Учись Учиться

Доклад
Психология
12 February 2012

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
  • Теппинг-тест
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Кинематометрическая методика
  • Тонометрия
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРИКИ
  • Методика стабилографии
  • Методики измерения тремора
  • Динамометрия
  • Методика Озерецкого
  • Методика Брейса

ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Это группа методов, направленных на измерение уровней развития двигательных способностей и умений. Методики стандартизи­рованы, что в совокупности с их функцией определяет их как тес­товые методики. Поскольку психомоторика есть объективизация в движениях любых психических явлений, постольку в принципе по результатам психомоторных испытаний можно судить не толь­ко о двигательной сфере человеческой психики, но и о других ее сферах (аффективной, сенсорно-перцептивной, интеллектуаль­ной, волевой), а также о свойствах нервной системы и качествах личности. На подобную диагностику ориентированы некоторые психомоторные методы. Однако главная цель большинства этих испытаний — диагностика двигательного развития человека. Наи­более широко психомоторные методы применяются в диагности­ке детей, спортсменов и при профориентации и профотборе.

Данная группа методов — особо яркий пример условности «жестких» классификаций исследовательских психологических приемов. В соответствии с основной целью психомоторных ис­пытаний они помещаются обычно в группу психодиагностичес­ких методов [9]. Однако многие из них по своей процедуре несут явные черты экспериментирования: целенаправленное и строго регламентированное воздействие на объект для выявления свя­зей между независимыми и зависимыми переменными психичес­ких явлений [241]. Особенно четко это прослеживается при из­мерении различных сенсомоторных реакций, что дает основание поместить соответствующие методы в разряд лабораторного экс­перимента. Тем не менее ниже приведем примеры наиболее из­вестных методов исследования психомоторики, характерных для психодиагностики и с преобладанием черт тестирования, а не эксперимента.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Множество существующих специальных методов изучения свойств нервной системы (НС), разработанных главным образом в физиологии, требуют значительных трудозатрат и сложного оборудования. Это побуждает исследователей к поиску более про­стых в использовании, но не менее надежных методов. Один из путей такого поиска — использование психомоторных показате­лей как коррелятов нейрофизиологических показателей деятель­ности нервной системы человека. И такие методы предложены психологами и психофизиологами. Значительная часть из них использует показатели времени реакции. Среди них такие извес­тные, как «Наклон кривой» (В. Д. Небылицын) и ее модифика­ции (Н. М. Пейсахов), рефлексометрический вариант методики «Угашение с подкреплением» (Л. В. Хозак), методика «Внешний тормоз» (В. С. Мерлин) и др. Вместе с тем в науке предложены и методы, апеллирующие при изучении нервной системы не ко вре­мени реакции, а к другим временным и пространственным харак­теристикам движений. Это наиболее «компактные» и простые в употреблении методы. Причем их исполнение, в отличие от ос­тальных методов, может проводиться как в аппаратурном, так и в безаппаратурном (графическом) варианте.

Именно эти экспресс-методы и приведем в качестве приме­ра. Они предложены в 1972 г. Е. П. Ильиным (наиболее полную их публикацию см. в [139]) и предназначены для измерения силы НС и уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Теппинг-тест (англ. tap — 'легкий стук', 'удар') предназначен для диагностики силы НС через ее выносливость. Сила нервных процессов выступает показателем работоспособности, выносли­вости нервных клеток и НС в целом. Сильная НС выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Суть опыта состоит в прослеживании динамики предельного темпа движений. В данной методике это максимально быстрые движе­ния руки типа работы с телеграфным ключом. Движения могут регистрироваться как с помощью различных технических при­способлений (например, аппаратурного комплекса «СЧС» [253, 402]), так и элементарно через количество следов (точек), остав­ленных зажатым в руке карандашом.

Сравнение числа движений, совершенных в каждые 5 сек на протяжении 30 сек работы, дает материал для заключения о силе НС. Для наглядности обычно вычерчиваются соответствующие графики. Так, нарастание темпа в первые 10-15 сек с последую­щим спадом до или ниже исходного (в первые 5 сек) уровня гово­рит о сильной НС. На графиках это отражается выпуклой кри­вой. Быстрый спад темпа (после первых 5 сек) и невозможность его возврата к исходному уровню указывает на слабую НС. Гра­фики — нисходящие. Поддержание равномерного темпа все 30 сек с возможными небольшими отклонениями от начального показателя сопоставляется со средней силой НС (ровный тип гра­фиков). Дифференцируется и промежуточный тип: среднеслабая НС. Для него характерны два варианта динамики: либо равно­мерность темпа на первых этапах (10—15 сек) и спад в дальней­шем, либо спад с самого начала, но кратковременный подъем в конце работы (вогнутая кривая) до исходного уровня.

