Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе
Автор: Ф. Хоппе.
Общие теоретически положения, послужившие основой методики: К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний, который может определятся уровнем трудности выбираемой цели. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Они представлены на карточках в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствуют порядковому номеру карточки. Учащимся предлагается одиннадцать заданий (каждый уровень трудности может иметь несколько вариантов).
Цель: выявление уровня притязаний, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.
Область применения: со старшего школьного возраста (половых, национальных и других ограничений нет).
Материал: одиннадцать карточек с заданиями, бланк ответов.
Организация: индивидуальная и групповая.
Краткое описание: испытуемому предлагается одиннадцать карточек, расположенных по возрастающей трудности. Номера на карточках означают степень сложности заданий. На решение каждой карточки отведено определённое время, которое не известно испытуемому. Задание выбирается испытуемым самостоятельно.
Процедура обследования: экспериментатор читает инструкцию, засекает время, которое может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать, таким образом произвольно оценивая выполнение задания, как правильное или неправильное. Только после его оценки ученик должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до пяти.
Обработка результатов: вопросы каждого уровня оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы первой степени трудности оцениваются одним очком, второй – двумя, третьей – тремя и т.д. в качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков. Например, если в тесте испытуемому предоставляется пять выборов и он в первый раз выбрал четвёртую, во второй пятую, в третьей четвёртую, в четвёртой седьмую и в пятой шестую карточки, то уровень его притязаний будет равен сумме: 4 + 5 + 4 + 7 + 6 = 26 очкам.
Интерпретация: после успеха или неудачи (которые могут произвольно интерпретироваться экспериментатором) происходит сдвиг либо в сторону положительного направления, либо в сторону отрицательного. Среднее значение единичных сдвигов после успеха, принимается за меру сдвига. После неудачи испытуемые могут как понижать, так и повышать уровень притязаний (т.е. после неудачи – выбирают более лёгкое задание. Это значит понижение уровня притязаний). Если же после неудачи ребёнок повышает уровень притязаний, т.е. берёт более сложное задание, то происходит отрицательный сдвиг. Среднее значение единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах принимается за меру сдвига после неудачи. Для каждой степени трудности даётся несколько аналогичных заданий.
Литература: Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. Психодиагностические методы изучения личности. – М. 1998. стр. 78–80.