Разработка методических материалов для курса «Векторная графика» на примере COREL DRAW

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Министерство образования Российской Федерации


Вятский государственный гуманитарный университет


Факультет информатики

Кафедра информационных технологий и ТСО

Курсовая работа

Разработка методических материалов для курса

«Векторная графика» на примере COREL DRAW

Выполнила студентка  группы инф-42

Лосева Светлана Михайловна

Научный руководитель

Харунжева Е.В.


КИРОВ, 2004


Оглавление

Занятие 1. Знакомство с CorelDRAW... 5

Занятие 2. Инструменты рисования. 12

Занятие 3. Простейшие операции с объектами. Взаимодействие объектов. 18

Занятие 5. Простой текст. Выравнивание объектов. 25

Занятие 6. Стили. Заливки. 28

Занятие 7. Слои. 34

Занятие 8. Особые эффекты.. 38


Введение

Почти с момента создания ЭВМ появилась и компьютерная графика, которая сейчас считается неотъемлемой частью мировой технологии. В настоящее время компьютерная графика – одно из самых популярных направлений развития компьютерных технологий. Достаточно сказать, что сегодня до 90% всей работы программистов связано с созданием и использованием графических объектов. Поэтому столь важной и актуальной задачей для развития информационной культуры общества является знакомство и работа с различными существующими программами обработки графической информации.

CorelDRAW – один из самых популярных графических векторных редакторов. Функциональные возможности данной программы намного шире, чем у других программ подобного типа. По сути, CorelDRAW представляет собой некоторый гибрид инструментальных средств, выполняющий функции программы векторной графики, издательской программы, а также программы разработки электронных документов. Это дает основание рассматривать CorelDRAW как универсальную графико-издательскую программу, не имеющую в настоящее время аналогов на рынке прикладных программных продуктов, предназначенных для разработки документов. CorelDraw очень часто используется в повседневной деятельности, начиная от создания собственных визиток и заканчивая составлением бухгалтерских отчетов. [4]

Поэтому, я считаю, рассмотрение данной темы просто необходимо для полноценного развития компьютерной культуры человека. Отсюда вытекает цель данной курсовой работы – разработать комплекс методических материалов, дающих общее представление о графическом редакторе CorelDRAW и о его возможностях.

Основными же задачами работы являются:

Научная новизна и теоретическая значимость курсовой работы состоит:

Практическая значимость:

1. Определено содержание темы «Векторная графика. CorelDRAW», изучение которой можно порекомендовать в качестве факультативного курса для старших классов.

2. Разработана методическая система, состоящая из комплекса занятий-практикумов, реализация которой обеспечит у учащихся формирование умений работы с программой.

3. Разработаны контрольные задания для текущего контроля усвоения практических умений.

В данной работе я буду ориентироваться на предпоследнюю версию программы – CorelDRAW 11.


Основы работы с CorelDRAW

Занятие 1. Знакомство с CorelDRAW

ИНТЕРФЕЙС ПРОГРАММЫ

Как и в любой другой программе, работающей в среде Windows, рабочее окно программы CorelDRAW не сильно отличается от окон других графических редакторов. Внешний вид рабочего окна может несколько отличаться от представленного на рис. 1.1, так как CorelDRAW предоставляет пользователю достаточно большие возможности по изменению интерфейса.

В центре окна программы расположен рисунок листа бумаги, называемый рабо­чей областью. Вы можете рисовать как внутри рабочей области, так и вне ее, но при выводе на печать будет напечатано только то, что находится внутри рабо­чей области. Полосы прокрутки позволяют передвигаться по изображению, а измерительные линейки – точно  позиционировать  элементы

Рис. 1.1 Рабочее окно программы

рисунка и измерять их размеры.

Для работы с цветом в правой части окна расположена палитра цветов. В строке состояния выводится различная информация, существенно об легчающая работу с редактором. Кнопки на панелях инструментов позволяют бы­стро и легко выполнять любые операции в редакторе. Чтобы расположить панель инструментов в произвольном месте, надо перета­щить ее с помощью мыши. Панели можно расположить рядом с любой стороной окна или в произвольном месте рабочего окна. Также вы можете показать или убрать любую панель инструментов, вызвав контекстное меню правой кнопкой  мыши. [2, с. 98 - 99]

ОТКРЫТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ФАЙЛОВ

Для открытия документов в CorelDRAW 11 используется команда Файл a Открыть (File a Open) или кнопка

Задание 1. Открыть документ Bird.cdr:

В CorelDRAW 11 предусмотрены различные способы сохранения документа, со­зданного в программе. Они реализуются с помощью следующих команд меню Файл (File):

Мы будем сохранять, пользуясь только первым способом.

Задание 2. Сохраните документ под именем MyBird.cdr:

Если нужно сохранить только лишь изменения в документе, то выполняем операцию Файл a Сохранить или используем кнопку

РЕЖИМЫ ПРОСМОТРА ДОКУМЕНТА

В графическом редакторе CorelDRAW есть несколько режимов просмотра до­кумента, различающиеся качеством получаемого изображения и скоростью формирования рисунков. Изображение наилучшего качества получается в ре­жиме расширенного просмотра (Рис. 1.2, слева). Чтобы перей­ти в этот режим просмотра, выберите команду меню Вид a Расширенный (View a Enhanced). Однако в этом режиме сложные рисун­ки на маломощных компьютерах будут обновляться очень медленно, с большими задержками.

В этом случае используйте обычный режим просмотра. Выберите команду меню Вид a Обычный (View a Normal). Качество изображе­ния почти не изменится, но некоторые детали и переходы цветов будут показаны менее качественно. Зато скорость работы существенно увеличится.

Рис. 1.2 Различные режимы просмотра

Вы можете не отображать заливку объектов, оставив только контуры (Рис. 1.2, справа). Для перехода в этот режим выберите команду меню Вид a Контурный (View a Wireframe). В режиме контурного просмотра, в кото­ром цвета объектов не отображаются на экране, работа ускорится, но ее удобство резко снизится. Для работы в этом режиме нужен определенный на­вык.

В большинстве случаев лучше использовать режим расширенного просмотра, если ваш компьютер имеет достаточную мощность. При создании больших ил­люстраций, содержащих множество объектов, можно переходить в режим обычного просмотра.

Если вы хотите увидеть рисунок без дополнительных элементов окна редакто­ра, выберите команду меню Вид a Полноэкранный просмотр (View a Full-screen preview). Рисунок займет весь экран монитора. При этом никаких других эле­ментов на экране показано не будет. Для возврата к редактированию рисунка требуется щелкнуть мышью в любом месте.

Чтобы просмотреть только часть рисунка в полноэкранном режиме, выберите команду меню Вид a Просмотр только выделен­ного (View a Preview Selected Only). После этого выделите интересующие вас объекты и выберите команд меню Вид a Полноэкранный просмотр (View a Full-screen preview). Обратите внимание, что масштаб просмотра выделенных объектов не меняется [2, с. 213-214].

Задание 3. Самостоятельно проверьте работу каждого режима просмотра.

ИЗМЕНЕНИЕ МАСШТАБА ПРОСМОТРА ИЗОБРАЖЕНИЯ

CorelDRAW позволяет просматривать рисунки в различном масштабе. При рабо­те с графическим редактором часто приходится менять масштаб изображения, чтобы увидеть рисунок целиком или рассмотреть отдельные фрагменты . Мелкие фрагменты легче редактировать при большом увеличении.

Для изменения масштаба следует воспользоваться вспомогательной панелью инструмента

Задание 4.

На панели Панель свойств (Property Bar) мы можем использовать несколько полезных кнопок. Так с помощью кнопки

Если нужно просмотреть участки иллюстрации, невидимые в настоящий момент, можно воспользоваться полосами прокрутки или инструментом

Задание 5. Проверьте работу данных инструментов.

НАСТРОЙКИ РЕДАКТОРА

Графический редактор CorelDRAW имеет множество настроек, позволяющих значительно изменить внешний вид рабочего окна программы. Для настройки всех возмож­ностей CorelDRAW следует выбрать команду меню Сервис a Параметры (Tools a Options). На экране поя­вится диалог настройки параметров (Рис. 1.3). В левой части диалога находит­ся список всех групп параметров, которые вы мо­жете настроить.

Рис. 1.3 Настройка параметров CorelDRAW

Все настройки разделяются на три большие группы. В группе Ра­бочая область (Workspace) настраивается внешний вид редактора и особенности его работы. Именно эта группа наиболее важна для настройки эффективной рабо­ты. В группе Документ (Document) можно настроить параметры редактируемого документа. Также вы можете установить некоторые значения по умолчанию для вновь создаваемых документов. В группе Глобаль­ные (Global) устанавливаются параметры печати, экспорта и импорта, важные для продуктивной работы с редактором [2, с. 215-216].

Задание 6. Создадим светло-желтый фон страницы. Для того чтобы не искать в параметрах страницу Фон, выполните команду Макет a Установки страницы. На вкладке Фон (Background) установите маркер напротив слова Полный (Fill) и выберите подходящий цвет.

Для удобства работы с изображениями, состоящим из нескольких отдельных элементов, данные объекты можно объединять при помощи кнопки

Если вы хотите добавить к вашему изображению какой-нибудь рисунок из файла, то можно выполнить команду Файл a Импорт (File a Import) или нажать на иконку

Чтобы масштабировать объект, нужно выделить его и при помощи появившихся маркеров

Как и во многих других программах, в CorelDRAW можно отменять или возвращать последние действия. Это осуществляется при помощи кнопок

Задание 7. При помощи мыши выделите все составляющие рисунка и осуществите группировку его элементов, измените местоположение, наклон птицы. Импортируйте файл Bird. Измените аналогично положение второго изображения.

Занятие 2. Инструменты рисования

Самые сложные рисунки создаются в CorelDRAW из множества простых объ­ектов, поэтому необходимо уметь создавать разнообразные векторные объекты, чтобы в дальнейшем редактировать их, создавая произвольные композиции. Любой объект создается в редакторе аналогичным способом, и освоив создание простых объектов, вы без труда сможете работать с более сложными вектор­ными объектами.

К простейшим геометрическим объектам, создаваемым в CorelDRAW, можно отнести прямоугольники и эллипсы, многоугольники и спирали, прямые и кри­вые линии.

Создадим графический логотип некоторой фирмы. В конце третьего занятия вы должны будете получить изображение, схожее с рисунком 2.1.

Рис. 2.1. Образец для упражнений

Задание 1. Создайте новый документ MyCat.cdr. Логотип будет располагаться вверху страницы, поэтому можно увеличить масштаб в этом районе.

Проведем вспомогательные линии – направляющие, которые в основном исполняются для точного ручного позиционирования объектов в изображении и размещении их относительно друг друга. Размещение горизонтальных и вертикальных направляющих в изображении осуществляется «вытаскиванием» их соответствующих линеек, которые отображаются командой Вид a Направляющие. Для удаления направляюще нужно выделить ее и нажать клавишу Delete.

Задание 2. Создайте вертикальную направляющую и перетащите ее к отметке 105. Для более точного позиционирования выделите направляющую и на панели свойств в окне координат установите значение x = 105 mm.

Задание 3. Нарисуем область, в которой будет находиться кот.

Задание 4. Нарисуем глаза и голову кота.

Операция рисования прямоугольников и квадратов напоминает предыдущую. При этом для создания квадрата нужно удерживать клавишу Crtl при рисовании. При удерживании клавиши Shift – прямоугольник строится от центра наружу [5].

Для построения выберите инструмент Прямоугольник (Rectangle), щелкнув по его иконке

Если прямоугольник является активным объектом, на панели свойств появляются четыре поля, в которых задается процент закругления (по отношению к самой короткой стороне). Поэтому мы можем закруглить углы другим способом, изменяя значения в данных полях. Заметьте, что на панели имеется значок с изображением замка

Задание 5. Построим прямоугольники короны, опираясь на рисунок.


Задание 6. Приступим к построению многоугольников.

Рис. 2.2 Образец для упражнений

Полигоны, начиная с пятиугольников, можно преобразовывать в звезды. Для этого нужно нажать кнопку

Рассмотрим использование готовых фигур. К ним относятся:

Задание 7. Построим область ленты.

Теперь начнем построение простейших линий. К ним относятся [6]:

Использование инструментов Кисть и Распылитель позволяет легко и быстро преобразить созданный вами рисунок.


Задание 8. Нарисуем улыбку кота и его усы.

Незамкнутой кривой нельзя задать заливку. Для того, чтобы ее замкуть автоматически нужно выбрать эту прямую и щелкнуть на кнопке


Занятие 3. Простейшие операции с объектами.

Взаимодействие объектов

Продолжим создавать логотип фирмы, начатый на предыдущем уроке.

Рис. 3.1. Образец чернового варианта логотипа

Задание 1. Оформим крайний пятиугольник короны.

Задание 2. Окончательно создадим все недостающие элементы кота.

Все объекты, созданные средствами CorelDRAW, могут иметь абрис, то есть каждому из них может быть задана обводка. Если контур объекта замкнут, то есть его начальная и конечная точки связаны, к нему может быть применена заливка различных видов. Если же объект имеет незамкнутый контур, то к нему может быть применен только абрис [3]. В конце предыдущего занятия было рассмотрено замыкание кривой.

Задание 4. Раскрасим полученный рисунок.

Рассмотрим работу с несколькими объектами. С ними можно выполнять такие операции как

Рис. 3.2. Преобразования короны

Задание 4. Преобразуем корону к виду, показанному на рис. 3.2 д.

Задание 5. Выберите голову (эллипс) и уши кота. Щелкните по кнопке


Задания для самостоятельной работы

Выполнив команду Макет a Установки страницы, измените ориентацию  страницы на альбомную.

Используйте инструменты


Используйте инструмент Спираль (Spiral)

Не забудьте сохранять каждый рисунок в новом файле.


Текстовые возможности CorelDRAW

Занятие 4. Основы работы с текстом. Фигурный текст

CorelDraw предоставляет широкие возможности для художественной обработки текста. Вы легко можете превратить слово, набранное самым неприметным шрифтом, в броский логотип или заголовок. [3, с.88]

В графическом редакторе CorelDRAW существует возможность работы с двумя разновидностями текстовых объектов: с фигурным (Artistic) и простой (Paragraph) текстом. Фигурный текст представляет собой графический объект, с которым можно работать как с любым другим объектом CorelDRAW. Обычный же текст представляет собой массив текста в рамке, вставленный в рисунок. Вы можете менять границы рамки обычного текста или придавать ей замыслова­тую форму, но внутри текст будет располагаться точно так же, как и в любом текстовом редакторе, например, в Word. Фигурный текст используется для вво­да небольшого текста от одного символа до нескольких слов. Обычный текст предназначен для ввода больших объемов текстовой информации и часто ис­пользуется для рекламных листовок.

CorelDRAW имеет все возможности форматирования текста, присущие хоро­шему текстовому редактору. Вы можете выбрать шрифт, установить его размер и начертание, задать выравнивание текста. Форматировать можно как отдель­ные символы, так и слова или предложения. Проще всего выполнять форматирование с помощью панели свойств. Дополнительные возмож­ности по форматированию текста можно получить в специальном диалоге, который вызывается с помощью кнопки

Начнем знакомство с ввода фигурного текста. Воспользуемся им, чтобы закончить логотип фирмы «Чеширский Кот» (рис. 4.1).

Задание 1. Сделаем надпись вдоль окружности.

Рис. 4.1. Логотип фирмы «Чеширский Кот»

Задание 2. Оформим надпись на ленте.

Рис. 4.2. Преобразования надписи.

Задания для самостоятельной работы

Ориентация страницы – альбомная.         Ориентация страницы – альбомная.

Импортируйте  файл  VSUofG.jpeg,          Импортируйте файл Vinni.crd.

замкните  рисунок  и только потом

вставляйте надпись.


Занятие 5. Простой текст. Выравнивание объектов

Создавая простой текст в CorelDRAW, вы практически переходите в его встроенный текстовый редактор, который по мощностям сопоставим со специализированными приложениями, например с Microsoft Word. [3, с. 107]

При работе с простым текстом у вас, в отличие от фигурного текста, есть не­сколько дополнительных возможностей по изменению формата. Кнопки

Рис. 5.2 Бланк передачи по факсу

Задание 2. Создадим бланк, приведенный на рис. 5.2.

Перед выполнением работы выполните команду Макет a Установка страницы… (Layout a Page Setup…). В диалоговом окне Опции (Options) выберите Метка (Label). В появившемся окне укажите Метки (Labels). В списке Типы меток (Label Types) укажите подходящую вам форму визитки и их количество на странице.

Символы вставляйте, используя шрифт Webdings (клавиши «ь», «Й»).

2*. Создайте свою визитку.


Организация документа. Заливки

Занятие 6. Стили. Заливки

Система стилей существует во всех развитых графических и текстовых приложениях. Стиль – это совокупность атрибутов объекта. Его использование экономит время – вместо десятка операций форматирования обходясь одной – заданием стиля. В CorelDRAW три основных типа стилей:

Создадим рекламную листовку программы CorelDRAW. По окончанию занятия вы должны будете получить рис. 6.1.

Рис. 6.1. Рекламный плакат

Задание 1. Предварительные шаги.

Управление стилями в CorelDRAW производится из докера Стили текста и графики (Graphic and Text), которое открывается выбором соответствующей команды в Докерах (Dockers) меню Вид (View).

Задание 2. Создадим новый стиль фигурного текста.

Аналогично можно организовать другие стили.

Рис. 6.3. Цветовые модели RGB (слева) и CMYK (справа)

CorelDRAW предлагает совершенный метод манипулирования цветами – библиотеку цветов. Существует несколько моделей цветов. Самыми популярными являются модели RGB и CMYK. RGB (Red – красный, Green – зеленый, Blue – синий (см. рис. 6.3, слева) Смешивая эти три цвета можно получить разнообразные цвета и их оттенки. Эта модель очень проста, поэтому широко распространена. CMYK (Cyan – голубой, Magenta – пур­пурный, Yellow – желтый, blасК – черный (см. рис. 6.3, справа). Построена на эффекте вычитания цветов. Широко применяется в полиграфии.

Простейшим способом заливки объекта является однородная заливка с использованием палитры, расположенной в правой части окна CorelDRAW.

Подобную заливку мы уже производили и знаем, что по умолчанию заливка возможна лишь в том случае, если объект представляет замкнутую фигуру. Но также возможна заливка и незамкнутых фигур. Для этого выполните команду Сервис a Параметры a Документ a Основное (Tools a Options a Document a General). Теперь в окне диалога Основное необходимо установить флажок Заливка открытых кривых (Fill Open Curves) [7]:

Чтобы убрать заливку, нужно в подменю

Если нужно создать цвет, которого нет в палитре, то можно воспользоваться несколькими способами. Для этого в подменю

Задание 3. Задайте заголовку плаката заливку голубого цвета (R: 250, G: 208, B: 20) и абрис темно-желтого (R: 0, G: 130, B: 200). Сделайте контур толщиной 16 пт и поместите за объектом.

Цветовую гамму иллюстрации часто удобно организовывать в виде специальных стилей цвета.

Рис. 6.6. Заливка шара

Красивого результата можно добиться, используя плавные переходы от одного цвета к другому. Это осуществляется с помощью градиентной заливки. Существуют четыре типа градиентных заливок: линейные, радиальные, конические и квадратные.

Задание 5. Поэкспериментируйте с данной заливкой на прямоугольнике-фоне, сначала разомкнув его. Попробуйте передвигать узлы градиента и добавлять новые цвета, перемещая их из палитры цветов.

С помощью узорных заливок вы можете создавать мозаичные фоны или повышать реалистичность создаваемых изображений. Все заливки состоят из небольших квадратных плиток, которые складываются в правильную мозаику без искажений. Данный тип заливки позволяет в интерактивном режиме изменять элементарные части, создавая новый узор. Существуют три типа узорных заливок: двухцветные; многоцветные; растровые. [8]

Задание 6. Используя данный вид заливки (тип – растровый (Bitmap)), придайте цвет корзине.

Текстурные заливки относятся к особому виду растровых изображений. Текстура – это такое изображение, которое создано с помощью специальных алгоритмов; часто они напоминают некоторые природные явления. В комплект поставки программы входят более 100 образцов текстур, каждую из их можно модифицировать так, что она приобретет совершенно новый, отличный от исходной вид.

Задание 7. Создадим фон из облаков. Выбираем инструмент

Во вспомогательной панели инструмента

В последних версиях CorelDRAW появились инструменты интерактивной рабо­ты с заливками. Хотя к этим инструментам нужно привыкнуть, при умелом использовании они существенно облегчат создание сложных заливок. Инструмент

Интерактивную сетчатую заливку

 

 


Используйте интерактивную заливку



Занятие 7. Слои

Слои используются при обработке графических документов различ­ных типов. Если документ представляет собой растровое изображение, то в каж­дом его слое может находиться всего один графический объект. Для документов векторного типа в отдельном слое может находиться произвольное число объектов любых типов.

В векторных документах CorelDRAW слои выпол­няют вспомогательные функции, к числу которых относятся следующие:

Для выполнения в программе различных операций со слоями документа исполь­зуется окно Диспетчер объектов (Object Manager) (рис. 7.1), которое можно открыть одноименной командой из подменю Докеры (Dockers) меню Окно (Window). [1, с. 79]

При работе со слоями возможны следующие операции [1, с. 81-82]:

Задание. Создадим модель Солнечной системы, используя слои (см. рис. 7.2).

Рис. 7.2. Модель Солнечной системы

Задание для самостоятельной работы

Создайте 4 слоя: Фон, Паутинка, Паук, Листья. Используйте инструменты

Дополнительные возможности CorelDRAW

Занятие 8. Особые эффекты

Инструменты интерактивных эффектов сгруппированы в панели Графика (Toolbox) (см. рис.8.1)

Создадим на последнем занятии рекламу программе CorelDRAW. После завершения урока вы должны будете получить рисунок 8.2.

Рис. 8.2. Реклама CorelDRAW.

CorelDRAW позволяет делать создаваемые в ней объекты полупрозрачными. Прозрачность, как и заливка, может быть сплошной, градиентной, узором и текстурой. [3, с. 262]

Задание 1. Создадим фон.

Перетекание – серия фигур, расположенных между двумя объектами. Промежуточные фигуры (стадии) плавно изменяют форму и цвет от начального объекта к конечному. [3, с. 266]

Рис. 8.3. Создание листа одуванчика

Задание 2. Рассмотрим эффект

Рис. 8.4. Процесс создания головки одуванчика

Для придания живости иллюстрации, превращая гадкие линии в неряшливый штрих или зигзаг, до неузнаваемости изменяя фигуру, существуют инструменты деформации

Задание 3. Рассмотрим группу эффектов Деформации.

Задание 4. Закончим оформление одуванчика.

Рис. 8.5. Использование эффекта Экструзия.

Задание 5. Оформление надписи.

Используя Прозрачность и Перетекание    Сначала залейте текст градиент-


Заключение

Компьютерная графика стала основным средством взаимодействия человека с ЭВМ. На сегодняшний день  она используется в самых различных областях от досуга до бизнеса.

Так применение компьютерной графики в средствах массовой информации мы видим ежедневно, как в виде различных заставок и телеэффектов на экране, так и в виде газет, при подготовке многих из которых используется электронная верстка на компьютере.

Программ для работы с компьютерной графикой много, но самой популярной для работы с векторной графикой является CorelDRAW. В данной работе мы разработали комплекс методических материалов для ознакомления с этой программой, что соответствует цели курсовой работы. CorelDRAW содержит еще множество различных возможностей, эффектов, которые не были затронуты в данной курсовой работе, и те, кому стало интересно, может продолжить изучение самостоятельно, ведь работать с данной программой достаточно просто и весьма интересно.

В результате просмотра различной литературы осуществлены планирование и разбивка изучения программы по занятиям и разработана система заданий для каждого урока и контрольная работа для итогового контроля знаний учащихся по изученному материалу, то есть выполнены задачи курсовой работы.

Но в программе есть и свои недостатки. Так в CorelDRAW существует возможность работы с растровыми изображениями, но они не такие широкие, как, например, в Photoshop. Поэтому я считаю, что для решения задач, связанных с растровой графикой, CorelDRAW не совсем подходит.

В остальном программа с каждой версией улучшается. Постоянно появляются новые инструменты работы с объектами, улучшается интерфейс, что существенно облегчает работу пользователей.


Список литературы


Приложение

Контрольная работа 1

Контрольная работа 2                Контрольная работа 3


Контрольная работа 4                Контрольная работа 5

 

 

 

 

Недавно добавили