Кинематометрическая методика позволяет определить уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Определение уравновешенности НС. Уравновешенность — это соотношение возбудительных и тормозных нервных процессов. Методика базируется на известном факте, что в отсутствие зри­тельного контроля за своими движениями человек с преоблада­нием возбудительных процессов воспроизводит заданную (и со­храняемую в двигательной памяти) амплитуду движения с преувеличением (переводом), а в случае преобладания тормоз­ных нервных процессов — с приуменьшением (недоводом). Пре­дусматривается воспроизведение малых и больших амплитуд. Используется специальное приспособление — кинематометр, где амплитуда задается в градусной системе. Малые движения — до 20°, большие — более 55°. Повышение малых и больших ампли­туд одновременно диагносцируется как преобладание возбужде­ния, недовод в обоих случаях сигнализирует о преобладании тор­можения, а превышение одних (обычно малых) и уменьшение других (обычно больших) сопоставляется с уравновешенностью.

Определение подвижности НС. Подвижность — это способ­ность НС быстро реагировать на изменение среды путем пооче­редной смены процессов возбуждения и торможения. Диагноз о скорости этой смены ставится на основании легкости или труд­ности развития противоположного процесса. Методика исполь­зует известную закономерность: увеличение амплитуды движения вызывает у субъекта возбудительные процессы, а уменьше­ние — тормозные. Если чередовать в опыте приращение и убав­ление амплитуд, то реакции торможения и возбуждения станут препятствовать друг другу. Измеряя в этих ситуациях воспроиз­водимые амплитуды и вычисляя их различия, можно квалифи­цировать подвижность НС.

Если после прибавления амплитуды разность при убавлении становится меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то, значит, возбуждение еще не исчезло, так как оно препятствует убавлению амплитуд. Если эта разность увеличи­лась, то возбуждение сменилось торможением, убавление про­исходит в облегченных условиях. Если же эта разность не уве­личилась и не уменьшилась, а осталась прежней, то, значит, возбуждение успело исчезнуть, а торможение еще не наступило.

Дополнительно с кинематометрической методикой в контек­сте психологического практикума можно ознакомиться в рабо­тах [253, 296, 402}.

16.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРИКИ

Тонометрия — метод измерения мышечного тонуса. Поскольку тонус проявляется в напряженности мышц, постольку в физичес­ком плане мышца, находящаяся в тонусе, обладает определенной твердостью. Чем сильнее тонус, тем тверже мышца и тем больше ее сопротивляемость (как физического тела) внешнему механичес­кому давлению. Именно на этом эффекте и зиждется этот метод. Для измерения сопротивляемости (твердости) мышц используют специальное оборудование, именуемое тонометрами. Один из наи­более простых и удобных в эксплуатации — электротонометр кон­струкции Ю. М. Уфлянда и О. В. Плотникова. Механическая (и основная) его часть представляет собой систему сопряженных и скользящих друг относительно друга втулок и осевых цилиндров. При нажатии концевой частью этого приспособления на исследу­емую мышцу происходит взаимное перемещение втулок и цилин­дров, поскольку их торцы в исходном положении не совпадают. Изменение их взаимного положения сказывается на электропока­зателях конструкции, что фиксируется подсоединенным к ней галь­ванометром. Шкала гальванометра проградуирована в единицах силы давления (кг). Показания гальванометра, таким образом, от­ражают степень напряжения (твердости) мышцы.

Измерение можно проводить для всех трех случаев проявле­ния мышечного тонуса. «Разность между тонусом покоя и рас­слабления характеризует степень расслабления, а разность меж­ду тонусом напряжения и расслабления характеризует сократительные возможности мышцы») [138, с. 68J.

Методика стабилографии. Предназначена для измерения спантанной (самопроизвольной) двигательной активности (СДА). Зна­чительное распространение стабилографические методики по­лучили при изучении и оценке способностей к удержанию равновесия в различных позах (стоя на одной или двух ногах, сидя). Наиболее проработанной считается методика, предложен­ная Г. С. Гурфинкелем с соавторами [102]. Мы приводим здесь ее модифицированный вариант, вкратце изложенный в работе [296, с. 190-192].

С помощью специального оборудования в виде кресла с вмон­тированными в него тензодатчиками и усилителями биопотенци­алов производится регистрация колебаний тела на самописце. По полученной кривой определяются амплитуда (А, мм) и частота (f, Гц) колебаний, а также длина огибающей (L, см) за эксперимен­тальный период (обычно 30 сек). По средним значениям амплиту­ды и частоты вычисляется мощность колебаний (W = Af). Показа­тели L и W являются энергетическими характеристиками СДА.

Спонтанная двигательная активность очень чувствительна к изменениям функционального состояния нервной системы че­ловека и к информационным условиям его деятельности. Это дает возможность судить о реактивности человеческого организма по динамике СДА при разных физических и психических нагрузках. В данной методике измерения производятся при трех условиях нагрузки: полный покой (фон), после нескольких глубоких вдо­хов и после серии активных приседаний (нагр.). Динамика СДА характеризуется индексом реактивности (ИР), вычисляемым по формуле:

ИР = (f фон – f нагр) / (f фон + f нагр) * 100%

Реактивность понимается как отзывчивость на внешние воз­действия.

Методики измерения тремора. Чаще всего в целях диагностики функционального состояния и координационных характеристик исследуют тремор рук. Оборудование и процедура измерения имеют множество модификаций.

При измерении статистического тремора наибольшее распрост­ранение получили методики, использующие тремометр Мёде в разных модификациях. С середины 60-х годов прошлого века в Ленинградском университете (ныне СПбГУ) в лаборатории ком­плексных исследований для изучения двигательных координации стал применяться тремометр в виде горизонтально расположен­ной пластины с небольшими отверстиями (от 2 до 9 мм в диамет­ре). В эти отверстия последовательно от меньшего к большему вводится стержень диаметром <2 мм, удерживаемый испытуемым определенное время с инструкцией не допускать касаний стерж­нем краев отверстий. Регистрируется число касаний в каждом от­верстии, что косвенно дает информацию и об амплитуде колеба­ний через учет диаметров отверстий. Число колебаний можно перевести в частоту, но помня, что регистрации подлежали не все отклонения, а только те, амплитуда которых превышала диаметр отверстий. Обычно вначале (установочный тремор) амплитуда со­ставляет 2,0—2,5 мм, а после врабатывания (основной тремор) до­стигает 3,0-3,5 мм. При вынесении диагноза полученные инди­видуальные данные сравниваются со среднестатистическими данными соответствующей выборки. Этот элемент является неотъемлемой частью тестовых методик, к которым, как уже го­ворилось, можно причислить и большинство психомоторных ис­пытаний.

При исследовании динамического тремора используют лаби­ринт дорожек (например, выпиленных на пластине), по которо­му испытуемый как можно быстрее ведет стержень, стараясь не касаться стенок дорожки. Здесь регистрируется число касаний стенок лабиринта и время его прохождения.

Диагностике подлежат уровни эмоциональной возбудимости и координации движений. Первое оценивается по количеству (а луч­ше, по частоте) колебаний установочного тремора. Второе — по частоте основного статического тремора, максимальной ампли­туде среднего статического тремора, точности и скорости дина­мического тремора. Разность количества колебаний (или частот) установочного и основного треморов рассматривается как пока­затель подавления тремора, по которому можно судить о способ­ности испытуемого произвольно управлять своими движениями.

Сопоставление данных для правой и левой рук позволяет су­дить о степени энергетического и координационного преоблада­ния одного из полушарий головного мозга (билатеральная асимметрия). Обычно для этого вычисляется коэффициент асиммет­рии по формуле:

КА = (f np – f л) / (f np + f л) * 100%,  где f — частота колебаний тремора (как статического, так и дина­мического) в Гц.

Если интерес представляет влияние на тремор различных до­полнительных факторов, то данные испытания следует провести для ситуаций с присутствием и в отсутствие этих факторов. К та­ким факторам можно отнести физические нагрузки, фармаколо­гические воздействия, психологический стресс и т. д. Для оценки влияния этих факторов вычисляется соответствующий индекс реактивности (ИР) по формуле, аналогичной для спонтанной дви­гательной активности.

Понятно, что данные измерения тремора, в свою очередь, могут служить показателями физиологических и психологических состояний, обусловленных действием тех или иных дополнительных факторов.

К основным двигательным качествам человека относятся сила, быстрота, координированность, ловкость и выносливость. Это ин­тегральные психомоторные характеристики человека, которые не следует путать с характеристиками самих движений (отдельных единичных двигательных актов или их комплексов): сила, ско­рость, точность, модальность (вид), координированность, темп, ритм. Охватить в беглом обзоре всю совокупность способов из­мерения отдельных двигательных качеств человека невозможно. Ограничимся кратким освещением только одного вида подобных методик — динамометрии.

