ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сложившаяся экологическая обстановка в мире выдвигает проблему формирования экологической культуры населения в число наиболее значимых.
Основа проявления экологической культуры — деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. Показатель эффективности формирования экологической ответственности — не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
На первой ступени образования ведется мониторинг формирования экологической культуры у младших школьников по методике Е.В.Яковлевой в три этапа.
По результатам исследований были определены группы учащихся по отношению к себе, к другим людям, природе.
В первую группу вошли дети, которые активно выражают свое желание побыть на лоне природы. Действия, поступки этих детей в различных жизненных ситуациях согласуются с существующими нормами и правилами поведения в природе, выполняются чаще всего без внешнего контроля. Они активно участвуют в природоохранной работе. Практические задания выполняют без принуждения. Постоянно испытывают любовь к природе, чувство жалости и сострадания к животным и растениям, нетерпимость к проявлениям жестокого отношения к ним. Восприимчивы к красоте окружающего мира. Нравственные, эстетические суждения достаточно развернуты, образны. Свои эмоции и чувства учащиеся этой группы выражают в общении, играх, рисунках.
Дети второй группы имеют соответствующие экологические знания, но используют их на практике не систематически, чаще всего после нацеливания на их актуализацию, порою — просто по рекомендациям, конкретным поручениям. Они проявляют неустойчивый поверхностный интерес эмоционально-эпизодического характера к познанию природы. Участие в природоохранной деятельности принимают, но часто действуют без инициативы. Дети бережно относятся к объектам фауны и флоры, но в отсутствии внешнего контроля со стороны взрослых порой проявляют равнодушие. Красота природы вызывает определенный отклик в виде эмоциональных реакций, но не постоянно. Эстетические суждения часто поверхностны, носят нейтрально-оценочный характер.
К третьей группе относятся дети, которые характеризуются неустойчивыми экологическими представлениями, поверхностными знаниями. Не проявляют интереса к познанию природы, безразлично относятся к выполнению заданий природоохранного характера. У учащихся выражено созерцательно-пассивное отношение к природе, деятельности в ней. Слабо развиты эстетические чувства, восприимчивость к красоте окружающего мира, умение выразить наиболее яркие впечатления от встречи с природой. Знание нравственных норм и принципов ими слабо осмысливается, носит формальный характер.
Однако не всегда мнения учителя и родителей бывает достаточно, чтобы составить представление об экологической культуре школьника. Для того, чтобы проверить эти данные, уточнить их, ведется дополнительное исследование, вносятся коррективы в индивидуальные профили экологической культуры младших школьников, если в этом возникает необходимость.
Непрерывное формирование экологической культуры учащихся осуществляется в процессе обучения, воспитания и развития личности.
С формированием у школьников прочных навыков учебной деятельности, овладением устойчивой речевой и математической грамотностью, развитием познавательных способностей учащихся параллельно накапливаются знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Этому способствуют экологизация содержания общеобразовательных дисциплин, а также введение специальных факультативных курсов.
Возможность больше общаться с природой дает экологическая практика. Младшие школьники не только получают и усваивают природоведческие знания, но и приобретают постепенно усложняющиеся от класса к классу самостоятельные умения познавать окружающий мир во взаимосвязях.
Создан кабинет экологии в начальных классах, живой уголок.
Младшие школьники — активные участники различных экологических мероприятий:
• утренник «Спасем мир и природу»;
• комплексно-ролевая игра «Строим город Экоград»;
• праздник «Экологическое путешествие»;
• игра «Великий круговорот»;
• соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья»;
• эколого-социальные акции: «Посади дерево», «Чистый двор», «Наша школа», «Проект дворовой площадки».
Детским праздником отмечен Международный день птиц. В День Земли совместно с детской библиотекой и краеведческим музеем изучены народные традиции земледелия в северном крае.
Ученики школы являются участниками и призерами областных и районных конкурсов детского творчества «Осеннее очарование», «Букет зимы суровой», «Бабушкины науки», «Турнир рыцарей творчества», «Разговор о правильном питании», «Перекресток».
Поисковая краеведческая работа по изучению малой родины под руководством Экологического центра, детский клуб «Лесовичок», творческое взаимодействие с социумом, практическая деятельность по озеленению школы способствуют развитию интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы, стремлению к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
50 детей ежегодно укрепляют свое здоровье в школьном экологическом лагере «Солнышко».
Включаясь в непрерывный процесс по формированию экологической культуры, большая часть младших школьников к концу четвертого класса соответствуют образу выпускника начальной школы, основанного на развитии нравственного, физического, коммуникативного, эстетического и познавательного потенциалов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В наши дни решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор и применение. Компьютерные локальные, региональные, межрегиональные и, наконец, глобальные спутниковые системы связи создают особую инфраструктуру современной цивилизации. Пользоваться этой информационной инфраструктурой и обогащать ее будут завтра сегодняшние дошкольники. Именно поэтому дошкольник должен уже сегодня уметь пользоваться компьютером как средством своей деятельности.
Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно- образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до средней школы и вуза. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, В связи с этим возникла необходимость в «приобщении» детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем,, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным.
1. Медицинские исследования по проблеме использования
компьютера в системе дошкольного образования и воспитания
Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю, А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб на зрительный диск.