Игра — это еще один очень важный метод экологического воспитания.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.
Основу классификации детских игр заложил Я. Ф. Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, событий), по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые); по виду (игры-драматизации — разыгрывание сказок, рассказов; строительные).
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. К таким играм можно отнести, например, «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Краски» и т.д. Отличие между этими видами игр заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, в играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.
Игрушка — обязательный спутник детских игр. А.С. Макаренко делил игрушки на три типа: готовые, полуготовые, игрушки — материал.
Готовые игрушки (куклы, животные) используются на занятиях кружка «Мир вокруг нас». При изучении различных тем применяются персонажи: Незнайка, Буратино, Медвежонок и др., т.е. персонажи произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Сказочные персонажи «выходят» за пределы сюжета своего произведения, действуют в новых обучающих ситуациях, но обязательно продолжают характерную им них линию поведения. Например, Чипполино много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Карлсон, большой хвастунишка, баловник и любитель поесть, он может сообщить много интересного о воздухе в округе, изменениях в погоде и сезонах года. Незнайка часто попадает впросак, делает неверные предположения, дает неправильные советы. Этот персонаж очень часто используется на занятиях.
Полуготовые игрушки — кубики, мозаики, конструкторы применяются для моделирования объектов. Например, при изучении темы «Растения», мы используем разрезной картонный макет: корень, стебель, лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение, объясняют назначение частей. Контролируют друг друга, замечая ошибки соседа.
Особо ценной можно считать игрушку — материал (глина, песок, картон, бумага, природный материал), которая дает простор детской фантазии. Например, наблюдая осенние изменения в природе, в частности — листопад, дети собрали коллекцию листьев, наклеили их на лист бумаги и получили коллективную работу-панно. Изучая тему «Песок», педагог с детьми на прогулке играли в песок и еще раз закрепили его свойства — сыпучесть, водопроницаемость и т.д.
Возможность использования игрушек-материалов очень велика: поделки из шишек, желудей, веток; аппликация из бумаги, листьев; по итогам изучения каждой темы делаются выставки творческих работ детей; рисунки, оригами и т.д. При изучении темы «Домашние питомцы» мы используем игру-практикум. Каждый ребенок приносит игрушку — кошку или