Подготовка специалиста дошкольного образования к культурно-оздоровительной работе с детьми

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
Т. С. Казаковцева,.

 

Подготовка специалиста дошкольного образования

к культурно-оздоровительной работе с детьми

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996гг., 2004 г.) родители обязаны заложить основы здоровья ребенка с раннего возраста. Сеть дошкольных образовательных учреждений призвана оказывать помощь семье, воспитывать детей, формировать их физическое и психическое здоровье, развивать их способности.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» образование отмечается как фактор, формирующий новую экономику и общество, а также способность конкурирования российской системы образования с системами передовых стран. Обновленное российское образование должно «сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой». В качестве государственных гарантий предлагается обучение «в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность»; оказание «социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики и резервов развития ребенка (физических и психологических)». Образовательный процесс в дошкольных учреждениях обеспечивается специалистами, деятельность которых определяется нормативными документами, а также Госстандартами высшего и среднего профессионального образования и направлена «на развитие, обучение и воспитание ребенка раннего и дошкольного возраста» (ГОС 2000г.).

Учитывая современные тенденции ухудшения здоровья населения страны, в том числе детей, реализация всех целей и задач образовательного процесса в дошкольных учреждениях должна строиться на основе сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.

Здоровье является одной из наивысших человеческих ценностей. Его функция заключается в обеспечении необходимого и достаточного уровня проявления жизнедеятельности человека, его биологической и социальной активности в различные возрастные периоды жизни. Здоровые, развитые индивиды способны избирать и интериоризировать высшие ценности, существующие в человеческом обществе, но при относительно благоприятных жизненных обстоятельствах (А. Маслоу, Р. С. Мухина, В. И. Слободчиков и др.).

Здоровье индивида, здоровье всех членов общества можно считать одним из важнейших факторов, определяющих уровень развития цивилизации на настоящем историческом этапе. Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому необходима гражданская ответственность за жизнь и здоровье любого члена общества. Одновременно с этим возрастает роль каждого человека как регулятора своего здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как состояние «полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ: Устав, Женева, 1968, с. 1). Данное определение можно считать теоретической моделью здоровья, не дающей, однако, в полной мере характеристики здоровья как состояния многомерного и многокомпонентного. Понятие «здоровье» должно отражать обеспечение основных функций человека, с учетом того, что человек является живой системой, в основе которой имеются различные начала: физические, духовные, природные, социальные, наследственные и приобретенные.

Для управления состоянием своего здоровья каждый человек должен иметь необходимые знания, чтобы самостоятельно укреплять его. Дошкольный возраст является для этой работы благоприятным периодом жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются компоненты целостного здоровья: физический, психо-эмоциональный, социальный, личностный, интеллектуальный, духовно-нравственный.

Всемирной организацией здравоохранения предусматривалось решение проблем здоровья там, где люди живут и трудятся. Отсюда была обусловлена необходимость обучения здоровью по специально разработанным программам всех возрастных групп населения, начиная с дошкольного возраста. Результатом такой работы ожидалось формирование общей культуры здоровья людей, изменение отношения к своему здоровью, изменение организации и содержания обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных. Однако, настоящей службы охраны здоровья детей, связанной с системой обучения здоровью, нет ни в учреждениях здравоохранения, ни в учреждениях образования (Е. Н. Ермакова, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Е. Ф. Лунина, В. М. Чимаров и др.).

Профессиональная подготовка специалистов дошкольного образования, ведущаяся на факультетах дошкольного образования педагогических университетов, включает в себя ряд учебных дисциплин, формирующих систему знаний о здоровье ребенка, здоровом образе жизни, физической культуре. Однако неясным является вопрос о персонализации ответственности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) за работу с детьми по обучение их здоровью: врач, медработник, педагог. Квалификационные характеристики специалистов дошкольного образования (воспитателей, методистов, инструкторов по физической культуре и др.) не содержат требований к профессиональным знаниям, умениям, личностным особенностям, необходимым для обучения детей сохранению и укреплению своего здоровья. Ни одна из рекомендованных Госстандартом дисциплин не имеет в своем содержании модели специалиста дошкольного образования, владеющего здоровьеориентированными подходами к образованию и воспитанию детей.

Учитывая все вышеизложенное, в учебные планы педагогического факультета для студентов – будущих специалистов дошкольного образования введена факультативная дисциплина «Технологии оздоровительной работы с детьми», на которую отведено 40 аудиторных и 38 часов самостоятельной работы. В первом и втором разделах этой дисциплины рассматриваются вопросы, связанные с построением оздоровительно-образовательной работы в ДОУ как системы не только оздоровления детей, но и обучения их здоровью. В третьем разделе рассматриваются оздоровительные системы, которые используются в нашей стране. Четвертый раздел представлен анализом оздоровительной направленности современных программ для ДОУ.

Все, что человек осваивает в своей жизни, относится к миру культуры. Культура – это преодоление в человеке природного начала разумом, как возвышение над "животным" состоянием, это гармония нравственного и физического в человеке. Биологическая обусловленность культуры выражается как необходимость приспособления человека к окружающей среде путем создания стереотипов поведения, соответствующие культурным ритуалам и нормам человека. При этом культура является способом существования человека как субъекта разнообразной деятельности. И, наоборот, в процессе деятельности культура рассматривается как формирование самого человека. Именно культура с детства осваивается ребенком под руководством взрослых в специально задаваемых условиях и ситуациях в процессе социализации. Процесс становления человека, ребенка личностью, есть процесс усвоения общечеловеческой культуры.

Формирование культуры здоровья и приобщение к здоровому образу жизни, начиная с детства, должно быть одним из основных ориентиров в педагогической деятельности.

Поэтому кроме дисциплины «Технологии оздоровительной работы с детьми» нами разработаны программы дисциплин специализаций, предложенные Министерством образования РФ для специальности 030900.00 «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования»: Специализация 030920 «Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях» и 030921 «Культурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» В рамках этих специализаций студенты могут обучаться по желанию. Каждая специализация ориентирована на 500 часов, из которых 250 аудиторных. По итогам обучения специализации предусматривается государственный экзамен, а также сдача текущих зачетов и экзаменов. Так специализация «030920 – Физическая культура в детском саду» предусматривает изучение следующих предметов: история физической культуры и спорта, физиология физического воспитания и спорта, психология физического воспитания и спорта, гигиена физического воспитания, лечебная физическая культура и массаж, правовые основы физической культуры, теория и методика физкультурно-оздоровительных видов, физкультурно-спортивная специализация. Специализация «030921 – Культурно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях» предусматривает изучение таких предметов как нравственно-этические и культурологические основы здоровья, физическая культура в здоровом образе жизни, оздоровительные и рекреационные виды физической культуры в дошкольном образовательном учреждении, физиология и гигиена физических упражнений, лечебная физическая культура и массаж, методика и организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, правовые основы физической культуры, физкультурно-спортивная специализация. Специализации зарегистрированы УМ ОМ. О. РФ. Обучившиеся по этим специализациям будут подготовлены для работы в дошкольных образовательных учреждениях, Центрах содействия здоровью в качестве инструкторов по физической культуре, плаванию, специалистов по оздоровительным методикам, лечебной физкультуре и массажу.

Необходимость такой подготовки будущих и работающих специалистов дошкольного образования направлена на формирование у них здоровьеориентированного мышления, выраженного в мировоззренческой позиции по отношению к приоритету здоровья; профессионально-ценностных ориентаций, мотивов, интересов, потребностей в постоянном укреплении и сохранении здоровья; знаний и умений, позволяющих вести оздоровительную работу, а также обучать ребенка здоровью и формировать у него потребность в сохранении и укреплении его здоровья. В ходе такой подготовки должен формироваться личностный потенциал, специалиста, включающий в себя хорошую физическую подготовленность и здоровье, культуру здоровья, духовность, нравственность.

Сейчас читают