ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

 

Государственный сектор экономики - это комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Следует разделять понятия «государственный сектор» и «государственная собственность». Государственная собственность включает все носители стоимости, материальные и нематериальные, принадлежащие государству.

Понятие «государственный сектор в экономике» охватывает только хозяйственные объекты, пакеты акций, ресурсы, права, которые реализуются или могут реализоваться в хозяйственном обороте.

К государственному сектору экономики относят земли, лесные массивы, национальные парки, памятники истории и культуры, государственные резервы топлива, сырья, продовольствия, объекты инфраструктуры, больницы, вузы, государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях.

ГС сегодня сохраняется как в странах с развивающейся, так и в странах с развитой экономикой. Размеры его различны. Максимальный вклад государственного сектора в ВВП наблюдается в Греции – 23%, минимальный – в Голландии – 8,3%.

Для определения масштабов государственного сектора используют показатели:

 Доля производства ГС в общем объёме производства

 Удельный вес продукции, производимой ГС по отраслям

 Доля ГС в объёме основных фондов

 Доля ГС в общем объёме инвестиций в основной капитал

 Численность работников государственных предприятий

ГС широко используется как инструмент ГРЭ:

• Регулирование цикла, занятости, структуры экономики

• Регулирование цен естественных монополий

• Развитие НИОКР, университетской науки

• Воздействие на политику смешанных компаний

• ГС в сфере финансов

ГС в лице ЦБ и государственных банков выполняет ряд специальных функций:

 Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависит экономическая конъюнктура и структура хозяйства

 Определяет процентные ставки на рынке ссудного капитала, воздействуя тем самым на темпы экономического роста

 Изменяя величину минимальных резервов, изменяет предложение ликвидных средств в экономике

 Осуществляет операции на открытом рынке, регулируя предложение денег и обеспечивая поступление средств в бюджет.

Во многих странах действуют банки с государственным и частным капиталом. Государство стремится направить часть ресурсов банков со смешанным капиталом на кредитование инвестиционных проектов в приоритетных производствах в соответсвии с государственными прграммами.

Государственный сектор экономики важен для сохранения ландшафта, природного и культурного генофонда страны, обеспечения национальной безопасности страны и экономической стабильности, а также для сохранения резервных земель для строительства.

Частный капитал не смог бы сохранить эту важную часть национального богатства, так как он заинтересован в максимальном использовании этих объектов, а не сохранении их для будущих поколений.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства, а также в целях ГРЭ.

Монопольная прибыль и прибыль вообще не является первостепенной целью деятельности государственного сектора, поэтому он стал поставщиком дешёвых услуг, снижая издержки частного сектора.

Государственный сектор экономики в отдельных странах в конкретных ситуациях играет роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экспансии. Если национальный капитал слаб и не справляется с этой задачей, то государственный сектор может играть заметную роль в защите некоторых отраслей, видов производств, регионов от захвата их иностранным капиталом, просто включив их в государственный сектор.

В целом же сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и поскольку мотивация частного капитала оказывается недостаточной.

Государственное регулирование при помощи ГС имеет очевидное преимущество: оно обходится дешевле. Но есть и проблемы. По сути ГС противоречит принципам рыночной экономики.

В результате государственный сектор служит повышению эффективности национального хозяйства в целом, а размеры его изменяются в результате новых строительства, приобретений, а также вследствие механизма приватизации.

МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ

1. Национализация собственности

Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную.

Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев.

Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития.

Разновидностью национализации является деприватизация, т.е. обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества.

Цели национализации

 Сохранение предприятий производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны ил необходимых обществу (оборона);

 Обеспечение экологической безопасности;

 Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;

 Осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

 Пресечение незаконного перевода прибыли за границу.

Основания для национализации

• Угроза экономической и государственной безопасности страны;

• Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы;

• Изменение профиля приватизированных предприятий;

• Занижение стоимости приватизированного имущества или продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости;

• Нарушение законодательства страны.

Варианты национализации

1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры.

2. Добровольный, по инициативе граждан и юридических лиц, являющихся собственниками имущества.

2. Приватизация собственности.

Основой экономической реформы, в процессе которой происходит смена одного типа социально экономической системы на другой тип, является разгосударствление и приватизация.

Основными характеристиками смешанной экономики является многообразие форм собственности, рыночный механизм самоорганизации, свободное предпринимательство, государственное регулирование рынка и распределение по собственности и труду.

Разгосударствление – это процесс демонополизации экономической системы, персонификации всех форм и видов собственности, уход от огосударствления, бюрократизации владения, пользования, распоряжения средствами производства и созданными продуктами во всех формах собственности и хозяйствования, доведение до оптимального удельного веса государственной собственности за счёт резкого повышения частной собственности.

Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную.

Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам. Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет.

Приватизация в России

До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2.

1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г. – «ваучерная приватизация».

2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации.

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБЕИХ ПРОГРАММ:

• Повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий в частности

• Формирование широкого слоя собственников и конкурентной среды

• Социальная защита населения

• Привлечение в производство инвестиций, в т.ч. иностранных

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

• Жёсткое административное централизованное регулирование.

• Преимущественно технологический, а не экономический характер приватизации.

• Широкое привлечение население и персонала предприятий к процессу приватизации.

• Условная, заниженная оценка стоимости активов предприятий.

• Отсутствие экономической ответственности Госкомимущества РФ и комитетов по управлению имуществом за результаты приватизации.

• Сжатые директивные сроки проведения широкомасштабных программ приватизации по всей России без учёта специфики регионов, стадии их готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

• Приватизация а развитых странах происходила в условиях, когда экономика находится на подъёме. В России приватизация проходила в условиях экономического спада.

• Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности экономики в целом и частного сектора в частности. В России в результате приватизации эффективность производства резко не выросла.

• Приватизация должна вести к росту уровня социальной защиты населения. В России – к резкому социальному расслоению общества.

• Приватизация должна создать условия для эффективного мотивационного механизма производительного труда. В России мотивация к производству в результате приватизации снизилась.

• Приватизация должна создать условия для привлечения эффективного иностранного инвестора, а он не всегда идёт с желанием на частные российские предприятия.

СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

• Безвозмездная раздача акций АО

• Продажа акций АО

• Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах

• Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах

• Выкупы арендуемых предприятий

• Реорганизация колхозов и совхозов путём создания фермерских хозяйств, их ассоциаций, производственных кооперативов и других формирований

• Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности

• Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании

• Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг.

ВАРИАНТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

• 20% уставного капитала АО предлагается работникам предприятия в форме привилегированных акций.

10% акций – им же со скидкой; 30% - в форме обыкновенных акций; 5% - администрации предприятия; остальное – на свободную продажу

• 51% уставного капитала предлагался персоналу предприятия в форме обыкновенных акций по установленной цене без скидок. Остальные акции поступали в свободную продажу.

• 20% уставного капитала предлагалось персоналу предприятия в форме обыкновенных акций с 30% скидкой с их нормативной цены. 30% уставного капитала – группе работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущения банкротства предприятия в течение года при согласии общего собрания коллектива предприятия.

Самым распространённым способом разгосударствления крупных предприятий стало акционирование. При этом 75% предприятий акционировалось по 2 варианту, т.е. контрольный пакет акций оставался в руках персонала предприятий.

ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

1. Ваучерная приватизация носила политический характер и не имела формы эффективного социально – экономического процесса. Она привела к сосредоточению ваучеров в руках узкого слоя населения, которому собственность фактически досталась бесплатно. При этом перепродажа ваучеров усилила инфляцию

2. Не был решён вопрос с трансформацией приватизированных предприятий в форму хозяйств предпринимательского типа. Но было потеряно управление государственными предприятиями, т.е. произошло ослабление государственности в РФ.

3. В условиях, когда контрольный пакет акций в большинстве случаев передан в руки работников, мог быть потерян реальный собственник, умеющий управлять.

4. Слабая ориентация на своеобразие регионов, отраслей, местных условий, специфику предприятий приводит к целому ряду экономических и социальных противоречий между регионами и центром, между отраслями и предприятиями.

5. Приватизация не связана с другими элементами реформы, т.е. созданием рыночной инфраструктуры, формированием экономического механизма и свободы предпринимательства.