МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Методы анализа документов
Контент-анализ
Киров
2004
Содержание
Глава 1. Теоретическое исследование………………………………………….3
I. Документ как источник информации. Виды документов.......................
|
3 |
II. Метод контент-анализа...............................................................................
|
6 |
1. История развития контент-анализа...................................................
|
6 |
2. Этапы работы......................................................................................
|
8 |
III. Применение контент-анализа в СМИ....................................................... |
16 |
Список использованных источников………………………………………….27
Глава 1. Теоретическое исследование
I. Документ как источник информации. Виды документов
К методам анализа документов следует отнести биографический метод со всеми его разновидностями и контент-аналитическое исследование. В качестве основного источника информации в этих методах выступает документ. Документом в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или в рукописном виде, на магнитной ленте, на фотопленке или кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальный материал.
Классификация документов
По способу фиксирования информации различают:
- рукописный и печатный текст;
- записи на кино- и фотопленке, на магнитной ленте.
С точки зрения целевого назначения выделяют материалы, которые были спровоцированы самим исследователем. Эти документы называются целевыми. Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, то есть с наличными документами. Обычно эти материалы и называют собственно документальной информацией в социологическом исследовании.
По степени персонификации документы делятся на:
- личные (карточки индивидуального учета: библиотечные формуляры, анкеты, бланки, заверенные подписью, характеристики и рекомендательные письма, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Важный источник изучения политической жизни – документы поименного голосования в представительных органах власти);
- безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).
В зависимости от статуса документального источника выделяют следующие виды документов:
- официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций и т.д.);
- неофициальные (личные материалы, упомянутые выше, составленные частными гражданами безличные документы. Например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений).
Особую группу образуют многочисленные материалы СМИ.
По источнику информации документы подразделяют на:
- первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации, совершающихся событий);
- вторичные (представляет обработку, обобщение или описание, сделанные на основе данных первичных источников).
По прямому содержанию документы можно классифицировать следующим образом:
- литературные;
- исторические и научные архивы;
- архивы социологических исследований;
- видеохроники общественных событий.
Использование документа как основного источника информации связано с проблемой достоверности полученных документальных сведений.
Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают заведомой степенью достоверностью сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов.
При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем, чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.
Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля, рассмотренные выше: поиск независимого источника информации, вторичное обращение к тому же источнику (устойчивость данных в тестах по известным группам).
Документалисты-историки и психологи выработали немало приемов, с помощью которых определяют степень достоверности сведений, судя по самому содержанию документальной информации.
1. Четко различать описание событий и их оценку. Мнение и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактической информацией.
2. Выявление умышленного или непроизвольного искажения составителя документа. Следует проанализировать, какими намерениями он руководствовался (например, автор отчета о проделанной работе склонен обрисовывать ситуацию в благоприятном для себя свете. Но если использовать для сбора информации например отчеты проверочных комиссий, картина будет другой).
3. Знание метода получения первичных данных. Сведения из “первых рук” надежнее, чем информация из неопределенного источника (например, некоторые утверждают, что…).
4. Если документ содержит статистическую группировку данных, следует выявить основание классификации.
5. Оценка обстановки, в которой составлялся документ. Располагала ли она к объективности или диктовала смещение информации в какую-то сторону.
Особую осторожность должен проявить исследователь при работе с личными документами: автобиографией, дневниками, мемуарами, письмами и т.д.
Существует несколько условий доверия к информации из личных документов:
- сообщения никак не затрагивают интересы автора документа;
- достоверность тех сведений, которые в момент “регистрации” автором были общеизвестны;
- достоверность деталей событий, несущественных с точки зрения автора документа;
- сведения, к которым автор относится недоброжелательно.
Проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления, целевой установки автора, ситуации, в которой он действовал, характера его окружения – вот те факторы, от которых зависит достоверность информации из личных документов.
II. Метод контент-анализа.
1. История развития.
Как научный метод контент-анализ, или анализ содержания, начинает широко использоваться в социальных науках с 20 – 30-х г.г. XX в.
В США зарождение этого метода американские исследователи относят к началу XX века и выделяют несколько этапов:
1. Период разнородного нестрогого частотного анализа содержания сообщений (конец 19 в. – 30-е г.г. XX в.).
2. Период «классического» частотного контент-анализа, Г. Лассуэла, Б. Берельсона (40 – 50-е г.г. XX в.).
3. Период усовершенствованных методик Ч. Осгуда и др., а также компьютерного контент-анализа Ф. Стоуна и др. (конец 50 – начало 60-х г.г. XX в.).
Первое применение качественно-количественный анализ содержания получил в сфере журналистики и литературоведении. При этом исследователи обычно подсчитывали площадь, занимаемую теми или иными разделами на страницах газет, либо частоту употребления в художественной литературе разных периодов определенных слов, частей речи.
Позднее, с конца 30-х годов, его использовал Г. Лассуэлл для исследования в сфере политики и пропаганды. Лассуэлл во многом модернизировал контент-анализ, вводя новые категории и процедуры, придавая особое значение квантификации данных.
Во время Второй Мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения пропаганды в разных странах, а также в разведывательных учреждениях.
Накопленный методический и практический опыт контент-аналитических исследований был подытожен в начале 50-х годов в книге Б. Берельсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях». В ней автор дал свое определение этого метода, описал различные виды его употребления, наиболее распространенные категории и единицы, условия, необходимые для количественного анализа.
В 40 – 50-е года контент-анализ в США оформляется как междисциплинарный метод. Однако проблемы специфики его применения в различных науках, в том числе в соц. психологии, разрабатываются слабо.
Наиболее интересной методической новинкой в контент-анализе после обобщения Б. Берельсона явилась методика «связанности символов» (Ч. Осгуд, 1959), позволяющая обнаружить неслучайно связанные между собой элементы содержания. Новым этапом в развитии американского контент-анализа можно назвать рождение в 60-х г.г. «машинного анализа» на основе специальных словарей и программ для ЭВМ (Ф. Стоун).
Западноевропейские исследования содержания шли вслед за американскими аналитиками и опирались на их опыт. Однако следует отметить наличие некоторых оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания, разработанных ими (Ж. Кейзер, А. Моль). Говоря об определенных успехах в технике контент-анализа, достигнутых западноевропейскими исследователями, следует указать на слабость теоретико-методологических позиций их работ.
В нашей стране в 20-е г.г. исследователи применяли качественно-количественный анализ документов в разнообразных формах:
- исследование содержания газет и писем читателей в редакцию (В.А. Кузьмичев, С.Б. Генгулов);
- изучение содержания политбесед, автобиографий, воспоминаний (Н.А. Рыбников, П.П. Блонский).
Однако методики качественно-количественного анализа содержания документов, применявшиеся в 20-е г.г., в целом нельзя назвать строгими. Таковыми они тогда еще не могли быть в силу объективного положения в эмпирических социальных исследованиях, методология которых только начинала складываться. В дальнейшем, в 30 – 50-е г.г., имели место лишь отдельные случаи качественно-количественного анализа документов.
С конца 60-х г.г. в развитии качественно-количественного анализа содержания документов в нашей стране начинается новый этап, который отличается более единообразным и упорядоченным подходом, разработкой на базе марксисткой методологии общих обоснованных требований к данному методу. Этот этап начался с критического знакомства с зарубежными разновидностями контент-анализа и собственных опытов использования аналогичной техники.
Итогом методолого-методической и практической работы по контент-анализу, проведенной нашими исследователями в 60-х г.г., явился состоявшимся в 1970 г. в Новосибирске социологический семинар, результатом которой стал сборник «Проблемы контент-анализа в социологии».
Отечественные публикации о социологических исследованиях с применением контент-анализа свидетельствуют о том, что чаще всего анализируется содержание материалов массовой коммуникации (преимущественно газет). Нередко контент-анализ употребляется также в качестве метода обработки первичной информации, полученной другими методами (обычно это открытые вопросы анкет). Вместе с тем он пока практически не применяется для исследования личных документов и материалов межличностной коммуникации.
Если в начале контент-анализом у нас занимались почти исключительно социологи, то в 70-х г.г. можно говорить о выраженной тенденции к формированию этого метода как междисциплинарного. Таким образом, в настоящее время происходит процесс становления отечественного строгого метода анализа содержания документов, которые имеют междисциплинарный характер.
Отличительной особенностью современного периода является все более широкое применение компьютеров в контент-анализе. Однако следует иметь в виду, что наряду со многими преимуществами (значительное ускорение счета, умеренная трудоемкость процедур, возможность обработки больших массивов текстов, более высокая надежность) здесь имеются свои сложности, и немалые. Они связаны, прежде всего, с более ограниченными возможностями компьютера в идентификации лексики текста с категориями контент-анализа по сравнению с возможностями человека.
Компьютер может иметь дело только с такими элементами текста как слово и не в состоянии идентифицировать совокупные характеристики более крупных фрагментов текста, такие как суждение, тема и т.д. Правда, компьютер может квалифицировать слово в любом наборе и числе систем координат при наличии разработанных словарей соответствующих программ исследования.
Первые словари для компьютерного контент-анализа в США, составленные группой исследователей под руководством Ф. Стоуна и Р. Бейма в 60 г.г. предназначались, в частности, и для психологического исследования таких текстов, как сочинения на заданную тему о групповом большинстве, тексты психотерапевтического интервью и т.п.
Разработанный данной группой так называемый «универсальный анализатор» представляет собой комплекс программ для компьютерного анализа текстовых материалов, при помощи которого можно подсчитать объем упоминания различных категорий содержания текста, получать индексы на основе совместного появления категорий и т.д.
В настоящее время компьютеры очень широко применяются при статистической обработке данных контент-анализа. Что же касается кодирования текста, то здесь важно определить, когда следует прибегать к употреблению компьютера, а когда к ручному анализу в зависимости от задач исследования, сложности категорий и наличия соответствующих компьютерных программ.
2. Этапы работы
В процессе контент-аналитического исследования можно выделить несколько этапов.
1 этап. Определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа.
Данный этап контент-анализа непосредственно связан с составлением программы исследования. Он носит характер качественного анализа, который подготавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его последующего количественного анализа. В этих целях на основе задач и теоретического контекста осуществляется выбор объекта исследования и определяются конкретные единицы анализа.
Выбор объекта исследования.
При контент-анализе документов, специально составленных для целей исследования (Например, тексты ответов на открытые вопросы анкеты, тексты интервью и т.д.), анализируются обычно все данные документы. Если же речь идет о документах, не зависимых от исследователя (например, тексты газет, журналов и т.д.), то возникает необходимость в выборке. Построение выборки осуществляется здесь также, как и в других социально-психологических исследованиях. При контент-анализе текстов массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (например, рубрики, типы публикаций и т.п.).
Единицы контент-анализа.
Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: качественные и количественные. Здесь можно ввести следующие разграничения. Качественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, что надо считать в тексте. Количественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, как надо считать.
К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их референты в тексте или индикаторы. Следует иметь в виду, что для обозначения различных единиц контент-анализа в отечественной и зарубежной литературе используются самые разнообразные термины. Все авторы единодушны лишь в обозначении основной единицы контент-анализа – категории. Большой разнобой в терминологии при обозначении различных единиц контент-анализа в определенной степени затрудняет понимание процедуры данного метода, особенно на первых этапах его изучения.
Категории контент-анализа.
Ими служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. Категории могут быть столь же разнообразны, насколько разнообразны эти цели, характер и теоретическая основа исследования. В качестве категорий могут выступать, например, различные виды деятельности, типы коллективов, социально-психологические феномены. Категории контент-анализа могут относиться как к содержанию, так и к форме текста.
В том случае, если исследователь хочет проверить гипотезу, категории принимаются заранее. При отсутствии исходной гипотезы подбор категорий усложняется и должен исходить из самого содержания документов. Таким образом, при выделении категорий необходимо исходить из особенностей как задач исследования, так и текста документов.
Поскольку в процессе контент-анализа происходит соотнесение определенных элементов текста именно с этими категориями, то очень важно, чтобы они были следующими:
a) Четко и однозначно сформулированными (у разных исследователей должна быть относительно них высокая степень согласия).
b) Исчерпывающими, т.е. охватывающими все части содержания документа, определяемые задачами данного исследования.
c) Взаимоисключающими, т.е. одни и те же части содержания документов не должны относиться к различным категориям.
Категории могут подразделяться на более мелкие качественные единицы – подкатегории. Так, например, категория «индивидуальные характеристики» может подразделяться на такие подкатегории как внешние и внутренние характеристики и т.д.
Индикаторы категорий. Это те элементы текста, те единицы содержания, которые служат референтами, качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем и т.д.
Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.
Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий.
Разнообразие единиц контекста безгранично, однако среди них можно выделить несколько основных типов.
Название типа |
Характеристика |
Пример |
“Физические” единицы |
Сущности с четко очерченными физическими, геометрическими или временными границами. |
Экземпляры книг, номера газет, экземпляры плакатов, листовок. |
Структурно-семиотические единицы |
Основные элементы семиотических систем: · лексика языка (слова и их эквиваленты); · грамматические показатели. |
Подсчет встречаемости слов в тексте (Пр.: железная дорога). Отрицательные частицы (их количество) (Пр.: никогда, возможно). |
Понятийно-тематические единицы |
Понятия, темы, проблемы, стоящие за словами. |
Проблема преступности: в информационном массиве искать слова “преступность”, “убийства”, “власть криминала” и т.д. |
Референциальные и квазиреференциальные единицы |
Референциальные единицы – обозначение реальных людей, городов, стран, организаций. Квазиреференциальные единицы – различного рода объединения. |
В.В. Жириновский.
Коммунисты, исламисты. |
Пропозициональные единицы и оценки |
1. Примеры высказываний, в основе кот. Лежат пропозиции-описания конкретных положений дел (ситуаций); 2. Оценки. |
Россия задыхается без инвестиций.
Это очень опасное решение. |
Макроструктурные единицы |
Сложные понятийные конструкции, образующие “верхние этажи” человеческих представлений о мире и идеологических системах (идеологемы). |
Криминальная революция, беспредел. |
Единицы, представляющие результаты концептуальных операций |
Метафоры, примеры и аналогии. |
«Транспортная метафора» («мы все вместе вступим на трудную дорогу»). «Военная метафора» («политическое противостояние – это война»).
|
«Поэтические» единицы |
Количественное измерение средств художественной выразительности. |
Например, каламбуры. |
Таким образом, в качестве единицы анализа текста может выступать:
- слово;
- предложение;
- тема;
- идея;
- автор;
- персонаж;
- социальная ситуация;
- часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.
Когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют несколькими единицами анализа.
Единицы счета (измерения и регистрации) необходимы для осуществления статистических процедур. Они могут и совпадать и не совпадать с качественными единицами анализа или их показателями.
В первом случае единица счета выражает количественную меру соотношения различных элементов текста. Квантификация сводится к подсчету частоты упоминаний категорий и подкатегорий, который может быть:
a. сплошным, терминологическим;
b. сегментарным, тематическим.
При сплошном подсчете регистрируются и затем подсчитываются все появления индикаторов данной категории или подкатегории. Так, например, если в качестве единицы контекста взята отдельная публикация и регистрируется частота упоминаний категорий «лидерство», то необходимо зарегистрировать и подсчитать все упоминания данного термина в публикации.
При сегментарном, тематическом подсчете упоминаний категорий регистрируется лишь первое проявление данной категории в единице контекста, а повторные упоминания этой категории в данной единице контекста не учитываются. Так, например, при тематическом подсчете частоты упоминания категории «лидерство» вся публикация будет засчитываться как одно упоминание, независимо от того, сколько раз в ней будет использован термин «лидерство».
Во втором случае единицей счета избирают объем – физическую протяженность или площадь текстов, заполненную смысловыми единицами, т.е. речь идет о способе самого подсчета независимо от содержательных характеристик. Объем упоминаний категорий контент-анализа может измеряться различными способами: подсчетом числа строк, печатных знаков, квадратных сантиметров площади, посвященных данной категории и т.д. Для кино, радио, телевидения обычно подсчитывается время, отведенное освещению определенного события, или метраж израсходованной кино- или магнитной пленки.
Таким образом, единицами счета могут быть:
- число определенных слов или их сочетаний;
- количество строк;
- количество печатных знаков;
- количество страниц;
- количество абзацев;
- количество авторских листов;
- площадь текста.
Очень часто необходим учет оценочного отношения коммуникатора к предмету сообщения. Исследователи обычно фиксируют благоприятное (положительное), неблагоприятное (отрицательное) и нейтральное отношение. Иногда особо выделяется и так называемое «сбалансированное» отношение, в котором содержатся элементы и благоприятного, и неблагоприятного отношения.
Характеристики содержания по знаку не имеют четко разработанных критериев. Знаки (плюс, минус) несут определенные слова, которые и выражают отношение коммуникатора. Однако его подлинное отношение может быть установлено при рассмотрении знаковой ситуации в целом.
Свое отношение коммуникатор может выразить двумя путями:
a. высказать свое отношение открыто, с использованием оценочных суждений («это плохо», «я это одобряю» и т.д.);
b. проявить это отношение в скрытой форме, изображая события как соответствующие или несоответствующие нормам и ценностям данного общества.
Следует иметь в виду, что контент-анализ может быть многосторонним, и поэтому одновременно могут быть использованы различные количественные единицы. Одно из основных предъявляемых требований заключается в том, чтобы они поддавались объективному, надежному и проверяемому измерению.
2 этап. Составление кодировочной инструкции.
На этом этапе осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными содержательными элементами текста, т.е. происходит отыскание в тексте индикаторов выбранных категорий исследования. Здесь либо составляется соответствующий словарь индикаторов категорий, либо дается развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов. Все категории и подкатегории контент-аналитического исследования кодируются, т.е. им даются определенные цифровые или буквенные обозначения, что составляет код данного исследования. Все это входит в кодировочную инструкцию. В нее также включается обозначение знака информации. Обычно он определяется как «положительное», «отрицательное» и «нейтральное» отношение, что соответственно кодируется как +, -, 0.
Составление кодировочной инструкции имеет очень большое значение, так как по существу в ней находят свое конкретное выражение основные положения методики исследования. Кроме соответствующего определения категорий и подкатегорий и других единиц анализа в кодировочную инструкцию включаются правила кодирования, оговариваются спорные случаи и т.д.
При составлении конкретного кода в категориях предусматривается подкатегория «другое», в которую включаются те индикаторы данной категории, которые не вошли в выделенные подкатегории, но, тем не менее, являются ее референтами и поэтому должны быть зафиксированы в частоте (и объеме) ее упоминаний. Необходимость включения подкатегории «другое» вызывается тем, что заранее невозможно, а часто и не нужно предусматривать все категории.
3 этап. Пилотажная кодировка текста.
На данном этапе осуществляется кодировка части исследуемого массива текстов с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции. Кодировка текста представляет собой процедуру непосредственного перевода качественных, смысловых единиц (категорий, подкатегорий) через нахождение их индикаторов в тексте в количественные единицы, т.е. перевод текстов в условные обозначения – коды (цифры или буквы, которыми обозначены в кодировочной инструкции те или иные категории и подкатегории).
Подобная пилотажная кодировка дает возможность проверить надежность методики, т.е. испытать ее на обоснованность (соответствие задачам и теоретическим понятиям исследования) и устойчивость (воспроизводимость результатов).
1) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц доказывается следующим образом. Выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, затем из второго текста – те же единицы плюс заранее не встречавшиеся, из третьего документа – те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т.д. После изучения 3 – 5 очередных текстов, в которых не попадается ни одной новой единицы, ранее не фиксируемой в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого материала исчерпано.
2) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц проводится с помощью экспертов – специалистов по проблематике данного исследования.
3) Обоснованность по независимому критерию выявляется посредством получения аналогичных данных другими методами (опрос, наблюдение, тестирование).
4) Устойчивость данных определяется при помощи повторного кодирования тех же документов тем же кодировщиком («устойчивость во времени») или разными кодировщиками по единой инструкции («устойчивость среди аналитиков»). Если данные разных кодирований находятся в достаточном соответствии (например, расхождение не выше 5% или коэффициент корреляции на уровне 0,05), то можно считать, что методика позволяет получать надежные результаты.
Следует иметь в виду, что высокая надежность обычно свойственна простым формам контент-анализа. Усложнение, более тонкая дифференциация категорий связаны с понижением надежности, однако это дает большую информацию об объекте исследования. Решение о соотношении надежности и значимости категорий обычно принимается исходя из поставленных перед исследованием задач.
Помехами для получения надежных результатов могут служить различные причины: недостатки кодировочной инструкции, низкая квалификация кодировщика и др. Следует отметить, что контент-аналитическое исследование требует от кодировщика особенно большого внимания, терпения, упорства и добросовестности. После проведения пилотажного исследования в кодировочную инструкцию обычно вносятся соответствующие изменения для устранения выявленных помех.
4 этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов.
На данном этапе осуществляется процесс квантификации, т.е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов. Регистрация частоты (и объема) упоминания категорий и подкатегорий контент-анализа может производиться либо в заранее подготовленных таблицах, либо на отдельных карточках или перфокартах.
5 этап. Статистическая обработка полученных количественных данных.
Эта обработка осуществляется вручную или на ЭВМ. Нередко оба эти способа используются одновременно в сочетании. Статистическая обработка цифрового материала, полученного в процессе кодировки, не отличается фактически по своим методам от статистической обработки данных, полученных в других видах социально-психологических исследований. Обычно используются процентные и частотные распределения, разнообразные коэффициенты корреляций и т.д. Вместе с тем следует указать и на особые способы количественной обработки данных, полученных в контент-аналитическом исследовании. Сюда следует отнести формулу оценки «удельного веса» смысловых категорий в общем объеме текста, предложенную А.Н.Алексеевым. Формула указывает на уровень интенсивности представления в тексте определенной темы, аргументации, способов обращения к читателю и т.д.:
Укс = |
Кгл + Квт |
x 100% , |
Σ (2 Кгл + Квт) |
где Укс – «удельный вес» данной смысловой единицы;
Кгл – число случаев, когда смысловая единица оказалась главной;
Квт – число случаев, когда смысловая единица оказалась второстепенной;
Σ- сумма анализируемых документов.
Специальным способом, разработанным для нужд контент-анализа, является методика Ч.Осгуда анализа зависимости элементов содержания для расчета совместной встречаемости различных элементов в тексте. Процедура данной методики состоит в том, что после подсчета совместной встречаемости единиц анализа, рассчитывается квадратная матрица возможных и фактических совместных появлений этих единиц в тексте.
6 этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования.
На данном последнем этапе исследования, так же как и на первом, связанным с составлением программы, особенно ярко выступает качественная сторона контент-анализа в отличие от количественного аспекта, преобладающего на промежуточных этапах. Для адекватной интерпретации результатов и их соотнесения с данными, полученными с помощью других методов, особенно большое значение имеет учет более широкого теоретического и социального контекста. Так, например, при контент-аналитическом исследовании определенной тематики или «героя» в газете или журнале, весьма важно иметь данные о целях и задачах, преследуемых коммуникатором (редакцией) в данном вопросе, а также об ожиданиях аудитории и ее восприятии соответствующих сообщений (текстов), полученных, например, при помощи опроса, и соотнести результаты контент-анализа с данными опроса.
III. Применение контент-анализа в СМИ
Начиная с самых ранних попыток тематической классификации и количественного измерения параметров содержания газет, текст рассматривается в системе социального функционирования прессы. Так, в исследованиях Дж.Спида ставилась задача зафиксировать изменения в тематическом содержимом воскресных нью-йоркских газет в период с 1881 по 1893 г. А изменения такие наметились сразу после того, как крупнейшая газета «Нью-Йорк Таймс» резко увеличила свои тиражи, снизив цену за номер с трех до двух центов и увеличив размеры. Этому примеру последовали и другие газеты, причем изменения были не просто формальными (цена, размер), но, как и показал Дж.Спид в своем исследовании, газеты стали больше давать места сообщениям о сплетнях и скандалах в ущерб политической тематике, сфере искусств и т.д.
Пример 1.
Советский исследователь прессы В.А. Кузьмичев, сравнивая в 1930 г. тематику американских (на основе исследования М.Уилли) и 12 советских еженедельных газет, выявил резкую разницу между содержанием советской и буржуазной прессы, о чем говорит таблица.
Таблица 1
(в процентах ко всему содержанию анализируемых работ)
Сфера |
США |
СССР |
1. Политика |
6 |
29 |
2. Экономика |
5 |
36 |
3. Культура |
13 |
11 |
4. Сенсация (разоблачения, уголовщина и т.п.) |
5 |
3 |
5. Спорт |
3 |
1 |
6. Персоналии (об отдельных людях) |
24 |
2 |
7. Мнение (редакционные статьи) |
7 |
5 |
8. Развлекательный материал |
1 |
3 |
9. Журнальный материал (рассказы, мода, кулинария, фотографии и т.п.) |
33 |
9 |
10. Смесь |
3 |
1 |
Комментируя вышеприведенный анализ содержания американских и советских газет, В.А. Кузьмичев отмечает: «Важнейшие для воспитания широких масс материалы (политика и экономика) в американской газете отходят на задний план перед оглушающим, развлекающим читателя материалом (сенсации, моды, описание отдельных персон и т.д.). Отсюда – последовательный вывод – американская еженедельная газета не является средством организации внимания читателя вокруг социально важных вопросов. Она отвлекает читателя от них».
Вообще тексты СМИ надо изучать, чтобы:
· знать, какой эффект они производят на людей;
· знать, как создавать такие тексты, которые произведут на людей наибольший эффект;
· в обстановке войны иметь возможность изучать в широких масштабах пропаганду противника, моральный дух населения страны противника, события, происходящие в данной стране.
Такая возможность и по сей день остается большим преимуществом этого метода в арсенале способов изучения других стран, отгороженных разного рода барьерами.
Пример 2.
1927 г., Г. Лассвелл, «Техника пропаганды в первой мировой войне».
Задача: проанализировать, какими социальными моделями поведения манипулирует пропаганда воюющих стран, какие цели ставит она себе в военное время.
Единицы анализа: возможные каналы пропаганды: газеты, централизованные выпуски бюллетеней информационных агентств, пропагандистские материалы в журналах, тексты проповедей и т.д.
Страны, подвергшиеся анализу: воюющие страны – Америка, Англия, Франция, Германия.
Выводы:
· преобладание в анализируемых материалах пропаганды утверждений типа: “мы” защищаемся; “враг” - коварный агрессор; “враг” разрушил рабское благоденствие и поэтому должен быть уничтожен; “мы” победим, “враг” будет уничтожен.
· Для английской пропаганды были характерны доводы гуманности, германская пропаганда апеллировала в великой германской культуре, как нуждающейся в защите.
· Путем обобщения утверждений, заявлений, призывов и действий были получены конечные стратегические цели пропаганды: возбудить ненависть к врагу, укрепить дружбу с союзниками, укреплять дружественные отношения с нейтральными странами, деморализировать противника.
Пример 3.
М.Л. Гаспаров, анализ древнегреческих и латинских “басен Эзопа”.
Цель: проанализировать “басни Эзопа” для ответа на 2 вопроса:
1. Как устроен был мир по представлениям древних?
2. Как, по их мнению, должен был вести себя в этом мире человек?
Задача: выявить предпочтительные модели поведения, примеры ценностных мотиваций и ориентаций, которые составляли мораль прошлого.
Ход работы: сгруппировав эти морали по методу обобщения от общего к частному, М.Л. Гаспаров выделил 5 групп идей – окончаний басен:
1. Идея «судьба изменчива»
- «от судьбы все равно не уйдешь» – 3 басни
- «поэтому человек должен уметь применяться к обстоятельствам и все время помнить, что в любой момент они могут измениться» – 4 басни
- «удачи не стоят радости, а неудачи – печали: все преходяще, и ничто не зависит от человека» – 13 басен.
2. Идея «в мире царит зло»
3. Идея «видимость обманчива»
4. Идея «страсти пагубны, потому что они ослепляют человека и мешают ему различать вокруг себя за видимостью сущность»
5. Идея «освободившись от страстей, человек поймет, наконец, что самое лучшее в жизни – довольствоваться тем, что есть, а не посягать на большее».
Таким образом, переформулировав эти идеи, можно сказать, что люди прошлого имели стереотипы поведения, выраженные в следующих лозунгах: «в мире царит зло, судьба изменчива, а видимость обманчива, каждый должен довольствоваться своим уделом и не стремиться к лучшему, каждый должен стоять сам за себя и добиваться пользы только для себя».
Наконец: возведенные в элементы басенной идеологии, эти идеи могут быть выражены как «практицизм, индивидуализм, скептицизм и пессимизм».
Пример 4.
Берельсон Б., Сальтер П., анализ беллетристики (в основном коротких рассказов) из восьми наиболее популярных американских изданий в период с 1937 по 1943 гг.
Гипотеза: представители национальных меньшинств по сравнению с «настоящими» американцами значительно реже выступают в качестве «героев», а их изображение чаще всего носит негативную снижающую окраску.
Единицы анализа:
- Национальная принадлежность действующего лица.
- Роль, которую оно играло в произведении.
- Вид изображения («с» или «без» симпатии).
Выводы:
Представители национальных меньшинств в рассказах стоят на низком социальном и экономическом уровне и очень часто замешаны в незаконных аферах. Они чаще действовали из материальных побуждений, чем «настоящие» американцы. Таким образом, в целом в этих историях представители меньшинств характеризовались хуже, неполноценнее, подчиненнее, чем американцы. Чем ближе фигура к стереотипу американца, тем лучше, приличнее, благороднее, зажиточнее и почетнее она изображалась.
Таблица 2
(в процентах ко всем упоминаниям каждой национальности)
|
Американцы |
Англосаксы и североевропейцы |
Прочие |
Главные роли |
52 |
38 |
30 |
Роли, вызывающие симпатию |
80 |
76 |
62 |
Высший социально-экономический статут |
39 |
24 |
16 |
Высшая моральная позиция |
59 |
29 |
20 |
О соотношении национальных групп фактического населения США и национальной принадлежности «действующих лиц» (т.е. соотношение реального количества «настоящих» американцев и других национальных групп и национальных групп, выступающих в качестве «действующих лиц» в рассказах) говорит следующая таблица:
Таблица 3
(в процентах ко всему населению и к общему числу «действующих лиц»)
|
Структура фактического населения |
«Действующие лица» |
Евреи |
3,6 |
1,2 |
Негры |
9,8 |
1,9 |
Другие национальности |
17,6 |
2,8 |
Англо-саксонского и нордического происхождения |
8,8 |
3,3 |
Американцы |
60,2 |
- |
Таким образом, данные этого исследования подтверждают гипотезу, что издания явно выказывают предпочтение белому большинству как в частоте показа, так и в приписываемых им особенностях.
Пример 5.
Похожее исследование проводил А.Шай.
Цель: выявить существование на теоретическом уровне расовую дискриминацию.
Задача: проанализировать наиболее значительные американские газеты и журналы.
Единица анализа: главная фигура газетной или журнальной фотографии.
Проблема: каково соотношение реального и представленного на фотографиях в газетах и журналах уровня профессиональной подготовки героев-негров и героев-белых.
Картина реального соотношения такого профессионального подразделения и данного в иллюстрациях представлена в таблице 4.
Таблица 4
|
Негры, % |
Белые, % |
||
В жизни |
На фото |
В жизни |
На фото |
|
Больше, чем квалифицированные рабочие или служащие |
4 |
5 |
15 |
45 |
Квалифицированные |
5 |
- |
21 |
45 |
Неквалифицированные |
91 |
95 |
54 |
8 |
Пример 6
В социологических исследованиях системы массовых коммуникаций, существующей в среднем промышленно развитом городе СССР (на 1969 г.) в ходе анализа содержания местных СМИ была поставлена задача выявить распределение информации в местных СМИ по хронологии.
Доля «прошлого» в информации местных газет, радио и телевидения колебалась от 23% (максимально – на областном телевидении) до 10% (минимально – в областной партийной газете).
Таблица 5
Структура информации в зависимости от хронологии
(в процентах к общему объему информации)
|
Прошлое время |
Настоящее время |
Будущее время |
Областное телевидение |
23 |
76 |
1 |
Областная молодежная газета |
22 |
77 |
1 |
Областное радио |
21 |
76 |
3 |
Городское радио |
14 |
82 |
4 |
Городская партийная газета |
14 |
85 |
1 |
Областная партийная газета |
10 |
88 |
2 |
Таким образом, областное радио, областное телевидение и областная молодежная газета в большей степени рассматривают свою аудиторию как общность, организованную во времени: связи ее с историческим прошлым ощущаются ими как существенные и зримые. Наоборот, городское радио, городская партийная газета и в особенности областная партийная газета скорее ориентируются на эту общность, как организованную в пространстве, с меньшим вниманием к историческому опыту…
Можно предположить, что они в большей степени ставят объектом своего внимания именно хозяйственную деятельность той общности, на которую они воздействуют, в большей степени ориентируется на ее хозяйственный ритм.
Пример 7.
Американский исследователь Ю. Вудворд в 1930 г. говорил об общественном мнении, которое формирует СМИ. Так, например, он говорил, что пресса влияет на изменения во мнениях скорее с помощью искажения, замалчивания, концентрации или окрашивания фактов. Таким образом, новости формируют представления личности о мире и происходящих в нем событиях, а эти стереотипизированные представления сами становятся базой, определяющей последующее отношение человека к этому миру.
В 1967 – 74 гг. в рамках проекта «Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов», реализованного в Институте конкретных социальных исследованиях АН СССР в качестве категории анализа выступала «оперативность».
Использовались следующие градации оперативности:
- Сообщение о событии дается в день свершения последнего.
- Сообщение о событии дается на следующий день после свершения последнего.
- Сообщение о событии дается через два дня после свершения.
- Сообщение о событии дается через 3 –7 дней.
- Сообщение касается события, произошедшего более 7 дней назад или, как указывается в сообщении, “недавно”, “за последние дни” и т.п.
- Сообщение касается события, дата свершения которого в сообщении не указывается.
Вообще, исследование местных средств информации и пропаганды в проекте «Общественное мнение» имело следующие категории анализа:
Ø функциональная принадлежность материала;
Ø тип автора;
Ø жанр;
Ø оперативность;
Ø модальность;
Ø тема;
Ø элементы содержания в рамках проблем о превосходстве социалистической системы над капиталистической в сфере экономики, демократии, идеологии, условий развития личности;
Ø локальность.
Список использованных источников
1) Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Труды научно-исследовательского института культуры. 1974. Вып.9.
2) Алексеев А.Н. Опыт измерения удельного веса категорий содержания на страницах газеты // Проблемы контент-анализа в социологии. 1970.
3) Богомолова Н.Н. Контент-анализ. МГУ, 1992.
4) Валович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев, 1974.
5) Вихалемм П., Лауристин М. Резервы повышения эффективности городских и районных газет // Социологическое исследование, 1985, №4.
6) Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований, 1984.
7) Девятко И.Ф. Методы социологического исследования, 2002.
8) Документальные системы в управлении / Под ред. Г.Г. Воробьева, М.Г. Гаазе-Раппопорта. М., 1973.
9) Лауристин М. Задачи, объект и предмет контент-анализа в исследовании различных аспектов массовой коммуникации // Современные методы исследования средств массовой коммуникаций. Отв. ред. Триккель И. Таллин: Периодика, 1983.
10) Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1, 2. / Отв. ред. А. Г. Здравомыслов. М.- Л.: ИСИ АН СССР, 1973.
11) Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2, 1990.
12) Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова, 1977.
13) Родионов К.Я. Опыт контент-анализа интервью // Социологическое исследование, 1975, №3.
14) Семенов В.Е. Социально-психологический анализ материалов массовой информации, литературы и искусства // Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, 1979.
15) Федотова. Контент-аналитические исследования СМИ. 1988.
16) Чураков А.Н. Компьютерный контент-анализ. 1996.
17) Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. 1995.
18) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. 1998.