Здравоохранение РФ, 2008, №4, С. 38-39
Л. Г. РОЗЕНФЕЛЬД, С. А. БАТРЫМБЕТОВА
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения (зав. — проф. Ю. А. Тюков) ГОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия
Студенты — особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода — детства и отрочества, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.
Здоровье населения должно рассматриваться с широких социальных позиций. Влияние социальной среды на здоровье человека осуществляется как через материальные условия (количество и состав пищи, уровень загрязнения воздуха и воды, условия труда и быта и т. д.), меняющиеся в результате индустриализации, урбанизации и экономической дифференциации социальных групп, так и через психическое восприятие социальной среды.
Вместе с тем здоровье индивида (его жизненный потенциал) может быть сохранено через оптимизацию его медико-биологического статуса и социального окружения с преимущественной ориентацией на факторы антириска заболеваемости и здоровый образ жизни, поддающиеся коррекции и требующие относительно малых экономических затрат с достижением максимально возможного эффекта от их внедрения.
Одним из важных показателей, позволяющих соотносить характер поведения индивида в отношении здоровья с его состоянием, является самооценка собственного здоровья.
Субъективные оценки студентами своего здоровья были изучены путем опроса 2105 студентов в 6 вузах Актобе.
По результатам исследования, здоровыми и практически здоровыми считают себя 77,4% опрошенных студентов, остальные сообщили о наличии хронических заболеваний.
Наиболее часто студенты отмечают у себя болезни нервной системы и органов чувств (15,1 на 100 опрошенных). На 2-м месте — болезни крови и кроветворных органов (14,3), на 3-м — болезни органов пищеварения (12,4). Далее в ранговом порядке следуют: болезни сердечно-сосудистой системы (8,8), эндокринной системы (7,4), органов дыхания (6,6), костно-мышечной системы (6,5), мочевыводящей системы (5,8).
Состояние здоровья студентов зависит от ряда факторов. Достоверно чаще здоровыми себя считают студенты, не состоящие в браке (72,1% против 44,3% тех, кто состоит в браке), не имеющие детей (69,1% против 51,3% среди учащихся, имеющих детей). Среди юношей больше чем среди девушек удельный вес тех, кто считает себя практически здоровым — 66,1% против 50,3% (данные по перечисленным характеристикам достоверны при Р < 0,05).
Состояние здоровья студентов от младших курсов к старшим ухудшается: удельный вес хронически больных увеличивается с 18,7% на 1-м курсе до 24,9% на 5-м (р < 0,05).
Особенно существенна связь самооценки здоровья с уровнем жизни. Чем выше оценивает студент свой уровень жизни, тем лучше его самооценка здоровья. Среди студентов с высоким уровнем жизни здоровыми себя считают 92,4%, а с низким — 58,4% (р < 0,05). И наоборот, среди студентов с высоким уровнем жизни хронически больных 7,6%, а среди тех, кто отметил, что имеет низкий уровень жизни - 41,6% (р < 0,01).
Студенты, имеющие собственное жилье и оценившие свои условия проживания как хорошие, значительно чаще других считают себя здоровыми. Среди них указали на то, что они здоровы и практически здоровы, 68,9%, а среди проживающих в общежитиях таковых в 1,5 раза меньше (р < 0,05).
Студенты, совмещающие учебу с работой, достаточно часто указывали на недостаток сна, дефицит времени на отдых. Все это неблагоприятно влияет на состояние здоровья. Наличие хронических заболеваний у себя среди работающих студентов отметили 28,7%, а среди неработающих — в 1,6 раза меньше (р < 0,05).
Интересно отметить, что при анализе влияния дополнительного заработка на состояние здоровья выявлен значительно больший удельный вес студентов, считающих себя здоровыми и практически здоровыми по сравнению с теми, кто такого источника дохода не имеет (70,3% против 57,4%, при Р < 0,05). Вероятно, те отрицательные моменты, которые связаны с дополнительной работой (дефицит сна, невозможность полноценного отдыха) нивелируются в какой-то степени удовлетворенностью личной и общественной жизнью, материальной обеспеченностью, более содержательным досугом.
Естественно, что от материальной обеспеченности зависит характер и качество потребляемых продуктов питания. Подтверждено влияние характера качества питания на здоровье. Отмечено, что студенты, у которых хватает средств на полноценное питание, регулярно употребляющие мясо, молочные продукты и фрукты, чаще, чем другие считают себя здоровыми (48,5 против 20,2 на 100 опрошенных каждой группы соответственно, Р < 0,05). Хронические заболевания отметили у себя 28,3% на 100 опрошенных 1-й группы студентов и 56,5 на 100 опрошенных 2-й группы (р < 0,05).
