ВЛИЯНИЕ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ХАРАКТЕР ПРОТЕКАНИЯ ПРЕНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА, ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ВЛИЯНИЕ ПОЛА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Половые особенности физического развития новорожденных и детей грудного возраста. Показано, что при рождении у мальчиков больше по сравнению с девочками длина и масса тела (Попова И.В., 1994; Васильев С.В., 1996; Грицинская В.Л., 2002). Так, среди новорожденных г.Красноярска мальчики реже, чем девочки имели массу тела менее 3 кг и длину тела менее 50 см, но чаще имели массу тела более 4 кг и длину более 56 см, а индекс Кеттеле у них был больше, чем у девочек (Грицинская В.Л., 2002). Среди новорожденных г.Кирова (Попова И.В. , 1994), мальчики превосходили девочек по длине тела (51-54 см против 49-53 см), по массе тела (3,1-3,8 кг против 3,0-3,7 кг); это превосходство сохранилось и в 1 год (длина тела -74-75 см против 73-76 см; масса тела - 10,1-11,2 кг против 9,2-10,8 кг).
Половые особенности физического развития дошкольников. По данным Поповой И.В. (1994), в дошкольном возрасте мальчики превосходят девочек по массе тела, росту, ОГК. Начиная с 3-х лет, между мальчиками и девочками прослеживаются половые различия в соотношении сегментов конечностей, при этом относительная длина сегментов ноги больше у девочек, а руки – у мальчиков (Васильев С.В., 1996). Окостенение пястных костей и фаланг кисти у девочек заканчивается на 2-3 года раньше (к 2-6 годам), чем у мальчиков (Корнев М.А., 1996). Эти данные согласуются с представлением о более низкой скорости биологического развития у мальчиков (Сельверова Н.Б. и др., 2000). В тоже время, судя по данным Грицинской В.Л. (2002) в возрасте 3-7 лет среди мальчиков достоверно меньше, чем среди девочек процент детей с задержкой биологического развития (14,8% против 20,4%) и ниже процент детей с дисгармоничным развитием, обусловленным дефицитом массы тела (33,2% против 41,1%), но больше детей с гармоничным развитием (50,7% против 41,6%).
Половые особенности физического развития младших школьников. Козак Л.М. и соавт. (2002), на основании результатов собственных исследований и данных литературы (Антропова М.В., Кольцова М.М., ред., 1983; Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987; Тихвинский С.Б., Хрущев С.В., 1991; Лук'янова О.М. и др., 2000) предложили стандарты должных значений длины и массы тела для детей 7-10 лет. По этим данным, в 7 и 9 лет у мальчиков по сравнению с девочками достоверно выше должная длина и масса тела; в 8 лет указанные различия не наблюдаются. По данным литературы у 7-9-летних мальчиков по сравнению с девочками выше длина тела (Никитюк Б.А., 1991; Белова Г.А., 2001), масса тела (Никитюк Б.А., 1991) и ОГК (Kivastik J., 1997).
Установлено (Казин Э.М. и др., 2003), что среди детей г.Кемерово в 7 лет мальчики достоверно не отличаются от девочек по росту, массе и ОГК. Для детей г.Волгограда (Давыденко Л.А., 2004) показано, что в 7 лет мальчики не отличаются от девочек по росту, но превышают их по массе и ОГК.
В 8 лет мальчики г.Кемерово (Казин Э.М. и др., 2003) и Горно-Алтайска (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993) достоверно превышают девочек по росту, весу, но не отличаются от них по величине ОГК. В Москве (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993), напротив, мальчики в 8 лет не отличаются от девочек по длине тела и массе, но превышают их по величине ОГК. В г.Волгограде (Давыденко Л.А., 2004) в 8 лет у мальчиков по сравнению с девочками выше длина тела, масса, ОГК. По данным Матвеевой Н.А. и др. (2003) в 8 лет мальчики не отличаются от девочек по длине тела, но превышают их по массе тела, что показано в отношении детей Н.Новгорода, Казани, Ульяновска; в то же время для детей Оренбурга, Перми и Саратовской области не выявлено половых различий по длине и массе тела. Таким образом, не исключено, что проявление полового диморфизма антропометрических показателей, в определенной степени, зависит от региона проживания.
Данные литературы о половых различиях антропометрических показателей у 9-летних детей также противоречивы. В г.Волгограде (Давыденко Л.А., 2004) и в Москве (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993) 9-летние мальчики не отличаются от девочек по длине и массе тела, но превышают их по ОГК. В г.Кемерово (Казин Э.М. и др., 2003) 9-летние мальчики достоверно превышают девочек по массе тела, но не отличаются по росту и ОГК. В Горно-Алтайске (Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А., 1993) в 9 лет мальчики не отличаются от девочек по длине тела, но превышают по массе и ОГК.
Согласно данным (Козак Л.М. и др., 2002), среди 9-10-летних мальчиков меньше процент лиц с высоким (14% против 17% у девочек) и средним (36% против 50%) уровнем физического развития, но больше – с низким (50% против 33%). Показано (Белова Г.А., 2001), что в возрасте 7-8 лет среди мальчиков больше доля детей с хорошо развитой мускулатурой (75-94% против 30-76%).
Согласно исследованиям (Шахейлисламова М.В. и др., 2004), учебные нагрузки вызывают нарушения эндокринной регуляции физического и полового развития школьников – от начала к средине и концу учебного года наблюдается снижение уровня экскреции дегидроэпиандростерона и 17-оксикортикостероидов.
Половые особенности функционального состояния систем организма у младших школьников. Для детей 6-10 лет установлено влияние полового диморфизма на функционирование кардиореспираторной системы, энергообеспечивающих процессов и их направленность (Мозалевський А.Ф., 1996). Среди первоклассников у мальчиков по сравнению с девочками выше уровень физической активности (Manios Y., 1999), но ниже адаптивные возможности сердечно-сосудистой и нервной систем (Толскогузов С.Н., 2000). В возрасте 6-10 лет у мальчиков выше, чем у девочек форсированная ЖЕЛ и форсированная скорость выдоха (Kivastik J., 1997). Согласно данным литературы, у мальчиков выше, чем у девочек величина ЖЕЛ в 7, 8 лет (Давыденко Л.А., 2004) и в 9-10 лет (Козак Л.М., 2002). Установлено, что у мальчиков ЧСС ниже, чем у девочек. Это показано для 7-и 8- летних детей (Русинова С.И., 1989), а также для 9-летних детей в условиях покоя и после нагрузки (Козак Л.М. и соавт., 2002). Однако для детей г.Кемерово не обнаружены достоверные различия по ЧСС между мальчиками и девочками в 7, 8 и 9 лет (Казин Э.М. и др., 2003). Мухетдинова А.Р. (2001) отмечает, что в младшем школьном возрасте, который, согласно (Чумаченко А.В. и др., 1989, Гринене Э. И др., 1990) является критическим периодом развития гемодинамики, показатели АД у мальчиков достоверно выше, чем у девочек. Для детей г.Архангельска показано (Белова Г.А., 2001), что в возрасте 7-8 лет у мальчиков выше, чем у девочек частота дыхания в покое (30 против 26 циклов/мин). Выявлено (Козак Л.М. и соавт., 2002), что у 7- летних мальчиков достоверно больше, по сравнению с девочками время задержки дыхания на вдохе (33,0 с против 24,3 с).
При исследовании 5,5-7-летних детей г.Красноярска и г.Усть-Кута (Прахин Е.И., Грицкая В.Л., 1997) не выявлено половых различий по величине МПК, что, по нашему мнению, связано с малым объемом наблюдений, но обнаружены различия по мышечной силе кисти (соответственно 7,7 кг против 6,5 кг у девочек; 8,3 кг против 7,2 кг у мальчиков). В г.Волгограде (Давыденко Л.А., 2004) мальчики и девочки не отличались по величине мышечной силы правой и левой кисти в 7 и 8 лет, но достоверно отличались в 9 лет.
Согласно (Козак Л.М. и др., 2002), у мальчиков к концу первого учебного года возможно улучшение психофизиологических функций вследствие возрастающей роли вегетативных систем в процессе физического развития, у девочек в конце учебного года наблюдается ухудшение сенсомоторных реакций на фоне улучшения восприятия, операционно-пространственного мышления и функциональной подвижности нервных процессов.
1.3. Влияние ДРУГИХ ФАКТОРОВ
Связь темперамента с уровнем физического развития. Этому вопросу посвящен ряд исследований (Слободская Е.Р., 1997; Юринов А.В., 2002; Таркова К.Р. и др., 2000; Ахвердова О.А., 2001), в том числе – изучению связи темперамента с состоянием сердечно-сосудистой и эндокринной систем в условиях стресса (Харитонова И.В. и др., 2000; Таркова К.Р. и др., 2000; Юринов А.В., 2002). Для дошкольников отмечена взаимосвязь темперамента с телосложением и образом жизни: массивные и худощавые дети наиболее активны, миниатюрные - чаще плачут и имеют плохое настроение (Слободская Е.Р., 1997). Имеются указания о том, что для различных типов ВНД характерны определенные особенности вегетативных процессов (Циркин В.И., Трухина С.И., 2001), в частности, у меланхоликов имеет место более высокая возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы, что особенно ярко проявляется при выполнении функциональных нагрузок, в том числе в условиях эмоционального стресса и характеризуется резким повышением сдвигов со стороны респираторной системы и системы кровообращения, а также интенсификацией обменных процессов.
Связь функциональной асимметрии мозга с физическим развитием. Имеются лишь единичные сведения по данному вопросу. В частности, установлена связь между состоянием опорно-двигательного аппарата и ФАМ - при правостороннем сколиозе у большинства обследованных отмечается доминирование правого полушария; при левостороннем сколиозе - левого полушария, что, по мнению автора, объясняется формированием функциональной асимметрии в организации мышечной системы (Данюков В.Н., 2001).