Тема: «Этапы решения задач на компьютере. Информационная модель. (На примере задачи, которую в дальнейшем следует решать посредством технологии хранения и поиска информации БД)»
Цели урока:
1. Образовательные:
1.1. Сформировать понятие информационной модели.
1.2. Познакомить учащихся с этапами решения задач на компьютере.
1.3. Научить строить информационную модель, выделять существенные свойства модели.
2. Воспитательные:
2.1. Воспитание разносторонности и гибкости ума, умения делать обоснованный выбор.
2.2. Воспитание эстетического чувства, тщательности в работе.
3. Развивающие:
3.1. Развитие мышления, способности к выделению существенных признаков явлений и процессов, к их сравнительному анализу.
3.2. Формирование умения смотреть на вещи с разных сторон.
3.3. Развитие воображения.
Оборудование урока:
- Компьютер, проектор, презентация, программа Мicrosoft ExcelПлан урока:
1. Организационный момент 3 мин.
2. Актуализация ранее изученного и мотивация к изучению новой темы. 4 мин.
3. Изучение нового материала: 43 мин.
3.1 Понятие информационной модели
3.2 Этапы построения информационной модели
3.3 Этапы решения задач на компьютере
4. Практическая работа. Решение задачи 25 мин.
5. Закрепление полученных знаний, подведение итогов урока. 5 мин.
Ход урока:
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.
2.
3. |
Организационный момент - Приветствие учеников - Отметить отсутствующих
Актуализация знаний и мотивация к изучению новой темы Ребята, сегодня у нас новая тема «Этапы решения задач на компьютере. Информационная модель.» (см. презентацию) - Знаете ли вы, что такое модель? - Приведите примеры моделей.
- А как вы думаете, что такое информационная модель? - Как можно ее построить? - Хотите научиться строить инф. модели?
Изучение нового материала - Записываем тему в тетрадь Информационной моделью объекта называется его описание. Описание может быть словесным, математическим, графическим. Любая инф. модель содержит лишь существенные сведения об объекте с учетом той цели, для которой она создается. (см. през.) Этапы построения инф. модели сейчас вы увидите на экране, предлагаю записать главные мысли. - выделяем существенные и несущественные свойства объекта - выделяем характеристики объекта - определить, что является результатом решения задачи - выявить связи между данными и результатом - метод достижения результата
- Где может пригодиться построение инф. модели? - Построение инф. модели необходимо нам для решения задач на компьютере. Рассмотрим этапы решения задач, см. презентацию 1) Постановка задачи. Построение инф. модели 2) Формализация задачи 3) Алгоритм решения задачи 4) Составление программы 5) Получение и анализ результатов
|
Приветствуют учителя.
(возможные ответы) Модель – подобие некоторого объекта. Примеры: манекен, глобус, фотография и т.д.
(затрудняются)
Да!
(запись в тетрадь)
(отвечают)
(запись в тетрадь) |
4. |
Практическая работа. Решение задачи на компьютере
- Задача: Определить платежеспособность клиента банка - Как будем решать данную задачу?
1) Постановка задачи. Построение инф. модели Объектом является человек, являющийся клиентом банка. Информационная модель – таблица, в которой указываются доходы, расходы клиента, сумма и срок кредита. Построение инф. модели: а) Существенными свойствами являются сумма кредита, срок отдачи, доходы и расходы клиента. Такие свойства, как пол, цвет волос клиента являются несущественными, ими мы пренебрегаем при решении задачи. б) Характеристики объекта: уровень заработной платы клиента и свободные деньги, которыми клиент может расплачиваться за кредит. в) Результатом решения задачи является определение платежеспособности клиента. г) Связи между исходными данными и результатом: если клиент имеет свободные деньги, то клиент платежеспособен, иначе неплатежеспособен. д) Метод достижения результата – использование компьютера.
2) Формализация задачи
|
- Поэтапно
Запись в тетрадь! |
5. |
Характеристики объекта имеют числовые значения и должны быть положительны. Единицы измерения – руб.
3) Алгоритм решения задачи - Как найти ежемесячную прибыль клиента?
- Как найти ежемесячный платеж?
- Как определить платежеспособность и неплатежеспобность клиента?
4) Составление программы Для реализации решения воспользуемся Microsoft Excel, открываем. Таблица в 4 столбца: Доходы – Расходы – Сумма кредита – Срок. Запишите данные в числовом формате. Выдайте мне результат.
5) Получение и анализ результатов
В дальнейшем мы будем решать подобные задачи, используя Microsoft Access.
Закрепление полученных знаний, подведение итогов урока. - Что нового для себя вы узнали на уроке? - Что такое информационная модель? - Какие этапы построения информационной модели вы знаете? - Какие этапы решения задач на ЭВМ вы знаете?
|
Доходы минус расходы
Общая сумма делить на срок
Если прибыль> платежа Если прибыль <платежа
Каждый ученик делает вывод о проделанной работе. |