Мероприятие по профилактике алкогольной зависимости
«Это не стоит твоей жизни!»
Оглавление
1. Реферат "алкогольная зависимость".
2. Мероприятие по профилактике алкогольной зависимости: «Это не стоит твоей жизни!»
3. План мероприятий по уровням профилактики.
4. Психолог - педагогический анализ воспитательного мероприятия на тему: «Алкогольная зависимость» - "Это не стоит твоей жизни".
5. Буклет.
6. Приложение, дополнительный материал.
Цель игры: формирование отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя.
Задачи игры:
• Информировать подростков о влиянии алкоголя на организм человека.
• Формировать отрицательное отношение подростков к употреблению алкоголя.
• Продолжить работу по формированию у подростков ответственного отношения к своему здоровью.
Форма проведения: интеллектуальная игра
Период проведения: 60 минут (1-я часть 15 минут; 2-я часть 30 минут; 3-я часть 15 минут).
Материалы: ноутбук, проектор, карточки с вопросами, табло.
Вводная часть
Ведущий. Здравствуйте! Кто знает цену своей жизни? А кто смог бы, не думая, отдать свою жизнь? Наверное, таких людей не найти. Каждый дорожит своей жизнью, беспокоится о ней! Вы будете спорить? Я думаю, смысла нет, ведь все каждый день употребляют пищу, беспокоятся о своей безопасности и комфорте!
Наше мероприятие посвящено проблеме алкоголизма. И нашей основной задачей сегодня является разобраться: «Стоит или не стоит менять свою жизнь на алкоголь».
1. Вступление.
Историческая справка: «История алкоголя» [4]
Алкогольные напитки были известны человеку с первобытных времен. Их потребление чаще всего сопровождало различные религиозные ритуалы. Но уже в те времена существовали две разновидности принятия алкоголя:
• чисто бытовое его употребление;
• злоупотребление им (хронический алкоголизм).
Первым алкогольным напитком было вино: его изготовление было популярно в древнем Египте, а в 7 – 3 веках до н. э. виноделие, а значит, и алкоголизм, распространилось во всех странах, где мог расти виноград.
Правители античных обществ видели такую проблему, как хронический алкоголизм, поэтому существовали государственные меры по ограничению потребления вина. Например, в Спарте уничтожались виноградные лозы; во времена средневековья меры по пресечению алкоголизма доходили до смертной казни за пьянство.
В Афинах для принятия вина необходимо было разбавить его тремя частями воды. Гиппократ называл алкоголизм добровольным сумасшествием.
Открытие технологии изготовления спирта (Аравия, 9 в.) сильно ускорило темпы распространения алкоголизма, ведь крепость алкогольных напитков сильно возросла по сравнению с вином.
В средние века в России вино и пиво употреблялись широко, чему есть свидетельства – «Веселие на Руси есть питии». Однако эти алкогольные напитки были достаточно слабыми, а значит, особой проблемы не создавали. Положение сильно ухудшилось в 15 веке, когда появился метод изготовления хлебной водки, которая в России быстро вытеснила другие алкогольные напитки. Таким образом, к 19 веку хронический алкоголизм в России стал «национальной традицией».
2. Основная часть.
Турнир – викторина «Мифы и реальность»
Ребята вытягивают цветные квадратики из мешочка, всего предусмотрено квадратов четырех цветов. Ведущий просит разделиться группу на 4 команды по наличию квадрата определенного цвета. Затем объясняет, что игра состоит из 4-х туров, перед игрой проводится разминка. В каждом туре звучит по 5–6 вопросов или заданий. Основная задача команды – после сигнала ведущего попытаться дать ответ. О готовности к ответу будет говорить поднятая рука. После ответа команды другие команды могут дополнить ответ (дополнения оцениваются баллами от 1 до 3). По окончанию тайма подводятся итоги, которые фиксируются на табло. В результате игры победителями становятся все.
• Разминка
Каждая команда получает по 2 высказывания. По условиям игры дается 1 минута на обсуждение. После этого ведущий просит прокомментировать полученные высказывания: необходимо дать научное обоснование.
Текст высказываний [5]
• Алкоголь вполне надежное средство, когда требуется поубивать ума (В.Я. Данилевский).
• Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем. Но обещания его лживы: физическая сила, которую она обещает, призрачна: душевный подъем обманчив (Д. Лондон).
• Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей (Ф.М. Достоевский).
• Что пьет человек из стакана, дрожащего в его трясущейся от пьянства руке? Он пьет слезы, кровь, жизнь своей жены и своих детей (Ф. Ламене).
• Видеоролик «Влияние алкоголя» (автор идеи Горлов Никита).
I тур «Сравнение»
Каждой команде выдается по одной карточке. На карточке представлена ситуация (приложение 2), расписанная по ролям, которая отражает одну из социальных проблем, возникающих в результате алкоголизма. Ситуация не имеет завершения.
Задача команды: разыграть ситуацию вместе с решением этой проблемы.
На обсуждение ситуаций командам дается пять минут. За это время необходимо распределить роли, найти решение проблемы, попробовать порепетировать.
Совместное обсуждение, выявления положительного и отрицательного.
II тур «Диагноз» [3]
Каждой группе предлагается по 2 фотографии, на которых отражены болезни, возникающие в организме пьющего человека. Командам предлагается в роли врача рассказать пьющему пациенту о том, что с ним происходит.
III тур «Словарь»
Командам предлагается 4 зашифрованных слова. Задача – восстановить их, прокомментировать одно из последствий пьянства и алкоголизма, вставить пропущенные слова.
1. Зависимость (визамостьси) (вещества, дозу, работе организма, организма) – состояние хронической или периодической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического ....., желание и влечение продолжать его употребление и тенденция увеличивать .... Есть психическая физическая зависимость. Психическая – влечение к наркотику без серьезных нарушений в ...., и физическая – влечение к наркотику, поскольку наркотик встроился в обменные процессы ....
2. Депрессия (ядесипрес) (настроения, самоубийстве) – состояние угнетенности или тоскливого ...: человек не может найти себе место, может испытывать чувство вины и самоуничтожения, у него может возникнуть мысль о .....
3. Конфликтность (фликотнконсьт) (употребляющий алкоголь, отдаляясь) – человек, ....., вынужден постоянно скрывать свое пристрастие от родителей и других людей, все более и более отдаляясь от них и находя всевозможные оправдания своему поведению. Атмосфера подозрения и недоверия неизбежно приводит к конфликтам.
4. Преступление (туппресниеле) (законом, преступление) – это правонарушение, наказуемое .... Под действием алкоголя, наркотических веществ, человек все в большей степени склонен к совершению .... [2].
– Какими еще словами можно характеризовать последствия употребления алкоголя? (запись на доске)
– Попробуйте разделить эти слова на 3 группы, отражающие последствия: 1) для собственного здоровья; 2) для общения с близкими; 3) для всего общества
Приведите примеры.
IV тур «Сито» [6]
Каждый играет сам за себя и за свою команду. Все закрывают глаза и на вопросы ведущего отвечают или «да» – рука поднята или «нет» – рука не поднимается. Наибольшее количество правильных ответов в команде приносит ей наибольшее количество баллов. Ни одной ошибки – 4 балла, 1 ошибка – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, и если ошибок больше, то 0 баллов.
Ведущий озвучивает вопросы. После того, как все подняли руки в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ. Ведущий озвучивает правильное утверждение.
1. Правда ли, что быть пьяным весело?
Алкоголь производит временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение: оно сменяется депрессией, усталостью и тревогой.
2. Правда ли, что, если выпить, будешь лучше спать?
Алкоголь не погружает человека в спокойный сон, приносящий отдых. Выпивший обычно встает усталый и нервный.
3. Правда ли, что пиво не приносит большого вреда?
Нет, пиво содержит алкоголь. Фактически в банке пива столько же алкоголя, сколько его в стопке водки, виски или джина.
4. Правда ли, что, если вы не будете пить, ваши друзья будут думать, что вы слабак и трус?
Ваши друзья будут уважать вас, если вы будете выражать себя честно и открыто, а также обнаружат, что вы умеете сказать «Нет», когда сочтете нужным.
5. Правда ли, что человек всегда пьянеет от много выпитого?
Как и в случае с другими наркотиками, чем больше времени человек употребляет алкоголь, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это результат привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю.
Вывод: все это были мифы об алкоголе, общераспространенные предрассудки.
4. Рефлексия: «Проект»
Ведущий: злоупотребление алкоголем может губительно сказываться на обществе. Как? Пьянство накладывает на общество огромное бремя в виде экономических потерь, снижения творческого потенциала, гибели людей, преступности, распавшихся семей.
В этой части необходимо найти способы борьбы с алкоголизмом, ответив на такие вопросы.
• А как ко всему этому относится общество? Какие меры предпринимает? Достаточно ли их?
• Как, на ваш взгляд, общество может предотвратить распространение этого страшного явления?
В этом туре будет учитываться: реальность ваших предложений и их социальная значимость
Работа в группах. Защита проектов. Перекрестные вопросы групп.
Совместное обсуждение всеми командами, полученной информации.
Литература
• ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» №3-ФЗ от 8 января 1998 г.
• Доклад Общественной палаты Российской Федерации «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия». – М., 2009.
• [http://www.russlav.ru/alkogoli zm/vliyanie_alkogolya_na_cheloveka.html]
• [http://alku.ru/alkogolnaya-zavisimost/abstinentnyi-sindrom.html]
• [http://www.zabotaclinic.ru/article/aforizmy-pro-alkogol/]
Приложение 2.
• Катя: ….. (молчит) …… (тихо, тихо всхлипывает)……
Сергей: Опять нюни распустила, опять ноешь! Каждый день одно и тоже (мечется как лев в клетке, нервно хватается то за одно, то за другое). Подумаешь , выпил немного с друзьями, что мне расслабится нельзя?! Что я не мужик что-л.?!
Катя: …. (тихо, но твердо) Сереженька, ведь ты раньше не был таким?! Что тебе мешает снова быть прежним…. Ведь у нас с тобой сын растет! Ему же уже три года, он все понимает! Он так нуждается в тебе, в твоем внимании! (подбегает к нему, бросается на шею, чтобы поцеловать, приобнять) Зачем ты….. зачем меняешь его на эту проклятую водку?...
Сергей: (отталкивает Катю, она падает. Он брезгливо смотрит на нее, но не поднимает)
Ты что глупая совсем, или прикидываешься! Ты не помнишь что со мной случилось? (начинает нервно, кругами ходить по комнате)Ты не помнишь как и с каким громом меня уволили, как щенка ненужного выкинули! А я … а я (захлебываясь)Я столько вложил в эту работу, ночами не спал…. (помолчав) А теперь где, а самое главное кому я нужен?
Катя: (перебивая) нам, нам нужен! Сыну! (рыдает).
Сергей: Ай да!.....(не слушая ее, и уставившись в одну точку) Никому я не нужен, нигде меня не берут на работу! (как бы ожив, дико улыбаясь в изумлении) Вам нужен, для чего, зачем? Кому нужно пустое место, никому…… Дай лучше денег, ты же сегодня получила?
Катя: (тихо встала, подошла к окну, задумавшись, разглядывала улицу за окном) Нет. Не дам…. А уйдешь, и нас больше не увидишь!
(Задача команды придумать завершение, но небольшое. И придумать решение проблемы)
2. Папа: (сидит пьяный, кричит) Петя, Петя!!!!! Принеси мне бутылку!!!
Петя: Папа, но ты и так уже выпил?
Папа: (в приказном тоне) Неси я сказал, щенок, ты ещё смеешь дерзить отцу?
Петя : Папа, ты каждый вечер пьешь. Нам не хватает денег на еду. Ты все пропиваешь. Я даже хлебушка купить не могу. Ты даже не знаешь, как тяжело таскать тяжелые ящики и получать за это копейки.
Папа: Я не знаю? Да что ты сынок знаешь о том как на самом деле достаться деньги? Когда твоя мать померла, я все свои силы отдал на то, что бы у тебя было все. Подумаешь немного на заводе подворовывал, сыну же надо было расти. Вот заразы уволили. Ещё и начальник, тот ещё козел. Сказал мне что больше никуда такого вора не возьмут…
Петя: ( всхлипывая) Папа, но может ты перестанешь пить и пойдешь работать? Может попробуешь, может куда-нибудь и возьмут? Папочка, нам совсем нечего кушать.. Папочка, я тебя прошу.
Папа: ( в приказном тоне) Вот ещё, тебе уже 14 лет!! Теперь твоя очередь обеспечивать семью! Я уже свое на тебя отработал. И принеси мне водки, нечего зубы мне тут заговаривать!! Папа, папа!! Все, на пенсии теперь папка. В бессрочном отпуске…
Петя (убегает в слезах)..
3. (звонок в дверь)…
Участковый: (стучит в дверь и громко говорит) Наталья Николаевна, Наталья Николаевна!! Откройте дверь!! Это я, ваш участковый, Эдуард Валентинович. Наталья Николаевна, откройте!!!
Наташа: ( сонным голосом) Уже иду. ( открывает дверь)
Участковый: Можно войти?
Наташа: Да конечно.
Участковый: Наталья Николаевна. От ваших соседей снова пришло заявление в наше отделение. Уже в 3й раз!! Они жалуются, что из вашей квартиры постоянно доноситься плач ребенка. Вы так и не взялись за его уход?
Наташа: Эдуард Валентинович. Да я пыталась, честно пыталась. Но знаете.. Год назад я забеременела. Мой Сереженька, мой милый Сереженька. Которого я год любила, сказал, что мы ему не нужны. И выгнал меня из его квартиры. Я пошла к своей подруге. И прожила у неё пока не родился Костик. Это она меня уговорила оставить ребеночка. Потом подруга вышла замуш, и она отправили меня с мужем в коммуналку, в которой когда то жил сам муж подруги. Я пыталась устроиться на работу, но меня никуда без опыта не брали, а учиться нет времени. Ведь у меня ребеночек уже был. Родители умерли в автокатастрофе когда мне было 17 лет. А из родственников есть только бабушка, которая живет в далекой деревеньке. О которой я ничего не знаю. Вот и запила.. Бросить, я бы с радостью, но как подумаю что мой Сереженька нас бросил, нам не помогает, у подруги своя жизнь, а я одна. Я не могу.. ( падает на колени, плачет)
Участковый: Хорошо. Мы с нашей командой вам поможем (обращается в зал)
4. Мама: ( в приказном тоне) Паша, Паша!!! Быстро иди сюда!!
Паша: Да мам. Что случилось?
Мама: Паша, меня снова вызывали в школу, на разговор с социальным педагогом. Оказывается ты уже не раз был замечен за хулиганством в пьяном виде. Говори, быстро говори, кто тебя в это втянул? Твой Антонов этот?
Паша: Мам ну нет.. Витька не виноват в этом.
Мама: А кто? Неужели ты сам? Мы тебя с отцом не так воспитывали. Вот отец приедет с командировки, вот узнает, никуда не выйдешь после школы.
Паша: Мам, ну я не специально..
Мама: Не специально, уже в 3й раз? Меня уже предупредили, что если мы не предпримем необходимые меры, тебя отправят в спец школу для трудных подростков. Вот что мне с тобой делать?
5. Дима: Ну что Саша, идем сегодня, выпьем?
Саша: Нет Дим, я не хочу…
Дима; Как это? Ты не уважаешь своих друзей? Или Мамочка тебе не разрешает?
Саша: Нет Дим. У меня тренировка по карате вечером.
Дима: Тренировка? В субботу? Да ничего не будет если один раз пропустишь.
Саша: Нет Дим. Я вечером никуда с тобой не пойду.
Дима: Да как ты смеешь отказывать своим друзьям! Подумай хорошенько!!! Если ты не с нами, тогда мы против тебя!!! Советую тебе быть за нас, что бы спокойно учиться в нашей школе дальше……
План мероприятий по уровням профилактики.
|
Мероприятия |
Ответственный |
Первичная профилактика |
1.Просмотр лекций Жданова о вреде алкоголя на классном часе. 2. Проведение собраний с обсуждением вопроса о вреде алкоголя и поиском путей решения проблемы. 3. Проигрывание и решение конкретной проблемы. 4. Деловая игра «Морской бой» по принципу вопрос-ответ на тему алкоголя. Правильный ответ одной команды, причиняет вред короблю другой команды. 5. Проведение акций, с плакатами, лозунгами на тему пропаганды ЗОЖ. |
Классный руководитель
Социальный педагог. Психолог.
Педагог организатор. Психолог.
Педагог-организатор Классный руководитель Психолог.
Классный руководитель Социальный педагог
|
Вторичная профилактика. |
1. Проведение предварительного тестирования, для выяснения сколько школьников употребляет алкоголь. 2.Проведение профилактических тренингов с целью предотвращения употребления алкоголя. 3. Посещение наркодиспансеров. 4. Проведение ряда лекций и семинаров с родителями и учениками на тему алкоголизации и лечения алкогольной зависимости.
|
Психолог. Педагог-организатор Участковый.
Психолог Социальный педагог
Классный руководитель Инспектор по делам несовершеннолетних Социальный педагог Психолог Классный руководитель. |
1этап – выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально опасном положении.
На данном этапе классный руководитель и социальный педагог получают первичную информацию о семье, об отношении к воспитанию родителей и самих детей. Это этап понимания проблемы, выяснение причинно-следственной связи поведения ребенка и его жизни в семье.
Очень важно на этом этапе школьному коллективу отрефлексировать свое отношение к ребенку и родителям (принять их такими, какие они есть).
II этап – непосредственно коррекционная работа, этап применения воспитательных воздействий.
Устанавливается контакт с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье. Создается педагогический консилиум, на котором разрабатывается конкретный поэтапный план совместных действий, как школы, так и семьи в преодолении недостатков семейного воспитания, прогнозируются позитивные результаты взаимодействия для ребенка, его родителей и других членов семьи. Технология консилиума предполагает разделение ответственности между педагогами за конкретные мероприятия. Чаще всего это разделение ответственности распределяется следующим образом:
Администрация учебного заведения
распределяет обязанности среди педагогического коллектива;
координирует действия учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов в работе с неблагополучными семьями;
анализирует и контролирует результативность работы.
Учитель-предметник
создает на занятиях благоприятные условия для усвоения учебного материала, эмоциональную поддержку, ситуацию успеха детям из неблагополучных семей;
организует дополнительные поддерживающие занятия.
Социальный педагог
проектирует социально-педагогическую программу помощи ребенку (планирует этапы и средства деятельности по достижению конкретного результата;
осуществляет выбор средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности;
прогнозирует конечный результат деятельности);
реализует программы оказания социально-педагогической помощи и поддержки ребенку на основе знания ее концепции, методик и технологий;
Педагог-психолог
Активно ведет пропаганду психологических знаний среди учителей об особенностях и
видах неблагополучных семей и типах неправильного семейного воспитания;
проводит консультационную работу с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества;
изучает неблагополучные семьи с помощью психологических методик, выявляет вероятные причины неблагополучия; устанавливает возможные пути улучшения обстановки в семье;
разрабатывает рекомендации по составлению плана совместных действий педагога-психолога, социального педагога и классного руководителя по преодолению недостатков воспитания в неблагополучной семье, прогнозирует позитивные результаты работы; анализирует результаты выполнения рекомендаций;
проводит диагностику личностного развития ребенка из неблагополучной семьи. Знакомит с полученными результатами социального педагога, классного руководителя с целью создания индивидуальной программы воспитания;
при работе с несовершеннолетними мамами психолог придерживается следующих программ: помощь беременным, психосексуальная гармония супружества, лекционный курс для беременных и молодых мам, натуральное планирование семьи.
Классный руководитель
создает благоприятную обстановку в группе вокруг ребенка из неблагополучной семьи;
устанавливает отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей;
работает с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Вся коррекционная работа с неблагополучной семьей - это этап начала конструктивного
взаимодействия школы и семьи.
III этап – помощь специалистов различных ведомств
Но позитивные результаты возможны только в том случае, если семья согласна на сотрудничество. В противном случае школа в целях защиты безопасного пространства ребенка обращается к помощи специалистов различных ведомств, координирует действия школы с административными органами по защите прав ребенка в случае необходимости.
Таким образом, возникает следующий алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей.
Направления работы |
Формы работы |
I. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию. |
Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа. |
2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье. |
Анкетирование. Беседа. |
3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье. |
Консультации. Тренинг. Тренинговые упражнения. |
4. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания. |
Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники. |
5.Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи. |
Беседы. Обсуждения литературы. |
6.Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль. |
Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование. |
7.Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей. |
Беседа. Тестирование. |
8.Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости. |
Письма, ходатайства. |
Кроме того, работа с различными категориями семей по профилактике социального сиротства реализуется в следующих моделях: работа с семьями подростков группы риска, подростков-правонарушителей.
Выявление и коррекционная работа с семьей подростка группы риска |
Учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей. |
Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье. |
Налаживание взаимодействия и контакта педагогического коллектива с семьей |
Организация педагогического просвещения родителей, пропаганда здорового образа жизни. |