Сущностные характеристики образовательных технологий
Одно из ведущих направлений современных научных исследований в области дидактики посвящено выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками – педагогическим (образовательным) технологиям.
Для понимания сущности педагогической (образовательной) технологии рассмотрим несколько подходов к её определению.
В отечественной литературе термин педагогическая технология употребляется очень широко. Он может означать направление дидактики, технологически разработанную обучающую систему, систему методов и приемов учителя, методику и отдельные методы воспитания [20].
Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок.
Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов [22].
Остановимся на некоторых из них.
В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология – это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [30].