Педиатрия, 2008, №2, С. 137-139
Ф. И. Саломова
Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Дети подвергаются воздействию многих факторов окружающей среды, некоторые из которых рассматриваются как факторы риска, приводящие к неблагоприятным изменениям в организме. В литературе достаточно часто приводятся общие выводы, сформулированные ВОЗ, согласно которым вклад социальных факторов в формирование состояния здоровья составляет около 50% (биологических факторов - около 20%, антропогенных факторов - около 20% и медицинского обслуживания - до 10%). Однако эти величины являются усредненными и не учитывают возрастные особенности роста и развития детей, а также формирования патологии в отдельные периоды их жизни [1].
Повторяющиеся через определенные временные интервалы исследования роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения, а также вычленение наиболее весомых из них, т. е. тех, которые в большей степени влияют на состояние здоровья детей, могут быть положены в основу разработки комплексных программ оздоровления подрастающего поколения.
В 2004-2006 гг. методом анкетирования изучены социально-гигиенические условия проживания 2125 школьников 1—9-х классов узбекской национальности, обучающихся в школах №29 и №249 г. Ташкент (табл.1).
Таблица 1 Распределение обследованных школьников по возрасту и полу
|
Анкетирование учащихся проведено с помощью опросника, освещающего вопросы образования и социального положения родителей, жилищно-бытовых условий детей, качества питания и режима дня.
К настоящему времени накопились данные, свидетельствующие о том, что высокий уровень образования родителей и их социальное положение во многом определяют эффективность проводимых оздоровительно-профилактических мероприятий [2]. Поэтому мы изучили культурно-образовательный уровень и социальное положение родителей обследованных школьников (табл. 2).
Таблица 2
Распределение родителей обследованных школьников по уровню образования и социального положения
|
Из табл. 2 видно, что 52,1% родителей обследованных школьников имеют высокий уровень образования (высшее или незаконченное высшее), 46,8% - среднее специальное и среднее образование. Собранные данные о социальном положении показали, что 70,7% родителей обследованных детей работают в сфере промышленности (29,2% - рабочие, 41,5% - служащие), 1,6% - в сельском хозяйстве, около 15% родителей временно не работали из-за болезни (включая небольшое количество студентов, пенсионеров и инвалидов). Никогда не работавшие (24,5%) встречаются чаще среди матерей (раннее замужество и традиционная многодетность).
Согласно литературным данным, для детей, проживающих в неблагоприятных жилищно-бытовых условиях, характерны заболевания органов пищеварения, невротические реакции и высокий уровень инфекционной заболеваемости [3]. Жилищно-бытовые условия у подавляющего большинства обследованных семей (99,3%) можно считать благоприятными, т. е. они проживали в частном доме (63,4%) или отдельной квартире (35,9%) со всеми коммунальными удобствами. 63,5% обследованных имели жилую площадь более 9 м2 на 1 члена семьи. У 87,5% обследованных семей в доме центральное отопление и горячая вода (у остальных личное отопление). И только 0,7% снимают квартиру или живут в общежитии и ограничены в удобствах.
Также мы уделили большое внимание режиму и качеству питания, так как при изменении режима питания нарушается выработанный положительный рефлекс на еду и пропадает аппетит. Длительный перерыв в еде делает школьников рассеянными, ухудшает восприятие учебного материала. Результаты опроса позволили выяснить, в каком режиме питаются учащиеся, и в каком количестве потребляются ими те или другие важные пищевые компоненты.
На вопрос: «Сколько раз в день дома готовите горячие блюда?» - 13,5 % родителей ответили, что 3 раза в день готовят горячие блюда, 73,8 % - 2 раза, 12,7 % - 1 раз. 55,7 % школьников завтракают дома, 72,5% - обедают дома или в общественных местах питания. Традиционно на ужин готовятся блюда высокой калорийности, и все опрошенные дети ужинают дома.
По характеру ответов можно заключить, что ассортимент набора продуктов, входящий в суточный рацион питания школьников, сравнительно узок и характеризуется однообразием (табл. 3). Значительный удельный вес занимали хлеб и хлебобулочные продукты, макаронные и мучные изделия, крупы.
|
Анализ набора продуктов
показывает недостаточное употребление молока и молочных продуктов (сливочное масло, творог, сыр), мяса и мясных продуктов (колбаса, сосиски), рыбы и рыбных продуктов, а также яиц. Продукты, богатые витаминами и минеральными веществами, т. е. свежие овощи и фрукты, также употребляются в недостаточном количестве. Эти результаты показывают, что суточный рацион современных школьников не соответствует гигиеническим требованиям [4], и организм современного школьника вынужден работать в режиме дефицита кальция, железа, витаминов и многих других макро - и микронутриентов.
Таким образом, результаты исследования показали, что рацион питания большинства школьников характеризуется дефицитом мясных и молочных продуктов, овощей и фруктов, т. е. отмечается снижение доли белка в питании, а также снижение обеспечения витаминами и микроэлементами.
Режим дня
является одним из ведущих факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма. При изучении режима дня школьников нами учтены занятия утренней гимнастикой, занятия в спортивных секциях, участие в кружках, распределение свободного времени, дополнительные уроки после школы, длительность выполнения домашних заданий, продолжительность сна.
Как показал анализ результатов исследований, современные школьники живут в условиях дефицита двигательной активности: только 31,8% обследованных девочек и 26% мальчиков регулярно делают утреннюю гимнастику, 7,5% и 15,1% - соответственно делают нерегулярно, 20,8% и 18,6% - иногда, 39,9% и 40,3% - не делают гимнастику; в среднем 0,6 % школьников занимаются спортом.
Активный отдых на свежем воздухе после продолжительных учебных занятий является мощным оздоровительным фактором, который способствует лучшей оксигенации крови, увеличивает легочную вентиляцию и нормализует корковую нейродинамику, тем самым восстанавливает умственную работоспособность учащихся [5]. Из табл. 4 видно, что школьники мало двигаются - основную часть свободного времени учащиеся смотрят телевизор и занимаются на компьютере.
Кроме того, 12,7% опрошенных детей посещают дополнительные занятия после школы.
Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий учениками одного и того же класса, варьирует в широких пределах, что согласуется с мнениями многих авторов [5]. Так, на приготовление уроков 45,1% учащихся первых классов затрачивают до 1 ч, 35,3% - от 1до2ч, 15,7% - до З ч, остальные - больше времени. На выполнение домашних заданий 36,2% учащихся 5-х классов затрачивают до 1 ч, 41,9% - от 1 до 2 ч, 19% -до 3 ч, остальные - еще больше. В течение часа подготавливали уроки 18,6% девятиклассников, от 1 до 2 ч -53,9%, до 3 ч - 21,6%, остальные - больше. Таким образом, большинство учащихся затрачивает больше времени на приготовление домашних заданий, чем рекомендуют гигиенисты.
|
Являясь важной составной частью режима дня, сон необходим для нормального физического и психического развития. Потребность В Нормальной длительности сна меняется с возрастом. Выяснилось, что заметно уменьшилась продолжительность сна учащихся: средняя продолжительность сна у младших школьников составляет 9 ч, у средних школьников - 8 ч, у старших школьников - менее 7 ч. Результаты обследования показали, что у 65,5% детей имеет место недосыпание. Оно связано, с одной стороны, с ранним началом занятий в 1-ю смену (8. 30), с другой стороны - с поздним отходом ко сну. Гигиенистами установлено, что недосыпание на 1,5-2 ч значительно снижает работоспособность учащихся на следующий день. Кроме того, у недосыпающих детей наблюдаются повышенная возбудимость, рассеянность, замедленное реагирование [5].
По результатам проведенных нами исследований можно сделать вывод:
несмотря на то, что образовательный уровень родителей, а также бытовые условия проживания детей улучшились, тем не менее современные требования здорового образа жизни большинством школьников не соблюдаются, рацион питания школьников не соответствует гигиеническим требованиям. День учащихся уплотнился: в режиме дня с возрастом уменьшилось время пребывания на открытом воздухе и время продолжительности сна; увеличилось время, необходимое для приготовления домашних заданий, а также время, затрачиваемое на просмотр телепередач и занятий на компьютере. Тем самым снижается эффективность факторов, способствующих сохранению здоровья детей, что в свою очередь усугубляет процессы утомления учащихся с последующим развитием хронического переутомления и серьезных отклонений в здоровье детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В. Р. Методы контроля управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков Практическое руководство по ГДП. М., 1999: 74-79.
2.Камилова Р. Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития. Гиг. и сан. 2001; 6: 52-55.
3. Шестпернина Ж. Г. Адаптация школьниц Республики Алтай к воздействию природных и социально-гигиенических факторов. Гиг. и сан. 2003; 1: 50-52.
4. Среднесуточные нормы потребления пищевых продуктов в организованных детских и подростковых учреждениях Республики Узбекистан. СанПиН №0097-00. Ташкент, 2000
5. Шарапова Д. Д. Семенова Л. М., Агаджанова С. Г. Охрана здоровья школьников. Ташкент, 1984.
6. Янушанец О. И., Шерстюк МЛ. Школьник в семье: гигиенические проблемы. СПб., 2002.