Динамометрия при измерении мышечной силы. Динамометрия (от греч. dinamis — 'сила') — это измерение силы различных мышц. Под силой понимается предельный уровень физического напря­жения (усилия), развиваемого той или иной мышцей, группой мышц, органом или организмом в целом. В психофизиологичес­ких исследованиях измеряют силу рук, ног, пальцев, спины и т. д.

Чаще всего обращаются к измерению силы кистей рук и ста­новой силы (сила разгибателей туловища), которые рассматри­вают как показатели уровня общего физического развития чело­века. Полученные при тестировании результаты сопоставляют со среднестатистическими данными соответствующих выборок.

В методике могут использоваться любые динамометры, в частно­сти ручной пружинный динамометр Колена и становой динамо­метр аналогичной конструкции. При измерениях необходимо со­блюдать постоянство позы испытуемого. Как и при измерении тремора, здесь возможно выявление билатеральной асимметрии (для кистевой силы) и определение влияния физических нагру­зок на показатели силы путем вычисления соответствующих ко­эффициентов асимметрии КА и индексов реактивности ИЕ

Динамометрия при измерении мышечной выносливости. Мышеч­ная выносливость — это способность к поддержанию заданного уровня двигательных характеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений. При длительном испол­нении какого-либо движения говорят о статической выносливости, при многократном — о динамической выносливости. Исследо­вание статической выносливости представляет особый интерес, поскольку она присутствует во всякой мышечной деятельности и играет в ней довольно значительную роль. Поэтому в качестве при­мера приведем измерение именно этого вида выносливости. Она определяется длительностью поддержания заданной силы.

В большинстве подобных методик измеряется выносливость кистевых мышц. Обычно заданный уровень силы равен 1/2 (иног­да 1/3) максимальной силы. При совмещении с предьщущими опытами по измерению силы максимальный уровень уже извес­тен. На кистевом динамометре устанавливается ограничитель на соответствующей отметке. Удержание заданного усилия даже в течение одного интервала времени достигается разной энергети­ческой ценой, т. е. обеспечивается разными видами психофизи­ологической активности. Поэтому в дополнение к показателю длительности полезно добавить какой-либо показатель психофи­зиологической активности. Одним из таких показателей может быть частота тремора. Ее можно зарегистрировать с помощью подключенных к ручному динамометру счетчика импульсов и самописца.

Полученные данные сравниваются со стандартными (средни­ми по выборке), на основании чего и делаются диагностические выводы. По статической выносливости можно судить о волевых качествах человека.

Подробнее с динамометрией можно ознакомиться в работах [138, 296].

В первой трети XX века широкое распространение имели ди­агностичесNewspan style= lang=кие комплексы психомоторного развития, нацеленные на комплексное измерение основных психомоторных качеств человека. Под комплексностью разумеется определенная сово­купность отдельных качеств человека, подлежащих исследованию и представляющих собой естественные двигательные операции как целостные единицы типичных для человека видов моторной деятельности. В качестве примера подобных способов изучения психомоторики ниже приведем наиболее известные тесты.

Методика Озерецкого предложена в 1923 г. [268]. Ориентиро­вана на диагностику моторного развития, словесной регуляции движений и на выявление отклонений в физическом и психичес­ком развитии детей.

Измерению подлежат следующие двигательные качества:

1) статическая координация; 2) динамическая координация; 3) быстрота; 4) сила; 5) синкенезии (сопровождающие движения), характеризующие степень дифференцированности моторного аппарата.

Каждое качество проверяется соответствующей совокупностью тестов (от 4 до 6: 1) стоять 15 сек с закрытыми глазами на двух ногах, примкнутых одна к другой по продольной линии (носок одной к пятке другой); то же на одной правой и одной левой ноге; то же на цыпочках при различных положениях туловища; 2) прыж­ки на правой и левой ногах; прочерчивание непрерывной линии по эталонному лабиринту правой и левой руками; вырезание на­рисованного круга; прочерчивание прямых линий; прыжки в вы­соту с места; 3) укладывание монет в специальную коробку по­очередно каждой рукой и одновременно обеими; прочерчивание вертикальных линий; раскладывание спичек по сторонам квад­рата; прокалывание нанесенных на бумагу кружков (бланк про­бы внимания Россолимо); нанесение карандашом точек на бума­гу; 4) сгибание, разгибание и разрыв различных предметов (пластинки, скрепки, веревки); 5) мимические движения и кис­тевые жесты.

Все процедуры стандартизированы. Полное обследование за­нимает 45—60 мин. По суммарному результату в соответствии с нормативными таблицами определяется возрастной уровень раз­вития. Нормы установлены на материале обследования 1,2 тыс. детей (в том числе и с умственными отклонениями). Имеются возрастные нормы и по каждому качеству в отдельности. Нормы прошкалированы для шести возрастных групп: 4-6, 7—8, 9—10, 11—12, 13—14, 15—16 лет. Методика применима и для индивиду­ального, и для группового обследования. Широко используется в практике психологов, врачей, педагогов в целях диагностики и отбора как в нашей стране, так и за рубежом. В 1955 г. была моди­фицирована Линкольном и получила наименование «шкала мо­торного развития Линкольна-Озерецкого».

Методика Брейса. Тестовая батарея, по основным принципам сходная с методикой Озерецкого. Разработана в 1927 г. профес­сором физвоспитания Техасского университета (США) Д. Брейсом (см. [350, с. 17-18]). Измерению подлежат: 1) ловкость; 2) гиб­кость; 3) сила; 4) координированность; 5) способность сохранять равновесие.

Здесь не совсем удачно в общую систему моторных качеств вписаны второй и пятый параметры. Гибкость — это не столько двигательное качество человека, сколько физиолого-механическое свойство его двигательного аппарата, заключающееся в эла­стичности мышц и связок и в подвижности суставов. Но это ка­чество явно способствует свободному и плавному исполнению широкоамплитудных движений, что дает право соотнести гиб­кость с таким психомоторным свойством, как пластичность. Что касается сохранения равновесия то, по-видимому, его следует соотнести со статической координацией, поскольку поддержа­ние равновесия связано с сохранением позы на базе учета дви­гательным анализатором кинестетических и вестибулярных ощущений.

При отборе тестовых заданий Брейс исходил из следующих принципов: преимущественная направленность на врожденные качества моторики, а не на приобретенные двигательные навы­ки; моделирование сложных двигательных комплексов, а не от­дельных движений; доступность для массового использования. В основном это ходьба, приседания, прыжки и т. п. движения. Методика применима для детей в возрасте от 10 до 16 лет и для взрослых до 45 лет. Шкалы стандартизированы на выборке 155 че­ловек (детей и взрослых). Тесты допускают и индивидуальное, и групповое обследование.

Методика разработана в двух вариантах — 20 и 30 тестов. Вре­мя обследования не превышает 40 мин.

         Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у

детей и подростков от 4 до 16 лет. Методика реализует те же идеи, что и предыдущие методики. Разработана недавно в С. - Петербург­ском государственном университете коллективом авторов [295, с. 36—65]. По сравнению с методикой Озерецкого, во-первых, ви­доизменен набор двигательных заданий, во-вторых, выведены более современные стандарты возрастных требований к психо­моторному развитию, в-третьих, возрастные градации более диф­ференцированы (вплоть до интервалов в один год). Для группо­вого проведения испытаний разработаны варианты «Шкалы»') с разными по числу и содержанию наборами заданий для разных возрастных групп.

Психомоторика, выступая объективизатором внутренней жиз­ни человека, вместе с тем является наилучшим индикатором его физического состояния. Поэтому данные психомоторной диаг­ностики очень важны в детском возрасте, особенно в первые ме­сяцы и годы жизни человека, когда закладываются основы его физического и психического здоровья. С этой целью разработа­но значительное число специальных приемов, среди которых вид­ное место занимают так называемые шкалы психомоторного развития в раннем детстве. Методики предназначены для обсле­дования детей в возрасте до 2,5 лет. Это предопределяет и их осо­бенности. Во-первых, невозможность в большинстве случаев дать инструкцию. Во-вторых, сильная отвлекаемость и отсутствие или слабость произвольной регуляции у маленьких детей. В-третьих, относительная элементарность их возможных движений. Из все­го этого вытекает основной метод — наблюдение за естественным моторным поведением ребенка. Для новорожденных и младен­цев это: способность сидеть, ползать, держать голову, манипули­ровать предметами, следить глазами, хватательные движения. Дети постарше — плюс к этому перечню: ходьба, бег, первые ар­тикуляционные движения. В более старшем возрасте можно да­вать несложные задания, связанные обычно с игровой обстанов­кой. Например, оперирование игрушками, кубиками и т. д.

