Учись Учиться

Конспект лекции
Менеджмент
05 March 2011

Тема 1. Принципы управления, Методы управления, Три категории требований к профессиональной компетенции менеджера, Основные роли менеджера, Логическая схема управления, Уровни управления,Кадры управления.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Принципы управления
  • Методы управления
  • роли менеджера
  • Логическая схема управления
  • Уровни управления
  • Кадры управления.

 

 

Принципы управления


1. Принцип целенаправленности предполагает четкую постановку целей перед каждым подразделением и работником, соотнесение целей с необходимыми ресурсами.
2. Принцип планомерности предусматривает составление программы действий и ее реализацию, что проявляется в нормализации условий работы, ее распределении между исполнителями, координации действий исполнителей, организации учета и контроля выполнения работ.
3. Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления и способность к восприятию компетентной консультации специалистов.
4. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов.
5. Принцип стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.
6. Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим.

 

Методы управления – это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений.

1. Экономические методы предполагают материальную мотивацию работников, ориентирование их на выполнение заданий (или достижение показателей) и экономическое вознаграждение за результаты работы. Используются поощрения за определенное количество и качество труда или штрафные меры за их недостаточный уровень. Эти методы тесно связаны с составлением плана работы, установлением стандартов и контролем их выполнения. В процессе применения особую значимость приобретают:

 балансовый метод – использование таблиц, обычно включающих две составляющие: имеющиеся в наличии ресурсы и их распределение, между которыми должно поддерживаться обязательное соответствие

 нормативный метод – использование норм (максимально допустимая величина расхода ресурсов) и нормативов (относительная величина, характеризующая количественную связь между показателями, например ставка налога на прибыль, уровень рентабельности) и соответствие их определенным величинам

 аналитический метод – расщепление изучаемого объекта (например, трудового коллектива) на составляющие элементы, изучение их во взаимосвязи, выявление наиболее существенных элементов и подготовка рекомендаций по улучшению функционирования объекта

 хозрасчет – метод хозяйствования, предполагающий, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль от результатов деятельности.

2. Административные методы основаны на властной мотивации, т.е. подчинение закону, старшему по должности, правопорядку и т.д., и предполагают четкое определение прав и обязанностей, несоблюдение которых влечет за собой применение санкций (замечания, выговор, увольнение). Для данных методов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Основываются на следующих приемах:

 организационное нормирование – установление параметров закупаемых изделий, чертежных и технических стандартов, организационной структуры, календарных норм, правил внутреннего распорядка и т.д.

 организационное планирование – получение количественных результатов работы, качественных показателей, соблюдение лимитов ресурсов, выполнение организационно-технических мероприятий и т.д., а также способы достижения поставленных целей

 организационный инструктаж – инструктирование специалистов, сообщение им требований, нормативов, способов выполнения работ и т.д.

 организационный инструктаж – инструктирование специалистов, сообщение им требований, нормативов, способов выполнения работ и т.д.

 организационное распорядительство – своевременная выдача распоряжений

 организационный контроль за выполнением распоряжений

3. Социально-психологические методы основаны на воздействии на сознание работников, их социальные, этические, религиозные и другие интересы. Эти методы регулируют межличностные отношения и непосредственно влияют на развитие трудового коллектива. Основные направления:

 социальное проектирование – разработка рекомендаций в отношении поведения работников и групп

 исследование коллективов

 консультативная деятельность – оказание помощи руководителям, обучение персонала.

 

Три категории требований к профессиональной компетенции менеджера: 

 1) знания в области теории и умения в сфере практики управления

                 2) способность к коммуникациям и умении работать с людьми

                 3) компетентность в области специализации предприятия

 

 

                  Основные роли менеджера

 

1) Стратегическая. Менеджер ставит цели организации, разрабатывает стратегии, составляет долгосрочные планы т.д.

2) Экспертно-инновационная. Менеджер создает условия для перестройки системы управления, организации в целом на основе анализа изменений окружающей среды и т.д.

3) Административная. Имеет следующие функции:

 контрольная – оценка промежуточных и конечных результатов деятельности организации и отдельных звеньев

 организационная – создание необходимых условий деятельности: распределение полномочий, задач, ресурсов и т.д.

 направляющая – координация работы персонала

 кадровая – организация подбора, обучения, передвижения персонала

 стимулирующая – убеждение и воодушевление исполнителей, поощрение и наказание

4) Коммуникационная. Менеджер проводит совещания, ведет прием посетителей, занимается деловой перепиской и т.д.

5) Социальная. Менеджер создает в организации благоприятный морально-психологический климат, поддерживает традиции и т.д.

 

 

Логическая схема управления

Исходным пунктом является предвидение. Предвидеть – означает вычислить будущее.


 

Рис. 3. Логическая схема управления

Программирование представляет собой разработку программы действий. Для того чтобы провести в соответствие программу и ресурсы (недвижимость, оборудование, денежный капитал и другие средства), составляют предварительные бюджеты.

Исполнение – система конкретных действий, направленных на реализацию программы. Для каждого подразделения устанавливаются долгосрочные и краткосрочные программы. Для сведения к минимуму количества отклонений от программы необходим контроль, цель которого выявление ошибок в исполнении и устранения их. Результаты контроля анализируются. Анализ включает выявление наиболее важных элементов, определяющих состояние системы, и подготовку рекомендаций по улучшению ее функционирования. Результатом анализа являются предложения по корректировке программы в соответствии с изменениями окружающей среды, корректировке процесса исполнения или отказ от предвидения, если оно оказалось неверным.

Уровни управления.

Уровень управления – часть организации, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше или нижерасположенными частями (рис.2).

Задачи руководителей высшего звена управления (директор предприятия, зам. директора по кадрам, президент компании, вице-президент) состоят в формулировке миссии организации, политики, ценностей, основных стандартов деятельности, формировании структуры предприятия, системы управления, в представительстве предприятия на переговорах с государственными органами и другими организациями. Функции высших руководителей чрезвычайно трудны и многоплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика.

 

 

 

Рис.4 Управляющая и управляемая системы организации

  

 

1.Стратегические решения

2.Оперативные решения

3.Распоряжения

4.Исполнительские работы

 

 

 

 

Рис.5 Распределение видов деятельности по уровням менеджмента

 

Руководители среднего звена (начальник отдела кадров, службы сбыта, отдела капитального строительства) назначаются и освобождаются от должности первым руководителем или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества подразделений. Они управляют деятельностью руководителей низового звена: устанавливают задания, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению дисциплины, санитарных норм, решают кадровые вопросы, поощряют и наказывают своих подчиненных. Данная прослойка менеджеров создает «эффект одеяла» между высшим и низовыми уровнями, так как является наиболее бюрократизированной и тормозит внедрение новых форм и методов работы.

Руководители низового звена (бригадир, начальник участка, руководитель группы новой техники) работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия, обеспечивают условия для выполнения качественно и в срок производственных зданий, контролируют соблюдение графика работ, рациональное использование оборудования, ресурсов дисциплины, ТБ, содействуют рационализаторству, внедрению новых методов работы. Они имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность.

Помимо официальных руководители организации имеют неофициальные обязанности по отношению к подчиненным, состоящие в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании помощи.

Кадры управления.

Работники, составляющие аппарат управления, именуются кадрами управления и подразделяются на три основные группы.

Руководители – менеджеры, возглавляющие предприятие или структурное подразделение, имеют высшее образование и практический опыт работы, направляют работу организации (подразделения), принимают управленческие решения и полностью несут ответственность за результаты.

Специалисты – сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, имеют высшее или средние специальное образование, разрабатывают различные варианты решений и отвечают за качество выполняемых работ. Это инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы и т.д.

Технические исполнители – люди, обслуживающие  процесс управления – секретари, машинисты, лаборанты, курьеры и т.д., имеют специальную профессионально-техническую подготовку, выполняют вспомогательные функции и в основном технические операции, которые характеризуются большой частотой повторения, более просты по исполнению и не требуют высокой квалификации работников (размножение документов, доставка почты, разноска данных в карточки).

 

    Tags:
  • Принципы управления
  • Методы управления
  • роли менеджера
  • Логическая схема управления
  • Уровни управления
  • Кадры управления.
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Изучение классного коллектива 15 March 2012
Тема 9. Транспортный уровень OSI 14 January 2011
Тема 7. Правовой режим земель специального назначения Вопрос 1. Земли промышленности 02 March 2011
Тема 2. Собственность и другие права на землю Вопрос 1. Содержание и формы земельной собственности 02 March 2011
Разработка методических материалов для курса «Векторная графика» на примере COREL DRAW 12 January 2011
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АЭРОПОЛЛЮТАНТОВ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ПРИ РОЖДЕНИИ, В 1 ГОД И В 7 ЛЕТ 29 October 2011
Дневник наблюдений 08.11.2009. 09 January 2011
Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 09 January 2011
Фрактальная геометрия 29 October 2011
Экономика предприятия. ОТЧЁТ о производственной практике 01 November 2013

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Методика Пьерона - Рузера 02 February 2011
Приложение 1 Примеры библиографических записей 14 January 2011
Мероприятие по профилактике алкогольной зависимости 12 March 2012
Тема 7. Канальный уровень OSI. 14 January 2011
Музей истории села – системообразующий элемент краеведческой работы Среднеивкинской школы 12 January 2011
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ 13 January 2011
РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 10 May 2012
Контрольная работа по дисциплине «Основы специальной психологии» на тему: «Психология детей с ЗПР» 11 January 2011
Контрольная работа по дисциплине зарубежная литература первой половины ХХ века на тему: «Джеймс Джойс как создатель модернистского романа. Актуализация мифа об Одиссее в романе «Улисс». 11 January 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока