Учись Учиться

Конспект лекции
Менеджмент
27 April 2011

Тема 12. Мотивация. Сущность

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Мотивация
  • Иерархия потребностей по А. Маслоу
  • Теория потребностей Дэвида МакКлелланда
  • Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

Тема 12. Мотивация

 

1.Сущность мотивации

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

 

Процесс мотивации

Стимулы

Мотивы человека

Удовлетворение потребностей

Мотивация

Мотив – это то, что взывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы:


  1. Потребности
  2. Инстинкты
  3. Влечения
  4. Эмоции
  5. Установки
  6. Идеалы

 

Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма:


  1. Материальные
  2. Биологические
  3. Духовные
  4. Социальные
  5. Самовыражения
  6. Безопасности
  7. Властвования
  8. Коммуникации

Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека:


  1. Принуждение
  2. Материальное поощрение
  3. Моральное поощрение
  4. Самоутверждение

 

Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов/

 

Мотивирование

 

 

  

2.Теории мотивации

 

2.1 Содержательные теории мотивации

Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы ХХ века, Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

1.      Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и другие подобные потребности. Например, человек хочет оплатить кредит за машину или регулярно вносит квартирную плату.

 

2.      Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию. Например, человек работает, чтобы обеспечить себе и своему ребенку медицинские и страховые льготы.

3.      Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Например, общительный человек, работающий в каком-либо отделе, строит дружеские отношения со своими коллегами.

4.      Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признания. Например, менеджер среднего звена работает 70 часов в неделю, чтобы добиться повышения по службе.

5.      Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Наверняка найдется человек, который трудится не за деньги, не ради общения с коллегами или карьерного роста, но потому, что это соответствует его системе ценностей: именно работа делает его жизнь осмысленной.

Иерархия потребностей по А. Маслоу 

 

 

Самая высокая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

 

Теория потребностей Дэвида МакКлелланда

 

В  своей теории Дэвид МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.

Таблица 1

Потребность власти

Потребность успеха

Потребность в причастности

Воздействие на других людей

Удовлетворение не провозглашением успеха этого человека, а процессом доведения работы до успешного завершения

Удовлетворение в работе с обширным социальным общением

Такие сотрудники откровенные, энергичные, хорошие ораторы, требуют повышенного внимания

Такие сотрудники хотят поощрений за достигнутые результаты, рискуют умеренно, могут взяться за поиск решения проблем

Также сотрудники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений

 

Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.

Потребность во власти также находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека оказывать влияние на других людей. МакКлеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал её с желанием добиться руководящей должности. Он утверждал, что существует несколько стадий в развитии представления человека о власти, и что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияние на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности организации своим подчинённым.

То, что МакКлеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.

 

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

 

Во второй половине 50-х годов ХХ века Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией»

 

Таблица 2

Мотивация

Гигиенические факторы

Ø       Достижения (успех);

Ø       Признание и одобрение результата;

Ø       Работа сама по себе;

Ø       Высокая степень ответственности;

Ø       Продвижение по карьерной лестнице (творческий и деловой рост).

Ø       Политика компании и администрации;

Ø       Инспекции и непосредственный контроль за работой;

Ø       Заработная плата;

Ø       Межличностные отношения;

Ø       Условия работы.

 

Гигиенические факторы связаны с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Они соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем. Вторая группа факторов мотивации связана с самим характером и сущностью работы.

 

 

 

 

 

 

    Tags:
  • Мотивация
  • Иерархия потребностей по А. Маслоу
  • Теория потребностей Дэвида МакКлелланда
  • Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

29 October 2011
Тема 11. Планирование. Изучение стратегических альтернатив 27 April 2011
СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 04 November 2013
Фрактальная геометрия 29 October 2011
Равнодушие людей 03 March 2012
Методика «Черно-красные таблицы» 02 February 2011
Информация и общество. Проблема информатизации обществ 09 January 2011
Методика «Большие и малые числа» 02 February 2011
Изучение работы электрокардиографа 13 January 2014
Гигиеническая территориальная оценка водных объектов 29 October 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Разработка внеклассного мероприятия «Час занимательной физики с демонстрацией экспериментов» по предмету и его анализ проводившегося у 8а класса 09 January 2011
РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 10 May 2012
Понятие и этапы жизненного цикла организации 08 May 2012
Тема 12. Мотивация. Сущность. Процессуальные теории мотивации 27 April 2011
ЗАВИСИМОСТЬ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ОТ СЕЗОНА ГОДА У 11-13-ЛЕТНИХ ДЕВОЧЕК 29 October 2011
Моделирование, алгоритмизация и программирование 11 January 2011
Понятие психологического и педагогического сопровождения 04 March 2012
Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ» 29 October 2011
Разработка применения компютерной игры CrazyMachines на уроке физики 13 January 2011
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока