данных в карточки).