ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

О. В. Тулякова

Актуальность исследования

Заболеваемость детей дошкольного возраста является одним из информативных показателей уровня загрязнения среды [8]. В ряде работ показана особая роль выхлопных газов автотранспорта в повышении общей заболеваемости [12], частоты аллергических заболеваний, болезней органов чувств, мочевыделительной, нервной, гепатобилиарной и костно-мышечной систем [6], болезней органов дыхания [6, 7, 9, 14], аллергий, заболеваний сердечно-сосудистой системы [3].

Однако вопрос о механизмах, лежащих в основе негативного влияния техногенных факторов (ТФ) на здоровье детей, остается открытым и требует дальнейшего изучения. В работах ряда авторов [4, 5, 10, 15] указано, что неблагоприятные ТФ могут оказывать негативное влияние на уровень развития психических функций. Так, в районах с повышенным загрязнением атмосферы больше детей имеют признаки неврологической патологии [2], включая синдром дефицита внимания [10].

Накопление в организме детей свинца, который входит в состав выхлопных газов автотранспорта, приводит к задержке НПР [4] и к появлению психологических нарушений [5, 8], снижает уровень развития интеллекта и концентрацию внимания [15], приводит к появлению агрессии, гиперактивности и снижению способности к обучению [8].

В то же время при исследовании детей Тюменской области [12] не выявлено негативное влияние ТФ на психическое развитие (внимание, память, мелкую моторику кисти, функциональную асимметрию мозга, психоэмоциональное со­стояние), но показано нарушение физического развития. Следовательно, вопрос о влиянии ТФ на развитие психической сферы остается открытым.

В целом, анализ данных литературы позволяет считать, что многие вопросы этой проблемы остаются не изученными, среди них - вопрос о характере и механизмах влияния выхлопных газов автотранспорта на развитие ребенка и формирование у него высших психических функций.

В связи с этим нами была поставлена цель – изучить влияние экологически неблагоприятных факторов урбанизированных территорий на особенности соматической, неврологической заболеваемости и показатели психического развития детей с рождения до 7-8 лет.

Материалы и методы исследования

Территория г. Кирова была поделена на два района – экологически благоприятный район (ЭБР) и экологически неблагоприятный (ЭНБР). Вывод о разделении районов исследуемых школ сделан на основании результатов исследования экологов г. Кирова [1, 11], проведенных в 1994-99 годах и включавших (табл. 1) изучение загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации, анализ почв и растительности на содержание тяжелых металлов, химический анализ снегового покрова; анализ интенсивности автотранспортной нагрузки.

Таблица 1.

Средние значения (M±m) показателей, характеризующих экологическую обстановку в экологически благоприятном (ЭБР) и неблагоприятном (ЭНБР) районах г. Кирова

Исследуемые показатели

ЭНБР

ЭБР

M±m

M±m

ИЧА в модели Ле Бланка-Де Слувера (усл. ед.)

4,0±0,1

8,2±2,8

ИЧА в нормализованной модели (усл. ед.)

5,0±0,1

13,5±0,5*

Zc, суммарный показатель загрязнения почв (баллы)

25,0±0,1

16,5±2,8*

Zа, индекс общей токсичности тяжелых металлов в пересчете на биологический эквивалент свинца (усл. ед.)

5,51±1,34

2,61±0,1*

Содержание в снеге сульфатов (мг/л)

11,2±0,6

4,38±0,1*

Содержание в снеге соединений азота (мг/л)

0,68±0,1

0,46±0,03

П, индекс общей автотранспортной нагрузки на атмосферу (усл. ед.)

191,7±20,1

75,0±0,1*

П с учетом рельефа (усл. ед.)

298,3±34,2

104,0±10,6*

П с учетом числа перекрестков (усл. ед.)

400,0±38,7

130,0±13,3*

Примечание: различия с ЭНБР достоверны, р<0,05

Сведения о заболеваемости с года до 7-8 лет 857 детей, проживающих в ЭБР (n=455) и ЭНБР (n=402), получены из амбулаторной карты детской поликлиники и медицинской карты школы. Данные выражены в % и количестве обращений на 1000 детей. Психологические особенности дошкольного периода (416 детей) оценивали по «Анкете для родителей первоклассников» [13].

