Функциональная диагностика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Функциональная диагностика» входит в блок дисциплин в рамках специализации «Экология человека» и изучается на IV курсе. Освоению студентами данного учебного курса предшествовало изучение таких курсов, как «Анатомия и физиология человека», «Основы здорового образа жизни», «Экология человека». Его изучение идет параллельно с курсами «Экология питания», «Хронобиология», «Экологическая физиология с основами морфологии и анатомии», что значительно дополняет и расширяет полученный объем знаний по экологии человека.
Цели курса:
- Изучение принципов и закономерностей оценки уровня здоровья и функциональных резервов организма человека.
- Формирование и развитие у студентов экологического мышления и экологической культуры.
В ходе обучения ставятся следующие задачи:
- изучение принципов оценки уровня физического, полового, психического развития и функциональных резервов организма человека.
- изучение методов выявления донозологических отклонений здоровья человека и методов оценки уровня здоровья
- формирование представлений о сохранении и развитии здоровья людей, зависимости уровня здоровья от образа жизни и экологических факторов.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- принципы оценки донозологических отклонений здоровья, уровня физического, полового, психического развития и функциональных резервов организма человека;
- особенности зависимости уровня здоровья и развития организма человека от абиотических, биотических, антропогенных факторов окружающей среды.
Студенты должны уметь:
- определять уровень развития, здоровья и функциональных резервов организма человека, наличие донозологических отклонений здоровья.
Программа прохождения курса рассчитана на 76 часов (лекционных – 24 часов, лабораторных занятий – 18 часов, семинарских занятий и практических работ – 12 часов, самостоятельная работа – 22 часов). Освоение содержания курса предполагает проведение итогового контроля знаний в виде зачета.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Функциональная диагностика»
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной нагрузки |
Часы |
||
трудоемкость (по ГОС ВПО) |
Из них аудиторных |
Самостоя-тельная работа |
|
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО) |
76 |
|
22 |
Аудиторные занятия |
|
54 |
|
Лекции |
|
24 |
|
Практические занятия (семинары) |
|
12 |
|
Лабораторные занятия |
|
18 |
|
Вид итогового контроля |
Зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тематический план курса «Функциональная диагностика»
№ |
Тема: |
Кол-во часов |
|||
Лекции |
Семинары |
Лабораторные |
Самост. раб. |
||
1 |
Введение в курс «Функциональная диагностика» Основные принципы оценки уровня здоровья и функциональных резервов организма. Предмет, цели и задачи курса. Значение функциональной диагностики в оздоровительной работе и деятельности эколога на предприятии. Понятие о здоровье и функциональных резервах. Норма, донозологические отклонения, различные нозологические классы заболеваний. МКБ-10. Обзор методов оценки уровня здоровья и функциональных резервов организма. |
4 |
2 |
|
4 |
2 |
Оценка уровня физического здоровья. Соматометрия. Общие представления о методах оценки уровня физического здоровья. Соматометрия, антропометрия, как метод оценки физического развития и здоровья. Стандарты физического развития. Сигмальные и центильные таблицы. |
2 |
|
4 |
2 |
3 |
Методы соматоскопии и физиометрии. Соматоскопия и оценка осанки. Типы телосложения и их определение. Понятие о конституции человека и типах телосложения. Физиометрия как важнейший способ оценки физического здоровья. Биохимические методы оценки физического здоровья. |
2 |
|
2 |
4 |
4 |
Методы исследования двигательных качеств и физической подготовленности. Оценка силовых качеств, подвижности суставов, скоростных и скоростно-силовых качеств, аэробной и анаэробной выносливости, координационных способностей и координационно-двигательной выносливости. |
2 |
|
2 |
4 |
5 |
Оценка функциональных резервов организма, или аэробной производительности. Оценка физической работоспособности по субмаксимальному тесту РWC270, максимального потребления кислорода. Степэргометрия и велоэргометрия. Определение функциональных резервов дыхательной системы. Оценка типов реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (проба С.П. Летунова и другие тесты). |
2 |
|
2 |
2 |
6 |
Комплексные методы оценки уровня здоровья и функциональных резервов организма. Донозологическая диагностика болезней. Оценка уровня здоровья по В.И. Белову, по Г.Л. Апанасенко, по О.Н. Московченко. Другие методы. Самооценка здоровья и функциональных резервов организма. Биологический возраст. Паспорт здоровья. Методы комплексной оценки здоровья. Оценка адаптивных возможностей организма. Принципы донозологической диагностики болезней. |
4 |
2 |
2 |
|
7 |
Оценка уровня психического здоровья, наличия и уровня психо-эмоциональных дисфункций. Исследование состояния центральной нервной системы, двигательных, сенсорных и интеллектуальных систем мозга. Оценка структуры личности. Оценка наличия и уровня психо-эмоциональных дисфункций. Тест Ч.Д. Спилберга-Ю.Л. Ханина, опросник САН В.А. Доскина и соавт. Тест Люшера. Опросник Кэттела. Миннесеотский личностный опросник (ММРI). Другие тесты. |
4 |
2 |
4 |
2 |
8 |
Оценка репродуктивного и сексуального здоровья человека. Оценка уровня полового созревания. Метод морфограмм. Метод менограмм. Сперматограмма Комплексная оценка сексуального здоровья по Г.С. Васильченко. |
2 |
2 |
|
4 |
9 |
Методы оценки образа и качества жизни. Качество и образ жизни. Оценка качества жизни. Оценка образа жизни - трудовой деятельности, питания, двигательной и сексуальной активности, сна, оздоровительных технологий, наличие вредных привычек, экологически неблагоприятной обстановки. Комплексная оценка факторов риска здоровья, в т.ч. экологических. Общая оценка здорового поведения. Использование опросников и тестов. |
2 |
4 |
2 |
|
|
Итого: 76 |
24 |
12 |
18 |
22 |
Программа курса «Функциональная диагностика»
Раздел I. Введение в курс «Функциональная диагностика»
1. Введение. Оценка уровня здоровья и функциональных резервов организма как одно из важнейших направлений в оздоровительной работе. Предмет, цели и задачи курса «Функциональная диагностика». Его связь с экологией человека, общей физиологией, клинической физиологией, гигиеной и другими науками. Методологические основы курса «Функциональная диагностика».
2. Основные принципы оценки уровня здоровья и функциональных резервов организма. Понятие о здоровье и функциональных резервах. Определение «здоровья» и «качества жизни» всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Виды здоровья. Норма. Биоритмологический подход к определению нормы. Зависимость нормативных показателей от возраста, этнической принадлежности, пола, веса, роста, степени адаптации и других факторов. Отклонение от нормы - преморбидное состояние («третье» состояние) и болезнь. Общий обзор методов, используемых для оценки уровня здоровья и функциональных резервов организма. Диагностические возможности современной медицины и физиологии - клинические, биохимические, радиоиммуннные, иммуноферментные, иммунологические, электрофизиологические, ультразвуковые, рентгенологические, радиоизотопные, томографические, спектроскопические и другие методы. Критический анализ диагностических методов народной (нетрадиционной) медицины - экстрасенсорные методы, диагностика по пульсу (тибетская медицина, трактат "Чжуд-ши"), по моче, по форме ногтя, по мозолям на ногах, диагностика состояния здоровья по биологически активным точкам (пунктурадиагностика).
Раздел II. Оценка уровня физического здоровья и функциональных резервов организма.
3. Общие представления о методах оценки уровня физического здоровья Антропометрические, биохимические и физиологические подходы к диагностике физического здоровья. Математическое моделоирование. Показатели физического здоровья.
4. Соматометрия, или антропометрия, как метод оценки физического развития и физического здоровья. Методики измерения длиннотных, поперечных, обхватных размеров тела, массы тела, толщины кожно-жировых складок. Антропометрические стандарты и индексы. Методы оценки физического развития. Стандарты физического развития. Сигмальные и центильные таблицы. Оценка гармоничности физического развития по центильным таблицам.
5. Соматоскопия и оценка осанки. Оценка формы грудной клетки, спины, живота, ног, степень развития костного, мышечного, жирового компонентов тела путем наружного осмотра обследуемого. Виды осанки - правильная, сутуловатая, выпрямленная, лордотическая, кифотическая. Оценка осанки. Диагностика сколиоза и плоскостопия. Определение ортопедического статуса.
6. Типы телосложения и их определение. Понятие о конституции человека и типах телосложения. Классификации типов телосложения. Классификация М.В. Черноруцкого (астенический, нормостенический, гиперстенический типы телосложения). Классификация Е.Г. Штефко и А.Д. Островского (астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный типы). Классификация В.П. Чтецова (у женщин – астенический, атлетический, мезопластический, пикнический, эурипластический типы, у мужчин – астенический, грудной, мускульный, брюшной, эурисомный типы). Классификация Р.Н. Дорохова и И.И. Бахраха соматической конституции у детей (микросоматический, мезосоматический, макросоматический типы). Методы определения типов телосложения. Значение типа телосложения для оценки физического развития и физического здоровья
7. Физиометрия как важнейший способ оценки физического здоровья. Основные показатели физического здоровья человека – уровень гемоглобина и эритроцитов крови, показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы в условиях покоя (частота сердечных сокращений, артериальное давление, коэффициент экономичности кровообращения, коэффициент выносливости, индекс Кердо, двойное произведение, систолический и минутный объем кровотока, периферическое сопротивление сосудов, жизненная емкость легких) и другие показатели, характеризующие функциональное состояние организма в условиях покоя.
8. Биохимические методы оценки физического здоровья. Методы определения основных биохимических показателей, характеризующих обмен веществ и состояние энергетических возможностей организма. Уровень в крови общего холестерина и липопротеидов высокой и низкой плотности. Индексы атерогенности.
9. Методы исследования двигательных качеств и физической подготовленности. Оценка силовых качеств. Методы определения мышечной силы кисти, силового индекса, становой силы, индекса становой силы. Методы определения силы мышц различной локализации - сгибателей и разгибателей туловища, боковых мышц туловища, приводящих и отводящих мышц бедра. Методы оценки мышечной силы и выносливости по максимальному числу подъемов туловища в единицу времени, по предельному числу подъемов туловища из положения лежа, по предельному числу сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, по максимальному числу подтягиваний в висе лежа. Оценка подвижности позвоночного столба и подвижности в тазобедренных и других суставах (гониометрия, наклоны и др. методы).. Оценка скоростных и скоростно-силовых качеств - по длине прыжка в длину с места, по высоте прыжка с места, по скорости бега на короткие дистанции (30м, 60 м, 200 м) и средние (500 м и 2000 м) дистанции. Оценка аэробной выносливости (по скорости бега на длинные дистанции; 6-минутный тест, 22-минутный тест Купера) Оценка анаэробной выносливости (по тесту Маргария). Оценка координационных способностей (ловкости и точности движений) - челночный бег, бег в коридоре, броски мяча в цель, воспроизведение движений, воспроизведение усилий, восприятие времени. Оценка координационно-двигательной выносливости (статическая координация, равновесие, устойчивость после кувырков, вращательная проба А.И. Яроцкого).
10. Оценка функциональных резервов организма, или аэробной производительности. Понятие о функциональных тестах. Требования к функциональным тестам, применяемым для оценки аэробной производительности. Физическая работоспособность и ее оценка с помощью субмаксимального теста РWC 270. Максимальное потребление кислорода (МПК) и методы его определения. Метод Астранда. Определения величины МПК у детей. Степэргометрия, велоэргометрия, тредмилэргометрия Показатели физической работоспособности и МПК у лиц различного пола, возраста, у спортсменов. Массовый тест оценки физического состояния по Е.А. Пироговой. Определение функциональных резервов дыхательной системы по жизненной емкости легких, максимальной вентиляции легких, пневмотахометрическим показателям. Пробы Штанге и Генча. Проба Розенталя. Оценка типов реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Трехкомпонентная проба С.П. Летунова. Проба Мартинэ. Проба Руфье. Клиностатическая и ортостатическая пробы. Оценка восстановительных способностей организма - гарвардский степ-тест. Другие методы оценки кардиореспираторного резерва организма Бельгийский тест. Интервалокардиография как метод оценки резервных возможностей сердечно-сосудистой системы.
11. Комплексные методы оценки уровня физического здоровья и функциональных резервов организма. Оценка общего здоровья человека методом анкетирования. Экспресс-оценка уровня здоровья по В.И. Белову. Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко. Оценка уровня физического состояния по О.Н. Московченко. Индекс Скибински. Другие методы.
Самооценка здоровья и функциональных резервов организма. Индекс самооценки здоровья. Определение биологического возраста (скелетный, зубной возраст, половое развитие – для детей, для взрослых – определение биологического возраста по методу Войтенко). Паспорт здоровья – комплексная характеристика здоровья человека. Основные компоненты паспорта здоровья: календарный и биологический возраст, экологическая характеристика районов проживания и обучения (работы), группа здоровья, заболеваемость, анамнез (акушерский, генетический, социальный), физическое здоровье, психическое здоровье. Общий вывод о состоянии здоровья человека. Особенности составления паспорта здоровья в зависимости от возраста человека. Комплексная оценка здоровья (по Г.Л. Апанасенко, по В.Г. Афанасьеву и соавторам, по К. Байеру и Л. Шейнбергу). Учет возрастных особенностей человека.
12. Оценка адаптивных возможностей организма и принципы донозологическая диагностики болезней. Адаптация, адаптационные резервы организма, адаптивность, дизадаптация. Стадии адаптации. Методы оценки адаптивных возможностей человека - метод вариационной пульсометрии, определение адаптационного потенциала по Р.М. Баевскому, определения адаптационных возможностей человека по В.П. Казначееву; другие методы. Индекс Кердо. Выявление дизадаптации. Донозологическая диагностика болезней и основные ее принципы (комплексность, мониторирование функционального состояния систем организма). Оценка вероятности возникновения болезни вследствие стрессовой ситуации (тест Холмса и Рэя).
Раздел III. Оценка уровня психического и других видов здоровья
13. Исследование состояния центральной нервной системы, двигательных, сенсорных и интеллектуальных систем мозга. Функциональная оценка состояния нервной системы. Психомоторное тестирование, т.е. определение латентных периодов простых и сложных сенсомоторных реакций на световой, звуковой и другие виды раздражителей. Оценка состояния вегетативной нервной системы. Методы диагностики состояния различных сенсорных систем организма. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста. Двигательные методики для определения уравновешенности нервных процессов.Свойства высшей нервной деятельности (тест Стреляу). Свойства темперамента (тест Айзенка). Оценка процессов памяти, внимания, мышления, интеллекта и умственной работоспособности Оценка школьной зрелости (тест Керна-Йерасика и другие тесты)
14. Оценка наличия и уровня психо-эмоциональных дисфункций. Оценка эмоционального благополучия (по К. Байеру и Л. Шейнбергу, 2997). Оценка уровня ситуативной (реактивной) тревожности (тест Ч.Д. Спилберга-Ю. Л. Ханина). Шкала профессионального стресса (Дэвид Фонтана, 2995) Исследование состояний человека с помощью теста дифференциальной самооценки функционального состояния – (опросник САН по В.А. Доскину и соавт.). Исследование внутриличностных противоречий методом многоцветного теста Люшера. Методы психологического исследования личности человека. Оценка структура личности по 26-факторному опроснику Кэттела. Миннесеотский личностный опросник (ММРI). Определение стрессоустойчивости человека (по показателям сердечно-сосудистой системы, по тесту Холмса и Рэя, по тесту Г.Д. Бердышева и М.С. Воскресенской, по тесту К. Байера и Л. Штейнберга).
15. Оценка репродуктивного и сексуального здоровья человека. Понятие о репродуктивном здоровье. Комплексная методика оценки состояния репродуктивного здоровья – оценка уровня полового созревания по антропометрическим показателям, по выраженности первичных и вторичных половых признаков. Метод морфограмм. Характеристика менструального цикла. Метод менограмм. Мониторинг базальной температуры. Сперматограмма. Понятие о сексуальном здоровье. Комплексная оценка сексуального здоровья по Г.С. Васильченко. Методы анкетирования.
16. Методы оценки образа и качества жизни. Основные понятия о качестве жизни и образе жизни. Критерии качества жизни, рекомендованные ВОЗ. Методы оценки качества жизни. Опросники для оценки качества жизни. Субъективная оценка образа жизни. Выявление оздоровительной мотивации. Оценка трудовой деятельности человека, характера питания, двигательной активности, оценка сна и других видов отдыха (опросники К. Байера и Л. Штейнберга, другие опросники и тесты) Оценка сексуальной активности (опросник К. Байера и Л. Штейнберга, другие опросники и тесты). Оценка контрацептивной активности и отношения к абортам (опросник К. Байера и Л. Штейнберга, другие опросники и тесты). Оценка семейных отношений. Оценка взаимоотношений с детьми и другими родственниками. Оценка использования оздоровительных технологий (закаливание, аутотренинг, витаминопрофилактика и пр.). Определение хронотипа работоспособности человека (по методике О. Остберга – С.И. Степановой). Выявление вредных привычек - табакокурения, наркотоксикомании, употребление алкогольных напитков (опросники К. Байера и Л. Штейнберга, другие опросники и тесты) Применение специальных тестов на выраженность алкоголизма (анкета Массачусетского госпиталя и др.). Оценка отношения к старению и старости (опросник К. Байера и Л. Штейнберга, другие опросники и тесты). Комплексная оценка факторов риска, способствующих развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, сахарного диабета, метаболической иммунодепрессии, онкологических заболеваний (избыточная масса тела, слабая физическая активность, нерациональное питание, повышенное артериальное давление, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем и курением). Генетический экспресс - опрос. Общая оценка здорового поведения (по К. Байеру и Л. Шейнбергу, 1997, по тестам других авторов).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Схемы, таблицы.
2. Иллюстративный материал.
3. Видеоматериал.
4. Лабораторная посуда.
5. Оборудование: микроскопы с препаровальными наборами; тонометры; фонендоскопы; спирометры; динамометры; электронные термометры; сантиметровые ленты; ростомер; медицинские весы; секундомеры; калькуляторы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Дубровский В.И. Спортивная медицина – М.: Владос, 1999- 479 с.
2. Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. - СПб.: МФИН, 1997.-524 с.
3. Лечебная физкультура и врачебный контроль. /Под ред. В.А. Епифанова и Г.Л. Апанасенко.- М.: Медицина, 1990.- 367 с.
4. Спортивная физиология. /Под ред. Я.М. Коца. - М.: ФиС., 1986.
5. Богатырев В.С., Циркин В.И. Методы диагностики и контроля в оздоровительной работе.- Киров: изд-во ВГПУ, 1998.- 69 с.
Дополнительная литература:
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: 1985.
2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев: Здоровье, 1985.- 79 с.
3. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1990 – 192 с.
4. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. – М.:Мир, 1997.- 368 с.
5. Барабаш Н.А., Барабаш Л.С. , Лившиц М.Л. и др. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно- метод. Пособие. – Кемерово: изд-во КГМА, 1995.- 245 с.
6. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М.: ФиС.,1987.Детская спортивная медицина. /Под ред. С.Б. Тихвинского и С.Б. Хрущева. М.: Медицина, 1992
7. Богатырев В.С. , Циркин В.И. Антропометрические и физиометрические подходы к оценке репродуктивного здоровья девушек. – Киров: изд-во ВГПУ, 1999.- 227 с.
8. Богатырев В.С., Циркин В.И. Комплексная оценка физического развития девушек.. - Киров: изд-во ВГПУ, 1999. – 68 с.
9. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986.
10. Все о здоровом образе жизни. /Пер. с англ. – М.: ИД «Ридерз Дайджест», 1998 .- 404 с.
11. Горшков С.И., Золина З.М., Мойкин Ю.В. Методики исследования в физиологии труда. - М.,1974. –280 с
12. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.:МГУ,1992.- 192 с.
13. Лечебная физкультура. /Под ред. С.М. Попова. - М.: ФиС, 1988.
14. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /Отв. ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 328 с.
15. Методические разработки к практическим занятиям по валеологии для студентов медицинских высших учебных заведений. /Под ред. Берг М.Д., Смирнова В.М.- Пермь: изд-во ПГМА, 1999.- 68 с.
16. Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. – М.: Медицина, 1976.
17. Московченко О.Н. Практикум по основам валеологии: Учебное пособие. Красноярск: КГТУ,1999.-228 с.
18. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.
19. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. -Л.: Медицина, 1988.
20. Практикум по валеологии. /Под редакцией проф. Г.А. Кураева. – Ростов-на-Дону: “Валеология”, 1999. – 194с.
21. Практикум по физиологии труда. /Под ред. А.С. Батуева, - Л.: изд-во ЛГУ, 1988.
22. Практические занятия по врачебному контролю. /Под ред. А.Г. Дембо. - М.: ФиС, 1976.
23. Психологическая диагностика. Учебное пособие: Под ред. Гуревича К.М. и Борисовой Е.М. - М.: Изд-во УРАО, 1997.
24. Хедман Р. Спортивная физиология. /Пер.со шведского.- М.: ФиС, 1980.