Одним из показателей отношения к своему здоровью является медицинская активность, т. е. своевременное обращение к врачу в случае заболевания, регулярность прохождения профилактических осмотров, выполнение рекомендаций врача.
По результатам исследования, медицинская активность студентов достаточно низкая. Своевременно обращаются за медицинской помощью только 28,3% опрошенных; 14% обращаются только тогда, когда необходимо освобождение от учебы, 16,1% лечатся сами или прибегают к советам родственников и знакомых; остальные идут к врачу только тогда, когда чувствуют, что без медицинской помощи им не обойтись. Всегда соблюдают рекомендации врача 44,6% студентов; 29,2% выполняют только то, что считают для себя разумным; а 11,8% следуют рекомендациям врача только до того момента, когда станет легче, т. е. прерывают лечение, не дожидаясь полного выздоровления.
Следует отметить и такой факт: 14,5% среди опрошенных студентов отметили, что не всегда выполняют предписания врача по объективной причине — не хватает денег на рекомендованные им препараты.
Среди тех, кто своевременно обращается к врачу, выполняет его указания и доводит лечение до конца, здоровыми себя считают значительно больше студентов, чем среди тех, кто не доводит лечение до конца и не выполняет рекомендации (65,3 и 42,2% соответственно; Р < 0,05).
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о влиянии на субъективную оценку здоровья студентов условий повседневной жизни, привычек и стереотипов поведения.
Нами были отобраны наиболее значимые факторы и рассчитана величина эффекта влияния фактора на хроническую патологию [1].
Для определения приоритетности как отдельных, так и комплекса социально-гигиенических факторов, влияющих на показатели здоровья студентов, мы распределили их на 3 категории: управляемые (т. е. те, на которые можно повлиять и изменить); условно-управляемые (те, на которые в данный момент невозможно повлиять или можно повлиять только через другие факторы) и неуправляемые (т. е. такие, влияние которых на современном этапе изменить невозможно).
Наибольшее влияние на самооценку здоровья оказывают следующие управляемые факторы: дефицит ночного сна, наличие стрессовых ситуаций, вредные привычки, медицинская активность, двигательная активность, наличие детей. Все управляемые факторы имеют достаточно высокий эффект влияния на состояние здоровья (в частности, на возникновение хронической патологии: от 0,84 до 0,61), и, естественно, в разработке и проведении профилактических мероприятий основное внимание должно уделяться именно им. Однако устранение негативного влияния выявленных управляемых факторов не столько зависит от желания и возможности самих студентов, сколько требует участия различных структур, в том числе органов здравоохранения и образования. Следовательно, и подходы к их разрешению должны быть разными. В связи с этим указанные факторы ранжировали на
Индивидуально и социально управляемые. В категорию индивидуально управляемых факторов отнесены те, негативное влияние которых можно устранить активным участием самих студентов и членов их семей (медицинская и двигательная активность, дефицит сна, курение, нарушения в режиме питания, собственное безразличие к здоровью, напряженные семейные отношения и конфликты в студенческих коллективах). Целенаправленное активное вовлечение студентов и членов их семей в устранение негативного влияния индивидуально управляемых факторов должно быть необходимым условием формирования здорового образа жизни.
Однако показатели здоровья студентов зависят и от условий образовательной среды, режима обучения, социальной работы в вузах, организации оздоровления студентов, вредных привычек, медицинского обеспечения и квалификации медицинского персонала — это группа социально управляемых факторов. Позитивное решение данных проблем и устранение или нивелирование данных факторов риска для здоровья возможно только при эффективном взаимодействии с другими ведомствами: органами образования, здравоохранения, социальной защиты; средствами массовой информации и др.
К сожалению, такие факторы, как уровень жизни, материальное обеспечение студентов, необходимость совмещения учебы с работой, на сегодня можно отнести к неуправляемым факторам, поскольку это должно решаться в рамках социальной политики на уровне государства. Однако, даже если воздействовать только на индивидуально управляемые факторы, такие как полноценный отдых, семейное положение, табакокурение, медицинская активность, двигательная активность, то это дает эффект снижения хронической заболеваемости среди студентов от 0,84 до 0,42 случая хронической патологии.
Удовлетворительное по качеству и достаточное по количеству питание дает эффект снижения средней хронической заболеваемости, равный 1,2 случая, отсутствие необходимости совмещать учебу с работой — 0,9 случая, снижение стрессовых ситуаций — 0,73 случая, полноценный сон — 0,41 случая. Однако эти факторы отнесены к условно управляемым, поэтому только эффективное межотраслевое сотрудничество позволит устранить негативное влияние социально управляемых факторов и позитивно повлиять на показатели здоровья студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов К. Л. // Медико-биологические и экологические проблемы здоровья человека на Севере: Материалы Международной науч. конф. — Сургут, 2004. — С. 59—62.