ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Государственный сектор экономики - это комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.
Следует разделять понятия «государственный сектор» и «государственная собственность». Государственная собственность включает все носители стоимости, материальные и нематериальные, принадлежащие государству.
Понятие «государственный сектор в экономике» охватывает только хозяйственные объекты, пакеты акций, ресурсы, права, которые реализуются или могут реализоваться в хозяйственном обороте.
К государственному сектору экономики относят земли, лесные массивы, национальные парки, памятники истории и культуры, государственные резервы топлива, сырья, продовольствия, объекты инфраструктуры, больницы, вузы, государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях.
ГС сегодня сохраняется как в странах с развивающейся, так и в странах с развитой экономикой. Размеры его различны. Максимальный вклад государственного сектора в ВВП наблюдается в Греции – 23%, минимальный – в Голландии – 8,3%.
Для определения масштабов государственного сектора используют показатели:
Доля производства ГС в общем объёме производства
Удельный вес продукции, производимой ГС по отраслям
Доля ГС в объёме основных фондов
Доля ГС в общем объёме инвестиций в основной капитал
Численность работников государственных предприятий
ГС широко используется как инструмент ГРЭ:
• Регулирование цикла, занятости, структуры экономики
• Регулирование цен естественных монополий
• Развитие НИОКР, университетской науки
• Воздействие на политику смешанных компаний
• ГС в сфере финансов
ГС в лице ЦБ и государственных банков выполняет ряд специальных функций:
Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависит экономическая конъюнктура и структура хозяйства
Определяет процентные ставки на рынке ссудного капитала, воздействуя тем самым на темпы экономического роста
Изменяя величину минимальных резервов, изменяет предложение ликвидных средств в экономике
Осуществляет операции на открытом рынке, регулируя предложение денег и обеспечивая поступление средств в бюджет.
Во многих странах действуют банки с государственным и частным капиталом. Государство стремится направить часть ресурсов банков со смешанным капиталом на кредитование инвестиционных проектов в приоритетных производствах в соответсвии с государственными прграммами.
Государственный сектор экономики важен для сохранения ландшафта, природного и культурного генофонда страны, обеспечения национальной безопасности страны и экономической стабильности, а также для сохранения резервных земель для строительства.
Частный капитал не смог бы сохранить эту важную часть национального богатства, так как он заинтересован в максимальном использовании этих объектов, а не сохранении их для будущих поколений.
Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства, а также в целях ГРЭ.
Монопольная прибыль и прибыль вообще не является первостепенной целью деятельности государственного сектора, поэтому он стал поставщиком дешёвых услуг, снижая издержки частного сектора.
Государственный сектор экономики в отдельных странах в конкретных ситуациях играет роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экспансии. Если национальный капитал слаб и не справляется с этой задачей, то государственный сектор может играть заметную роль в защите некоторых отраслей, видов производств, регионов от захвата их иностранным капиталом, просто включив их в государственный сектор.
В целом же сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и поскольку мотивация частного капитала оказывается недостаточной.
Государственное регулирование при помощи ГС имеет очевидное преимущество: оно обходится дешевле. Но есть и проблемы. По сути ГС противоречит принципам рыночной экономики.
В результате государственный сектор служит повышению эффективности национального хозяйства в целом, а размеры его изменяются в результате новых строительства, приобретений, а также вследствие механизма приватизации.
МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ
1. Национализация собственности
Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную.
Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев.
Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития.
Разновидностью национализации является деприватизация, т.е. обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества.
Цели национализации
Сохранение предприятий производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны ил необходимых обществу (оборона);
Обеспечение экологической безопасности;
Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;
Осуществление структурной перестройки народного хозяйства;
Пресечение незаконного перевода прибыли за границу.
Основания для национализации
• Угроза экономической и государственной безопасности страны;
• Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы;
• Изменение профиля приватизированных предприятий;
• Занижение стоимости приватизированного имущества или продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости;
• Нарушение законодательства страны.
Варианты национализации
1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры.
2. Добровольный, по инициативе граждан и юридических лиц, являющихся собственниками имущества.
2. Приватизация собственности.
Основой экономической реформы, в процессе которой происходит смена одного типа социально экономической системы на другой тип, является разгосударствление и приватизация.
Основными характеристиками смешанной экономики является многообразие форм собственности, рыночный механизм самоорганизации, свободное предпринимательство, государственное регулирование рынка и распределение по собственности и труду.
Разгосударствление – это процесс демонополизации экономической системы, персонификации всех форм и видов собственности, уход от огосударствления, бюрократизации владения, пользования, распоряжения средствами производства и созданными продуктами во всех формах собственности и хозяйствования, доведение до оптимального удельного веса государственной собственности за счёт резкого повышения частной собственности.
Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную.
Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам. Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет.
Приватизация в России
До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2.
1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г. – «ваучерная приватизация».
2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации.
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБЕИХ ПРОГРАММ:
• Повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий в частности
• Формирование широкого слоя собственников и конкурентной среды
• Социальная защита населения
• Привлечение в производство инвестиций, в т.ч. иностранных
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
• Жёсткое административное централизованное регулирование.
• Преимущественно технологический, а не экономический характер приватизации.
• Широкое привлечение население и персонала предприятий к процессу приватизации.
• Условная, заниженная оценка стоимости активов предприятий.
• Отсутствие экономической ответственности Госкомимущества РФ и комитетов по управлению имуществом за результаты приватизации.
• Сжатые директивные сроки проведения широкомасштабных программ приватизации по всей России без учёта специфики регионов, стадии их готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
• Приватизация а развитых странах происходила в условиях, когда экономика находится на подъёме. В России приватизация проходила в условиях экономического спада.
• Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности экономики в целом и частного сектора в частности. В России в результате приватизации эффективность производства резко не выросла.
• Приватизация должна вести к росту уровня социальной защиты населения. В России – к резкому социальному расслоению общества.
• Приватизация должна создать условия для эффективного мотивационного механизма производительного труда. В России мотивация к производству в результате приватизации снизилась.
• Приватизация должна создать условия для привлечения эффективного иностранного инвестора, а он не всегда идёт с желанием на частные российские предприятия.
СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
• Безвозмездная раздача акций АО
• Продажа акций АО
• Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах
• Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах
• Выкупы арендуемых предприятий
• Реорганизация колхозов и совхозов путём создания фермерских хозяйств, их ассоциаций, производственных кооперативов и других формирований
• Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности
• Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании
• Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг.
ВАРИАНТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
• 20% уставного капитала АО предлагается работникам предприятия в форме привилегированных акций.
10% акций – им же со скидкой; 30% - в форме обыкновенных акций; 5% - администрации предприятия; остальное – на свободную продажу
• 51% уставного капитала предлагался персоналу предприятия в форме обыкновенных акций по установленной цене без скидок. Остальные акции поступали в свободную продажу.
• 20% уставного капитала предлагалось персоналу предприятия в форме обыкновенных акций с 30% скидкой с их нормативной цены. 30% уставного капитала – группе работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущения банкротства предприятия в течение года при согласии общего собрания коллектива предприятия.
Самым распространённым способом разгосударствления крупных предприятий стало акционирование. При этом 75% предприятий акционировалось по 2 варианту, т.е. контрольный пакет акций оставался в руках персонала предприятий.
ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
1. Ваучерная приватизация носила политический характер и не имела формы эффективного социально – экономического процесса. Она привела к сосредоточению ваучеров в руках узкого слоя населения, которому собственность фактически досталась бесплатно. При этом перепродажа ваучеров усилила инфляцию
2. Не был решён вопрос с трансформацией приватизированных предприятий в форму хозяйств предпринимательского типа. Но было потеряно управление государственными предприятиями, т.е. произошло ослабление государственности в РФ.
3. В условиях, когда контрольный пакет акций в большинстве случаев передан в руки работников, мог быть потерян реальный собственник, умеющий управлять.
4. Слабая ориентация на своеобразие регионов, отраслей, местных условий, специфику предприятий приводит к целому ряду экономических и социальных противоречий между регионами и центром, между отраслями и предприятиями.
5. Приватизация не связана с другими элементами реформы, т.е. созданием рыночной инфраструктуры, формированием экономического механизма и свободы предпринимательства.