Учебные деловые игры
Учебные деловые игры отличаются от других видов игр прежде всего составом игроков. Это или студенты, или слушатели ФПК и ИПК.
C конструктивной точки зрения учебную игру следует рассматривать по системным характеристикам.
Вход учебной игры обеспечивается данными и сведениями, которые могут обладать минимальным правдоподобием.
Другой уровень правдоподобия для учебных целей не нужен, тогда как во всех остальных видах использования игр достоверность результатов существенно зависит от строгости и реалистичности пропорций в информационном массиве. В учебной игре исходную информацию могут менять и сами игроки, и даже преподаватели. Важно, чтобы это не было неожиданным и входило в правила. В других видах игр смена вводных характеристик, по существу, означает начало нового эксперимента с новыми итогами.
Выходом учебной игры является задача педагогу по организации дальнейшего процесса обучения и разработке новых условий для очередной учебной игры. В других видах игр выходом становятся задачи самим игрокам: например, начать работать по-новому, реализовать разыгранный план, заменить или перераспределить обязанности и освоиться c ними уже в реальной, а не в условной практике.
Последовательность действий в учебной игре задается в такой форме, чтобы у каждого игрока была возможность перестроить свою работу соответственно выявляющимся результатам. В этих целях в учебной игре в правилах не фиксируют точно решения, одно из которых в каждом шаге процесса выбирает тот или иной игрок. Указывается лишь область, в которой решение формулируется произвольно. Известна область, в которой игроку придется выбирать (она задана, например, колодой карт). Однако нельзя точно определить, с каким окончательным набором возможных решений столкнется тот или иной игрок. Именно это и позволяет игрокам самообучаться.
Оснащение всякой игры - это игроки, инструкции, программы и алгоритмы переработки данных. Здесь важно отметить известное предпочтение, которое следует отдать безмашинным формам проведения перед машинным обслуживанием игры, особенно для студентов.
Катализатор определяет набор факторов, влияющих на скорость процесса преобразования входа в выход. В деловых играх катализатором является прежде всего конструктор и администратор игры. Известную роль играют также стимулы к участию в игре. В этом смысле характеристики учебных игр отличаются от иных видов лишь стимулом. В учебных играх стимул лежит вне самой игры — в общем стимуле к обучению и в факторе разнообразия ситуаций. В производственных играх стимул иной. Так, в играх, обеспечивающих выработку реальных планов деятельности, итоги игры, например, прямо связаны c личным "заработком" игроков. В связи с этим в учебные игры следует шире вводить разного рода социальные и престижные стимулы.
Важно подчеркнуть, что стимулирование студентов в игре отличается от стимулирования слушателей ИПК. Наш опыт показывает, что степень инертности игроков ИПК МПГУ существенно зависит от того, как проведена подготовка к игре, какие различия в языке системы и представлениях слушателей остались непреодоленными. Чем их больше, тем настороженнее и скептичнее относятся к игровым формам обучения слушатели. Для студентов стимулом становится возможность "достроить" игру, сделать ее по-своему.
B учебных играх есть своя особенность в среде игрового моделирования. Игры — составной элемент целостного учебного курса, и успех игры существенно зависит от ясности связи ее и других частей и форм цельного процесса обучения с определенным предметом. B других видах игр их связь с иными формами деятельности игроков значительно слабее.
Наконец, в учебных играх специфичен и человеческий фактор — личностные характеристики игроков, уровень их подготовленности. Опыт проведения игр показывает, что в аудиториях c преобладанием слушателей старше 40-45 лет проведение учебных игр следует ограничить демонстрацией связей, неочевидных в лекционном изложении предмета. Важное значение Имеет вид деятельности слушателей. Чем больше у них свобода выбора в принятии решений на практике, тем c большим интересом и более глубоко они анализируют игру.
Таким образом, учебные игры отличаются тем, что они представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтныx,
в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии c поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых дол‑
жны быть реальные проекты преобразований, исследования
лять ситуацией, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка
интуиции и фантазии, развитие импровизационных возмож‑
ностей и умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популяр‑
ным. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты.
Применяется несколько видов игр [69].
Организагуионно-деятелънъье игръь (ОДи), предусматривающие организацию коллективной мыследеятельности на
основе развертывания содержания обучения в виде Cистемы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения В npouecce их анализа. Задача руководителя ОДИ —сделать группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого.
ролевые игръь, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между теми, кто участвует в ее решении.
