Учись Учиться

Конспект лекции
Менеджмент
27 April 2011

Тема 12. Мотивация. Сущность

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Мотивация
  • Иерархия потребностей по А. Маслоу
  • Теория потребностей Дэвида МакКлелланда
  • Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

Тема 12. Мотивация

 

1.Сущность мотивации

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

 

Процесс мотивации

Стимулы

Мотивы человека

Удовлетворение потребностей

Мотивация

Мотив – это то, что взывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы:


  1. Потребности
  2. Инстинкты
  3. Влечения
  4. Эмоции
  5. Установки
  6. Идеалы

 

Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма:


  1. Материальные
  2. Биологические
  3. Духовные
  4. Социальные
  5. Самовыражения
  6. Безопасности
  7. Властвования
  8. Коммуникации

Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека:


  1. Принуждение
  2. Материальное поощрение
  3. Моральное поощрение
  4. Самоутверждение

 

Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов/

 

Мотивирование

 

 

  

2.Теории мотивации

 

2.1 Содержательные теории мотивации

Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы ХХ века, Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

1.      Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и другие подобные потребности. Например, человек хочет оплатить кредит за машину или регулярно вносит квартирную плату.

 

2.      Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию. Например, человек работает, чтобы обеспечить себе и своему ребенку медицинские и страховые льготы.

3.      Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Например, общительный человек, работающий в каком-либо отделе, строит дружеские отношения со своими коллегами.

4.      Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признания. Например, менеджер среднего звена работает 70 часов в неделю, чтобы добиться повышения по службе.

5.      Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Наверняка найдется человек, который трудится не за деньги, не ради общения с коллегами или карьерного роста, но потому, что это соответствует его системе ценностей: именно работа делает его жизнь осмысленной.

Иерархия потребностей по А. Маслоу 

 

 

Самая высокая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

 

Теория потребностей Дэвида МакКлелланда

 

В  своей теории Дэвид МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.

Таблица 1

Потребность власти

Потребность успеха

Потребность в причастности

Воздействие на других людей

Удовлетворение не провозглашением успеха этого человека, а процессом доведения работы до успешного завершения

Удовлетворение в работе с обширным социальным общением

Такие сотрудники откровенные, энергичные, хорошие ораторы, требуют повышенного внимания

Такие сотрудники хотят поощрений за достигнутые результаты, рискуют умеренно, могут взяться за поиск решения проблем

Также сотрудники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений

 

Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.

Потребность во власти также находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека оказывать влияние на других людей. МакКлеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал её с желанием добиться руководящей должности. Он утверждал, что существует несколько стадий в развитии представления человека о власти, и что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияние на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности организации своим подчинённым.

То, что МакКлеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.

 

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

 

Во второй половине 50-х годов ХХ века Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией»

 

Таблица 2

Мотивация

Гигиенические факторы

Ø       Достижения (успех);

Ø       Признание и одобрение результата;

Ø       Работа сама по себе;

Ø       Высокая степень ответственности;

Ø       Продвижение по карьерной лестнице (творческий и деловой рост).

Ø       Политика компании и администрации;

Ø       Инспекции и непосредственный контроль за работой;

Ø       Заработная плата;

Ø       Межличностные отношения;

Ø       Условия работы.

 

Гигиенические факторы связаны с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Они соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем. Вторая группа факторов мотивации связана с самим характером и сущностью работы.

 

 

 

 

 

 

    Tags:
  • Мотивация
  • Иерархия потребностей по А. Маслоу
  • Теория потребностей Дэвида МакКлелланда
  • Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Методика «Объем внимания» (по К.К. Платонову) 02 February 2011
Информатика. Лекция 4 13 January 2011
Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 13 February 2012
Шпаргалка по анатомии на тему "Ткань" "Мозг" 04 November 2013
Урок химии в 10 классе, Тема: "Бензол" 12 January 2011
Актуальные проблемы современного общества Сборник статей 11 January 2011
Тема 1. Методологические основы менеджмента,Современный менеджмент, Менеджмент, Основные признаки менеджмента, Разновидности менеджмента, Методы менеджмента, 05 March 2011
Компьютерные обучающие программы 04 November 2013
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 04 March 2012
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ 13 January 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА КИРОВА 29 October 2011
Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ» 29 October 2011
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА 29 October 2011
Тема 3. Носитель для передачи данных 14 January 2011
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В КАЗАНИ 29 October 2011
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 October 2011
Изучение влияния техногенного загрязнения и социальных условий среды обитания на здоровье населения 29 October 2011
Психологическая коррекция умственного развития учащихся 26 February 2012
Информатика. Лекция 4 13 January 2011
Контрольная по русскому языку. Задания 14 January 2014
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока