Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Задачи спициальной психологии

Задачи спициальной психологии

 

Говоря о конкретных задачах специальной психологииеобходимо выделить наиболее значимые среди них. К их числу можно отнести исследование нескольких групп закономерностей психического развития, а именно:
а) основные и общие, то есть закономерности, по которым
развивается психика в обычных и неблагоприятных ус­
ловиях;
б) модально-неспецифические — ряд особых закономер­
ностей, свойственных всем группам детей с отклонени­
ями в развитии независимо от характера основного на­
рушения;
в) модально-специфические — особенности, свойствен­
ные какой-то одной группе детей с отклонениями в раз­
витии;
г) наконец, последняя группа закономерностей связана с
установлением зависимостей характера психического раз­
вития от силы и выраженности патогенного фактора, на­
пример от степени и времени потери слуха, от длитель­
ности состояния эмоциональной депривации и др. В данном случае речь идет об установлении индивидуально-типологических особенностей внутри одного и того же вида
отклонения в развитии. Следует особо отметить тот факт, что специальная психология, начиная развиваться как многоотраслевая дисциплина, на первых этапах своего становления преимущественно акцентировала внимание на изучении модально-специфических закономерностей. Позже, благодаря исследованиям Л. С. Выготского, фокус стал постепенно смещаться в область общих закономерностей. И только в самую последнюю очередь начались попытки изучения модально-неспецифических закономерностей. Эта историческая последовательность связана с одним парадоксом специальной психологии, на который впервые обратил внимание В. И. Лубовский. Поскольку модально-специфические закономерности стали исследоваться раньше, создавалось устойчивое убеждение в том, что именно этот тип закономерностей изучен лучше других. Анализ эмпирического материала, а главное, способ его получения, при-вел В. И. Лубовского к обратному выводу. Десятилетиями ученым казалось, что они изучают модально-специфические закономерности, но в действительности речь шла о модальнонеспецифических. Причиной этого стал распространенный недостаток в экспериментальной стратегии. Проводя эксперимент, исследователь, как правило, сопоставлял результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в разви­
тии, с аналогичной по возрасту группой нормально развива­ющихся детей. Выявленные отличия рассматривались как свойственные только для данного типа отклонения. Последующие исследования показали, что в большинстве случаев они
типичны одновременно для нескольких групп детей с отклонениями в развитии и по сути являются модально-неспецифическими. И те и другие закономерности представляют со­
бой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Исследование разных типов закономерностей, как задача специальной психологии, сопряжено также с изу­
чением компенсаторных механизмов, позволяющих сознанию человека продолжать реализовывать свои основные функции в условиях дизонтогенеза.
Перечисленные задачи по своему существу являются и исследовательскими и прикладными одновременно. Имеющиеся в арсенале специальной психологии сведения об основных, модально-неспецифических, модально-специфических
и индивидуально-типологических особенностях психического развития детей с теми или иными отклонениями позволяют дифференцировать процесс обучения этих детей, строить
адекватные и эффективные коррекционные программы для работы с ними, создать условия, препятствующие появлению новых отклонений — проводить психопрофилактику. Таким образом, весь широкий спектр прикладных задач
специальной психологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, коррекционной, ре­
абилитационной и психопрофилактической работы с ними.Говоря о том, что специальная психология изучает процесс азвития, протекающий в осложненных условиях, которые
ми по себе не могут изменить его сущности и направленнои, но придают ему определенную специфику в форме особого способа реализации, мы можем более или менее точно чертить рамки предмета специальной психологии, не сводя е ее содержание к психологии слепоты, глухоты, умственой отсталости и т. п. В качестве таковых могут выступать не лько нарушения в деятельности анализаторов, опорно-двительного аппарата, разнообразные церебральные, речевые сстройства, то есть факторы внутреннего порядка. Помимо ого можно говорить и о внешних неблагоприятных факто­х, широкий спектр которых формируется при серьезных и ительных деформациях социальной ситуации развития —желые психотравмирующие обстоятельства жизни, воспи­ние за пределами семьи, несоответствующие возрасту ребен­а образ жизни, виды деятельности, требования и ожидания стороны взрослых. Последнее может касаться, в частности,
тей, рано и ярко проявивших какое-то дарование и в связи этим начинавшим раннюю профессиональную подготовку, то и профессиональную деятельность. Даже сама по себе
естандартность одаренных детей может существенно менять стему отношений к ним, что способно выступить в каче­ве осложненной ситуации развития.
Деление неблагоприятных условий на внутренние и внение достаточно условно. В реальной жизни внутренние усвия могут спровоцировать формирование целого ряда до­
олнительных внешних. Так, дети с нарушениями очень час­ воспитываются в ситуации домашней изоляции, не имея зможности полноценного общения со сверстниками, что не
ожет не сказаться на характере их психического развития. наоборот, внешние неблагоприятные условия со временем способны трансформироваться во внутренние. Длительное пребывание ребенка в ситуации эмоционального напряжения в конечном счете, как правило, приводит к устойчивым сбоям в работе центральной нервной системы и нарушениям поведения. Помимо сказанного следует особо подчеркнуть и то,
что круг негативных факторов развития, описываемых разными науками, постоянно расширяется, что, в свою очередь, приводит к соответствующему усложнению предметного содержания специальной психологии. Каждый раз ей приходит­
ся сопоставлять характеристики патогенных условий с изменениями в параметрах процесса психического развития, выделяя наиболее типичные среди них. Таким образом, обозначив область предметного содержания специальной психологии, мы подчеркнули как ее уникальность по сравнению с другими разделами психологической науки, так и единство с ними. Многие отрасли психологического знания изучают свой предмет именно с точки зрения «условий». Педагогическая психология исследует психику в уловиях учебной деятельности, медицинская — в условиях того или иного заболевания и процесса лечения, трудовая — в условиях производственной деятельности и т. д.
Наличие собственного предмета исследования определяет и конкретные задачи специальной психологии. Любая наука всегда стремится раскрыть и воспроизвести наиболее общие законы своего предмета. Но, прежде всего, она должна более или менее точно раскрыть его сущность, ибо указать на предмет и установить его природу далеко не одно и то же. Предметом специальной психологии мы назвали изучение процесса психического развития в стесненных обстоятельствах. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов ее возрас­
тной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.

Сейчас читают

29 October 2011