8. Определение умственной работоспособности (внимательности) (1-й субтест методики П.Я. Кеэса «Тест школьной зрелости»)
Цель
Изучение внимательности (переключения внимания), работоспособности.
Возрастной диапазон: 5,5 – 7,5 лет.
Оборудование
Для проведения теста используются специальные бланки (см. Приложение №5), на которых изображены 105 кружков с различными геометрическими знаками, расположенных в 7 рядах по 15 кружков в каждом. Три фигурки-образца изображены отдельно в середине самой верхней части бланка. Карандаш, секундомер.
Время выполнения теста: 2 минуты.
Проведение теста
Тест заключается в том, что дети должны за определенное время найти и отметить в последовательности повторяющихся геометрических фигур те, которые совершенно идентичны предлагаемым образцам.
Заготовьте для ребенка бланк, на котором напишите фамилию и имя ребенка, дату тестирования. В верхней части листа (покажите бланк) нарисованы 3 кружка, в каждом из них нарисованы разные фигурки (см. рис.1).
Рис. 1
Под этими тремя кружками нарисованы еще несколько рядов кружков, и в каждом кружке нарисована какая-то фигурка. Покажите бланк, а затем начертите еще 7 кружков с фигурками так, как показано на рис. 2.
Рис. 2
Если вы будете сравнивать эти два ряда между собой, то увидите, что в кружках нижнего ряда некоторые знаки точно такие же, что и наверху, а некоторые знаки — другие. Покажите оба ряда, сравните их, обратите внимание ребенка на отличные и одинаковые знаки. Посмотрите внимательно, какие знаки нарисованы в верхних трех кружках (покажите). А теперь вам надо внимательно посмотреть на каждый из кружков нижнего ряда (покажите) и перечеркнуть те из них, в которых нарисованы точно такие же фигурки, что и в кружках наверху.
Перечеркните нужные кружки, спрашивая, почему эти кружки необходимо перечеркнуть. Поэтому постарайтесь работать быстро и внимательно. Работу начнете по сигналу «Начинайте!» и закончите по сигналу «Стоп!».
Обработка результатов
При измерении умственной работоспособности подсчитывается количество правильных операций, произведенных ребенком. Правильными операциями считаются правильно не зачеркнутые и правильно зачеркнутые фигурки. За каждую правильную операцию начисляется 1 балл.
Одновременно необходимо подсчитать и количество ошибок, допущенных ребенком. Ошибками считаются неправильно зачеркнутые фигурки и неправильно не зачеркнутые. Таким образом, чем больше правильных операций, выполненных ребенком, и чем меньше допущенных им ошибок, тем выше уровень его умственной работоспособности и внимательности.
Особые случаи представляют ситуации, когда ребенок зачеркивает подряд все кружки без разбора или же зачеркивает кружки «вразнобой», т. е. не по строчкам, а в случайных местах на бланке. Такие испытания не засчитываются, и тем детям, которые выполнили задание указанными способами, следует предоставить возможность выполнить тест еще раз.
При обработке результатов данного теста учитываются все кружки вплоть до последнего перечеркнутого. (При индивидуальном обследовании в случае уверенности экспериментатора в том, что ребенок за время тестирования успел просмотреть еще несколько кружков после последнего перечеркнутого, при обработке результатов учитываются все кружки до последнего реально просмотренного, который отмечается психологом сразу же после финишной команды).
Перечеркнутыми считаются все кружки, которые имеют черточку внутри кружка или на линии окружности.
При подсчете баллов за выполнение данного теста желательно использовать бланк-шаблон с правильно перечеркнутыми жирной линией кружками. На этот бланк накладывается тестовый лист ребенка и подсчитываются совпадающие и несовпадающие ответы.
Полученные результаты переводятся в процентили. Стандартизация в городе Кирове проведена на выборке детей в количестве 94 человека в возрасте от 6 до 8 лет. Стандартизация проводилась в 2000 году в детских садах и школах г. Кирова.
Баллы |
1-5 |
6-10 |
11-15 |
16-20 |
21-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
Процентили Москва |
2.4 |
7,2 |
13,7 |
21,0 |
29,0 |
42,7 |
56,4 |
63,7 |
71,0 |
Процентили Обнинск |
- |
- |
9,6 |
24,5 |
34,0 |
45,7 |
60,6 |
72,3 |
80,9 |
Процентили Киров |
- |
- |
- |
2,1 |
12,8 |
14,9 |
21,3 |
27,7 |
55,3 |
Баллы |
46-50 |
51-55 |
56-60 |
61-65 |
66-70 |
71-75 |
76-80 |
81-85 |
> 85 |
Процентили Москва |
79,0 |
84,0 |
86,2 |
88,0 |
91,1 |
94,3 |
96,8 |
99,1 |
- |
Процентили Обнинск |
87,2 |
91,5 |
95,7 |
- |
- |
- |
- |
98,9 |
- |
Процентили Киров |
65,9 |
78,7 |
87,2 |
93,6 |
- |
95,7 |
- |
97,8 |
99,9 |