ГЛИНА. ГИПС. ОПОКА.
Л. А. СЕННИКОВА, Н. Л. ЗАЙЦЕВА
ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА И ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ.
Термин «керамика» происходит от греческого слова глиняный, гончарный. Под ним подразумеваются все разновидности изделий из обожженной глины. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего посуда и утварь, стали самыми необходимыми в быту человека.
На протяжении всей истории древних обществ глиняная посуда являлась не только частью материальной культуры с практическим, утилитарным значением, но и входила как составляющий элемент в общий контекст культуры. В мифах, повествующих о происхождении самого человека, очень часто людей создают из глины или земли. А гончар является образом культурного героя, который творит людей из глины. Работа гончара могла быть окружена специальными ритуальными предписаниями, так как он обрабатывал «живую землю» — глину.
Открытие такого свойства глины, как переход от пластичного состояния к твердому после нагрева и способность превращаться в камень позволило человечеству подняться на новую ступень преобразования природы.
Ломкая глиняная посуда могла появиться только там, где был постоянный очаг и жилище. При частых передвижениях она неудобна. Поэтому у кочевых племен керамики не было. Появление и повсеместное распространение глиняной посуды — это следствие устойчивого оседлого образа жизни. Переход к оседлой жизни и появление керамики происходят на последнем этапе каменного века, в эпоху неолита.
В древнеземледельческих обществах сосуды из глины широко распространились в VI тыс. до н. э., а у охотничье-рыболовческих племен нашей лесной полосы с IV тыс. до н. э. Первая и основная функция посуды в жизни древнейшего общества заключалась в приготовлении и сохранении пищи. Вместе с глиняной посудой возникает и новая культура кухни и стола. Достоинства глиняных сосудов — водонепроницаемость и огнеупорность, доступность материала и относительная легкость в изготовлении — позволяли мириться с такими недостатками обожженной глины, как ее тяжесть и хрупкость.
Технология изготовления глиняной посуды в древности.
Весь процесс изготовления глиняной посуды можно разделить на три последовательные стадии — подготовительную, созидательную и закрепительную. Подготовительная стадия состоит из отбора и добычи исходного сырья и подготовки формовочной массы (глиняного теста). Стадия созидательная включает в себя изготовление сосуда по определенным правилам, придание изделиям формы и их механическую обработку, в том числе и орнаментацию. Последняя, закрепительная, стадия объединяет два вида высушивания: воздушное и термическое (обжиг).
Подготовка формовочной массы для получения глиняной посуды в ранние периоды включала мало операций. По-видимому, это были разбивание и растирание комка глины, замешивание ее на воде с применением имевшихся под рукой необходимых примесей.
Наиболее ранние способы формовки глиняных сосудов — это выдавливание большими пальцами обеих рук необходимой полости из шарообразного комка глины и наращивание глиняных лент (жгутов) по окружности. Путем выдавливания формовались небольшие сосуды и чаши, величина которых была ограничена пальцами рук и размерами шара.
Другой способ — наращивание глиняных лент по спирали или замкнутыми кольцами — позволял создавать более совершенные формы посуды и не ограничивал размеры изделий. Из одного жгута делали дно в форме неглубокой чашечки диаметром 10—15 см и уже к нему налеплялись один за другим глиняные жгуты длиной 40—50 см. Изготовление сосуда могло начинаться и с верхней части и заканчиваться изготовлением дна. На готовом сосуде швы заглаживались при формовке.
Инструментарий керамических производств, связанный с ручной лепкой и формовкой, ограничивался ножами, шпателями для лепки. Для формовки сосудов применялись галька, керамические черепки, деревянные, каменные или костяные колотушки, ребра животных.
Среди различных устройств для обжига керамики наиболее простыми и доступными являлись наземные костровые приспособления. Кострища устраивали непосредственно на земле
или на небольшой специальной платформе из камней или глины. Обычно их располагали на открытом месте возле жилища или на пустыре, или на окраине поселения.
Первоначально глиняная посуда имела простые формы. В основе самых ранних типов сосудов лежит в большей или меньшей степени срезанный шар, цилиндр. Преобладали цилиндрические, конические и сферические сосуды.
Вся поверхность сосуда покрывалась геометрическим узором: поясками из одного или нескольких рядов горизонтальных линий, зигзагов, треугольников. Орнамент выполнялся различной техникой, разными инструментами и техническими приемами. Орнаментация древних сосудов достаточно тесно связана с технологическими приемами обработки поверхности. Она способствует уплотнению стенок сосудов, препятствует растрескиванию при сушке.
В древних обществах орнаментация имела не только технологическое значение, но и семантическое. Орнамент на древней керамике через символику узора отражает особенности и основы архаического мировосприятия. Он выступает как автономная знаковая система и в форме символов фиксирует определенные реалии, которые присущи данному обществу.
Глиняная посуда Вятского края в древности.
В IV—III тыс. до н. э. (последний период каменного века, неолит) местная глиняная посуда почти всегда имела крупные размеры. Диаметр сосудов часто достигает 40—50 см. Она круглодонная, по форме близка к яйцу, поставленному острым концом вниз. Стенки толстые, 8—10 мм. В глиняное тесто добавляли различные органические и растительные примеси. Вся поверхность сосуда, от верхнего края до дна, была орнаментирована оттисками гребенчатого штампа (гребенчатая керамика).
Позднее в местный неолит включаются новые культурные традиции из юго-западных областей. Появляются сосуды с плоским дном и заглаженной до блеска поверхностью. Орнамент выполнялся в другой технике: мелкими неглубокими вдавлениями и наколами разной формы (накольчатая керамика).
На раннем этапе бронзового века (энеолит, конец III — первая половина II тыс. до н. э.) крупные размеры сосудов сохраняются, но используется посуда с плоским дном, при этом диаметр дна очень мал по сравнению с диаметром верхней части сосудов, он не превышает 10—15 см. Узором из гребенчатых (зубчатых) отпечатков покрывалась вся поверхность сосуда, но не так плотно, как в неолитическое время.
В XV—XIV вв. до н. э., в поздний период бронзового века, глиняная посуда у обитателей Вятского бассейна, да и всего Приуралья, кардинально меняется. Вместо крупных котлообразных и цилиндрических сосудов появляются хорошо выраженные плоскодонные горшки, банки и небольшие чаши. Чаши иногда имели уплощенное дно. По размерам посуду можно разделить на две категории: крупную хозяйственную — для хранения припасов и небольшую кухонную — для приготовления пищи.
Меняется не только форма сосудов, но и технология приготовления глиняного теста. Оно лучше перемешано, в качестве добавок использована толченая раковина и очень мелко раздробленный шамот. Стенки сосудов становятся более тонкими (3—5 мм) даже у крупных сосудов для хранения припасов.
В следующий исторический период в VII—VI вв. до н. э., в эпоху раннего железного века (ананьинская археологическая культура), форма посуды вновь меняется. Сосуды приобретают форму невысокой, но широкой круглодонной чаши с невысокой шейкой.
Чашевидная форма сосудов сохраняется в Камско-Вятском междуречье до XIV в. Но для каждого периода истории (для каждой археологической культуры) существуют свои вариации н пределах этой общей формы. Вариации определяются различной степенью наклона шейки (верхней части сосуда) и способами оформления венчика (среза верхнего края сосуда).
В I тыс. н. э. окончательно складывается облик прикамской посуды в виде приземистых чаш с широким горлом, округлым или уплощенным днищем, которое технологически не выделяется из общей конструкции сосуда. Посуда изготовлялась с примесью толченой раковины. Многие исследователи этот признак и решетчато-шнуровую орнаментацию считают этноопределяющими для древней удмуртской посуды.
Гончары Хлынова.
Значительно облегчает формовку сосуда гончарный круг. самый простой тип гончарного круга — тип поворотного станка или медленный круг — первоначально использовался для улучшения конструкции лепной керамики. При работе на ручном круге предварительно создавалась форма. Эту заготовку ставили на круг и гончар, подталкивая круг одной рукой, другой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности. При работе на ножном (тяжелом, быстром) гончарном круге мастер вытягивал из одного комка глины сосуд любой формы. (Впервые быстрый гончарный круг зафиксирован в 3400 г. до н. э. в Месопотамской цивилизации. В 2400 г. до н. э. он появляется в Европе).
Академик Б. А. Рыбаков полагает, что выделение домашнего гончарства в ремесло, как и широкое применение быстрого (ножного) гончарного круга на Руси, приходится на эпоху становления и развития городов и происходит не ранее IX в. Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не использовали грубых примесей, формовка на круге производилась более тщательно, стенки сосудов были тоньше. Специальные горны для обжига появляются на Руси в городах не ранее XII в. Иногда горны, как и более ранние кострища помещали на окраине города. Наиболее простой по конструкции горн имел два яруса - нижний, топочный, где горели дрова, и верхний - обжигательный, куда складывалась посуда Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины. Внешние стенки горна тоже были глиняные и сверху присыпались землей или песком. Деревенские гончары долгое время обжигали свою посуду в домашних печах
Средневековая вятская посуда не отличалась разнообразием. Можно выделить две категории форм - горшки и чаши. Чаши имели небольшие размеры: их высота редко превышала
Вятские гончары, как и мастера других средневековых земель, иногда клеймили свою посуду, что свидетельствует о переходе гончарства к мелкотоварному производству. Большинство клеим встречается среди городской посуды. Исследователи Л. Д. Макаров и Д. А. Салангин на сегодняшний день выделяют 9 видов изображений, которые использовали в клеймах Это изображения в виде пятиконечной звезды, «домика», треугольника из центра которого во все стороны расходятся лучи; оттиски в виде «птичьей лапки». Клейма имели вид окружностей просто вписанных друг в друга или дополнительно соединенных между собой отрезками; «тележного колеса», овала, поделенного пополам. Изображали и знаки в виде букв «Ч» и «К». Клейма Вятской земли имеют древнерусские истоки. Изображение «птичьей лапки» многие исследователи связывают с финно-угорским миром.
Об изразцах.
В конце XVI в. в России появляется новый тип печи так называемая «русская печь», топившаяся по-белому. Именно такой тип печи позволял использовать для ее декора изразцы А сама печь, облицованная поливными изразцами, стала важной частью интерьера жилой части дома. Изразец - это глиняная обожженная плитка обычно прямоугольной или квадратной формы, украшенная рельефным (выступающим) или гладким узором. С противоположной стороны для крепления к стене изразец имеет выступающую глиняную рамку типа коробки, которая называется румпа.
Изразцовые печи первоначально, вероятно, ставились в монастырских зданиях, позднее — в домах зажиточных вятчан. Кроме облицовки печей, изразцы использовали для наружного украшения культовых и храмовых зданий.
Наиболее крупные коллекции изразцов с территории Хлынова и Вятки хранятся в Кировском областном краеведческом музее и в музее археологии Прикамья (г. Ижевск). На Вятке изразцы появляются во второй половине XVII в. Это многоцветные (полихромные) изделия, украшенные растительным орнаментом — изображениями цветов-колокольчиков и листьев. В цветовой палитре доминируют зеленые, белые, синие (голубые) цвета.
К местному производству относятся терракотовые изразцы с резным (прочерченным) геометрическим узором, бытовавшие во второй половине XVII — начале XVIII вв. Сохранившиеся в коллекции изразцы происходят из Верхнемоломской пустоши (совр. д. Монастырь Опаринского района).
По информации О. Н. Виноградова, при Успенском Трифоновом монастыре в XVIII в. существовала мастерская по изготовлению изразцов. В ней работали жители Большой и Малой монастырских слободок. Она располагалась перед Трехсвятительской церковью в углу, где стена делала поворот. Изразцы шли в основном на строительство каменных церквей, ими украшали входы в храмы, отделывали внутренние столпы, своды и стены алтарей.
В XIX в. в Вятке бытуют изразцы с полихромной глазурью. А с 1909 г., как сообщает А. Г. Тинский (1976), в городе было организовано производство белых поливных изразцов, до этого привозившихся из Нижнего Новгорода. Эти изразцы выпускал кирпичный завод городской управы по 28—30 тыс. штук в год.
Гончарный промысел в XIX—XX вв.
Сохранившиеся официальные сведения о состоянии промысла в Вятской губернии, о количестве гончаров и о качестве их посуды относятся лишь к концу XIX века. Развитию промысла способствовали и большие потребности в глиняной посуде, и широкие возможности сбыта.
Деревенская керамика XIX—XX вв. почти в полной неприкосновенности сохранила характерные черты гончарства ЧIV—XV вв. и отражает картину неподвижности гончарной техники в русской феодальной деревне. Наиболее распространенными являются горшки с короткой шейкой и максимальным расширением в верхней части тулова, сделанные из хорошо отмученной глины с примесью песка, хорошо обожженные. Они распространены по территориям, примыкающим к Средней Вятке. В северо-западной части области, соседствующей с Вологодской и Архангельской областями, преобладает посуда открытых чашевидных форм (коллекция Лальского краеведческого музея). К глиняному тесту здесь примешивалась дресва (мелко раздробленный кварцит). До начала нашего века в северо-восточной части Афанасьевского района сохранилась древняя технология в изготовлении посуды. Посуда изготовлена техникой ленточного налепа. В формовочных массах присутствует примесь раковины и немного органики.
Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобные и дешевые. Делали простые, необходимые в крестьянском быту предметы: горшки, кринки для молока и сметаны, корчаги для смолы, а также для приготовления и хранения пива, миски, плошки, тарелки, рукомойники, мерники. В качестве материала повсюду использовали местную красную глину.
Но интересный факт: в Шалеговской волости Орловского уезда в 1880-е годы существовал завод купца М. А. Казаринова, где для выделки посуды употреблялась белая глина разных сортов. Покупали ее в Глазовском и в том же Орловском уездах. Из белой глины изготавливали блюда, тарелки на гипсовых формах, наводили глазурь с синими узорами.
Изделия казариновского завода продавались в Орлове и Котельниче, в слободе Кукарке и в небольших количествах в Вятке. Им приходилось конкурировать с лучшими по качеству гжельскими, которые привозили из Московской губернии. Об этом пишет И. А. Козаченко в очерке «Кустарные промыслы» («Приложение к карте Вятской губернии». С.-Петербург, 1884.). В той же Шалеговской волости из глины делали даже самовары.
В 1865 году в г. Орлове открылся фаянсовый завод, владельцем которого был М. А. Токарский. Там выделывалась разного рода фаянсовая и полуфаянсовая посуда, белая и с глазурью разных цветов. Глину для фабрики привозили из Пермской губернии и из Слободского уезда, материалы для глазури — кобальт, свинец, каолин — с Нижегородской ярмарки. В год изготовляли до 20 тысяч штук различной посуды. Она продавалась в Вятской и Вологодской губерниях. В 1870-е гг. производство на этом предприятии было свернуто ввиду малой доходности.
Помимо залежей природной глины развитию гончарного промысла в Вятской губернии способствовало дешевое топливо и возможности сбыта на местных базарах и ярмарках.
По данным на 1884 г., гончарным промыслом в Вятском уезде занимались 510 человек, в Нолинском — 192 человека, в Уржумском — 57, в Слободском — 13. Но уже в 1891 г. количество горшечников возросло. В Вятском уезде их было 882, в Нолинском — 579, в Уржумском — 502, в Орловском — 136.
За сутки мастер мог приготовить от 10 до 30 горшков. Изделия продавались на базаре от 2 до 30 коп. за штуку.
Многие гончары помимо изготовления горшков занимались и другими ремеслами: делали кирпич, клали печи, плотничали. Но эти промыслы, как правило, были отхожими.
Гончарным делом занимались круглый год. Весной и летом, в свободное от полевых работ время, горшки лепили на открытом воздухе, зимой — в жилых избах. Глиняных запасов в большинстве случаев не делали, а подвозили материал по мере надобности. Глину перебирали, удаляли лишние примеси, месили в корыте с водой ногами или руками. Готовую массу клали на формовальный (гончарный) круг и, вращая его, придавали куску глины форму пустого конуса, выглаживали деревянным ножом, обмазывали мокрой мочалкой, срезали с круга ниткой и ставили для просушки на ланки.
Горшки обжигали в печах, которые помешались в жилых избах. Печи состояли из двух каналов: в нижнем топили дровами, в верхнем расставляли посуду для обжига. В печи горшки прокаливали около 8 часов, затем оставляли в ней на 2 дня, после чего вынимали уже готовую посуду.
Изделия вятских гончаров по особенностям обработки внешней поверхности подразделялись на различные виды.
• Черные — задымленные, обожженные в коптящем пламени без доступа кислорода.
• Обварные — обычные черные, но опущенные после обжига в «обвар». Обвар состоял из воды и ржаной муки. Чем больше в нем было муки, тем горшок был крепче.
• Муравленные — покрытые перед обжигом крепким раствором соли, который делал поверхность горшка блестящей.
• Глазурованные — намазанные перед обжигом дегтем и покрытые тонким слоем свинцового порошка и медной окалины. Если перед обжигом изделие не было обмазано белой глиной, то получалась красная глазурь, которая считалась наиболее простой. Белая глазурь получалась при нанесении свинцового порошка на поверхность, обмазанную белой глиной. После посыпания порошком медной окалины глазурь приобретала зеленый цвет. Глазурованная посуда была более красивой и стоила дороже.