Учись Учиться

Педагогика
Педкопилка
09 May 2011

Модуль «Художественная культура Киевской и удельной Руси (Х-ХII вв.)»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Художественная культура
  • киевская русь
  • удельная русь
  • модуль
  • история
  • Художественная культура Киевской Руси

Модуль

«Художественная культура Киевской и удельной Руси (Х-ХII вв.)»

Учебный курс – История мировой и отечественной культуры (1-2 семестры, 296 часов)

Название МП – Духовная и художественная культура Киевской Руси, удельной Руси (IХ-ХIII вв.), периода образования Московского централизованного государства (ХIV-ХVI вв.)[1] 

Структура МП: М-1 – М-2 – М-3

Название и номер модуля:   М-1 «Художественная культура Киевской и удельной Руси (Х-ХII вв.)

Структура модуля (состав УЭ), необходимых для усвоения различными обучающимися:

1 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ6 – УЭ9

2 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ5 – УЭ6 – УЭ 7 – УЭ9

3 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ5 – УЭ6 – УЭ7 – УЭ8 – УЭ9

Предполагаемое время, отводимое на освоение материала модуля 4 часа (2 аудиторных в форме лекционного занятия, 2 – внеаудиторная самостоятельная работа).

Необходимая для работы по модулю обязательная и дополнительная литература: 

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.М. Кантора. М., 1997.

2. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / Н.А. Барская. М., 1993.

3. Забияко, А.П. История древнерусской культуры: Учебное пособие [Текст] / А.П. Забияко. М., 1995. Гл. 13, 14.

4. Кураев, А. Человек перед иконой. Размышления о христианской антропологии и культуре [Текст] / А. Кураев // Квинтэссенция. М., 1992.

5. История русского искусства. Искусство Х – первой половины ХIХ века [Текст] / Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т. 1. М., 1991. Разделы 1, 2.

6. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник [Текст] / О.М. Анисимова, В.В. Кусков, М.П. Одесский, П.В. Пятнов. М., 1994. С. 184-209.

7. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения [Текст] / Л. Любимов. М., 1974.

8. Флоренский, П. Обратная перспектива [Текст] / П. Флоренский // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. С. 43-88.

9. Флоренский, П. Храмовое действо как синтез искусств [Текст] / П. Флоренский // «О Русь, волшебница суровая…». М., 1988. С. 234-236.

10. Черный, В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие [Текст] / В.Д. Черный. М., 1997. Гл. 2, 3.

11. Языкова, И.К. Слово и образ. Художественный и символический язык иконы [Текст] / И.К. Языкова. Богословие иконы: Учебное пособие М., 1995. С. 15-46.

12. Иллюстративные и текстовые приложения к модулю (планы-схемы храмов, учебные тексты).

Содержание модуля

№ УЭ

Содержание материала

Методическое руководство по освоению материала модуля

УЭ 0

В результате освоения модуля Вам необходимо:

1 уровень:

  • · знать сущностные признаки понятий по истории художественной культуры Древней Руси;
  • · определять основные признаки, по которым характеризуется крестово-купольный храм;
  • · определять основные признаки иконографического канона в изображениях Христа и Богоматери;
  • · знать основные памятники архитектуры Киевской Руси и феодальной раздробленности, произведения иконописи;

2 уровень

  • · то же, что 1 уровень + анализировать конкретные памятники художественной культуры;

3 уровень

  • · то же, что 2 уровень + оценивать проявление синтеза искусств  в древнерусском православном храме (включая памятники позднейших эпох, иных регионов, но созданных в традиционном для Древней Руси типе крестово-купольного храма), взаимопроникновение ценностей духовной и художественной культуры.

Прочитайте цель Вашей работы над модулем, выберите уровень освоения Вами материалов модуля, обратите внимание на то, какие учебные элементы Вам для этого необходимо освоить.

УЭ 1

Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень готовности к освоению материала модуля:

  1. Что такое плинфа? Какие памятники древнерусской архитектуры вы знаете?
  2. Что означает в переводе с древнегреческого «икона»? Какие иконы древнерусского письма Вам известны? Что такое иконостас?
  3. Чем иконопись отличается от живописи светского характера? Каковы художественные особенности иконописного изображения и чем они объясняются?
  4. Какие основные православные идеи определяли устройство, внешний облик и интерьер храма?
  5. Что нового был привнесено древнерусскими зодчими в православное храмостроительство в сравнении с византийскими образцами?

Работайте в парах, поочередно отвечая на вопросы, дополняя друг друга. При затруднении обратитесь к рекомендованной литературе.

УЭ 2

Ваша цель состоит в том, чтобы выявить сущность специальных понятий по истории духовной культуры, архитектуры, изобразительного искусства:

  • · архитектура; алтарь; амвон;  аналой; апсида; галерея; гульбище; глава; закомара; звонница; киот; купол; лопатка; наличник; неф; парус; пилястра; портал; трансепт; фриз; хоры; цоколь.
  • · апостол; архангел; благовещение; богословие; введение во храм; вознесение; евангелие; евхаристия; иерей; ипостась; канон; литургия; преображение; серафим; символ; София; сошествие в ад; сретение; троица; успение.
  • · движки; Деисус; знаменщик; Елеуса; иконография; иконопись; иконостас; киноварь; клейма; колорит; мозаика; нимб; Одигитрия; оклад; Оранта; Панагия; Пантократор; перспектива; праздничный ряд (чин); прорись; роспись; Спас; станковое искусство; темпера; фреска; царские врата;

При работе с понятиями опирайтесь на терминологический словарь «Аполлон» и на пособие А.П. Забияко (с. 285-296).

Выпишите определения категорий в тетрадь, обсудите их содержание в парах.

Сформулируйте вопросы к каждому понятию, выявляющие сущностные признаки соответствующего феномена духовной и художественной культуры.

Каждый блок понятий представьте в форме кластера, определив внутреннюю структуру перечней по архитектуре, терминов по духовной культуре православия, технике и языку иконописи.

УЭ 3

Ваша цель состоит в том, чтобы определять основные признаки, характеризующие особенности конструкции и символики православного храма, созданного по византийскому образцу крестово-купольного стиля.

Для этого прочитайте с. 184-187 словаря-справочника «Литература и культура Древней Руси». Обратите внимание на схематический рисунок в приложении (прил. 1), подпишите в схемах основные элементы конструкции, опираясь на составленный Вами словарь терминов.

Выпишите в тетрадь основные признаки, по которым можно охарактеризовать крестово-купольный храм.

Составьте таблицу, в которой данные признаки являются названиями граф.

УЭ 4

Ваша цель состоит в том, чтобы научиться на основе предложенной памятки давать характеристику памятникам архитектуры Киевской Руси – Собор Святой Софии в Киеве, собор Святой Софии в Новгороде.

– дата возведения храма;

– используемый строительный материал;

– происхождение мастеров, возводивших храм;

– размеры храма; количество нефов, глав;

– особенности декора фасада;

– особенности пропорций храма;

–особенности организации внутреннего пространства, памятники монументальной и станковой живописи в храме;

Для достижения цели прочитайте тексты-описания памятников (см. приложение 3), обратитесь к учебному пособию В.Д. Черного (с.22-24, с. 38-39), к монографии Л. Любимова (с. 100-112).  Используйте в работе планы-схемы храмов (см. приложение 2).

Работая индивидуально, заполните графический организатор «Кольца Эйлера-Венна» по теме «Древнерусская архитектура. Памятники Киевской Руси».

Обсудите результаты работы в группе, внесите дополнения в свои графические организаторы.

УЭ 5

Ваша цель состоит в том, чтобы проанализировать особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектурных школ периода феодальной раздробленности и дать их сравнительную характеристику.

Для этого прочитайте текст-описание Дмитриевского собора во Владимире (см. приложение 3), описание храма Покрова на Нерли (с. 72-75 учебного пособия В. Черного), материалы по истории зодчества новгородской земли (с. 25-27 «Истории русского искусства»). Воспользуйтесь планом-схемой храма Покрова на Нерли (см. приложение 2).

Обсудите в парах критерии, на основе которых будут сравниваться архитектурные школы Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Подготовьтесь к устному сообщению на 5-7 минут по одному из памятников (храм Спаса на Нередице).

УЭ 6

Ваша цель состоит в том, чтобы научиться определять особенности выразительного языка древнерусской иконы и отличать внешние признаки различных иконографических типов Христа и Богоматери.

Прочитайте рекомендованный материал из учебного пособия И.К. Языковой  и статью П. Флоренского «Обратная перспектива» для выяснения выразительных особенностей языка иконы.

Прочитайте фрагменты учебного пособия Н.А. Барской: с. 16-30 (образы Спаса), с. 30-45 (образы Богородицы), с. 202-207 (иконостас). Обратите внимание на схему классического иконостаса (см. приложение 4).

Составьте тематическую таблицу, в которой обозначьте специфику восприятия   пространства религиозной живописью, а также символику цветовых отношений.

Выделите особенности иконографии Христа и Богородицы с помощью кластера.

УЭ 7

Ваша цель состоит в том, чтобы оценить взаимопроникновение богословского и художественного  смысла иконы как феномена древнерусской культуры.

Прочитайте статью Евгения Трубецкого «Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи» (в книге «Философия русского религиозного искусства», с. 5-43).

Проанализируйте материалы статьи русского философа рубежа ХIХ-ХХ веков. Составьте на ее основе эссе на 1-2 стр.

УЭ 8

Ваша цель состоит в том, чтобы на примере архитектурного памятника Вашего региона объяснить смысл синтеза искусств в православном храме.  Используйте в качестве информационной и методологической опоры образцы текстов из приложения и книги о памятниках архитектуры, а также статью П. Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств».

Составьте описание памятника архитектуры                  г. Кирова с выводом о синтезе искусств.

УЭ 9

Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень освоения материала модуля: 1) Что такое апсида? Закомара? Деисус? Оранта? 2)  Назовите иконографические признаки богородичной иконы  «Одигитрия»;  3) В чем состоит специфика новгородской школы в архитектуре периода феодальной раздробленности? 4) Чем отличается прямая перспектива в живописи от обратной?  5) Сравните Киевскую и Новгородскую Софии; 6) Дайте характеристику храма Покрова на Нерли с точки зрения символики православного храма; 7) Опишите икону Владимирской Богоматери с точки зрения символики выразительного языка иконы и выражаемого с ее помощью духовного смысла. 

Ответьте на вопросы. Сверьте полученные результаты. Если Вы безошибочно выполнили задания 1-4, Вы получаете 2 балла, если 1-5 – 3 балла, 1-6 – 4 балла, 1-7 – 5 баллов.



[1] Макромодуль здесь соответствует теме раздела 8 в дисциплине ИМиОК «Художественная культура России». Модульные программы соответствуют темам внутри данного раздела: 1) Духовная и художественная культура Киевской Руси, удельной Руси (IХ-ХIII вв.), периода образования Московского централизованного государства; 2) Искусство Руси на пороге Нового времени: «бунташный век». Век Просвещения в художественной культуре России; 3) Расцвет русской художественной культуры в ХIХ в.; 4) Серебряный век: русская культура на рубеже веков.

Каждая модульная программа включает в себя разное количество модулей (или микромодулей).

    Tags:
  • Художественная культура
  • киевская русь
  • удельная русь
  • модуль
  • история
  • Художественная культура Киевской Руси
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

«Цветовые слова» в произведениях Александра Грина 29 October 2011
Конспект урока по информатике на тему: Прикладное программное обеспечение и его место в структуре программного обеспечения компьютера. Технология обработки текстов. Набор и редактирование символов. 13 January 2011
Центробанк и его функции 12 January 2014
Алиментные обязательства 28 February 2012
«Одномерные» стили руководства, Теория Х, Теория У, Авторитарный стиль управления. 06 March 2011
Конспект урока Вес тела. Невесомость 03 December 2011
Принципы организации процесса обучения 06 April 2012
Аннотация к статье: В. Загашвили «Отношения России с лидерами мировой экономики» 08 May 2011
Диагностика состояния агрессии 25 February 2012
1.2. Объем и виды учебной работы 29 October 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Тест История искусства 29 October 2011
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ПО АЭРОТЕХНОГЕННОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ РАЙОНАХ ГОРОДА 29 October 2011
Методика Т.Е. Рыбакова 02 February 2011
Опыт Штерна» (стр. 171), «Идеальный газ. Основное уравнение МКТ 31 October 2013
Срочная адаптация центральной гемодинамики и кровообращения головного мозга детей дошкольного возраста к умственной нагрузке 28 February 2012
Здоровье детей, рожденных матерями, проживающими в районах с разной техногенной нагрузкой 29 October 2011
Информатика. Лекция 4 13 January 2011
Анализ качественного состава жевательных резинок и их влияние на организм человека 29 October 2011
Создание памятника детству в городе Кирове 29 October 2011
Измерение уровня самоактуализации личности 26 February 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока