13. Методика "Шифровка"
Цель
Изучить распределение и переключение внимания.
Диапазон применения: с младшего школьного возраста.
Оборудование
Секундомер, карандаши, специальные бланки (см. Приложение N 10).
Ход эксперимента
Испытуемым раздать по одному бланку и предложить прочесть инструкцию, напечатанную в начале бланка. Затем испытуемые должны в соответствии с инструкцией заполнить первые пять свободных клеток бланка. Это пробная серия, цель которой – проверить, понимает ли испытуемый инструкцию и правильно ли выполняет задание. Результаты этой серии не учитываются при обработке данных эксперимента. Затем дается команда приступить к работе, и одновременно включается секундомер. Время выполнения задания - 60 секунд. По истечении этого времени дается команда закончить работу. Через каждые 15 секунд исследователь дает команду "черта", а испытуемый на бланке вертикальной линией отчеркивает просмотренные и заполненные к этому времени клетки. Работа может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте (в группе может быть 25-30 человек).
Обработка результатов
Правильность выполнения задания проверить с помощью «ключа» (см. Приложение N 10), затем определить следующие показатели:
N – работоспособность (общее количество заполненных клеток);
m1, m2, m3, m4 - количество заполненных клеток за каждый пятнадцати-секундный интервал;
К - общее количество правильно заполненных клеток;
n1, n2, n3, n4 - количество ошибок за каждый пятнадцатисекундный интервал.
Показатели m и n позволяют построить графики, отражающие динамику работоспособности (утомления) испытуемого, а также динамику распределения ошибок на различных временных интервалах.
0 15 30 45 60 0 15 30 45 60
Показатель К может быть переведен в шкальные оценки Р.
Показатель К |
0 -11 |
12 |
13-14 |
15-17 |
18-22 |
23-28 |
29-34 |
35-40 |
41-46 |
47-51 |
52-57 |
58-61 |
62-65 |
Шкальная оценка (Р) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Простота методики «Шифровка» и быстрота ее выполнения, легкость обработки результатов позволяет использовать эту методику в качестве экспресс-метода определения уровня распределения и переключения внимания школьников как старших, так и младших классов.
Чем больше величина показателей N, K, P, тем выше уровень распределения и переключения внимания испытуемых.