Конспект урока по теме:
«Исследование ускорения свободного падения».
Выполнил студент 4 курса физико-математического факультета группы Ф-41-2 Посаженников М.А.
Проверил: Бутырский Г.А.
Киров, 2006г.
«Исследование ускорения свободного падения»
Класс: 9 В
Тип урока: лабораторная работа.
Цели:
Образовательные:
1. Научить измерять ускорение свободного падения.
Развивающие:
1. Развить умения делать теоретические выводы по проделанной работе.
2. Развитие мышления: сравнения, анализ, обобщение.
Воспитательные:
1. Воспитание самостоятельности, мировоззрения.
Средства проведения урока:
1. Учебник «Физика 9 класс». А.В. Перышкин, Е.М. Гутик.
2. Линейка, калькулятор.
3. Тетрадь для учащихся 9 классов «Физика 9 класс. Лабораторные работы, контрольные задания». В.В.Губанов.
Краткий план урока.
Этапы Содержание Время Методы и приемы
1. Организационный момент Приветствие 2 мин. Сообщения Учителя
2. Повторение актуализация знаний 1. Проверка Д\З
2. Постановка задач урока 5 Фронтальный опрос
3. Практическая часть Лабораторная работа по измерению ускорения свободного падения 35 Самостоятельная работа учащихся, коррекция деятельности школьников
4. Подведение итогов Подведение итогов
Д\з 3 Беседа с учениками
Ход урока.
1. Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Михаил Андреевич, я буду вести у вас уроки Физики в течение месяца .
2. Сейчас проверим домашнее задание (ученики открывают тетради, прохожу по рядам и смотрю, как выполнена домашняя работа). Есть вопросы по домашнему заданию?
У меня есть несколько вопросов к вам:
• Под действием какой силы падают тела на Землю?
• Какое падение называется свободным? Приведите примеры?
• Можно ли назвать падение парашютиста свободным, когда парашют не раскрыт и раскрыт?
• Что такое ускорение?
• Что показывает ускорение свободного падения тела?
• Чему она ровна?
• От чего зависит ускорение свободного падения?
3. В ходе лабораторной работы вы научитесь измерять ускорение свободного падения, вычислять погрешность. Находят две погрешности: абсолютную и относительную. Запишите определение погрешностей:
Абсолютная погрешность – это разница между тем значением которое мы получили и истинным значением.
Относительная погрешность – это отношение абсолютной погрешности к измеренной величине.
Если абсолютная погрешность – размерная величина, она измеряется в тех же единицах, что и сама измеряемая величина, то относительная погрешность – безразмерная величина. Она более объективно показывает качество измерения.
Ребята запомните, в 4 пункте длину, которую вы измерите, нужно умножить на 2, так как на рисунке изменен масштаб.
Теперь начнем выполнять лабораторную работу. Откройте тетради.
Прочитайте цель работы и ответьте на вопросы ниже, решите задачу.
Выполните практическую часть. Вычислить ускорение свободного падения, так же относительную и абсолютною погрешности.
Сделать выводы.
Те кто быстро выполнит работу открывают страницу 42 и решают задачи первого варианта, на отдельную оценку.
4. Теперь подведем итог. Чему вы научились? Что вам понравилось или нет?
Домашнее задание прочитать параграф 13.
Анализ урока.
Данный урок проводился в 9 «В» классе средней школы №42 г. Кирова.
Перед тем как приступить к работе ученики должны ответить на качественные вопросы по прошлому уроку. Лабораторная работа отличается от предыдущих тем, что в ней учащиеся не делают измерений на установках, только измеряют по линейке расстояние. По формулам выражают ускорение свободного падения и находят численное значение. Учащиеся самостоятельно выполняют эту работу.
Трудностями в ходе урока было то, что дети не могут сосредоточить полностью свое внимание на работе и слабая математическая подготовка. Ученики постоянно отвлекались, приходилось делать замечания, и возвращать их в учебный процесс.
Работы оценивались. «5» - Ответы на все вопросы, решена задача, правильно выражено и найдено ускорение свободного падения, вычислены погрешности и правильно сделан вывод. «4» - Ответы на вопросы с небольшими недочетами, решена задача, небольшие математические ошибки, сделан вывод. «3» - Ответы на вопросы, не грубые математические ошибки, нет вывода.
Оценки: «5» - 3, «4» - 2, «3» - 4, «2» - 4. В этот день проходило соревнование среди школ «Русский медвежонок» и часть класса отсутствовала.
Виды основных ошибок в лабораторной: математические, неправильно вычислено значение; логические, неправильно сделан вывод по полученным результатам.
К концу урока большинство ребят выполнили полностью работу. Я считаю, что это хороший результат. В ходе урока были достигнуты намеченные цели.