В процессе наблюдения регистрируются появление тех или иных моторных способностей, их качественно-количественные характеристики (число определенных движений в единицу вре­мени, их амплитуда, интенсивность, точность и т. д.). Фиксиру­ются результаты выполнения задания, если их возможно дать, а ребенку выполнить. Полученные данные сравниваются с нормами для соответствующего возраста. Зачастую полученные кон­кретные показатели не соответствуют нормативным, тогда гово­рят о несовпадении «психологического» возраста с «биологичес­кими (хронологическим, паспортным). Это несоответствие может быть как в сторону отставания, так и в сторону опережения.

Психомоторные показатели обычно включаются в анализ бо­лее общих результатов диагностики, когда ведется комплексное наблюдение не только за психомоторным развитием, но и за эмо­циональным, интеллектуальным, сенсорно-перцептивным, рече­вым и др. Особая трудность дифференциации в раннем детстве проявлений разных сфер психики и быстрые темпы физического и психического развития буквально вынуждают вести такие ком­плексные наблюдения за становлением и развитием личности ре­бенка.

В качестве примера рассматриваемых шкал можно привести методику, разработанную в 1951 г. О. Брюне и И.Лезин (см. [350, с. 111 ]). Она позволяет исследовать детей в возрасте от 1 до 30 ме­сяцев. Состоит из 160 заданий, касающихся проявлений в облас­тях: «моторика», «зрительно-моторная координация», «речевое развитие», «социальное развитие». Шкала пронормирована для 16 возрастных категорий. Аналогичную методику в 1969 г. предло­жил Н. Бейли  для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. (см. [350, с, 111—112]). Набор тестов состоит из трех частей: умствен­ная, моторная и поведенческая шкалы. Моторная шкала измеряет уровень развития мышечной координации и манипулирования.

16.3. МЕТОДИКА МИОКИНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

На протяжении XX века широкое распространение получило использование психомоторных методов в целях диагностики личности. В первую очередь, это относится к графическим движени­ям. Среди этих методов следует выделить интеллектуальные тес­ты, пиктограммы, рисуночные методики, графологию. Особое место в этом ряду занимает методика миокинетической диагнос­тики Мира-Лопеца.

Это проективная методика исследования личности на основе анализа исполнения графических движений руки. Предложена в 1939г. и опубликована в 1954 г. испанским психологом Э. Мира-Лопецом (в литературе встречается и иная транскрипция фамилии автора: Е. Мира-и-Лопес). В дальнейшем методика переиздава­лась [460]. На русском языке наиболее полное и точное изложе­ние подготовлено Н. А. Грищенко (СПб. госуниверситет) и опуб­ликовано в сокращенном варианте в 1987 г. [350, с. 220-228] и полностью в 2002 г. издательством «Речь» [219].

В основе методики лежит идея о возможности судить о психи­ческих явлениях (в том числе о личностных свойствах) по их вне­шним проявлениям в различных движениях. Эта идея исходит из понимания психомоторики как объективизации всех форм пси­хического отражения через мышечные движения. Особая тон­кость и социализированность графических движений позволяет их использовать в качестве индикатора работы психики на выс­ших уровнях регуляции, соответствующих личностной орга­низации человека. Во многих психологических и психофизиоло­гических исследованиях именно графические движения используются для оценки нейродинамических, темпераментных и характерологических особенностей человека.

Мира-Лопец исходил из предположения, что доминирующая половина тела (правая или левая) лучше контролируется созна­нием, чем другая половина. Поэтому ее моторные выражения должны обнаруживать установки и намерения, связанные с акту­альными и характерологическими реакциями личности. Движе­ния же менее развитой половины тела объективируют установки и склонности, связанные с инстинктивными и темпераментны­ми стереотипами реагирования. Этим положениям Мира-Лопец придал статус «принципа миокинетической диссоциации», по­ложенного в теоретическую основу его эмпирической методики.

Понимание психомоторики как объективизатора внутренней жизни позволяет сделать следующий ряд рассуждений. Прису­щие человеку психические свойства, в том числе личностного уровня, предопределяют характерное для него поведение, т. е. систематическое воспроизведение типичной для него системы реакций и действий, объективируемых в двигательных актах, и стимулируют преимущественное развитие соответствующих мы­шечных групп. Следовательно, выполнение каких-либо регламен­тированных движений с участием этих мышц должно сопровож­даться отклонениями в их сторону вследствие их доминирования над другими участвующими в этом движении мышц. При возмож­ности действенного контроля субъектом своих движений (напри­мер, с помощью зрения) эти отклонения все время корректируются (вспомним принцип сенсорных коррекций Бернштейна). При невозможности или затрудненности такого контроля откло­нения не компенсируются и могут служить индикаторами доми­нирующих реакций и действий, а следовательно, и психических качеств личности.

Методика включает пять субтестов, два из которых содержат по два задания. В каждом из них испытуемому предлагается после ознакомления с заданием и нескольких тренировочных упражне­ний воспроизвести на бланке вслепую некоторые стандартные гра­фические изображения (набор линий определенной конфигура­ции и размеров). Вид линий рисунка определяет и название каждого субтеста: линеограмма, зигзаги, лестница, цепи, параллели. Бланк представляет собой лист бумаги с ограниченным рабочим полем (10 на 26 см), на котором представлены образцы рисунков, подле­жащих воспроизведению. Здесь же ориентацией рисунков и стрел­ками обозначены варианты направления движения руки при ри­совании: влево — вправо, вверх - вниз, от себя — к себе.

Опыты проводятся для левой и правой рук поочередно. Ис­ключение для «зигзагов», где работа ведется одновременно дву­мя руками. При выполнении заданий испытуемый осуществляет двоякую регуляцию: 1) регулирует положение руки относитель­но тела и заданной траектории изображения, т. е. воспроизводит общую «конструкцию» требуемого изображения (по терминоло­гии Мира-Лопеца — макрорисунка), 2) регулирует движения руки (и в частности, кисти) относительно отдельных участков рисун­ка, его деталей (микрорисунка). Тестирование производится при горизонтальном и вертикальном положении рабочего поля. В пер­вом случае движения выполняются в направлении «влево — впра­во» (что обозначено как движения в горизонтальной плоскости) и «от себя — к себе» (в сагиттальной плоскости). Во втором слу­чае движения производятся «вверх — вниз» (вертикальная плос­кость). По окончании опытов измеряются отклонения получен­ных рисунков от эталонных: разница в размерах и сдвиги в расположении (в линейном и угловом выражениях). Усредненные по каждому тесту результаты сравниваются со стандартизированными шкалами.

«Разница между значениями отклонений правой и левой руки говорит о степени внутриличностной интегрированности, то есть большем или меньшем совпадении устойчивых, глубинных, конституциональных установок и установок приобретенных, поверхностных, проходящих. Первые, или особенности темперамента, отчетливее проявляются в действиях «менее социализированной» или неведущей руки (чаще левой), в то время как вторые, или ха­рактерологические, проявляются в движениях той руки, второй субъект владеет лучше (чаще правой). В эксперименте с зигзагами, выполняемом двумя руками одновременно, выявля­йся способность индивида компенсировать свою дезинтеграцию, иными словами, то, насколько действия одной руки влияют на действия другой в ходе выполнения задания» [219, с. 33].

Автор методики рекомендует проводить опыты и анализировать их итоги в определенной последовательности: 1) линеограммы, 2) зигзаги (и круги), 3) лестницы, 4) цепи, 5) параллели (и скобки), 6) интрапсихическая когерентность. «Под последней понимается константность, наблюдаемая при сравнении характеристик движения правой (реактивной, ситуативной, фенотипической) и левой (конституциональной, постоянной, генотипической) рук» [219, 691.

Методика дает возможность оценивать целый ряд личностных особенностей человека [219, с. 74—75]:

1. Постоянные, коституциональные, генотипические стерео­типы реагирования, которые выражаются в характере дви­жений неведушей руки.

2. Ситуационные, поверхностные, временные, фенотипические особенности реагирования, которые выражаются в дви­жениях ведущей руки.

3. Степень интрапсихической когерентности, выявляемой через соотношение отклонений в движениях правой и ле­вой рук.

4. Уровень агрессивности. Определяется с помощью средне­взвешенного показателя первичных отклонений в задани­ях, выполняемых в саггитальной плоскости.

5. Склонность к депрессии или эйфорической экзальтации. Определяется с помощью средневзвешенного показателя первичных отклонений в заданиях, выполняемых в верти­кальной плоскости.

6. Преобладание экстратенсии или интротенсии (двигатель­ных коррелятов личностных параметров экстраверсии и интроверсии). Определяется по первичному отклонению в заданиях, выполняемых в горизонтальной плоскости, и поверяется данными об осевом отклонении зигзагов, цепей и параллелей.

7. Врожденный уровень эмотивности. Определяется по вто­ричному отклонению движений левой руки.

8. Склонность к тревоге или апатии.

9. Преобладание возбуждения или торможения.

10. Уровень интеллектуального развития.

11. Признаки наличия конфликтных ситуаций или дезориен­тации.

12. Признаки наличия патологических особенностей личности.

К последним Мира-Лопец относил следующие характеристи­ки, тщательно изученные им и другими исследователями с помо­щью миокинетической методики на довольно обширных контингентах испытуемых: 1) особенности личности представителей «примитивных» племен; 2) личностные особенности лиц, осужден­ных за убийство; 3) особенности психопатических личностей; 4) симптомы шизофрении; 5) симптомы циклофрении; 6) симпто­мы эпилептоидных особенностей (дизритмия); 7) симптомы врож­денной (олигофрения) и приобретенной (деменция) умственной отсталости; 8) симптомы психозов органического происхождения; 9) симптомы неврологических нарушений [219, с. 81].

Миокинетическая методика апробирована Мира-Лопецом и его коллегами на общей выборке более двух тысяч человек для раз­личных категорий испытуемых: взрослых и детей (от 10 до 20 лет); мужчин и женщин; психически здоровых и больных; социально «нормальных» и «отклоняющихся» (преступники-убийцы); пред­ставителей народов «цивилизованных» (стран Южной Америки и Западной Европы) и «отсталых» («примитивные» племена Южной Америки и Северной Африки). Для многих категорий определены ориентировочные «нормы», а в ряде случаев и разработаны «стан­дартные шкалы» по основным показателям субтестов.

Методика проверена автором и другими исследователями на валидность и надежность. Положительные данные на этот счет были получены в 1970-е годы Н. А. Грищенко-Розе и Л. А. Головей при сопоставлении результатов тестирования по методике Мира-Лопеда с объективными показателями интеллекта, нейродинамики и личностных характеристик значительных контингентов испытуе­мых. Эти данные доказали, что психомоторные характеристики дей­ствительно входят в основную структуру личности.

class=, два из которых содержат по два задания. В каждом из них испытуемому предлагается после ознакомления с заданием и нескольких тренировочных упражне­ний воспроизвести на бланке вслепую некоторые стандартные гра­фические изображения (набор линий определенной конфигура­ции и размеров). Вид линий рисунка определяет и название каждого субтеста: линеограмма, зигзаги, лестница, цепи, параллели. Бланк представляет собой лист бумаги с ограниченным рабочим полем (10 на 26 см), на котором представлены образцы рисунков, подле­жащих воспроизведению. Здесь же ориентацией рисунков и стрел­ками обозначены варианты направления движения руки при ри­совании: влево — вправо, вверх - вниз, от себя — к себе. New= style=/bp class=font-size: 14.0pt; mso-bidi-font-size: 8.0pt; line-height: 141%;MsoNormalNewRUspan lang=
    Tags:
  • ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
  • Теппинг-тест
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Кинематометрическая методика
  • Тонометрия
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРИКИ
  • Методика стабилографии
  • Методики измерения тремора
  • Динамометрия
  • Методика Озерецкого
  • Методика Брейса
Rating:
( 3 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДЕМОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ АГЛОМЕРАЦИИ ЦЕНТРА КИРОВСКОй ОБЛАСТИ 29 October 2011
Экскурсия — еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий 04 March 2012
Сбалансированные деревья 31 October 2013
НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 25 March 2012
ШТУР - Школьный тест умственного развития 25 February 2012
Методическая разработка игровой программы «Последний вечер» 11 January 2011
Моделирование, алгоритмизация и программирование 11 January 2011
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 25 March 2012
К вопросу о социальных интересах вятчан и кировчан в начале XX и XXI веков (по материалам периодической печати. 1910 и 2010 гг.) 29 October 2011
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26 March 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Психолого-педагогическая характеристика школьника. 11 January 2011
Задание. Циклы While и Repeat-Until 09 May 2011
ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ 29 October 2011
Тема 8. Сетевой уровень OSI 14 January 2011
Руководство по Electronic Workbench 13 February 2012
Тема 6. Международная коммуникационная политика 1. Маркетинговые средства коммуникации 2. Коммуникативные стратегии 14 January 2011
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДЕМОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ АГЛОМЕРАЦИИ ЦЕНТРА КИРОВСКОй ОБЛАСТИ 29 October 2011
Информация и общество. Проблема информатизации обществ 09 January 2011
Тема 10. Самоменеджмент. Причины дефицита времени. Анализ использования рабочего времени. 26 March 2011
Влияние организационной культуры на организационную эфективность 09 January 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока