Модуль
«Художественная культура Киевской и удельной Руси (Х-ХII вв.)»
Учебный курс – История мировой и отечественной культуры (1-2 семестры, 296 часов)
Название МП – Духовная и художественная культура Киевской Руси, удельной Руси (IХ-ХIII вв.), периода образования Московского централизованного государства (ХIV-ХVI вв.)[1]
Структура МП: М-1 – М-2 – М-3
Название и номер модуля: М-1 «Художественная культура Киевской и удельной Руси (Х-ХII вв.)
Структура модуля (состав УЭ), необходимых для усвоения различными обучающимися:
1 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ6 – УЭ9
2 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ5 – УЭ6 – УЭ 7 – УЭ9
3 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ5 – УЭ6 – УЭ7 – УЭ8 – УЭ9
Предполагаемое время, отводимое на освоение материала модуля 4 часа (2 аудиторных в форме лекционного занятия, 2 – внеаудиторная самостоятельная работа).
Необходимая для работы по модулю обязательная и дополнительная литература:
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.М. Кантора. М., 1997.
2. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / Н.А. Барская. М., 1993.
3. Забияко, А.П. История древнерусской культуры: Учебное пособие [Текст] / А.П. Забияко. М., 1995. Гл. 13, 14.
4. Кураев, А. Человек перед иконой. Размышления о христианской антропологии и культуре [Текст] / А. Кураев // Квинтэссенция. М., 1992.
5. История русского искусства. Искусство Х – первой половины ХIХ века [Текст] / Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т. 1. М., 1991. Разделы 1, 2.
6. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник [Текст] / О.М. Анисимова, В.В. Кусков, М.П. Одесский, П.В. Пятнов. М., 1994. С. 184-209.
7. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения [Текст] / Л. Любимов. М., 1974.
8. Флоренский, П. Обратная перспектива [Текст] / П. Флоренский // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. С. 43-88.
9. Флоренский, П. Храмовое действо как синтез искусств [Текст] / П. Флоренский // «О Русь, волшебница суровая…». М., 1988. С. 234-236.
10. Черный, В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие [Текст] / В.Д. Черный. М., 1997. Гл. 2, 3.
11. Языкова, И.К. Слово и образ. Художественный и символический язык иконы [Текст] / И.К. Языкова. Богословие иконы: Учебное пособие М., 1995. С. 15-46.
12. Иллюстративные и текстовые приложения к модулю (планы-схемы храмов, учебные тексты).
Содержание модуля
№ УЭ |
Содержание материала |
Методическое руководство по освоению материала модуля |
УЭ 0 |
В результате освоения модуля Вам необходимо: 1 уровень:
2 уровень
3 уровень
|
Прочитайте цель Вашей работы над модулем, выберите уровень освоения Вами материалов модуля, обратите внимание на то, какие учебные элементы Вам для этого необходимо освоить. |
УЭ 1 |
Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень готовности к освоению материала модуля:
|
Работайте в парах, поочередно отвечая на вопросы, дополняя друг друга. При затруднении обратитесь к рекомендованной литературе. |
УЭ 2 |
Ваша цель состоит в том, чтобы выявить сущность специальных понятий по истории духовной культуры, архитектуры, изобразительного искусства:
При работе с понятиями опирайтесь на терминологический словарь «Аполлон» и на пособие А.П. Забияко (с. 285-296). |
Выпишите определения категорий в тетрадь, обсудите их содержание в парах. Сформулируйте вопросы к каждому понятию, выявляющие сущностные признаки соответствующего феномена духовной и художественной культуры. Каждый блок понятий представьте в форме кластера, определив внутреннюю структуру перечней по архитектуре, терминов по духовной культуре православия, технике и языку иконописи. |
УЭ 3 |
Ваша цель состоит в том, чтобы определять основные признаки, характеризующие особенности конструкции и символики православного храма, созданного по византийскому образцу крестово-купольного стиля. Для этого прочитайте с. 184-187 словаря-справочника «Литература и культура Древней Руси». Обратите внимание на схематический рисунок в приложении (прил. 1), подпишите в схемах основные элементы конструкции, опираясь на составленный Вами словарь терминов. |
Выпишите в тетрадь основные признаки, по которым можно охарактеризовать крестово-купольный храм. Составьте таблицу, в которой данные признаки являются названиями граф. |
УЭ 4 |
Ваша цель состоит в том, чтобы научиться на основе предложенной памятки давать характеристику памятникам архитектуры Киевской Руси – Собор Святой Софии в Киеве, собор Святой Софии в Новгороде. – дата возведения храма; – используемый строительный материал; – происхождение мастеров, возводивших храм; – размеры храма; количество нефов, глав; – особенности декора фасада; – особенности пропорций храма; –особенности организации внутреннего пространства, памятники монументальной и станковой живописи в храме; Для достижения цели прочитайте тексты-описания памятников (см. приложение 3), обратитесь к учебному пособию В.Д. Черного (с.22-24, с. 38-39), к монографии Л. Любимова (с. 100-112). Используйте в работе планы-схемы храмов (см. приложение 2). |
Работая индивидуально, заполните графический организатор «Кольца Эйлера-Венна» по теме «Древнерусская архитектура. Памятники Киевской Руси». Обсудите результаты работы в группе, внесите дополнения в свои графические организаторы. |
УЭ 5 |
Ваша цель состоит в том, чтобы проанализировать особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектурных школ периода феодальной раздробленности и дать их сравнительную характеристику. Для этого прочитайте текст-описание Дмитриевского собора во Владимире (см. приложение 3), описание храма Покрова на Нерли (с. 72-75 учебного пособия В. Черного), материалы по истории зодчества новгородской земли (с. 25-27 «Истории русского искусства»). Воспользуйтесь планом-схемой храма Покрова на Нерли (см. приложение 2). |
Обсудите в парах критерии, на основе которых будут сравниваться архитектурные школы Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Подготовьтесь к устному сообщению на 5-7 минут по одному из памятников (храм Спаса на Нередице). |
УЭ 6 |
Ваша цель состоит в том, чтобы научиться определять особенности выразительного языка древнерусской иконы и отличать внешние признаки различных иконографических типов Христа и Богоматери. Прочитайте рекомендованный материал из учебного пособия И.К. Языковой и статью П. Флоренского «Обратная перспектива» для выяснения выразительных особенностей языка иконы. Прочитайте фрагменты учебного пособия Н.А. Барской: с. 16-30 (образы Спаса), с. 30-45 (образы Богородицы), с. 202-207 (иконостас). Обратите внимание на схему классического иконостаса (см. приложение 4). |
Составьте тематическую таблицу, в которой обозначьте специфику восприятия пространства религиозной живописью, а также символику цветовых отношений. Выделите особенности иконографии Христа и Богородицы с помощью кластера. |
УЭ 7 |
Ваша цель состоит в том, чтобы оценить взаимопроникновение богословского и художественного смысла иконы как феномена древнерусской культуры. Прочитайте статью Евгения Трубецкого «Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи» (в книге «Философия русского религиозного искусства», с. 5-43). |
Проанализируйте материалы статьи русского философа рубежа ХIХ-ХХ веков. Составьте на ее основе эссе на 1-2 стр. |
УЭ 8 |
Ваша цель состоит в том, чтобы на примере архитектурного памятника Вашего региона объяснить смысл синтеза искусств в православном храме. Используйте в качестве информационной и методологической опоры образцы текстов из приложения и книги о памятниках архитектуры, а также статью П. Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств». |
Составьте описание памятника архитектуры г. Кирова с выводом о синтезе искусств. |
УЭ 9 |
Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень освоения материала модуля: 1) Что такое апсида? Закомара? Деисус? Оранта? 2) Назовите иконографические признаки богородичной иконы «Одигитрия»; 3) В чем состоит специфика новгородской школы в архитектуре периода феодальной раздробленности? 4) Чем отличается прямая перспектива в живописи от обратной? 5) Сравните Киевскую и Новгородскую Софии; 6) Дайте характеристику храма Покрова на Нерли с точки зрения символики православного храма; 7) Опишите икону Владимирской Богоматери с точки зрения символики выразительного языка иконы и выражаемого с ее помощью духовного смысла. |
Ответьте на вопросы. Сверьте полученные результаты. Если Вы безошибочно выполнили задания 1-4, Вы получаете 2 балла, если 1-5 – 3 балла, 1-6 – 4 балла, 1-7 – 5 баллов. |
[1] Макромодуль здесь соответствует теме раздела 8 в дисциплине ИМиОК «Художественная культура России». Модульные программы соответствуют темам внутри данного раздела: 1) Духовная и художественная культура Киевской Руси, удельной Руси (IХ-ХIII вв.), периода образования Московского централизованного государства; 2) Искусство Руси на пороге Нового времени: «бунташный век». Век Просвещения в художественной культуре России; 3) Расцвет русской художественной культуры в ХIХ в.; 4) Серебряный век: русская культура на рубеже веков.
Каждая модульная программа включает в себя разное количество модулей (или микромодулей).