Чистая вода – здоровье нации

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Огородникова А. А., Пантелеева В. И.

МОУ СОШ №61 Кирова

Проект «Чистая вода – здоровье нации» выполнен как исследовательский, необходимость работы над которым возникла из острой проблемы. Данные по использованию поверхностных и подземных вод для водоснабжения городов свидетельствуют о том, что вода имеет отклонения от норм показателей качества. В Нововятском районе города Кирова высока изношенность уличных водопроводных сетей, из-за чего происходит загрязнение воды продуктами коррозии и микробами. Однако хотелось бы употреблять чистую воду, которая не навредит здоровью учащихся.

Целью данного проекта является разработка плана по установлению фильтров для питьевых фонтанчиков в МОУ СОШ с УИОП № 61 г. Кирова.

ВОда является химически активным веществом, способным реагировать как с простыми, так и со сложными веществами. Вода – хороший растворитель, способный растворять газообразные, жидкие и твёрдые вещества. Вследствие этого, вода, содержащая растворённые вещества, может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на организм потребителя.

В ходе сбора и анализа информации выяснилось, что в нашем микрорайоне используется артезианская вода – подземная вода, заключённая между водоупорными слоями и находящаяся под гидравлическим давлением, которая имеет повышенную кислотность и богата солями кальция и магния.

Артезианские воды глубокого залегания лучше защищены от различных промышленных и бактериальных загрязнений. Для бурения используются специальные установки, затем в скважину опускают стальные трубы, погружают мощный насос, через который выводится на поверхность трубопровод. Существуют два водоносных горизонта: песчаный залегает на глубине 15–40 м и отделен от верхнего слоя почвы глинистыми пластами, которые и защищают его от загрязнений, а на глубине 30–230 м и более находятся известняковые водоносные слои, так называемые артезианские.

Добыча артезианской воды имеет ряд достоинств: скважины долговечны; поскольку не производится очищение воды с помощью хлора, то вода и не содержит его; глинистые пласты предотвращают попадания «грязи» с поверхности. Однако, артезианская вода богата солями, повышающими жёсткость, которая оказывает неблагоприятное влияние на организм человека. Употребление такой воды приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательной системы. Многочисленные исследования ученых, наблюдения врачей и экологов показали, что существует достоверная связь между:

– повышенным содержанием в питьевой воде хлоридов и сульфатов и ишемической болезнью сердца, болезнями почек и печени, заболеваниями желчных путей, поджелудочной железы;

– общей минерализацей воды и повышенной гидрофильностью тканей. У населения, постоянно пользующегося минерализованной водой (1,5 – 3г дм куб сухого остатка), отмечена задержка организмом выпитой воды, снижение диуреза на 30–60%. Вода с повышенной минерализацией отрицательно влияет на секреторную деятельность желудка, нарушает вводно-солевое равновесие в организме, хуже утоляет жажду;

– повышенной карбонатной жёсткостью и мочекаменной болезнью. Такая вода мало пригодна для хозяйственно-бытовых нужд, в ней плохо развариваются мясо, овощи и бобовые.

Водопроводная вода, используемая в школе, была исследована аналитико-экспериментальным путём. В результате исследований было выявлено: в воде не присутствуют взвешенные частицы, т. к. проба воды имеет бесцветную окраску; при определении прозрачности отклонений от норматива не выявлено – вода не является загрязненной; при температуре 20ºС вода неприятного запаха не имеет (запах свежего белья); по интенсивности запаха воды – от 0 до 1 балла (по шкале бальности от 0 до 5). Водородный показатель рН = 8, т. к. окраска универсальной индикаторной бумаги зеленовато-желтая, следовательно, проба воды имеет слабощелочную среду. При определении жесткости фенолфталеин приобрел розовую окраску, что говорит о наличии в пробе гидрокарбонатов, следовательно, вода имеет карбонатную (временную) жесткость. Значение общей жесткости в источниках централизованного водоснабжения допускается до 7 ммоль*экв./л, в отдельных случаях по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы – до 10 ммоль*экв./л.

При жесткости до 4 ммоль*экв./л. вода считается мягкой, 4-8 ммоль*экв./л – средней жесткости, 8-12 ммоль*экв./л – жесткой, более 12 ммоль*экв./л. – очень жесткой. Содержание аммиака и ионов аммония не выявлено. Качественное определение хлоридов показало, что в пробирке образуется сильная муть, что свидетельствует о концентрации хлоридов от 10 до 50 мг/л; при исследовании сульфатов было выявлено, что в пробирке образуется слабая муть, появляющаяся сразу после добавления хлорида бария, что свидетельствует о 10-100 мг/л содержании сульфат-ионов. Анализ на присутствие ионов тяжелых металлов отрицателен – ионы свинца, железа, меди отсутствуют, т. к. изменения окраски в пробах воды не наблюдается. В воде не присутствуют фенолы. Таким образом, при исследовании выявлено, что вода имеет слабокислую среду; повышенную карбонатную жесткость; повышенную минерализацию (ионы SO42-; Cl1-). Поэтому, в целях минимизации вредного воздействия выявленных неблагоприятных факторов, оптимальным решением будет установка в школе современных фильтров для очистки питьевой воды.

Бесспорный интерес вызывает исследование специфических особенностей данных фильтров. В ходе работы над проектом выяснено, что существует несколько видов таких фильтров, имеющих разные характеристики. Для очистки нашей воды наиболее подходящими будут являться УСВР – фильтры с наносорбентом УСВР (углеродная смесь высокой реакционной способности), благодаря чему задерживаются вредные добавки, химические соединения делают воду прозрачной, успешно защищают потребителя от вирусов и бактерий, содержащихся в воде. Вода становится безопасной в употреблении, без дополнительных мер, вроде озонирования, кипячения и пр.

В соответствии с выводами, которые были сделаны в процессе сбора и анализа информации, была разработана программа по реализации данного проекта, которая включает:

· информирование родителей учащихся о результатах исследования с тем, чтобы получить их поддержку, в т. ч. и материальную для установки фильтров на фонтанчиках с питьевой водой;

· сбор макулатуры учащимися школы для получения дополнительных средств на исполнение проекта;

· выполнение силами учащихся эстетического оформления участков, где будут установлены фонтанчики с питьевой водой;

· инициирование финансовой поддержки проекта территориальным управлением администрации г. Кирова по Нововятскому району; Нововятским районным г. Кирова местным отделением партии «Единая Россия»; Гагариновой Галиной Васильевной, заместителем председателя Кировской городской Думы.

Прогнозируемый результат деятельности по реализации данного проекта: установка нанофильтров на фонтанчиках для питьевой воды в МОУ СОШ с УИОП № 61 г. Кирова в 2010-2011 учебном году.

Список литературы

1. Глинка Н. Л. Общая химия, Л., «Химия», 1977, стр.205

2. Злотников Э. Г., Эстрин Э. Р. Химико-экологический анализ различных природных сред. – Киров, ВГПУ, 1996, стр.29

3. Аргунова М. В. Методы учебного экологического мониторинга //Химия в школе, №2, 2009, стр.65

4. Боровский Е. А. Актуальная тема: дефицит пресной воды // Химия в школе, №8, 2002, стр. 4

5. Лыгин С. А., Белая Е. А., Осинцева Н. В. Практико-ориентированный проект «Экологические проблемы питьевой воды» // Химия в школе, №3, 2010, стр.59

6. Речкалова Н. И., Сысоева Л. И. Какую воду мы пьём // Химия в школе, №3, 2004, стр.7

7. Турлакова Е. В. Определение показателей качества воды // Химия в школе, №7, 2001, стр.64