Деловьье игръь, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной учебной деятельности. Необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или ИНОЙ реальной ситуации.
Познавателъно-дидактические игръь, в котoрых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать учебные игры, построенные на внешней занимательности, и игры, требующие действий, которые входят в состав деятельности, подлежащей усвоению. Последние имитируют схему соединения источников, Т. e. само содержание обучения.
Методы анализа и решения конкретных ситуаций, познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры можно
щихся нужно постепенно готовить к играм. Начинать следует c анализа и решения конкретных ситуаций, где модели объекта
отношений уже заданы в готовом виде. затем по сложности следуют познавательно-дидактические игры, которые могут проводиться в виде простейших элементов занимательности,
виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, конференция, "Поле чудес" и Т. д.) и
виде предметно-содержательных моделей (например, игры-путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами; познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр). После получения опыта разыгрывания ролей обyчаемый становится достаточно подготовлен к учебным играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме организовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и учебные игры.
2.3. Имитационное моделирование
технопогии игровoгo обучения
Имитационная технология игрового обучения, по существу, представляет собой технологию "активного обучения",
и поэтому она по праву имеет отношение к обучающим активным играми ко всем методам, имеющим активную направленность. Особенность имитационной игровой технологии
в обучении выражается главным образом в моделировании в учебном процессе различного рода отношений в условиях реальной деятельности.
Именно игровые имитационные технологии позволяют приобщать обучаемых к реальным объектам деятельности, развивать практическое мышлeние при имитации
Блок 1 указывает, что в отличие от задач c готовым решением данный принцип основан на групповом (коллективном) решении системы учебных проблем. Именно в процессе их обсуждения, Т. e. ситуации коллективной жизнедеятельности, педагог и обучающиеся органически, функционально (т. e. c необходимостью и гарантированностью) включаются в учебную Деятельность, И обучение становится личностно значимым и развивающим.
Блок 2 обосновывает принципы личностного взаимодействия, новый подход к организации взаимодействия педагога и обучающихся в ходе обучения по имитационной технологии, которая позволит осуществлять вовлеченность участников учебного процесса в совместную деятельность, в учебнопознавательную и эмоционально-нравственную ситуацию на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, чтя в нем существует как 6ы два центра: преподаватель и студент.
Эффективность обучения радикально зависит от того, насколько удаются преподавателю процессы психотехнического и диалогового взаимодействия c
вательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для студента же‑
ланным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную ОК р а. Ine Н Н О С Т Ь , стимулирует и поддерживает волевые усилия.
Блок 3 указывaет, что развитие каждого обучаемого
осуществляется не только в процессе парного взаимодей‑
ствия c педагогом (даже очень хорошим), но и в ходе общения со многими людьми. Общение —это средство Становления y обучаемого многообразия отношений к себе и к окружающему миру, Т. e. общение —это средство развития в личности качеств, которые просто не могут быть сформиро‑
ваны в результате "парной педагогики".
Блок 4 указывает, что интенсивная технология ориенти‑
рована на индивидуализацию деятельности каждого участника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки,самоконтроля, так как коллективная мьIследеятельность
предоставляет возможность каждому участвовать в обсуждении В ТОй форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие: это может быть позиция лидера, "генератора идей", оппонента, слушателя и Т. д.
Особая роль отводится методам имитационной техноло‑
гии при определенных типах общения. Основными требованиями к характеристикам общения в имитационной технологии в обучении являются следующие:
· доброжелательность, неагрессивность предложений,
обращений и Т. д.;
· возможность свободного проявления чувств; их подавление ведет к неуверенности, что значительно снижает спо‑
собность к творчеству;
· развитие эмпатийных отношений; имитационная технология основана на активном участии обучающихся в твор‑
ческих коллективных поисках;
использование способов ненасильственного
· развитие умения понимать, принимать и признавать других людей;
· развитие умения воспринимать ситуации (ответы, предложения).
Проведение оргaнизационно-деятельностных игр предполагает последовательное осуществление этапов технологического цикла:
1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение целей, содержания, методов и средств, состава творческих групп.
2. Постановка проблемы: актуализация противоречия, коллективное обсуждение целей, способов деятельности, создание творческих групп.
3. Работа по творческим микрогруппам:
· проектировочная деятельность — определение собственных целей, выделение способов их достижения, принятие решения, составление программы деятельности;
· контроль и коррекция рабочего проекта.
4. Общее обсуждение защиты позиции каждой группы.
5. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждой группы и коллектива в целом.