Гигиена и санитария, 2007, №6, С. 54-55
А. И. Иванников, Н. В. Иванникова, А. М. Лихачева
Значительная часть современных исследователей влияния факторов окружающей среды на здоровье используют различные демографические показатели, показатели заболеваемости, инвалидности и физического развития, что в недостаточной мере отражает как состояние здоровья населения, так и характер взаимоотношений в системе среда—здоровье. Меньшее внимание уделяется выявлению ранних неблагоприятных изменений в состоянии здоровья населения, которые позволили бы рекомендовать целенаправленные профилактические мероприятия [7].
Большинство крупных российских городов имеет сходные гигиенические проблемы. Воронеж относится к числу территорий, имеющих неблагоприятную гигиеническую обстановку по уровню загрязнения объектов окружающей среды (воздух, почва) соединениями тяжелых металлов [4, 9, 10].
По мнению В. Р. Кучмы [3] и других ведущих исследователей, организм детей и подростков в большей степени по сравнению со взрослыми подвержен влиянию неблагоприятных воздействий. Гигиеническое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться незаметными и незначительными. Неблагоприятная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса [1, 2].
Следует отметить, что человек — существо биосоциальное, поэтому при проведении медицинских исследований нельзя было ограничиться оценкой лишь общебиологических параметров, не уделив внимания главной отличительной черте человека, тому, что выделяет его из биосферы и формирует ноосферу, — интеллекту [11].
Многочисленными работами [6, 8, 12, 13] разных авторов, как отечественных, так и зарубежных, доказано, что токсиканты внешней среды оказывают супрессорное действие на развитие интеллекта у детей. Это свойство особенно выражено у тяжелых металлов.
Результаты диагностики уровня интеллекта учащихся 7-х классов
Степень |
Уровень интеллекта |
Коэффициент интеллектуального развития, % |
Процент ответов, удов - летворяющих условиям |
| |
"неблаго - Получная" территория |
"благопо - Лучная" территория |
| |||
I |
Очень хороший |
И >95 |
15,15 |
21,28 |
|
II |
Хороший |
75 < И < 94,99 |
60,61 |
72,34 |
|
III |
Средний |
25 < И < 74,99 |
18,18 |
4,26 |
|
IV |
Слабый |
5 < И < 24,99 |
6,06 |
2,13 |
|
V |
Очень Слабый |
И < 5 |
0,00 |
0,00 |
|
Среднее значение уровня Интеллета, % |
78,03 |
87,71 | |||
| |||||
Стандартная Ошибка среднего |
4,33 |
2,19 |
Примечание. Различия средних значений уровня интеллектуального развития статистически достоверны (р < 0,05).
Объектом наших исследований были учащиеся 2 воронежских школ, расположенных на гигиенически разнящейся территории по уровню загрязнения соединениями тяжелых металлов воздушной среды (свинец, оксид ванадия [V], кадмий, оксид марганца [IV], оксид железа [III], оксид хрома [III], оксид цинка [II], оксид меди [II]) и почвы (кадмий, кобальт, марганец, медь, никель, свинец, хром, цинк) за 6-летний период (1994—1999 гг.) по данным, предоставленным ЦГСЭН в Воронеже.
При диагностике умственного развития школьников 2-х классов использовали методику Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупрова. Диагностика уровня умственного развития учащихся 7, 10-х классов проведена по методике Равенна. Выбор методик исследования осуществлялся совместно с сотрудниками кафедры психиатрии Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко. Определение уровня интеллектуальных нарушений в отечественной клинической психологии и психиатрии включает как клиническую, так и патопсихологическую оценку, при этом приоритет отдается клинической диагностике. Несмотря на это, экспериментально-психологическое тестирование способно уточнить характер и тяжесть снижения интеллекта [5].
Всего обследовано 245 школьников. Среди учащихся 2-х и 10-х классов с гигиенически "контрастных" территорий статистически значимых различий в уровне интеллектуального развития не выявлено, хотя в обеих возрастных группах средние значения интеллекта были выше на гигиенически "благополучной" территории.
Среди школьников 7-х классов доля учащихся, обладающих хорошим и очень хорошим интеллектом, составляет 93,6% в школе, расположенной на гигиенически "благополучной" территории, против 75,8% в школе на гигиенически "неблагополучной" территории. Доля учащихся со слабым интеллектом в школе, расположенной на гигиенически "неблагополучной" территории, почти в 3 раза больше, чем среди учащихся школы, расположенной на относительно "благополучной" территории (см. таблицу).
Таким образом, лучшие показатели уровня интеллектуального развития регистрировались среди всех возрастных групп детей, живущих на гигиенически "благополучной" территории, что позволяет предположить наличие супрессорного влияния на развитие интеллекта тяжелых металлов, загрязняющих воздушную среду и почву.
Полученные нами результаты согласуются с опубликованными данными отечественных и зарубежных исследователей [6, 14].
Литература
1. Безруких М. М., Сонькина В. Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Метод. рекомендации. — М., 2002.
2. Здоровье подростков и призывников и мероприятия по его укреплению / Ушаков И. Б., Булавин В. В., Чеховский Л. В. и др. — М.; Воронеж, 2005.
3. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. — М., 2001.
4. Мамчик Н. П., Иванников А. И. // Международные экологические чтения памяти К. К. Сент-Илера: Сборник научных трудов. — Воронеж, 1998. — С.10.
5. Менделевии В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М., 1999.
6. Павловская И. А., Кирьяков В. А., Погибало А. В. Поведение свинца в организме человека и особенности ранней диагностики свинцовых интоксикаций. — М., 1998.
7. Рахманин Ю. А., Ревазова Ю. А. // Гиг. и сан. — 2004. _ № 6. - С. 3-5.
8. Смирнов А. Г., Чухловина М. Л. // Гиг. и сан. — 1998. - № 2. - С. 49-51.
9. Фаустов А. С., Иванников А. И. // Вопросы обеспечения санэпидблагополучия населения в центральных регионах России: Научные труды Федерального научного центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. — Воронеж, 2002. - Вып. 6. - С. 209-211.
10. Фаустов А. С, Чубирко М. И., Пичужкина Н. М. и др. // Журн. теорет. и практ. медицины. — 2003. - Т. 1,№ 1. - С 29-31.
11. Чораян О. Ц Валеология. - 2002. - № 3. - С. 6-8.
12.Bellinger D., Needlman H. // J. Pediatr. -1983-l Vol. 102, N 4.
13.Gordon N. I/ Педиатрия. - 2005. - № 1. - С. 92-97.
14.Romieu Isabelle, Carreon Tania, Lopez Lizbeth et al. / / Environ. Hlth Perspect. - 1995. - P. 1036-1040.