Оценка проведена отдельно для всего массива и с разделением по половому признаку. Результаты подвергнуты статистической обработке, достоверность различий оценивали по критерию Стьюдента (t) и считали их достоверными при р<0,05 (в тексте - *).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ заболеваемости показал, что при рождении в ЭНБР чаще встречалась III группа здоровья (для всех детей, мальчиков, девочек), что говорит о более низком уровне здоровья (табл. 2). Об этом же свидетельствует более высокий номер группы здоровья при рождении (табл. 2).

Таблица 2

Показатели заболеваемости детей из ЭБР и ЭНБР при рождении и на первом году жизни

Показатели

Дети из ЭНБР

Дети из ЭБР

N

M±m

N

M±m

Номер группы здоровья при рождении, усл. ед.

291

1,95±0,02

319

1,86±0,02*

Дети с I группой здоровья при рождении, %

291

11,00±1,83

319

15,67±2,04

Дети со II группой здоровья при рождении, %

291

82,82±2,21

319

83,07±2,10

Дети с III группой здоровья при рождении, %

291

6,19±1,41

319

1,25±0,62*

Общая заболеваемость до года, обращений/1000

375

3680±124

435

3580±107

Болезни нервной системы с рождения до года, родовые травмы ЦНС, % детей

375

75,73±2,21

435

65,06±2,29*

В период с рождения до года среди детей из ЭНБР выше, чем среди детей из ЭБР, процент лиц, перенесших болезни нервной системы и родовую травму ЦНС (установлено для всех детей: 75,73±2,21% и 65,06±2,29%*; для мальчиков; для девочек), болезни уха и сосцевидного отростка (для всех детей: 8,27±1,42% и 4,60±1,00%*).

В тоже время в этот период среди детей из ЭНБР меньше процент лиц, перенесших болезни мочеполовой системы (для мальчиков: 2,49±1,10% и 7,00±1,64%*), отдельные состояния перинатального периода (для девочек: 20,69±3,07% и 29,69±3,30%*), болезни кожи и подкожной клетчатки (для всех детей: 232,0±27,3 и 312,6±29,8 обращений/1000*).

Не смотря на положительные моменты, такой интегральный показатель как группа здоровья указывает на негативное влияние экологически неблагоприятных факторов: в период с рождения до года среди детей из ЭНБР меньше доля лиц с I группой здоровья (показано для мальчиков).

В период с года до семи лет (табл. 3) у детей из ЭНБР выше общая заболеваемость (для всех детей: 2474±67 и 2217±56 обращений/1000*; для мальчиков), выше процент лиц, имевших болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ (для всех детей: 5,33±1,16% и 1,84±0,64%*; для мальчиков), психические расстройства, болезни нервной системы, дизартрию и дислексию (для всех детей: 30,67±2,38% и 21,38±1,97%*; для мальчиков); болезни органов дыхания (для всех детей 1712±54 и 1541±47 обращений/1000*; для мальчиков).

Причем проявление негативного влияния загрязнения окружающей среды чаще проявляется у мальчиков, что позволяет считать их организм более уязвимым к такого рода неблагоприятным воздействиям и рассматривать состояние их здоровья с года до 7 лет как возможный индикатор загрязнения.

Таблица 3

Показатели заболеваемости детей из ЭБР и ЭНБР в возрасте с года до 7 лет

Показатели

Дети из ЭНБР

Дети из ЭБР

N

M±m

N

M±m

Общая заболеваемость с года до 7 лет, обращений/1000

375

2474±67

435

2217±56*

Болезни органов дыхания с года до 7 лет, обращений/1000

375

1712±54

435

1541±47*

Психические и расстройства поведения, болезни нервной системы с года до 7 лет, % детей

375

30,67±2,38

435

21,38±1,97*

Примечание: * - различия с детьми из ЭБР достоверны, р<0,05

При изучении нервно-психического развития в 1 год, установлено, что в ЭНБР, в сравнении с ЭБР, дети позже начинают держать головку (для всех детей 1,88±0,07 и 1,67±0,04 мес.*, для мальчиков 1,96±0,09 и 1,66±0,06 мес.*), самостоятельно сидеть (для всех детей 6,29±0,05 и 6,08±0,04 мес.*, для мальчиков 6,24±0,07 и 5,96±0,06 мес.*), стоять (для всех детей 8,67±0,11 и 8,31±0,08 мес.*, для девочек 8,69±0,15 и 8,25±0,13 мес.*), ходить (для всех детей 11,04±0,08 и 10,78±0,07 мес.*, для мальчиков 11,15±0,11 и 10,69±0,09 мес.*), говорить сплошной речью (для мальчиков 27,56±1,41 и 24,26±0,74 мес.*).

Таким образом, факторы ЭНБР замедляют нервно-психическое развитие детей (преимущественно, развитие двигательной сферы и развитие речи), в особенности у мальчиков.

При изучении негативных психических состояний установлено, что в 3-5 лет среди детей из ЭНБР, чаще по сравнению с ЭБР, встречалась трудность в установлении контактов со сверстниками и взрослыми (для мальчиков 12,68±3,95% и 3,57±2,02%*), страхи (для мальчиков 29,58±5,42% и 14,29±3,82%), задержка речевого развития (для всех детей 18,64±3,59% и 7,69±2,13%, для мальчиков 28,17±5,3% и 9,52±3,20%).

В 5-6 лет у детей из ЭНБР чаще наблюдалась чрезмерная двигательная активность, раздражительность (для всех детей 35,59±4,41% и 23,72±3,41%), страхи (для всех детей 14,41±3,23% и 5,77±1,87%, для мальчиков 18,31±4,59% и 3,57±2,%), трудность концентрации внимания (для всех детей 20,34±3,71% и 9,62±2,36%*), трудность запоминания (для всех детей 25,42±4,01% и 14,10±2,79%*, для мальчиков 33,80±5,61 и 16,67±4,07*), нарушения звукопроизношения (для всех детей 18,64±3,59% и 6,41±1,96%*, для девочек 19,15±5,74% и 2,78±1,94%*).

В тоже время в ЭНБР ниже процент детей, имевших в возрасте 5-6 лет нарушениями сна (для девочек 00,00% и 5,56±2,70%) и навязчивые движения (для девочек 00,00% и 5,56±2,70%).

Таким образом, у детей из ЭНБР чаще встречаются негативные особенности психического развития. Причем наиболее часто они выявляются у мальчиков, по сравнению с девочками.

В 1-м классе среди детей из ЭНБР в сравнении с детьми из ЭБР (табл. 4) выше процент лиц с I группой здоровья и ниже процент лиц со II группой здоровья, соответственно, у детей из ЭНБР ниже номер группы здоровья. Все это говорит о том, что уровень здоровья первоклассников из ЭНБР не ниже, чем у детей из ЭБР.

Анализ результатов диспансеризации, проведенной в конце 1-го класса, показал, что среди детей из ЭНБР в сравнении с детьми из ЭБР ниже процент лиц, имеющих болезни глаза и его придаточного аппарата (для всех детей 0,80±0,46% против 3,45±0,87%*; для девочек), болезни кожи и подкожной клетчатки (2,40±0,79% против 5,52±1,09%*), травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (1,07±0,53% против 2,99±0,82%*), болезни органов пищеварения (для всех детей 10,56±1,46% против 20,86±1,59%*; для мальчиков; для девочек), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (для всех детей; для мальчиков; для девочек). Среди детей из ЭНБР меньше процент болевших в IV четверти (для всех детей; для мальчиков).

Таблица 4

Показатели заболеваемости детей из ЭБР и ЭНБР в возрасте 7-8 лет

Показатели

Дети из ЭНБР

Дети из ЭБР

N

M±m

N

M±m

Номер группы здоровья в 1-м классе, усл. ед.

375

1,95±0,03

435

2,09±0,02*

Дети с I группой здоровья в 1-м классе, %

375

21,12±1,93

435

7,06±1,0*

Дети со II группой здоровья в 1-м классе, %

375

62,70±2,29

435

76,69±1,66*

Дети с III группой здоровья в 1-м классе, %

375

16,18±1,75

435

16,26±1,45

Таким образом, изучение характера заболеваемости показало, что проживание детей в ЭНБР негативно отражается на их здоровье. Однако это касается преимущественно детей первых 6-ти лет жизни, и в меньшей степени – первоклассников. У детей из ЭНБР чаще наблюдалась третья группа здоровья при рождении, в период с рождения до года – болезни нервной системы, уха и сосцевидного отростка, но реже – болезни кожи. В период с года до 7 лет у детей из ЭНБР была выше общая заболеваемость, кроме того, чаще наблюдались болезни эндокринной системы, органов дыхания, психические расстройства и болезни нервной системы.

Кроме того, результаты наших исследований подтверждают мнение ряда авторов о том, что ТФ повышают у детей риск развития заболеваний нервной системы [2, 5, 8].

В отношении первоклассников можно утверждать, что наличие загрязнения не отразилось негативно на уровне их здоровья, если судить по группе здоровья, а также по общей заболеваемости и частоте различных классов болезней. В частности среди первоклассников из ЭНБР выше процент лиц с I группой здоровья.

В целом, полагаем, что поллютанты, в том числе свинец, содержащийся в выхлопных газах автотранспорта, оказывают, негативное влияние на здоровье детей первых шести лет жизни, что снижает устойчивость нервной, эндокринной и дыхательной системы к действию различных повреждающих факторов.

Выводы

Таким образом, установлено, что проживание в ЭНБР негативно влияет на состояние здоровья детей с рождения до 6 лет и, в первую очередь, на состояние нервной системы – у детей из ЭНБР выше общая заболеваемость, чаще отмечаются болезни нервной системы, как при рождении, так и в дошкольный период. С года до семи лет у детей из ЭНБР чаще наблюдаются болезни органов дыхания и эндокринной системы. Следствием неврологической заболеваемости является повышенная частота негативных психических проявлений у детей из ЭНБР. Кроме того, наиболее уязвимыми для факторов ЭНБР являются мальчики, заболеваемость которых по отдельным нозологиям выше, чем в общем массиве.

Литература

1. Ашихмина Т. Я., Сюткин В. М., Бурков Н. А. (ред.) Окружающая природная среда Кировской области – Киров: Изд-во ВятГПУ. – 1996. – 480 с.

2. Даутов Ф. Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. – Казань: Казанский университет. – 1990. – С. 117.

3. Лысенко А. И., Яруллин А. Х., Даутов Ф. Ф. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на территориях с различным уровнем антропогенной нагрузки // Гигиена и санитария. – 2002. – №4. – С. 41-43.

4. Маймулов В. Г., Пацюк Н. А., Баскович Г. А. Гигиеническая оценка влияния химического загрязнения окружающей среды мегаполиса на состояние здоровья детей // Гигиена и санитария. – 2004 – №2. – С. 31-33.

5. Привалова Л. И., Кузьмин С. В., Малых О. Л. и др. Роль загрязнения среды обитания свинцом в задержке психологического развития детей дошкольного возраста // Вестник РАМН. – 2002. – № 11. – С. 50-53.

6. Сабирова З. Ф. Состояние здоровья детей в зависимости от экологии района проживания // Педиатрия. – 2001. – № 2. – С.110-111.

7. Сливина Л. П., Веровский В. Е. Здоровье детей раннего возраста. Оценка факторов влияния в условиях крупного промышленного города // Экологическая безопасность и экономика городских и теплоэнергетических комплексов. – 1999. – С. 22-24.

8. Студеникин М. Я. (ред.) Экология и здоровье детей – М.: Медицина. – 1998. – 384 с.

9. Суржиков В. Д. Олещенко А. М., Суржиков Д. В. и др. Здоровье человека и факторы окружающей среды в индустриальных городах // Гигиена и санитария. – 2003. – № 6. – С. 85-86.

10. Сухотина Н. К. Психическое здоровье детей, проживающих в регионах с различным уровнем антропогенного загрязнения // Социальная и клиническая психиатрия. – 2001. – Т.11, № 2. – С.19-23.

11. Сюткин В. М. Экологический мониторинг административного региона. – Киров: ВГПУ. – 1999. – 232 с.

12. Толстогузов С. Н., Лепунова О. Л., Ковязина М. В., Плотникова С. В. Экологический мониторинг состояния здоровья детей в Тюменской области // Экология образования: актуальные проблемы – 1999. – №1. – С. 258-259.

13. Четверикова Е. В., Циркин В. И., Тулякова О. В. и др. Анкета для родителей первоклассника. Научно-методические материалы / Под ред. В. И. Циркина. – Киров: Изд-во ВГПУ. – 2002. – 27 с.

14. Braga Al., Saldiva P., Pereira L, et all. Health effects of air pollution exposure on children and adolescents in Sao Paulo // Pediat. Pulmonol. – 2001. – V.31, № 2. – P. 106-113.

15. Dudek B. Merecz D. Impairment of psychological functions in children environmentally exposed to lead // Int. J. Occup. Med. and Environ. Health. – 1997. – V.10, № 1. – P. 37-46.

ВЛИЯНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

М. С. Авдеева, О. В. Тулякова

ГОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет”, Киров

Двигательные качества  – это фундаментальные понятия возрастной физиологии. Вопрос об уровне их развития у младших школьников, не занимающихся активно спортом, в зависимости от различных факторов, изучен недостаточно. Разработка этого вопроса, по нашему мнению, имеет прямое отношение к пониманию закономерностей становления двигательных систем мозга на этапах раннего онтогенеза, в том числе в отношении факторов, влияющих на этот процесс. С этих позиций представляет интерес исследование осложненного течения перинатального периода на уровень развития двигательных качеств первоклассников.

Известно, что наличие осложненного течения беременности и родов негативно отражается на физическом развитии детей [1], а у девочек более старшего возраста – на темпах полового созревания [2].

Мы предполагали, что указанные факторы могут оказать негативное влияние и на развитие двигательной сферы ребенка. Однако прямых доказательств этого предположения в литературе мы не нашли.

Цель исследования – изучить уровень развития основных двигательных качеств первоклассников в зависимости от характера протекания перинатального этапа развития и половой принадлежности.

Материалы и методы исследования. Нами были исследованы данные пернатального анамнеза 500 первоклассников 11-ти школ г. Кирова.

Данные, касающиеся течения беременности и родов матери, собирались путем выкопировки из медицинских карт (из учетной формы № 112-У “История развития ребенка” и 026/у “Медицинская карта ребенка”) и “Анкеты для родителей первоклассников” [3].

Исследование пернатального анамнеза включало в себя анализ более 50 показателей, в т. ч. возраст родителей, наличие вредных привычек, влияние производственных и психологических факторов на организм матери во время беременности.

Учитывались интегральные показатели перинатального анамнеза, такие, как осложненный акушерский анамнез, осложненное течение беременности, осложненное течение родов. Каждый из показателей включал наличие целого ряда патологий (табл. 1).

Таблица 1

Затем нами были отобраны школьники с физиологичным перинатальным этапом развития, т. е. без осложнений акушерского анамнеза, беременности и родов. Таких детей оказалось 43 (25 мальчиков и 18 девочек). Далее методом случайной выборки были взяты 43 ребенка (25 мальчиков и 18 девочек) с осложненным перинатальным этапом развития, который включал осложненный акушерский анамнез, осложненное течение беременности и родов.

У этих детей (86 человек, 50 мальчиков, 36 девочек) по стандартным методикам мы оценивали уровень развития двигательных качеств: быстрота, координация, скоростная сила, гибкость, силовая выносливость, статокинетическая устойчивость, статокинетическая координация и уровень физической работоспособности.

В условиях спортивного зала и школьного стадиона на основании возраст­но‑по­ловых нормативов школьной программы проводили тестирование основных физических качеств в упражнениях: быстроту оценивали по скорости бега на 30 м, координацию – по скорости челночного бега 3 х 10 м, скоростную силу по длине прыжка с места, гибкость – по длине наклона из положения сидя на полу, силовую выносливость по количеству подтягиваний на перекладине для мальчиков и подтягиваний на низкой перекладине из виса лежа для девочек.

Для оценки статокинетической устойчивости использовали пробу Воячека [4], которую проводили из исходного положения – стопы вдоль прямой линии одна за другой, с открытыми глазами и руками, вытянутыми вперед. Ребенку предлагалось выполнить движения головой в сагиттальной плоскости – запрокидывание головы назад, затем возвращение в исходное положение. Регистрировалось количество движений головой, после которых ребенок сохранял устойчивость. В случае если это число достигало 8, исследование далее не проводилось.

Статокинетическую координацию оценивали по адаптированной пробе Ромберга [4], которую проводили в исходном положении: стопы вдоль прямой линии одна за другой, с закрытыми глазами при вытянутых вперед руках. Оценивалось время сохранения равновесия (при норме для 7‑летних детей – 16 с, для 8‑летних – 21 с).

Уровень физической работоспособности оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК), используя метод косвенного расчета МПК [5,6] по мощности работы и частоте сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении степ‑теста (восхождение на скамейку высотой 0,35 м в течение 4 мин. с частотой 20 циклов в минуту).

Мощность работы N, в кгм/мин находили по формуле: , где P – масса тела испытуемого, в кг; h – высота скамейки, в м; n – количество циклов в мин; 1,2 – коэффициент подъема и спуска. Величину МПК (мл/мин) рассчитывали по формуле Добельна [5,6]:

,

Где А – эмпирическая поправка к формуле в зависимости от возраста и пола (для мальчиков она составила 1,05, а для девочек – 0,8; N – мощность работы, в кгм/мин; H – ЧСС (уд/мин) при данной мощности работы; h – возраст­но‑половая поправка к ЧСС (h = 30 для мальчиков и девочек 1 классов); К – возрастной коэффициент, равный 0,931. Рассчитывали также относительное МПК (мл/мин/кг).

Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке. Вычисляли среднее арифметическое (М), стандартную ошибку среднего (m), что выражали в тексте и таблицах в виде М±m. Различия оценивали по критерию Стьюдента (t) и считали их достоверными при р<0,05 [7].

Результаты и их обсуждение. Установлено (табл. 2), что у детей с осложненным перинатальным этапом развития в сравнении с детьми, имеющими физиологический перинатальный этап развития достоверно больше (р<0,05) время челночного бега 3 х 10 м, что показано как для мальчиков, так и для девочек. Это свидетельствует о более низком уровне развития координационных способностей детей с осложненным перинатальным этапом развития.

Остальные показатели (табл. 2) достоверно не отличались, но можно проследить тенденцию к существенному снижению количественных показателей у детей с осложненным перинатальным развитием в таких качествах, как гибкость (наклон вперед из положения сидя на полу) и скоростная сила (прыжок в длину с места).

Таблица 2

Если сравнивать мальчиков с девочками, то в обеих группах (с физиологичным и с осложненным протеканием перинатального периода), наблюдаются четкие половые различия в уровне развития двигательных качеств: у мальчиков данные показатели достоверно выше, чем у девочек, кроме статокинетической устойчивости (проба Воячека) и статокинетической координации (проба Ромберга). В таком тесте как подтягивания, характеризующем силовую выносливость, сравнение между мальчиками и девочками не проводится, так как данный тест выполняется детьми в различных условиях (для девочек он облегчен) и сравнение было бы некорректным.

Таким образом, нами впервые показан негативный характер влияния факторов риска раннего развития на уровень формирования координационных способностей первоклассников, что подтверждает целесообразность дополнительных занятий с детьми, имеющими осложненный перинатальный этап развития. Следует отметить, что в формировании остальных двигательных качеств достоверных различий не выявлено. Поэтому необходимы дальнейшие исследования.

Ранее было показано [1], что неблагоприятное течение перинатального периода оказывает негативное влияние на физическое развитие. В частности, у детей имеющих фетоплацентарную недостаточность в анамнезе, и как следствие низкую массу тела при рождении, наблюдаются низкие антропометрические показатели в течение 7–8 лет жизни.

Кроме того, оценка полового развития 10–11‑летних девочек г. Кирова, показала, что наличие в анамнезе неблагоприятного течения перинатального периода отразилось в торможении начальных этапов полового созревания [2].

Таким образом, результаты наших исследований и данные литературы указывают на то, что осложненное течение перинатального периода негативно отражается на физическом развитии ребенка, что можно наблюдать и на 8‑м году постнатального развития, и значительно позже.

Очевидно также, что неблагоприятное течение перинатального периода сказывается на состоянии многих структур мозга, что проявляется в отставании развития его двигательной и интеллектуальной систем и вегетативной нервной системы.

Так, обследование 7-8 летних детей г. Архангельска, имеющих факторы риска перинатального этапа развития [10], выявило наличие у них электроэнцефалографических признаков незрелости коры больших полушарий головного мозга, проявляющихся в несоответствии альфа‑ритма возрастной норме.

Кроме того, было показано [11], что неблагоприятное течение перинатального периода оказывает негативное влияние на развитие высших психических функций (образного и логического мышления, речи) первоклассников и на успешность их образовательной деятельности.

Это означает, что дети с осложненным течением перинатального периода требуют повышенного внимания к себе как к объекту медицинского и педагогического воздействия.

Выводы. Осложненное течение перинатального этапа онтогенеза снижает у мальчиков и девочек координационные способности (судя по уменьшению скорости челночного бега 3х10 м). Косвенно это указывает на тормозное влияние осложненного течения перинатального этапа развития на процессы развития двигательных систем мозга.

Недавно добавили

Сейчас читают